Инженерные боеприпасы

Армия Германии (Die Wehrmacht)

Рампен мина
Rampenmine (Ramp.Mi.)

rampmine-1.jpg (10355 bytes) В советских источниках эта мина именуется как "Германская аппарельная мина". Она    предназначена для выведения из строя автомобилей, бронетранспортеров, колесных и гусеничных тягачей (тракторов) и легких танков.

Была принята на вооружение Вермахта не позднее осени 1939 года в качестве вспомогательной мины (Behelfsmine). Использовалась на протяжении всей Второй Мировой войны. Изготавливалась в саперных батальонах из досок с использованием стандартных подрывных зарядов Geballte Ladung 3 kg  ( вес заряда 2.99кг. тротила или пентрита) или Sprengbuchse 24  (вес заряда 0.988кг.) и стандартных взрывателей нажимного действия D.Z.35.
Для одной мины использовалось три заряда и три взрывателя.

Исходя из ее конструкции и массы заряда эту мину следует относить к противотранспортным минам, устанавливаемых преимущественно на дорогах или узких проездах.

Конструктивно мина представляет собой доску длиной 3 метра, с закрепленными на ней наклонно с  помощью деревянныхrampmine-2.jpg (8068 bytes) клиньев  трех зарядов. Крайние заряды размещаются на расстоянии 40 см. от конца доски, а средний точно посередине длины доски. В имеющиеся в зарядах запальные гнезда ввинчены нажимные   взрыватели D.Z.35.
Сверху укладывается вторая доска, одним краем опирающаяся на край нижней доски, а вторым на взрыватели. Обе доски соединены вместе с помощью гвоздей и проволоки. Около концов обеих досок в них проделаны отверстия для колышков, с помощью которых мина закрепляется на грунте.

Мина устанавливается на местности на вероятных путях движения транспорта противника так, что опущенный край верхней доски смотрит в сторону противника. Верхняя доска играет роль нажимного датчика цели. Машина противника наезжая передними колесами на верхнюю доску, давит на взрыватели, в результате чего происходит взрыв. При благоприятном попадании машины на доску крайние заряды взрываются примерно под колесами, а средний под мотором машины. Силой взрыва машина выводится из строя.
При неблагоприятном попадании машины на мину все равно взрыв происходит под одними из передних колес, выводя машину из строя, а два других заряда срабатывают впустую.

rampmine-3.jpg (13914 bytes)Автомобили и колесные трактора  обычно при подрыве на этой мине полностью выходят из строя или как минимум требуют капитального или среднего ремонта. Водитель и пассажиры обычно получают контузию, а часто и ранения осколками стекла, обломками разрушенных частей машины.

Гусеничные трактора (тягачи) и легкие танки типа Т-26, БТ-7, Т-50 обычно получают повреждения ходовой части и днища, препятствующие их эксплуатации без ремонта (текущий или средний ремонт).

Поскольку стандартные немецкие заряды в цинковой упаковке имеют три-пять гнезд для взрывателей или иных средств взрывания, то одно из гнезд обязательно оказывается на той стороне заряда, которая прижата к деревянному клину. Это позволяло немецким саперам, просверлив клин и нижнюю доску, устанавливать в мину дополнительный натяжной взрыватель Z.Z.35 или Z.Z.42, что делает мину неизвлекаемой.

Особенности конструкции позволяют установку этой мины только на грунт.

Вместе с тем, эту мину очень удобно использовать в качестве противотранспортной мины на дорогах с твердым покрытием. В этом случае ее можно использовать в качестве минного шлагбаума, т.е. мина укладывается ( без закрепления ее колышками) перпендикулярно оси   дороги за пределами проезжей части, а через дорогу протягивается веревка, которая тянется к саперу, укрывающемуся в стороне от дороги на безопасном расстоянии. При приближенииrampmine-4.jpg (26586 bytes) машины сапер резко тянет за веревку, в результате чего мина выползает на дорогу, когда тормозить уже поздно.

