Подрывные заряды и средства взрывания
|
SK 2 KG | Подрывной заряд массой 2 кг. |
SSM 853 | Взрывчатка, используемая в заряде (тротил с гексогеном по 50%) |
DM29 | Марка заряда |
LOS SCH93L0001 | Партия номер SCH93L0001 |
В старых партиях зарядов возможна несколько видоизмененная маркировка.
Упаковка. Два 2-кг. режущих зарядов укладываются в обрешетке для боеприпасов DM60752 размерами 40 на 25 и на 23 см., или в ящике для боеприпасов DM50751 размерами 38 на 28 и на 22 см.. Общая масса брутто и в обрешетке и в ящике: 12,6 кг.
Удерживающие шины упаковываются в отдельные обрешетки по 10 штук.
Для учебных целей существует учебная версия заряда с обозначением DM48. Такой заряд окрашивается в светло-голубой цвет с белой маркировкой.
DM19
9-килограммовый режущий кумулятивный заряд DM19. (SCHNEIDLADUNG 9 kg,
DM19).
Представляет собой кумулятивный заряд
в стальном корпусе. Как и 2-килограммовый заряд DM29 этот заряд
имеет в своей нижней части не кумулятивную воронку, а продолговатую
кумулятивную выемку. Благодаря этой выемке заряд пробивает в подрываемом
объекте не круглое отверстие, а щель. Таким образом, взрыв как бы перерезает
объект. Отсюда и наименование - режущий заряд (Schneidladung).
Возможности заряда DM19:
*пробивает сталь на глубину до 18 см.,
* пробивает бетон на глубину до 80 см. с перебиванием стальной арматуры на
глубину до 30 см.
Основное предназначение заряда - перебивание бетонных и железобетонных изделий (плиты, стойки, балки). Допустимо применять и против стальных изделий (лист, тавр, двутавр, швеллер, рельс, труба, стержень).
Поскольку обычно бетонные изделия превышают по размерам размеры заряда, конструкцией предусмотрено соединение нескольких зарядов их торцевыми частями в каскад с помощью винтов и соединительных планок. Считается, что целесообразно соединять в каскад не менее, чем 4 заряда. Только, начиная от этого минимума заряд может давать наилучший эффект.
Основные параметры:
*длина - 20 см.,
*ширина - 28 см.
*высота (пластинчатые ножки не выдвинуты) - 28 см.
*высота (пластинчатые ножки выдвинуты) - 50 см.
*общая масса 18,2 кг.
*масса заряда (тротил с гексогеном по 50% (шифр по старой
номенклатуре- SSM 853, по новой - TR 8530)) - 9 кг.
Обозначение заряда по различным номенклатурам:
*Логистическое обозначение (Versorgungsartikelbezeichnung) -SPRENGKÖRPER
DM19, 9 kg, Schneidladung
*Логистический номер и номер по каталогу боеприпасов - 1375-12-127-4844-MQ19
1375-12-144-8562-MQ19
*Употребляемое наименование (Gebrauchsnamen) -Schneiladung 9 kg
*Системное обозначение (Planungsbegriff) -Schneiladung 9 kg
*Системный номер (Planungsnummer) -1375-25522
*Номер Памятки по боеприпасам (MunMerkbl)-1375-1019-1.
Заряд DM19 по конструкции весьма схож с зарядом DM29 и
представляет собой коробку из листовой стали толщиной 0.4 мм., заполненную в
своей верхней части смесью тротила и гексогена . Кумулятивная выемка
полуцилиндрической формы имеет медную обкладку толщиной около 4 мм.
Однако, в заряде DM19 только один металлический стакан для промежуточного
детонатора вделан в торцевую стенку корпуса. Второй, расположен в центре
верхней плоскости заряда. И оба стакана снабжены промежуточными
детонаторами. Отверстия стаканов заклеены пластиковыми заплатами.
Промежуточный детонатор представляет собой пентритовую шашку цилиндрической
формы, которая имеет внутри продольный канал для капсюль-детонатора
или электродетонатора. Эта шашка вставлена в штуцер, который имеет наружную
резьбу для ввинчивания в стакан и внутреннюю для того, чтобы в него
можно было ввернуть электродетонатор или держатель капсюль-детонатора.
