Инженерные боеприпасы

Армия Германии (Die Wehrmacht)

Противотанковая мина R.Mi.43
Riegelmine  43 (R. Mi. 43)
Sprengriegelmine 43 (S.R.Mi. 43)

rmi-43-01.jpg (13889 bytes)Мина противотанковая противогусеничная. Встречается под двумя названиями - Riegelmine 43 (R.Mi. 43) или Sprengriegelmine 43 (S.R. Mi. 43).

Предназначена для выведения из строя колесной или гусеничной техники противника. Взрыв происходит, когда машина противника наедет на  верхнюю поверхность мины. В результате взрыва разрушается колесо машины или один-два трака гусеницы.

Мина устанавливается вручную на грунт, в грунт, в снег. Установка под воду не предусматривается. Мина может быть как необезвреживаемая, так и обезвреживаемая, а также может быть установлена на неизвлекаемость.

Мина   применялась Вермахтом   в период Второй Мировой войны с середины 1943г. В настоящее время на вооружении Бундесвера не rmi-43-2.gif (14526 bytes)состоит, однако находит применение в ряде стран  Ближнего Востока (Египет, Ливия), Африки, Индокитая.

Конструктивно, мина состоит из металлического продолговатого короба (лотка), заряда тротила в металлической коробке и нажимной крышки с ручкой для переноски.

В мине  использовались два взрывателя типа ZZ 42  с Т-образной чекой (аналог советского взрывателя МУВ), с запалами накольного действия. Причем обязательно одновременно используются два взрывателя. Эти взрыватели ввинчиваются в гнезда, расположенные в торцах заряда ВВ.
Кроме того, в боковой стенке заряда и сверху имеется еще три дополнительных гнезда для взрывателей, предназначенные для установки мины на неизвлекаемость. В эти гнезда могут вворачиваться   взрыватели типа Z.Z. 42  или аналогичные натяжного действия. Соответственно, в крышке проделано три отверстии для этих взрывателей. заклеенные кусочками ткани, а в боковой стенке лотка проделано два паза.

rmi-43-3.gif (18392 bytes)На рисунке слева показан один конец мины.
Крышка мины свободно лежит на верхней плоскости заряда и удерживается за счет  проволоки, проходящей сквозь отверстия в боковых стенках лотка и охватывающей заряд снизу. Заряд в транспортном положении удерживается в лотке за счет предохранительного стержня (окрашен в алый цвет), проходящего сквозь отверстия в обеих стенках лотка и сквозь петли, находящиеся на нижней плоскости заряда.
Выступающий из взрывателя ударник, расположен так, что он может проходить через прорезь в полке лотка, в то время как T-образная чека опирается на полку. От вертикальных перемещений взрыватель удерживается с помощью поворотной скобы-зажима (на рисунке она повернута в сторону.
Аналогично все и на втором конце мины.

После удаления предохранительных стержней заряд с привязанной к нему крышкой удерживается от опускания вниз лишь за счет подпружиненных поворотных скоб (на рисунке выделена синим цветом). Собственно, только эти две пружины, работающие на растяжение, и определяют усилие срабатывания (около 180 кг.).

Когда танк противника или автомобиль наедет на крышку, то последняя вместе с зарядом начинает опускаться вниз, преодолевая сопротивление пружин. Т.к. Т-образная чека опирается на полку, а ударник вместе со взрывателем и зарядом ВВ опускается вниз, то боевая Т-образная чека выдавливается из ударника вверх. Как только она освободит ударник, то он под воздействием своей пружины пойдет вперед и наколет запал, который, в свою очередь, взорвавшись, взорвет заряд мины.

Датчиком цели, таким образом,   является вся  крышка. Наличие двух взрывателей одновременно диктуется тем, что при наезжании танка на один конец мины, второй может не опуститься достаточно для приведения взрывателя в действие.

Тактико-технические характеристики мины R. M. 43

Тип мины…………………………………...................... противогусеничная нажимного действия
Материал корпуса............................................................ черная жесть
Вес общий......................................................................... 9.3 кг.
Масса ВВ (тротил)............................................................ 4 кг.
Длина................................................................................. 80 см.
Ширина............................................................................. 9.5см.
Высота............................................................................... 8см.
Размеры датчика цели..................................................... 80х9.5см.
Усилие  срабатывания..................................................... 180 кг.(на краю),
360кг. (в центре)
Основной взрыватель...................................................... ZZ 42 ( 2 шт.)
Взрыватели дополнительные (неизвлекаемости)......... EZ 42, ZZ 42,  ZZ 35,  или любые другие натяжного действия в количестве 1-3 шт.

Мина негерметична, соединение ее составных элементов ненадежно, в изготовлении эта мина малотехнологична, подготовка и установка требует выполнения многих операций, причем их следует выполнять очень аккуратно и осторожно. Для мины требуется одновременно два взрывателя, причем взрыватели, отличающиеся высокой чувствительностью. Незначительная неосторожность, невнимательность уже на стадии подготовки мины к установке может привести к взрыву.
Сама установка мины требует довольно значительного нарушения целостности дернового покрова ( более 80х 24см.) и для приведения ее в боевое положение необходимо вытаскивать не одну короткую чеку, как это обычно в минах, а два довольно длинных стержня ( более 14см.) и после этого заканчивать маскировку мины.
Из-за негерметичности мины в лоток свободно проникает вода и при ее замерзании мина становится неработоспособной, т.к. заряд с крышкой не могут опуститься вниз под нагрузкой. При длительном нахождении в грунте пружины поворотных скоб корродируют и перестают выполнять свою роль, вследствие чего мина становится особо чувствительной и взрывается   при  самой незначительной нагрузке  или даже вообще самопроизвольно.
Размещение двух гнезд для установки взрывателей неизвлекаемости лишь на одной боковой стороне нецелесообразно, а сверху тем более нецелесообразно.

