Инженерные боеприпасы

Армия Германии (Die Wehrmacht)

Противолыжная мина
(Skimine)

skimine-1.jpg (9802 bytes) Противопехотная фугасная мина нажимного действия.   Предназначена для выведения из строя личногоskimine-2.jpg (11798 bytes) состава, передвигающегося на лыжах, а также для выведения из строя зимнего гужевого транспорта (конных саней). Поражение наносится силой взрыва мощного заряда ВВ (200 или 300 грамм). При взрыве мины повреждается лыжа (полоз саней) и причиняется тяжелая или средняя контузия лыжнику (лошади и кучеру). Возможны также ранения осколками металлического корпуса мины.

Мина устанавливается в снег под углом 45-60 градусов к горизонтали навстречу направлению движения лыжников так, чтобы усики взрывателя не были видны над поверхностью снега. В силу малой вероятности попадания лыжников на мину они  не были предназначены для массового минирования и создания из них противопехотных минных полей. Эти мины использовались немецкими разведывательно-диверсионными группами (ягд-командами) и устанавливались одиночно или группами по три-четыре штук на накатанных лыжнях или санных путях. Также эти мины часто использовались для сдерживания, противника, преследующего отходящую разведгруппу. В этом случае мина ставилась солдатом,skimine-3.jpg (17786 bytes) замыкающим группу, в свои лыжные следы.

Мина состоит из металлического трубчатого, заостренного внизу и открытого сверху корпуса (1), деревянной пробки с отверстием для взрывателя (2) и картонной распорной втулки (3).

В мину вставляются две или три (в зависимости от длины корпуса, т.е.  варианта мины) стограммовые тротиловые или мелинитовые шашки   Bohrpatrone 28 (4).

Затем сверху в мину сначала вставляется картонная распорная втулка (3), которая ложится на верхнюю шашку. Затем в корпус вставляется деревянная пробка (2). Отверстие в пробке в транспортном положении  обычно закрывается деревянной  заглушкой. Взрыватель (5) нажимного действия Sprengminezuender 35 (S.Mi.Z 35) или Sprengminezuender 44 (S.Mi.Z.44) и капсюль-детонатор Sprengkapel Nr.8 (6) переносятся отдельно в собственной транспортной упаковке.

Для подготовки мины к установке необходимо извлечь деревянную заглушку из пробки, вставить во взрыватель капсюль-детонатор и сборку аккуратно опустить в отверстие в пробке до упора. Перед установкой мины в снег извлечь из взрывателя предохранительную чеку (7), предварительно свинтив с нее стопорный барашек (7а). После этого, удерживая мину за корпус, воткнуть ее под углом 45-60 градусов в снег.

Мина извлекаемая, обезвреживаемая. Для ее обезвреживания необходимо вставить в отверстие в штокеskimine-4.jpg (6477 bytes) взрывателя предохранительную чеку или ее заменитель (гвоздь или проволоку диаметром около 1,5 мм), после чего извлечь взрыватель из мины. Затем перевернуть мину деревянной пробкой вниз и вытряхнуть на ладонь капсюль-детонатор (если он до этого не вышел из мины вместе со взрывателем). если не удалось вставить в skimine-5.jpg (12747 bytes)отверстие предохранительную чеку, то такая мина считается необезвреживаемой и подлежит уничтожению на месте,
Следует заметить, что из-за довольно низкой чувствительности взрывателя (усилие срабатывания более 5 кг.) извлечь взрыватель, находящийся в боевом положении, из мины, а затем капсюль-детонатор из взрывателя не составляет затруднений. Однако не стоит этого делать, если пробка разбухла и зажала взрыватель.

В качестве взрывателя в мине могут использоваться взрыватели нажимного действия либо Sprengminezuender 35 (S.Mi.Z 35)  либо Sprengminezuender 44 (S.Mi.Z 4) , оба с  капсюлем-детонатором Sprengkapel No8 . Эти два взрывателя предназначались только для мин S.Mi.35 и S.Mi.44, но для мины  Skimine было сделано исключение.

Тактико-технические характеристики мины   Skimine

Тип мины....................................................................................................... противопехотная фугасно- осколочная нажимного действия 
Материал корпуса......................................................................................... металл
Первый тип Второй тип
Масса мины................................................................................................... 900гр. 800гр.
Масса взрывчатого вещества (тротил, пентрит)....................................... 300гр. 200гр.
Диаметр корпуса........................................................................................... 3.5см. 3.5см.
Высота (по корпусу)..................................................................................... 43см. 33см.
Диаметр зоны нажимного датчика цели................

3 см.

Чувствительность нажимного датчика цели............................................. 5-10кг.
Радиус поражения........................................................................................ 2-3м.
Время приведения в боевое положение.................................................... мгновенно после извлечения предохранительной чеки
Температурный диапазон применения.....................................................