В верхней части корпуса имеется
тканевая ручка для переноски и два загрузочных отверстия (для загрузки ВВ),
которые закрыты общей овальной крышкой (отверстия и крышка являются
заводскими технологическими элементами и в войсках никак не используются).
На каждой из двух наклонных плоскостей корпуса находятся
соединительные кронштейны, с помощью которых заряды могут скрепляться между
собой в каскад. Кроме того, на кронштейны уложены и закреплены пружинистыми
скобами соединительные планки, которыми заряды также скрепляются между
собой.
На рисунке слева показаны два заряда, соединенные между собой в каскад. С помощью стяжных болтов, пропущенных через отверстия в соединительных кронштейнах и планки, надетой на направляющие зарядов, обеспечивается жесткая связь зарядов между собой. Вторая планка показана рядом, чтобы стала понятной ее конструкция.
Для обеспечения оптимального расстояния между зарядом и
подрываемым объектом, заряд снабжен двумя пластинчатыми ножками, которые
сдвигаются вниз по направляющим. В выдвинутом положении ножки
фиксируются с помощью двух рессорных пластин, прикрепленных к ножке. Как
только ножка выдвинута до конца, пластины заскакивают своими верхними
концами в вырезы ножек и тем самым образуют упор для корпуса заряда.
Ножки в своей нижней части имеют отгибы, что позволяет их надвигать на
универсальную удерживающую шину DM10, которая обеспечивает
обеспечивает возможность установки на этой шине как 2-килограммовых, так и
9-килограммовых зарядов.
Также, в нижней части ножки имеется откидной клапан, с помощью которого
заряд может крепиться на объекте. В клапане имеется отверстие, сквозь
которое в подрываемый объект может быть вернут болт или гвоздь строительного
пистолета.
На рисунке показано, как один из двух зарядов каскада закреплен с помощью
шины, а второй с использованием откидного клапана.
Кроме того, на одной из наклонных плоскостей заряда имеется скоба. Она
предназначена для 1-метрового мотка проволоки или шнура. С помощью
проволоки заряд может крепится на подрываемом объекте. Для этой цели в
нижней части ножек имеются отверстия. Обычно этот способ закрепления
используется при использовании одиночного заряда, что целесообразно при
перебивании относительно небольших балок, стоек, столбов.
Передача детонации в каскаде от заряда к заряду в каскаде происходит лишь благодаря тесному контакту зарядов. Никаких средств передачи детонации не используется.
Использование зарядов с не выдвинутыми ножками нецелесообразно, поскольку эффективность заряда приближается к эффективности обычного сосредоточенного 9-кг. заряда.
Заряд окрашен в желто-оливковый цвет, как того требует стандартизация НАТО.
Маркировка наносится желтыми буквами (согласно стандарта НАТО STANAG 2321) на торцевой стенке заряда и содержит в себе::
SK 9 KG | Подрывной заряд массой 9 кг. |
TR 8530 | Взрывчатка, используемая в заряде (тротил с гексогеном по 50%) |
DM19 | Марка заряда |
LOS AB 1-2 | Партия номер AB 1-2 |
В старых партиях зарядов возможна несколько видоизмененная маркировка.
Упаковка. Один заряд DM19 упакован в обрешетку для
боеприпасов DM60750 размерами 35 на 24 и на 33 см. или в ящик для
боеприпасов DM50752 размерами 35 на 28 и на 33 см.
Масса брутто в обрешетке 20.6 кг, в ящике 20 кг.
Удерживающие шины упаковываются в отдельные обрешетки по 10 штук.
Для учебных целей существует учебная версия заряда с обозначением DM38. Такой заряд окрашивается в светло-голубой цвет с белой маркировкой. Он полностью по всем характеристикам совпадает с боевым зарядом, за исключением того, вместо настоящего ВВ в нем содержится инертное вещество, совпадающее по плотности с настоящей взрывчаткой.
DM35
20-килограммовый режущий кумулятивный заряд DM35. (SCHNEIDLADUNG 20
kg, DM35).