Для обезвреживания мины после снятия маскировочного слоя грунта и после того, как сапер убедился в отсутствии элементов неизвлекаемости  необходимо вставить в соответствующие отверстия достаточно длинные стержни, проследив, чтобы они прошли насквозь. Это далеко не всегда возможно из-за попавшего внутрь лотка песка, грязи. Затем необходимо разрезать обе проволоки и поднять крышку; повернуть в стороны скобы-зажимы и вставить в отверстия ударников взрывателей предохранительные чеки. После этого вытащить предохранительные стержни, вынуть из лотка заряд ВВ и вывинтить из торцевых гнезд оба взрывателя.

От автора. Вообще-то взрыватели Z.Z. 42 (аналог советского взрывателя МУВ) предназначены для противопехотных мин и отличаются крайне высокой чувствительностью (около 2-3 кг.). Противопехотные мины с этими взрывателями обезвреживать запрещается, и они подлежат уничтожению на месте обнаружения. Заметим, что в противопехотных минах взрыватель торчит вверх, к нему свободный доступ с любой стороны. В этой же мине их сразу два, они упрятаны под всякими зажимами, полками и т.п., доступ к ним затруднен и вдобавок, пока возишься с одним, второй тебя подстерегает и ждет любой твоей неточности или неловкости. Если обезвреживание противопехотных мин с подобными взрывателями я приравниваю к игре в пьяном виде с голодной коброй, то здесь вы имеете дело с двумя кобрами одновременно и которые, к тому же,   прячутся под темным диваном. Конечно, если вы любитель острых ощущений, то милости просим. Однако 4 килограмма тротила это не полграмма яда кобры.

Предполагалось, что R.Mi. 43 заменит все остальные противотанковые мины и уже в 43 году планировалось этих мин выпускать в четыре раза больше, чем всех остальных противотанковых мин. Было подсчитано, что для создания 1 километра минного поля вместо 4 тыс. обычных мин (типа T.Mi 35 или T.Mi 42 требуется всего 1120 R.Mi. 43. При этом вместо 15 3-х тонных грузовиков для перевозки, нужно всего 3 машины.

P.S.
rmi-43-02.jpg (13027 bytes)Существует дальнейшее развитие этой мины под обозначением Riegelmine 44 (R.Mi.44). Очевидно единственный сохранившийся экземпляр этой мины экспонируется в Санкт-Петербургском музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. Отыскать в Германии хотя бы еще один экземпляр и служебное описание R.Mi.44 не смогли даже крупные специалисты пиротехники, имеющие доступ буквально ко всем имеющимся в Евросоюзе минам и документам по ним. А между тем  в 2012 году на шоссе близ Кобленца произошел взрыв, очевидно фугаса, заложенного в конце войны. Среди остатков взрывного устройства  были обнаружены фрагменты, явно указывающие на R.Mi..44.
В этой связи более чем странно поведение сотрудников  музея никак не отреагировавших   на неоднократные просьбы немецких пиротехников позволить сделать  детальные снимки этой уникальной мины, произвести обмеры и изучить устройство. А также поискать в запасниках какие либо документы  относящиеся к этой мине. Вот уж воистину "собака на сене"!

Убедительнейшая просьба ко всем читателям - возможно у кого то  имеются немецкие служебные описания этой мины, чертежи. Или они знают где и у кого они могут быть. Поделитесь! От вас не убудет, а специалистам это может помочь спасти чьи то жизни.

Источники и литература

1. Сайт (www.wehrmacht.punсkt.pl)
2.Colin King Editor. Jane's Mines and Mine Clearance.
3.Wolfgang Fleischer. Deutsche Landminen 1935-1945. Waffen-Arsenal. Band 164.
4. Сайт www.lexikon-der-wehrmach.de
5. Экспозиция Санкт-Петербургского музея артиллерии, инженрных войск и войск связи.
6.Экспозиция Dresdener Sprengshule (Дрезден, Германия).
7.Экспозиция Das Militarhistorische Museum der Bundeswehr (Дрезден, Германия).
8.Ausbildungsforschrift fuer der Pioniere (A.V.Pi.). Mines und Minebnzuender.Vom 10.9.1944
9.Mines and Charges used by the German Army. Headquarters First US Army. December 1944.
10. Фотоархив Веремеева Ю.Г.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерные боеприпасы

Заметки на полях 
Усовершенствованный вариант мины под названием  Riegelmine 44 (R.Mi. 44) с одним взрывателем T.Mi.Z. 43 вместо двух взрывателей ZZ 42  выпускался с 1944 года.

В некоторых источниках можно встретить наименование мины как R-Mine 43 или Р-мина.