Инженерные боеприпасы

Италия

Противотанковая мина TS/6,1
(Mina anticarro TS/6,1)

ts-61-01.jpg (28663 bytes)Мина противотанковая противогусеничная. Предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника.

Поражение машинам противника наносится за счет разрушения их ходовой части при взрыве заряда мины в момент наезда колеса (катка) на нажимную крышку мины.
Мина может устанавливаться как на грунт, так и в грунт, в снег, под воду вручную.

Корпус мины изготовлен из   ударопрочной пластмассы  и состоит из двух частей, соединяющихся между собой резьбовым соединение. Верхняя часть корпуса имеет также резьбу для присоединения кольца с нажимной крышкой(датчик цели). На снимке сверху мина показана с кольцом, но без нажимной крышки.

Мина снаряжается плавленым тротилом, Для ручной переноски мины на корпусе имеется веревочная ручка, продеваемая сквозь отверстия в ребрах корпуса
Срок боевой работы мины не ограничивается. Самоликвидатором мина не оснащается. Элементов необезвреживаемости и неизвлекаемости, а также гнезд для дополнительных взрывателей не имеет.

Никаких предохранителей мина не имеет и до установки на место переносится без нажимной крышки, являющейся одновременно взрывным механизмом с дополнительным детонатором. При установке отвинчивается верхнее кольцо, устанавливается нажимная крышка и кольцо завинчивается на место. С этого момента мина находится в боевом положении.

Принцип срабатывания пневматический. При воздействии цели на нажимнуюts-61-2.jpg (20091 bytes) крышку происходит перетекание воздуха из верхней полости взрывного механизма в нижнюю через калиброванное отверстие. После того, как давление воздуха достигнет критической величины, плоская тарельчатая пружина, выгнутая до этого момента вверх,  резко прогибается вниз, сжимает пружину ударника и одновременно смещает внешнюю часть корпуса взрывателя вниз до момента совпадения отверстий во внутренней части корпуса взрывателя и внешней. При совпадении отверстий. шарик, блокирующий ударник свободно выкатывается, высвобождая ударник. который и   бьет по капсюлю детонатора. Последний, взрываясь, передает детонацию на основной заряд.

От автора. Эта мина, широко применявшаяся душманами во время советско-афганской войны 1979-89 годов доставила немало волнений советским специалистам, когда из Афганистана стали поступать сведения о том, что душманы применяют мины с прибором кратности. Т.е. мина взрывается не под первой, а под второй, третьей,….десятой,… машиной.

В поступавших образцах мин специалисты не могли никак обнаружить этого прибора или устройства и требовали все новых и новых образцов, пока не выяснилась истинная причина - брак. Элементарный, вульгарный заводской брак. Все дело было в том, что отверстия во взрывном механизме должны быть калиброваны, но низкий уровень производства приводил к тому, что часть отверстий не проштамповывалась, в другие попадали заусеницы пластмассы. В результате взрыватель срабатывал ненадежно, давая отказы. Поэтому одни мины могли сработать нормально, другие при определенном сочетании скорости и силы нажатия (случайном), третьи не срабатывали вовсе.

По некоторым сведениям эти ненадежные мины изготавливались в негласного разрешения Италии в Пакистане (отсюда и низкое качество), по другим, итальянцы просто сбывали душманам свой заводской брак.

Тактико-технические характеристики мины TS-6,1

Тип мины………………………………….......противогусеничная
Корпус……………………………………........пластмасса.
Масса……………………………………....…..9.8 кг.
Масса взр.вещества (тротил, пластит)….......6.15 кг.
Диаметр…………………………………...…...27 см.
Высота...............………………………….…....18.5 см.
Диаметр датчика цели…………………….......18 см.
Чувствительность………………………….......200-500 кг.
Температурный диапазон применения….......-20 --+40 град.
Взрывоустойчивость.........................................12 кг/кв.см.

Мина не самая удачная среди противогусеничных. Несуразно высокая при сравнительно небольшом уменьшении диаметра. Наличие больших ребер жесткости явно не соответствует вполне достаточной прочности корпуса, а лишь увеличивает габариты мины. Вес заряда  в общем-то  недостаточный для современной бронетехники. Душманы, чтобы обеспечить надежное уничтожение бронетехники нередко ложили под мину ts-61-4.jpg (9222 bytes)дополнительный заряд тротила массой 10-20 кг. Такой сверхмощный фугас совершенно выводил из строя советский бронетранспортер  с уничтожением экипажа и десанта, да и танк нередко полностью выходил из строя.

На снимке БТР-60ПБ, подорвавшийся на 25 кг. фугасе. Взрыв произошел под передним правым колесом. Колесо полностью уничтожено, разбита бортовая броня до второго колеса, оторваны верхний и нижний лобовые листы. Командир и водитель погибли. Погибли также четыре из восьми солдат, находившихся на крыше машины.

Впрочем, такое сочетание мины с дополнительным зарядом характерно только для партизанских или диверсионных действий на   дорогах, когда стоит задача срыва движения по дороге и при условии повышенной чувствительности противника к потерям в личном составе. В крупномасштабных боевых действиях такой большой расход взрывчатого вещества и столь значительный расход трудовых и временных ресурсов считается нерациональным и расточительным.

Источники и литература

1. Рабочая тетрадь Веремеева Ю.Г.
3.Коллекция мин Найдена Илиева, Болгария.
4.Сборник докладов научной конференции "Россия и Советский союз в локальных войнах и вооруженных конфликтах XX столетия".   Издательство гуманитарного университета. Екатеринбург. 2002г.
5.Cайт "Jane's" (www.janes.com)
6.Colin King Editor. Jane's Mines and Mine Clearance.
7. Фотоархив Веремеева Ю.Г.
8.Фотоархив Мартыненко Ю.И.
9.Экспозиция Vycvikove stredisko 15. zenijni zachranna brigada ACR. (Бехине.Чехия)

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г., Илиев Н.

Главная страница
-инженерные боеприпасы

Заметки на полях 
Эта мина во времена афганской войны у нас проходила под индексом TS-6,6. В различных источниках она обозначается по разному - TS6; TS-6,1; TS/6,1. Несколько разнятся и данные по общему весу и весу ВВ. По общему весу от 9.2 до 9.8 кг, по весу ВВ от 6 кг. до 6.7 кг.

В данной статье приведены данные измерений сделанных автором. Возможно, что расхождения в данных связаны с различными типами заряда ВВ. Автор встречал только тротиловое заполнение, но возможно использование различных типов пластита и даже аммиачно-селитренных ВВ

 

klassif-1.gif (2092 bytes)