Второй вариант мины описан во французском документе под названием Mines Terrestres Allemandes изданном в январе 1940 года.
Принцип работы мины достаточно ясен  из приведенного здесь рисунка из этой книги. Автор взял на себя смелость только выделить желтым цветом саму мину. Мина помещается рядом с дорогой и закрепляется колышком с одной стороны. Во второе отверстие продевается веревка, которая с использованием придорожных деревьев, либо специально вбитых колышков натягивается через дорогу на высоте примерно уровня бампера или радиатора. Таким образом, водитель мину видеть не может (поскольку ее на дороге нет), а натянутую через дорогу веревку замечает слишком поздно. Попав своей передней частью   на веревку, машина сама поворачивает мину поперек дороги, наезжает на мину, взрыв.

Тактико-технические характеристики мины   Ramp.Mi.

Тип мины................................................................................................ противотранспортная    фугасная  нажимного действия.   действия
Материал корпуса................................................................................... дерево
Масса мины (снаряженной)................................................................. 11 или 18 кг
Масса взрывчатого вещества (пентрит, тротил)................................ 3кг или 9кг.
Длина................................................................................................... 300см.
Ширина................................................................................................... 40-55см.
Высота (без учета высоты колышка).................................................... 20-26 см.
Усилие срабатывания  (по центру).......................................................
                                        (по краю).........................................................
180кг.
60-70кг.
Время приведения в боевое положение.............................................. мгновенно после удаления предохранительных чек у всех взрывателей)
Температурный диапазон применения................................................ -30 - +40 градусов
Применяемый взрыватель.................................................................... D.Z.35 (3 шт.)
Взрыватель неизвлекаемости................................................................ Z.Z.35 или Z.Z.42
Обезвреживаемость................................................................................ да/нет
Извлекаемость....................................................................................... да/нет
Время боевой работы............................................................................ 3-6 месяцев

Сведений об укупорке этих мин не имеется. Мина обычно не окрашивалась и маркировки не имела , заряды имели стандартную маркировку и окрашивались в оливково-зеленый или любой иной цвет. Сведений о количестве изготовленных мин не имеется.

 

Источники и литература

1.W. Fleischer. Deutsche  Landminen 1935-1945. Waffen-Arsenal. Band 164
2.TM 9-1985-2,/TO 39B-1A-9. German Explosive Ordanance (Bombs, Fuzes, Rocets, Land mines, Grenades and Igniters) 0 1325 005 0002. Departaments of the Army and Air Force. March 1953.
3.Lieutenant Dujardin. Mines Terrestres Allemandes. Documentation groupee at mise au point par le. Pour de centre d`instruction du genie de l`armee.  10 Genie-Besancon. Janiver 1940
4.Минно-подрывные средства противника. Военное издательство народного комиссариата обороны. Москва. 1943г.
5.Ausbildungsvorschrift fuer die Pioniere (A.V.Pi).Teil 4b. Minen und minenzuender.Vom 10.9.44
6.German Demolition Equipment. Information Section, Intelligence Division, Engineer Service, APO 887. Engineer Section. A.F.H.Q. May 1944.
7.TM 9-1985-2,/TO 39B-1A-9. German Explosive Ordanance (Bombs, Fuzes, Rocets, Land mines, Grenades and Igniters) 0 1325 005 0002. Departaments of the Army and Air Force. March 1953. 

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерные боеприпасы

Заметки на полях. На взгляд автора заряды следовало бы соединять между собой детонирующим шнуром с капсюлями-детонаторами по концам, чтобы гарантировать взрыв всех зарядов, иначе не исключается, что при наезде машины на край мины или вообще ближе к одному краю сработает только один взрыватель и взорвется только один заряд. Два других могут оказаться   просто значительно поврежденными и непригодными больше ни к чему. Т.е. 2 или 6 кг. взрывчатки пропадут напрасно. Да и три взрывателя на одну мину есть не самое лучшее решение, хотя и наиболее простое.