Инженерные боеприпасыКрасная АрмияПротивотранспортная партизанская мина
|
Тип мины…………………………………......................................................................... | противотранспортная противопоездная |
Корпус.................................................................................................................................. | не имеет |
Масса.................................................................................................................................... | 0.9-6.1 кг. |
Масса заряда ВВ (тротил)................................................................................................... | 0.2-5.2 кг. |
Длина.................................................................................................................................... | 10 см. |
Ширина................................................................................................................................. | 12.5см. |
Высота................................................................................................................................... | 11 см. |
Взрыватель........................................................................................................................... | МУВ с Р-образной чекой |
Запал..................................................................................................................................... | МД-2 |
Тип датчика цели................................................................................................................. | нажимной рычажный |
Чувствительность датчика цели......................................................................................... | 1-2 кг. |
Температурный диапазон применения............................................................................. | -40 - +40 град. |
Неизвлекаемость................................................................................................................. | нет |
Необезвреживаемость......................................................................................................... | нет |
Самоликвидация/самонейтрализация............................................................................. | нет |
Время боевой работы.......................................................................................................... | не определялось |
По некоторым сведениям, эта мина была разработана
полковником Стариновым И.Г., когда был поднят вопрос об острой нехватке в
партизанских отрядах взрывчатых веществ для совершения диверсий на
железных дорогах, тогда как приказ НКО СССР №00189 от 5.09.42 ставил
одной из основных задач партизанских отрядов нарушение коммуникаций
противника. Командование РККА из за дефицита взрывчатых веществ
и господства немецкой авиации в воздухе не имело возможности поставлять
партизанам ВВ необходимого количества мин и зарядов. Оставшиеся на полях
боев 1941 года боеприпасы были к этому времени частично собраны
и уничтожены немцами, частично уже использованы партизанами.
Кроме того, рядом принимаемых мер немцы смогли нейтрализовать обычные
противопоездные мины. В частности, они поливали балласт железнодорожных
путей известью, что исключало заблаговременную установку мин под шпалы;
усилили патрулирование дорог, в результате чего времени на установку и
маскировку мин становилось недостаточно; пропускали перед
поездами дрезины, толкающие перед собой платформы, груженые песком и щебнем,
что исключало причинение взрывом мины ущерба поездам с грузами.
Одним из новых ответных способов минирования стал способ, называемый партизанами "нахалкой" или "нахальным методом". Суть этого крайне опасного и часто смертельного для минеров способа состояла в том, чтобы притаившись у самой железной дороги, дождаться прохода патрулей, проследования контрольной дрезины, выскочить к рельсам в нескольких десятках метров перед приближающимся составом и за несколько секунд на глазах у поездной бригады установить мину. Установить, когда уже нет технической возможности остановить состав. Мина, описанная в данной статье подходила для этой цели наилучшим образом.
От автора. Такой способ минирования фактически самоубийство. Шансов выжить у минера очень и очень немного. Его может убить охрана поезда пока он бежит к рельсам и возится на них, он может сам погибнуть при крушении состава. Наконец, его могут подстрелить, когда он оставляет место диверсии. Да и обычно очень оперативно прибывающая к месту крушения немецкая ягдкоманда не теряя времени, начинала преследование диверсионной группы. А это немцы умели делать очень хорошо. В общем, это крайний способ минной войны. Поэтому, как только отпала острая необходимость, от этих мин и от этого способа отказались. И остались эти мины только в одном или двух музеях. Ни в учебники, ни в инструкции они не попали.
И еще. Главным результатом минных действий на железной дороге являются вовсе не крушения эшелонов с гибелью личного состава и уничтожением перевозимых грузов. Это происходило крайне редко. Главное это задержка движения, которая составляла в среднем 2-8 часов. Это приводило к срыву графика поставок крайне необходимых фронту горючего, боеприпасов, продовольствия. А еще главнее - снижение пропускной способности железной дороги. Собравшуюся в результате 8-часовой задержки пробку из эшелонов удавалось ликвидировать примерно за двое-трое суток. Значит все это время группа армий не получала нужных грузов в необходимом объеме.
Март 2005 г.
1. Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной
части и применению. Книга первая. Военное издательство. Москва. 1976 г.
2. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное
издательство МО СССР. Москва. 1982 г.
3. Майор В.И.Семенов. Мины-сюрпризы. Военное издательство НКО Союза ССР.
Москва. 1943 г.
4. Руководство по средствам минирования и разминирования. Военное
издательство НКО СССР, Москва. 1943 г.
5. Коллекция Д.Горбовского.
6. К.И.Иванов. Подрывное дело. Памятка бойцу. 2-е издание. Воениздат НКО
СССР. 1942.
7. Экспозиция Санкт-Петербургского музея артиллерии, инженерных войск и
войск связи.
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерные боеприпасы