Представляет собой кумулятивный заряд
в стальном корпусе. Как и вышеописанные заряды этот заряд имеет
в своей нижней части не кумулятивную воронку, а продолговатую кумулятивную
выемку. Благодаря этой выемке заряд пробивает в подрываемом объекте не
круглое отверстие, а щель. Однако форма выемки необычна. Она не
полуцилиндрической формы, а остроугольной.
Заряд предназначен для перебивания особо прочных и крупных железобетонных конструкций с предварительно напряженной арматурой. Прежде всего, он используется при подрывании мостов, путепроводов и им подобных сооружений. Также может использоваться для перебивания стальных изделий с толстыми стенками. Применение против габаритных стальных изделий, но имеющих относительно тонкие стенки (стальные пролетные балки мостов и т.п.) считается нецелесообразным.
Заряд может использоваться как одиночно, так и в виде каскадного заряда любой длины, состоящего из двух и более скрепленных между собой торцевыми частями одиночных зарядов.
Возможности заряда DM35:
*пробивает сталь на глубину до 30 см.,
*пробивает бетон на глубину до 120 см. с перебиванием стальной арматуры на
глубину до 60 см.
При этом данная эффективность гарантируется только для каскадного заряда, состоящего из не менее, чем четырех одиночных зарядов.
От автора. Создатели этого заряда явно перестраховались. Отлично работает и одиночный заряд. Он буквально прорезает железобетонную балку. Не знаю, как обстоит дело с немецким бетоном, но наш обычный строительный железобетон пробивает примерно на 1.8 м. с полным перебиванием арматуры сантиметров на 40-45. Глубже, похоже арматура не перебивается полностью, но заметно теряет прочность.
Основные параметры заряда:
*длина - 25 см,
*ширина при не выдвинутых опорах 44 см.,
*ширина при выдвинутых опорах 53 см.
*высота (опоры не выдвинуты) - 40 см.
*высота (опоры выдвинуты) - 59 см.
*общая масса 38,6 кг.
*масса заряда - 20 кг.
В отличие от 2-кг. и 9-кг. зарядов этот заряд снаряжен гексотолом (80% гексоген и 20% тротил). Шифр по новой кодификации TR 8540.
Обозначение заряда по различным номенклатурам:
*Логистическое обозначение (Versorgungsartikelbezeichnung) -SPRENGKÖRPER
DM35, 20 kg, Schneidladung
*Логистический номер и номер по каталогу боеприпасов - 1375-12-321-4435-MQ18
*Употребляемое наименование (Gebrauchsnamen) -Schneiladung 20 kg
*Системное обозначение (Planungsbegriff) -Schneiladung 20 kg
*Системный номер (Planungsnummer) -1375-25302
*Номер Памятки по боеприпасам (MunMerkbl)-1375-1015-3.
Конструктивно заряд имеет форму, близкую к призме.
Опоры представляют собой прямоугольные конструкции, сваренные из труб
прямоугольного сечения, которые выдвигаются по направляющим.
На нижней части корпуса на боковых сторонах смонтированы нижние и
верхние центрирующие устройства, а также сцепные устройства, позволяющие
быстро выравнивать соседние заряды относительно друг друга и надежно
скреплять их между собой, а также запирающие устройства, фиксирующие опоры в
выдвинутом положении.
В отличие от вышеописанных зарядов, заряд DM35 в своем составе имеет два
наружных промежуточных детонатора DM14 (1) первой
ступени (Zündverctärker - дословно "усилитель
воспламенения"), из которых обычно задействуется один, и один
внутренний второй ступени (2) (Zündübertrager - дословно "передатчик
воспламенения"),
Средство взрывания (электродетонатор или зажигательная трубка)
ввинчивается сверху в резьбовое гнездо наружного промежуточного
тетрилового детонатора, который представляет собой самостоятельный узел, и
крепится в одно из двух байонетных креплений, имеющихся на верхней плоскости
заряда. Задача этого промежуточного детонатора первой ступени
-передать детонацию на внутренний промежуточный детонатор(2), который
представляет собой тонкостенную металлическую трубку, заполненную октогеном.
