Инженерные боеприпасы

Красная  Армия

Противотранспортная партизанская мина
(вариант 2)

Мина предназначена для выведения из строя железнодорожного подвижного состава способом взрывного  разрушения рельс сptpma-1.jpg (10261 bytes) последующим крушением движущихся по рельсам локомотивов и вагонов.

Эта мина была разработана в 1942 году и предназначалась для  использования партизанскими отрядами и специальными саперными группами Красной Армии  для совершения диверсий на железной дороге.
В ряде источников  мина может встречаться под иными названиями - "противопоездная мина", "железнодорожная мина", "нахальная мина", "поездная партизанская мина" и др.
Номенклатурного обозначения мина не получила, т.к. в табели снабжения войск включена не была и промышленностью серийно не производилась. Всякий раз заказ на изготовление и комплектование этих мин являлся разовым, исходил от конкретных воинских частей и размещался в различного рода местных мастерских, включая армейские. Во многих случаях изготовление по чертежам и описаниям  производилось непосредственно в партизанских отрядах. Поэтому, внешний вид некоторых мин может несколько отличаться  от описываемого в данной статье, т.к. в отрядах исходили из наличия материалов, инструмента и конкретных задач.

Мину отличает предельная простота конструкции и возможность изготовления из подручных материалов минимальным количеством инструментов. Из промышленных материалов для этой мины требуется только взрывчатка, два капсюля-детонатора КД №8 и 20 см.отрезок детонирующего шнура.

Конструктивно мина состоит из   фигурной скобы, сделанной из кровельного железа. В   трубкообразный изгиб на верхней части вставляется капсюль-детонатор, насаженный на конец детонирующего шнура.  В нижнюю часть скобы вставляется  заряд взрывчатого вещества (прессованный тротил в шашках по 200 и 400 грамм). В шашку вставляется  второй капсюль-детонатор, насаженный на второй конец детонирующего шнура.

ptpma-2.jpg (10928 bytes)Мина доставляется в месту диверсии в разобранном  виде. Собирается уже в непосредственной близости от места установки. При установке мины верхняя часть скобы набрасывается на рельс так, что ее конец охватывает головку рельса, а заряд прижимается в стойке рельса. Для надежности удержания и более плотного прижимания заряда к стойке рельса рекомендуется под заряд подсунуть деревянный клинышек. Затем  один капсюль-детонатор вставляется в трубкообразный изгиб на верхней части скобы, а второй в гнездо шашки, вставленной в нижнюю часть скобы. Если имеется возможность, то заряд следует заложить глиной, засыпать грунтом, т.е. сделать так называемую забивку. Это усилит действие заряда на рельс.

Капсюль-детонатор в верхней части мины играет роль датчика цели, а детонирующий шнур вместе с обеими капсюлями-детонаторами роль   взрывного механизма. При наезде колеса на конец капсюля-детонатора, он, вследствие грубой деформации взрывается,  и инициирует взрыв детонирующего шнура, по которомуptpma-3.jpg (4788 bytes) детонация передается в капсюль-детонатор, вставленный в заряд. Происходит взрыв заряда, в результате чего пробивается отверстие в стойке рельса и теряется его прочность. Давление колес состава на рельс приводит к его переламыванию, следствием чего является сход  поезда с рельс.

Масса заряда определяется, исходя из наличия взрывчатых веществ. Минимальный заряд составляет 200 грамм (малая тротиловая шашка). В этом случае при установке мины следует обращать внимание на то, чтобы мина не оказалась над шпалой. Иначе из-за того, что пробитое в стойке отверстие будет недостаточно велико (около 9х4.5 см.) и несущая способность рельса будет ослаблена мало,   переламывание  рельса под вагоном может не произойти.
Оптимальным зарядом следует считать заряд массой 600 грамм (1 большая и 1 малая шашка). В этом случае стойка рельса пробивается полностью (отверстие размером 10х7.5 см.) что обеспечивает переламывание рельса во всех случаях.
Заряд более чем 600 грамм представляется нецелесообразным, т.к. для надежного полного перебивания рельса требуется заряд 5.2 кг., который практически невозможно разместить у рельса сосредоточенно. Кроме того, теряется основное преимущество мины - быстрота установки. А результат полного перебивания рельса и его повреждения обычно всегда одинаков - сход подвижного состава с рельс.