-30 - -5градусов

Применяемые взрыватели..........................................................................  S. Mi. Z.44,  S. Mi. Z. 35 
Извлекаемость..............................................................................................

да

Обезвреживаемость......................................................................................

да

Время боевой работы................................................................................... один зимний сезон

skimine-6.jpg (11237 bytes)Примечания автора. Этих мин автору встречать не приходилось. После таяния снега такие мины, очевидно, оказывались лежащими на земле и уже опасности не представляли. Дело в том, что мина негерметична и талая вода (самая всепроникающая и затекающая жидкость на свете) наверняка попадала в щель между пробкой и корпусом взрывателя, а затем и в открытый капсюль-детонатор, делая его неработоспособным.
Да и установка мины в снегу дело сомнительное и ненадежное. В рыхлом снегу мина под толчком лыжи, скорее всего, просто сдвинется с места.  При хорошей солнечной погоде зимой под действием солнечных лучей корпус мины (даже будучи под снегом) несколько нагревается, и мина опускается вниз, одновременно поворачиваясь в горизонтальное, либо в вертикальное положение. В случае оттепели верхняя часть мины моментально оказывается поверх снега. Вообще, снег очень коварная и крайне  ненадежная штука для минеров.
Недаром большинство Наставлений рекомендуют докапываться до грунта и ставить мины на грунт, выводя наверх чувствительные датчики цели типа антенн. Лыжник уж слишком мало оказывает давления на снег, а всякие натяжные проволоки поверх снега часто очень хорошо видны. Так что хотя Skimine и существовала, но применялась очевидно весьма редко.

И еще один любопытный момент - эта мина не отнесена к табельным (Heeresminen), но  если она была бы отнесена к вспомогательным (Behelfsminen), то это слово стояло бы впереди слова Skimine, т.е. по немецким правилам она должна была бы называться Behelf- Skimine, а этого нет.

Источники и литература

1.Wolfgang Fleischer. Deutsche Landminen 1935-1945. Waffen-Arsenal. Band 164.
2.Colin King Editor. Jane's Mines and Mine Clearance.
3. William C. Schneck. The Origins of Military Mines. Engineer Bulletin №7-1998
4. Справочник-идентификатор боеприпасов армии США ORDATA II
5. Руководство по очистке местности от взрывоопасных предметов. Часть-1. Боеприпасы Германской и Красной армий 1930-1945 гг. Военное издательство. Москва. 1974г.
6..Минно-подрывные средства противника. Военное издательство народного комиссариата обороны. Москва. 1943г.
7.TM 9-1985-2/TO 39B-1A-9. German Explosive Ordanance (Bombs, Fuzes, Rocets, Land mines, Grenades and Igniters) 0 1325 005 0002. Departaments of the Army and Air Force. March 1953.
8.Ausbildungsvorschrift fuer die Pioniere (A.V.Pi).Teil 4b. Minen und Minenzuender.Vom 10.9.44
9.German Demolition Equipment. Information Section, Intelligence Division, Engineer Service, APO 887. Engineer Section. A.F.H.Q. May 1944.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерные боеприпасы

Заметки на полях 
Стоит пояснить разницу в советских и немецких обозначениях мин. У нас мины обозначаются буквенно-цифровыми аббревиатурами, например, противопехотная мина "ПОМЗ-2М", реже только буквенными аббревиатурами типа "ПМН". У немцев же во время Второй Мировой войны мины было принято обозначать только цифровым индексом, чаще всего годом принятия мины на вооружение, но поскольку это могло приводить к путанице (например в 1935 году на вооружение были приняты две мины - одна противопехотная, другая противотанковая), то перед цифровым индексом указывали одним словом характерные признаки мины (не тип, а признаки!). Например, "Tellermine 35". Дословно - "Тарельчатая мина 35". Или "Sprengmine 35" , т.е. "Выпрыгиваяющая мина 35" . А хорошо известные всем обозначения типа T.Mi.35 это просто сокращенное написание.  Ну, типа нашего вместо длинного и неуклюжего "бронетранспортер" мы пишем БТР.

Нельзя писать "Tellermine T.Mi.35" или даже "Mine T.Mi.35". Только либо "Tellermine 35", либо  T.Mi.35. Можно также писать T-Mine 35, что широко использовалось в немецких служебных изданиях.

Если же мина того или иного вида в этом году принималась  одна, то нередко она имела просто название без цифрового индекса. Например, так произошло с легкой противотанковой миной leichte Panzermine (l.Pz.Mi.))в переводе это означало "легкая танковая мина".

То же самое произошло с этой противолыжной миной. Немцы ее назвали Skimine - т.е. "Лыжная мина", а в силу краткости слова не потребовалось использовать сокращение и мы не можем подобно l.Pz.Mi. писать что либо типа Sk.Mi, т.к. этого не делали сами немцы.

klassif-1.gif (2092 bytes)