Инженерные боеприпасыКрасная АрмияПетлевая противолыжная мина
Конструкция мины была предложена В.П. Ястребовым. Год принятия на вооружение не установлен, но по ряду косвенных признаков можно предположить, что она была разработана в период советско-финской войны 1939-40гг. как средство противодействия высокомобильным лыжным подразделениям финской пехоты, причинявших значительные потери частям Красной Армии. Руководство по минам издания 1943 года числит эту мину среди табельных мин Красной Армии. В послевоенных изданиях эта мина уже не упоминается. На снимке мина показана с датчиком цели (проволочная рамка, именуемая в Наставлении петлей) опущенном в небоевое положение. Тяги поворотного бруска к боевой чеке взрывателя не присоединены. Мина промышленностью не изготавливалась, а была отнесена к категории мин, изготавливаемых в войсках. Поэтому индекса эта мина не имеет. Простота конструкции и доступность материалов (доски
толщиной 15 мм., проволока, гвозди, взрыватель МУВ, тротиловая шашка или
корпус мины ПОМЗ-2 с 75-граммовой шашкой) давали возможность изготавливать
эти мины в достаточно больших количествах во фронтовых и армейских Противолыжная петлевая мина по своему предназначению является противопехотной миной наклонного действия, где роль наклонного датчика цели выполняет проволочная рамка, соединенная посредством поворотного бруска и проволочных тяг с боевой Р-образной чекой взрывателя МУВ (или УВ в минах ранних серий). Мина также может использоваться и как мина натяжного
действия. В этом случае к верхней Во всех случаях взрыв мины (или обеих мин) происходит при повороте рамки в прямом или обратном направлении примерно на 20-30 градусов. Цель (солдат противника на лыжах или пеший) в своем движении задевает рамку носком лыжи или подъемом ноги и невольно поворачивает ее. Мина устанавливается на грунт под снег при толщине
снежного покрова в пределах от 10 до 27 см. Если толщина снежного покрова
больше, чем 27 см., то мина устанавливается в снег. Но во всех случаях рамка
должна возвышаться над поверхностью снега на 5-10 см. Устройство лунок с
целью опустить Конструктивно мина представляет собой коробку из досок толщиной около 15 см. Внутри корпуса укладывается тротиловая шашка 400 гр., в которую вставлен взрыватель МУВ с Р-образной боевой чекой и запалом МД-2. В боковой стенке корпуса имеется отверстие, через которое конец взрывателя с чекой выведен наружу. Также вместо 400-граммовой шашки в мине может
использоваться
В один из двух поворотных брусков (тот, что со стороны взрывателя) встраивается V-образная тяга из тонкой проволоки, проходящая сквозь петлю Р-образной чеки взрывателя МУВ. Возможен иной вариант, когда к Р-образной чеке от верхней и нижней частей бруска протягиваются две тяги, имеющие на конце крючки. надеваемые на Р-образную чеку. Таким образом, при воздействии цели на рамку, последняя Для того, чтобы обеспечить достаточную устойчивость мины в рыхлом снегу (если мина устанавливается в толще снега), к ее нижней части на шарнирах крепятся откидные опорные планки (на фотоснимке в начале статьи такие планки отсутствуют). Мина перевозится и переносится с рамкой, опущенной в
горизонтальное положение. Р-образная чека продевается в V-образную тягу.
Ударник взрывателя удерживается на месте только с помощью предохранительной
чеки.
Таким образом, из-за этих причин мину следует относить к неизвлекаемым и необезвреживаемым, хотя каких либо устройств необезвреживаемости или неизвлекаемости она не имеет. Устройств самоликвидации или самонейтрализации мина не имеет. По мнению А.В.Бондарева у советских взрывателей МУВ в первую очередь обычно корродирует и разрушается ударник взрывателя, из-за чего срабатывание мины, простоявшей несколько лет, становится невозможным. Мина устанавливается на грунт под снег или в снег вручную. Установка средствами механизации не предусмотрена. Срок боевой работы мины ограничивается сроком службы деревянного корпуса и коррозионной стойкостью рамки, ударника взрывателя и может составлять от одного до 3-5 лет Тактико-технические характеристики петлевой противолыжной мины
Мины окрашивались в белый цвет масляной краской. Возможно встретить неокрашенные. Никакой маркировки на мину не наносилось. Укупорка, вследствие того, что мина производилась в полевых условиях, не изготавливалась. P.S. Мина с одной стороны очень мощная, с другой крайне опасная в применении из-за особо высокой чувствительности и конструктивных недостатков. Ее появление и использование можно объяснить только условиями военного времени, когда проблема минирования в зимних условиях становится критически острой, времени на разработку конструктивно совершенной и безопасной в обращении мины не имеется, а свободных промышленных мощностей для производства таких мин нет. Тогда вопрос безопасности саперов отодвигается на второй план и опасные в обращении мины находят определенное применение. Саперы - народ изобретательный и в каждой части придумывались собственные приспособления для повышения безопасности. Так, автору встречались экземпляры мин, с просверленными отверстиями в поворотных брусках, куда вставлялись предохранительные шпильки. К поворотным брускам приспосабливали различного рода пружины, клинышки, ломающиеся упоры, что обеспечивало срабатывание мины только тогда, когда на рамку оказывалось достаточно большое давление. Однако в послевоенных Наставлениях эта конструкция мин и ей подобные конструкции не описаны и ничего подобного не предусматривалось. Так что, эта ветвь конструирования мин оказалась тупиковой. Впрочем, и сегодня не имеется достаточно удовлетворительных мин, которые можно было бы использовать в условиях глубокого снежного покрова. Источники1. Руководство по средствам минирования и разминирования.
Военное издательство Народного Комиссариата Обороны. 1943г. ---***--- |
©Веремеев Ю.Г. Главная страница Заметки на полях. Хорошие фотоснимки этой мины автор получил от Д.И.Горбовского, а достоверную техническую документацию предоставил Б.Прибылов. Надеюсь, что совместными усилиями постепенно удастся восстановить незаслуженно забытую историю минной войны на советско-германском фронте, размах которой не знает себе равной ни на каком любом театре военных действий Второй Мировой войны. Автор обращается ко всем, кто располагает фотографиями, рисунками, чертежами, наставлениями, инструкциями, руководствами русских и советских мин и фугасов двадцатых-сороковых годов XX века, биографиями создателей мин, документальными книгами с просьбой поделиться информацией. Заплатить за эту информацию я не смогу, но разве
благородное дело восстановления нашей отечественной военной истории можно
оценивать деньгами? |