Тактико-технические характеристики противотранспортной партизанской мины (вариант 2)

Тип мины…………………………………......................................................................... противотранспортная противопоездная
Корпус.................................................................................................................................. не имеет
Масса.................................................................................................................................... 0.3-5.4 кг.
Маса заряда ВВ (тротил)..................................................................................................... 0.2-5.3 кг.
Длина.................................................................................................................................... 10 см.
Ширина................................................................................................................................. 12.5 см.
Высота................................................................................................................................... 11 см.
Тип датчика цели................................................................................................................. нажимной
Чувствительность датчика цели......................................................................................... 1-2 гр.
Температурный диапазон применения............................................................................. -40 - +40 град.
Неизвлекаемость................................................................................................................. нет
Необезвреживаемость......................................................................................................... нет
Самоликвидация/самонейтрализация............................................................................. нет
Время боевой работы.......................................................................................................... не определялось

По некоторым сведениям, эта мина была разработана полковником Стариновым И.Г., когда был поднят вопрос об острой нехватке в партизанских отрядах  взрывчатых веществ для совершения диверсий на железных дорогах, тогда как приказ НКО СССР №00189 от 5.09.42 ставил   одной из основных задач партизанских отрядов нарушение коммуникаций противника.   Командование РККА из за дефицита взрывчатых веществ, слабости советской военно-транспортной авиации и господства немецкой авиации в воздухе не имело возможности поставлять партизанам ВВ необходимого количества мин и зарядов. Оставшиеся на полях боев 1941 года боеприпасы были к этому времени частично   собраны и уничтожены немцами, частично уже использованы партизанами.
Кроме того, рядом принимаемых мер немцы смогли нейтрализовать обычные противопоездные мины. В частности, они поливали балласт железнодорожных путей известью, что исключало заблаговременную установку мин под шпалы; усилили патрулирование дорог, в результате чего времени на установку и маскировку мин  становилось недостаточно; пропускали   перед поездами дрезины, толкающие перед собой платформы, груженые песком и щебнем, что исключало причинение взрывом мины ущерба поездам с грузами.

Одним из новых ответных способов минирования стал способ,  называемый партизанами "нахалкой" или "нахальным методом". Суть этого крайне опасного и часто смертельного для минеров способа состояла в том, чтобы притаившись у самой железной дороги, дождаться прохода патрулей, проследования контрольной дрезины, выскочить к рельсам в нескольких десятках метров перед приближающимся составом и за несколько секунд на глазах у поездной бригады установить мину. Установить, когда уже нет технической возможности остановить состав. Мина, описанная в данной статье подходила для этой цели наилучшим образом.

От автора. Такой способ минирования фактически самоубийство. Шансов выжить у минера очень и очень немного. Его может убить охрана поезда пока он бежит к рельсам и возится на них, он может сам погибнуть при крушении состава. Наконец, его могут подстрелить, когда он оставляет место диверсии. Да и обычно очень оперативно прибывающая к месту крушения немецкая ягдкоманда не теряя времени, начинала преследование диверсионной группы. А это немцы умели делать очень хорошо. В общем, это крайний способ минной войны. Поэтому, как только отпала острая необходимость, от этих мин и от этого способа отказались. И остались эти мины только в одном или двух музеях. Ни в учебники, ни в инструкции они не попали.

И еще. Почему то считается, что всякий подрыв эшелона обязательно приводил к его крушению, что, мол влекло за собой уничтожение перевозимых грузов и гибель личного состава, следующего в эшелоне. В действительности же крушение состава происходило крайне редко и только в тех случаях, когда поезд следовал на большой скорости  по высокой насыпи с закруглением пути. А такие участки немцы охраняли очень тщательно и у партизан не было возможности заложить там мину. В большинстве же случаев там, где  возможно установить мину,   эшелоны следовали на небольшой скорости ( до 25 км/час) и с рельс сходил только паровоз, который в общем то оставался на месте.
Основным же результатом минных действий на железной дороге были перерывы в движении, которые обычно составляли от 2 до 8 часов и вынуждение противника вести составы на пониженной скорости. А это очень существенно. Задержки приводили к тому, что на фронт вовремя не доставлялись крайне необходимые материальные средства (боеприпасы, вооружение, продовольствие, горючее). Т.е. резко снижалась пропускная способность железной дороги.

Март 2005 г.

Источники

1. Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной части и применению. Книга первая. Военное издательство. Москва. 1976 г.
2. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО СССР. Москва. 1982 г.
3. Майор В.И.Семенов. Мины-сюрпризы. Военное издательство НКО Союза ССР. Москва. 1943 г.
4. Руководство по средствам минирования и разминирования. Военное издательство НКО СССР, Москва. 1943 г.
5. Коллекция Д.Горбовского.
6. К.И.Иванов. Подрывное дело. Памятка бойцу. 2-е издание. Воениздат НКО СССР. 1942.
7. Merkblatt über russische Spreng- und Zündmittel, Minen und Zünder. Ihr Einsatz beim Feind und ihre Beseitigung. Oberkommando des Heeres (Chef H Rust und B d E) Az.34 d16/4f AHA Pi.Abt. (Zn 5) Ia2 Nr 1/42. Berlin, 1.1.1942.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерные боеприпасы

 

 

klassif-1.gif (2258 bytes)