Инженерные боеприпасыКрасная АрмияПротивотранспортная партизанская мина
|
Тип мины…………………………………......................................................................... | противотранспортная противопоездная |
Корпус.................................................................................................................................. | не имеет |
Масса.................................................................................................................................... | 0.3-5.4 кг. |
Маса заряда ВВ (тротил)..................................................................................................... | 0.2-5.3 кг. |
Длина.................................................................................................................................... | 10 см. |
Ширина................................................................................................................................. | 12.5 см. |
Высота................................................................................................................................... | 11 см. |
Тип датчика цели................................................................................................................. | нажимной |
Чувствительность датчика цели......................................................................................... | 1-2 гр. |
Температурный диапазон применения............................................................................. | -40 - +40 град. |
Неизвлекаемость................................................................................................................. | нет |
Необезвреживаемость......................................................................................................... | нет |
Самоликвидация/самонейтрализация............................................................................. | нет |
Время боевой работы.......................................................................................................... | не определялось |
По некоторым сведениям, эта мина была разработана
полковником Стариновым И.Г., когда был поднят вопрос об острой нехватке в
партизанских отрядах взрывчатых веществ для совершения диверсий на
железных дорогах, тогда как приказ НКО СССР №00189 от 5.09.42 ставил
одной из основных задач партизанских отрядов нарушение коммуникаций
противника. Командование РККА из за дефицита взрывчатых веществ,
слабости советской военно-транспортной авиации и господства немецкой авиации
в воздухе не имело возможности поставлять партизанам ВВ необходимого
количества мин и зарядов. Оставшиеся на полях боев 1941 года боеприпасы были
к этому времени частично собраны и уничтожены немцами, частично
уже использованы партизанами.
Кроме того, рядом принимаемых мер немцы смогли нейтрализовать обычные
противопоездные мины. В частности, они поливали балласт железнодорожных
путей известью, что исключало заблаговременную установку мин под шпалы;
усилили патрулирование дорог, в результате чего времени на установку и
маскировку мин становилось недостаточно; пропускали перед
поездами дрезины, толкающие перед собой платформы, груженые песком и щебнем,
что исключало причинение взрывом мины ущерба поездам с грузами.
Одним из новых ответных способов минирования стал способ, называемый партизанами "нахалкой" или "нахальным методом". Суть этого крайне опасного и часто смертельного для минеров способа состояла в том, чтобы притаившись у самой железной дороги, дождаться прохода патрулей, проследования контрольной дрезины, выскочить к рельсам в нескольких десятках метров перед приближающимся составом и за несколько секунд на глазах у поездной бригады установить мину. Установить, когда уже нет технической возможности остановить состав. Мина, описанная в данной статье подходила для этой цели наилучшим образом.
От автора. Такой способ минирования фактически самоубийство. Шансов выжить у минера очень и очень немного. Его может убить охрана поезда пока он бежит к рельсам и возится на них, он может сам погибнуть при крушении состава. Наконец, его могут подстрелить, когда он оставляет место диверсии. Да и обычно очень оперативно прибывающая к месту крушения немецкая ягдкоманда не теряя времени, начинала преследование диверсионной группы. А это немцы умели делать очень хорошо. В общем, это крайний способ минной войны. Поэтому, как только отпала острая необходимость, от этих мин и от этого способа отказались. И остались эти мины только в одном или двух музеях. Ни в учебники, ни в инструкции они не попали.
И еще. Почему то считается, что всякий подрыв эшелона
обязательно приводил к его крушению, что, мол влекло за собой уничтожение
перевозимых грузов и гибель личного состава, следующего в эшелоне. В
действительности же крушение состава происходило крайне редко и только в тех
случаях, когда поезд следовал на большой скорости по высокой насыпи с
закруглением пути. А такие участки немцы охраняли очень тщательно и у
партизан не было возможности заложить там мину. В большинстве же случаев
там, где возможно установить мину, эшелоны следовали на
небольшой скорости ( до 25 км/час) и с рельс
сходил только паровоз, который в общем то оставался на месте.
Основным же результатом минных действий на железной дороге были перерывы в
движении, которые обычно составляли от 2 до 8 часов и вынуждение противника
вести составы на пониженной скорости. А это очень существенно. Задержки
приводили к тому, что на фронт вовремя не доставлялись крайне необходимые
материальные средства (боеприпасы, вооружение, продовольствие, горючее).
Т.е. резко снижалась пропускная способность железной дороги.
Март 2005 г.
1. Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной
части и применению. Книга первая. Военное издательство. Москва. 1976 г.
2. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное
издательство МО СССР. Москва. 1982 г.
3. Майор В.И.Семенов. Мины-сюрпризы. Военное издательство НКО Союза ССР.
Москва. 1943 г.
4. Руководство по средствам минирования и разминирования. Военное
издательство НКО СССР, Москва. 1943 г.
5. Коллекция Д.Горбовского.
6. К.И.Иванов. Подрывное дело. Памятка бойцу. 2-е издание. Воениздат НКО
СССР. 1942.
7. Merkblatt über russische Spreng- und Zündmittel, Minen und Zünder. Ihr
Einsatz beim Feind und ihre Beseitigung. Oberkommando des Heeres (Chef H
Rust und B d E) Az.34 d16/4f AHA Pi.Abt. (Zn 5) Ia2 Nr 1/42. Berlin,
1.1.1942.
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерные боеприпасы