Инженерные боеприпасыКрасная АрмияПротивотранспортная мина ПДМ-1В Наставлениях и Руководствах времен Великой Отечественной войны эта мина именовалась как "Партизанская дорожная мина ПДМ-1". Мина предназначена для выведения из строя подвижного состава на железной дороге методом разрушения рельсового пути, что приводило к сходу поезда с рельс и крушению. Строго говоря, это не вполне мина, т.к. заряд ее довольно мал, всего 800 грамм тротила, чего недостаточно для разрушения рельс, поскольку мина должна устанавливаться под основание рельса или под шпалу. ПДМ-1 это в большей степени взрывное устройство, инициирующее взрыв дополнительного заряда массой не менее 3 килограмм, а заряд самой мины это скорее промежуточный детонатор. Мина ПДМ-1 просто ставится на этот дополнительный заряд ВВ или вплотную к нему своей задней стенкой. Но во всех случаях нажимная головка мины и дополнительный заряд должны находиться под рельсом или шпалой. Эта мина была предложена в 1942 году и применялась преимущественно войсковыми диверсионными группами РККА и НКВД вплоть до осени 1944 года, т.е. до момента переноса боевых действий за пределы СССР и связанного с этим прекращения диверсионных действий на железных дорогах. Отличительной особенностью мины было наличие простейшего
прибора кратности, позволявшего настраивать мину на взрыв от первого или
второго нажатия на нажимную головку мины, причем срабатывание мины от
второго нажатия могло произойти не раньше, чем через 3-5 минут после первого
нажатия. Конструктивно мина представляет собой деревянный ящик размером 12х12х11.5 см с передней крышкой. Внутри ящика в одном отсеке размещаются две тротиловые шашки массой по 400 грамм, в другом отсеке взрывной механизм, смонтированный на металлической пластине, прикрученной шурупами в деревянной перегородке. Нажимной шток к колпачком и пружиной через отверстие в верхней части мины выходит наружу. Пружина опирается на металлическую шайбу, лежащую на верхней части мины.. В верхней части штока имеется горизонтальное отверстие для предохранительной чеки, имеющей вид стального пружинистого полукольца. Наличие этой чеки исключает непреднамеренное случайное нажатие на шток во время транспортировки мины и ее установке. На рисунке справа мина показана со снятой передней крышкой, открывающей доступ к взрывному механизму. Хороша видна металлическая пластина, прикрученная винтами к перегородке, за которой помещаются две тротиловые шашки, и смонтированный на ней взрывной механизм, левее запал МД-2, вставленный в пластину. Взрывной механизм смонтирован на
металлической пластине (1), крепящейся четырьмя шурупами к деревянной
перегородке. К пластине приклепаны два треугольных кронштейна (2) с
отверстиями для нажимного штока (3) и вращающейся оси (4). В
горизонтальные отверстия поворотной оси вставлена П-образная рамка (5),
имеющая в центре ударник (7), и рядом с ним два отверстия малого диаметра
для продевания в них стальной проволочной струны. На вращающуюся ось надета
винтовая пружина (6), верхний конец которой крючком охватывает П-образную
рамку, а нижний вставлен в отверстие, имеющееся в пластине. Эта пружина все
время стремится повернуть рамку по часовой стрелке. В пластине также имеется отверстие, в которое вставляется
запал МД-2
(13) и к пластине приклепан прямоугольный кронштейн (14). Когда мина находится в предохранительном положении, то нижний, выступающий за поворотную ось конец П-образной рамки (5) опирается на нажимной шток (3) и рамка не может повернуться на своей оси. Шток же не может опуститься вниз, т.к. его удерживает в верхнем положении предохранительная чека (9) и пружина (11). Перевод мины осуществляется удалением предохранительной
чеки. С этого момента шток удерживается в верхнем положении только своей
