Инженерные боеприпасы

Рабоче-Крестьянская Красная Армия

Противотанковая мина ТМ-41

TM-41-01.jpg (13138 bytes)Мина противотанковая противогусеничная нажимного действия. Взрыв происходит при наезде колесом автомобиля   или гусеницей танка на верхнюю крышку мины, которая по бокам имеет металлические гофры. При смятии гофр усилием около 200 кг. крышка давит на взрыватель МВ-5, который, срабатывая, вызывает взрыв основного заряда ВВ.

Эта мина   широко применялась Красной Армией в 1941-42 годах.  Уже в ходе первых боев с Вермахтом была выявлена слабость советской противотанковой мины ТМ-35  и более поздней мины  ТМ-39, содержавших всего 2.4-2.8 кг. аммонита или порошкообразного тротила. Неудобными в применении оказались и мины ПМЗ-40.
В срочном порядке была  разработана конструкторами П.Г.Радевичем и Н.П.Ивановым, и внедрена в производство более мощная мина ТМ-41, содержавшая   уже около 4 кг.  амматола 80:20. Эта новая   металлическая мина имела более удобную круглую форму. Однако дефицит металла, потеря производственных мощностей с оккупацией немцами промышленных районов страны заставили отказаться от производства этой сложной по устройству (для того времени) мины уже в начале 1942 года  и перейти на производство простых и дешевых деревянных мин типа ТМД-40.

В 1944 г. с возрастанием промышленных возможностей разрабатывается и внедряется в производство дальнейшее развитие этой мины ТМ-44. Новая мина отличалась меньшим диаметром (25 см.), значительно большим весом (9.5 кг.) и очень мощным тротиловым зарядом (7.25 кг.). Внешний вид и форма остались прежними. Однако, подобная конструкция (слишком большая высота и довольно опасный взрыватель) уже не отвечала своему времени. С окончанием войны производство ТМ-44 прекращается и в 1946 году появляется мина ТМ-46, в конструкции которой отчетливо просматривается влияние немецких мин T-Mi 42 и T-Mi-Pilz 43.

В послевоенный период в Китае  мина ТМ-41 была принята на вооружение НОАК под своим названием "Тип 41" и производилась длительное время. Экземпляры этой мины китайского производства   встречались в Афганистане в период советско-афганской войны 1979-89 гг. Их поставлял душманам Китай для минирования против советской техники. Душманы обычно использовали мину в сочетании с зарядом тротила 10-20 кг. с целью полного выведения бронемашины из строя.  tm-41-2.jpg (14310 bytes)

Мина устанавливается на грунт, в грунт, в снег, под воду вручную. Время боевой работы мины не ограничено и определяется только годностью взрывчатки (аммонит слеживается, отсыревает и теряет свои взрывные свойства, тротил своих свойств от времени или сырости не теряет). Разрушение корпуса от коррозии делает мину опасной не только для техники, но и  для человека, т.к. взрыватель МВ-5 имеет весьма низкую чувствительность (1-3 кг.), а особенности его  конструкции  позволяют ему находиться в исправном состоянии неограниченно долго (он в боевом положении не имеет ни одной напряженной или нагруженной детали).

Мина окрашивалась в оливково-зеленый цвет или серый цвет . Маркировка наносилась на боковую стенку черной краской по трафарету. Значительные партии мин не имели никакой маркировки

Тактико-технические характеристики мины TМ-41

Тип мины………………………………….......противотанковая противогусеничная нажимного действия
Материал корпуса.............................................сталь
Вес общий..........................................................5.5 кг.
Масса ВВ (амматол 80/20)................................4.0 кг.
Диаметр..............................................................25.5 см.
Высота................................................................13.0 см.
Усилие срабатывания.......................................200   кг.
Диаметр датчика цели.......................................26.5 см.

tm-41-3.gif (1587 bytes)Взрыватель универсальный нажимного действия МВ-5 (1) с запалом МД-2 (2). Во взрыватель ввинчивается запал, Затем он свободно вставляется в гнездо на верхней плоскости мины и сверху завинчивается пробка.
Мина гнезд для дополнительных взрывателей не имеет, поэтому относится к извлекаемым и обезвреживаемым.
Для обезвреживания необходимо повернуть пробку на верхней крышке мины так, чтобы выступы на крышке вышли из пазов, перевернуть мину днищем вверх и осторожно вытряхнуть взрыватель на ладонь. Затем отвинтить от взрывателя запал, который удалить в безопасное место. Взрыватель без запала можно возвратить на место. Если взрыватель не выпадает при вышеописанных действиях, то извлекать его, используя какие либо инструменты (пинцет, плоскогубцы), трясти и ударять мину для извлечения взрывателя запрещено. Такая мина считается неисправной и подлежит уничтожению подрывом. Дело в том, что сам взрыватель МВ-5 имеет усилие срабатывания 1-3 кг. и может сработать от нажатия руки. Усилие срабатывания мины в 200 кг. достигается конструкцией сминаемой крышки мины.

Мина вполне отвечала требованиям времени в 41-м году, но к 1944 году  у немцев было уже много танков типа Pz Kpfw V и   Pz Kpfw VI для поражения которых мощности мины явно недоставало (всего 3.8кг. заряд ВВ). Кроме того, отсутствие в конструкции мины предохранительных устройств приводило к несчастным случаям. Все это предопределило отказ от ее производства и использования в послевоенные годы.

Январь 2003 г.

Источники и литература

1. Сайт "LANDMINES DATABASE " (angolo.npaid.org)
2. Учебник Инженерные войска. Военное издательство. Москва. 1982 г.
3. Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной части и применению. Книга первая. Военное издательство. Москва. 1976 г.
4..К оллекция мин Найдена Илиева, Болгария.
5. Руководство по средствам минирования и разминирования. Военное издательство НКО СССР, Москва. 1943 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерные боеприпасы

Заметки на полях.  Крайне трудно найти что-либо о советских минах времен Второй мировой войны. Сведения обрывистые, неполные, противоречивые. О качественных изображениях и говорить не приходится. Эту фотографию я отыскал с помощью друзей - Найдена Илиева, Ивана (knight777) Игоря Ладыгина, причем на иностранном сайте.

Да что уж говорить о минах. В стране не осталось ни единого экземпляра знаменитого бомбардировщика ПЕ-2 и даже его достаточно подробных чертежей. А в воздушном музее США наш знаменитый истребитель ЯК-3 не только имеется, но и летает!

Весь советский флот времен Отечественной войны представлен едва ли не единственной подводной лодкой С-56 во Владивостоке!

Танкам повезло немного больше. Уж очень они большие и прочные.

Как же мы не любим свою военную историю! А ведь есть чем гордиться. И еще древние сказали: "Потерявший память, теряет землю, теряет себя".