Внутренний промежуточный детонатор (99.6 гр. октогена) расположен
горизонтально под верхней плоскостью корпуса заряда и упирается своими
концами в торцевые стенки корпуса. В обеих концах трубки в октогене сделаны
кумулятивные выемки (3). Основными задачами внутреннего промежуточного
детонатора являются:
-принять детонацию от внешнего промежуточного детонатора(1),
-передать детонацию основному заряду взрывчатки (4) и одновременно
-передать детонацию с помощью кумулятивных выемок (3) соседним зарядам, если
несколько зарядов соединены в каскад.
От автора. На мой взгляд конструкция DM35 в
области взрывания чрезмерно и совершенно неоправданно усложнена.
Прежде всего, смесь ВВ, в которой 70% процентов составляет гексоген,
прекрасно взрывается от стандартного капсюль-детонатора или
электродетонатора, и нет никакой надобности в промежуточном детонаторе, и
тем более двухступенчатого.
Использование очень дорогого тугоплавкого взрывчатого вещества - октогена
оправданно и необходимо в снарядах скорострельных автоматических пушек типа
американской "Вулкан", где при стрельбе в стволе и затворе развиваются
высокие температуры. Однако, он совершенно не нужен в инженерном боеприпасе.
При тесном соприкосновении соседних зарядов детонация прекрасно передается
соседнему заряду и без кумулятивных выемок. На худой конец, можно иметь два
запальных гнезда, что позволит соединять соседние заряды детонирующим
шнуром.
Два промежуточных детонатора первой ступени не закреплены на корпусе заряда
и не встроены внутрь заряда, а уложены в транспортную укупорку. А это
всегда чревато тем, что при извлечении заряда из ящика и переноске к месту
взрывания эти детонаторы будут забыты или потеряны.
Конструкция соединительных замков тоже чрезмерно сложная, а центрирующие
пальцы и вовсе не нужны.
Создается впечатление, что конструкторы заряда DM35
больше всего были озабочены тем- как бы сделать его посложнее, а
значит и дороже. То, что все это в конечном счете приведет к затруднению
применения, их не волновало.
Впрочем, их можно понять. Фирма разработчик и производитель в условиях
демократии всегда заинтересованы только в одном - как получить
максимальную прибыль. Во что это обойдется налогоплательщикам их не волнует.
Одна из гримас демократии.
И во времена Вермахта немецкие минно-взрывные средства, особенно взрыватели, отличались сложностью конструкции. Да, они были надежны в работе и долговечны. Но если, например, сравнивать советский примитивный минный взрыватель МУВ и немецкий высокотехнологичный взрыватель того же назначения S.Mi.Z. 35, то при одинаковой надежности срабатывания на изготовление МУВа требовалось в пять раз меньше нормо-часов. А это значило, что германская промышленность давала взрывателей сколько могла, а советская сколько их нужно фронту. Великая Отечественная война была выиграна прежде всего в заводских цехах и конструкторских бюро.
Под верхним листом заряда находится пенопластовый
наполнитель (5), отделяющий основной заряд (4) от верхнего листа, а ниже
находится основной заряд.
Предназначение этого пенопластового наполнителя неясно.
В массе основного заряда помещен рассекатель детонационной волны (6), представляющий собой металлическую пустотелую коробку сложного профиля. Этот рассекатель проходит горизонтально от одной торцевой стенки заряда до другой и прикреплен к ним двумя парами винтов. Этот рассекатель обеспечивает формирование образование правильной кумулятивной струи.
От автора. Подобные рассекатели, называемые у
нас линзами, встречаются и в наших и в американских достаточно больших
кумулятивных зарядах. Однако у нас и у американцев с этой целью используют
обычную деревянную дощечку или диск определенной толщины. Зачем немцам
понадобилось создавать такое сложного профиля изделие, непонятно.
При испытательных взрывах самодельные заряды, одинаковые по форме и массе
немецкому DM35, но в которых вместо стального рассекателя помещали
обычнейший деревянный брусок примерно таких же размеров, давали совершенно
аналогичные результаты.