пружиной. При втором нажатии на шток он опускается вниз и его верхний вырез совпадает с верхним концом П-образной рамки. Ничем теперь не удерживаемая П-образная рамка резко повернется по часовой стрелке до конца и ударит своим ударником по капсюлю запала МД-2. Взрыв!. Таким образом становится ясно, что под действием контрольной нагрузки (мотовоза с платформой) взрыва не произойдет, как не произойдет его и под всеми последующими нажатиями на нажимной колпачок, пока не пройдет 3-5 минут. А вот под первой осью локомотива поезда взрыв произойдет мгновенно. Если же минер решает, что необходим взрыв мины под первой нагрузкой, например, если поезд идет без контрольной нагрузки впереди), то первое нажатие он осуществляет сам, нажав рукой на нажимной колпачок. Тактико-технические характеристики мины ПМД-1
Мина устанавливается в балласт под основание рельса или под шпалу. Обезвреживание мины производится вставлением в отверстие штока предохранительной чеки или ее заменителя. После этого, необходимо не трогая мину с места, открыть переднюю крышку и вытащить запад МД-2. Мина поставляется в войска неокончательно снаряженной. П-образная скоба повернута ударником в отверстие для запала. Шашки располагаются на штатном месте, запал МД-2 поставляется отдельно в своей штатной укупорке. В боевых условиях разрешается запал транспортировать в деревянном пенале в переднем отсеке мины. К работе с миной допускается лишь специально обученный личный состав. Решение на установку мины может принимать только командир группы минеров. Мина ПМД-1 может быть окрашена в темно-зеленый цвет или только покрыта слоем олифы. Встречались мины неокрашенные. Маркировка наносилась черной краской по трафарету на крышку мины и включала в себя обозначение мины, шифр ВВ, номер снаряжательного завода, номер партии, год изготовления. Однако, наличие маркировки не являлось обязательным. Сведений по укупорке мин и изготовленному количеству не имеется. Конечно, мина не лишена недостатков. Если, например, она установлена на двукратное нажатие ( с учетом прохода контрольной нагрузки), а поезд идет без контрольной нагрузки, то мина либо взорвется под одним из последних вагонов, либо, если поезд идет достаточно быстро и до истечения 3-5 минут над миной пройдет последний вагон, то этому поезду повезло и мина сработает под паровозом следующего эшелона. Но от подобного недостатка свободны только управляемые мины, когда минер имеет возможность менять режим работы мины в любой момент времени. А такое возможно только либо с радиовзрывателями, которых для противотранспортных мин тогда не существовало, либо по проводам, если мина инициируется с помощью электродетонатора. Вторым и более существенным недостатком был перерезаемый металлоэлемент. 3-5 минут это для средних погодных условий летом. Зимой время перерезания возрастало до 72 часов ( при -40 градусах). Поэтому, приходилось просто удалять этот металлоэлемент и мина теряла свое преимущество срабатывания от двукратного нажатия, а работала как обычная нажимная мина. Либо минер делал рукой первое нажатие и она работала как обычная нажимная противотранспортная мина с замедлением. Сколько пройдет времени до того, как будет перерезан металлоэлемент, минер мог знать только примерно и взрыв мины происходил под "невезучим" эшелоном. Апрель 2005 г. Источники и литература.1. Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной
части и применению. Книга первая. Военное издательство. Москва. 1976 г. ---***--- |
©Веремеев Ю.Г. Главная страница Заметки на полях. Разнообразие советских противотранспортных мин, в основном железнодорожных, приводило немцев в отчаяние. Как только они находили достаточно надежное средство противодействия советским противотранспортным минам, как советские военные инженеры придумывали нечто, что сводило эффективность нового метода к нулю. Против немецкой тщательной проверки дорог после отхода советских войск отлично работали мины замедленного действия, которые можно было ставить в подходящий момент и целыми группами. Против платформ с балластом, прицепляемых впереди паровоза отлично работали мины с выносными взрывателями, когда взрыватель срабатывал под платформой, а мина взрывалась под локомотивом. Против пропуска впереди поезда контрольной нагрузки
Старинов (он ли?) придумал ПДМ-1. На крайний случай были и мины "нахалки",
которые диверсанты ставили прямо перед движущимся поездом.
|