Заряд окрашен в бронзово-зеленый цвет, маркировка желтыми литерами.
Маркировка наносится в верхней части боковой стенки и содержит в себе::
SK 20 KG | Подрывной заряд массой 20 кг. |
DM35 | Марка заряда DM35 |
LOS BW 4-1 | Партия номер BW 4-1 |
По каким то причинам шифр взрывчатки на зарядах DM35 не указывается.
Промежуточные детонаторы DM14 окрашены также в бронзово-зеленый цвет и имеют на своем корпусе собственную маркировку желтыми буквами, которая содержит:
ZDVSTKR-SK DM14 | Промежуточный детонатор DM14. |
LOS BA 4-1 | Партия номер BA 4-1 |
Упаковка. Один заряд укладывается в ящик для
боеприпасов DM88270 размерами 65 на 40 и на 60 см. В ящик же
укладываются в пенопластовом пенале два промежуточных детонатора DM14.
Общая масса брутто 63 кг. При этом заряд в ящике обложен
амортизирующими пенопластовыми вкладышами. Инструкция требует, чтобы заряд
освобождался от вкладышей только непосредственно на месте установки заряда.
Переноска зарядов без них запрещена.
При применении на
горизонтальных объектах заряд может просто устанавливаться на
своих выдвижных опорах. Для применения на поверхностях наклонных,
вертикальных или если заряд необходимо закрепить на объекте снизу,
используются удерживающие шины (Halteschiene).
Несколько непонятно, но шины, используемые для зарядов DM35, называются
"HALTER,SPRENGKÖRPER, DM90", т.е. "Держатель заряда DM90". Вместе с
тем часто встречается обозначение этих шин как Halteschiene, DM90.
Длина шины 1 метр, ширина 7 см. Т.е. на паре шин может быть установлено до
четырех зарядов
С помощью анкерных болтов шины (две параллельно на расстоянии 53 см. друг от
друга) закрепляются на подрываемом объекте, а опоры заряда при его установке
на объект подсовываются под полки шин.
Следует заметить, что все крупные мосты, путепроводы Германии, особенно на магистральных шоссе и железных дорогах оснащены этими шинами и шинами к зарядам DM19/DM29 уже сейчас в мирное время.
Для учебных целей существует учебная версия
заряда с обозначением DM90. Такой заряд окрашивается в
бронзово-зеленый цвет, но маркировка белая. Кроме того, для отличения
учебного заряда от боевого (они окрашены одинаково) на верхней плоскости
учебного наносятся крупно две белые буквы "EX"
Он полностью по всем характеристикам совпадает с боевым зарядом, за
исключением того, вместо настоящего ВВ в нем содержится инертное вещество,
совпадающее по плотности с настоящей взрывчаткой.
Вышеперечисленными в трех частях статьи исчерпывается
номенклатура табельных зарядов ВВ Сухопутных Войск Бундесвера. Однако,
это не означает, что инженерные войска используют исключительно эти
заряды. Кроме них, на снабжении имеются иные заряды, в том
числе коммерческие, заряды ряда стран NATO, заряды бывшей
Национальной Народной Армии ГДР (читай советские заряды), и есть основания
полагать, что и по сей день используются заряды, оставшиеся от Вермахта.
Не следует забывать и о том, что в Люфтваффе и Кригсмарине существуют
свои табельных подрывные заряды, которые могут использоваться и в Сухопутных
Войсках.
В последующих статьях будут описаны средства взрывания Бундесвера.
1.HDv 285/110 VS-NfD Kampfmittel für den Pionierdienst.
Köln, 23. Mai 2003.
2. MunitionMerkblatt 1375-1019-2. Materialamt der Bundeswehr. 5205 St
Augustin. 29.10.1974.
3.MunitionMerkblatt 1375-1019-1. Materialamt der Bundeswehr. 5205 St
Augustin. 14.01.1975.
4.MunitionMerkblatt 1375-1015-3. Materialamt der Bundeswehr. 5205
Sankt Augustin. November 1995.
5.Руководство по подрывным работам. Военное издательство МО СССР. Москва.
1969г.
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерные боеприпасы