Инженерные боеприпасы

Армия Великобритании (British Royal  Army)

Серия противотанковых фугасных мин Л9
(MINE ATK HE BLAST L9)

l9a1-01.jpg (21688 bytes)Мина противотанковая противогусеничная. Предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника. Поражение машинам противника наносится за счет  разрушения силой взрыва колеса машины или 1-2 траков гусеницы.  Датчик цели может быть нажимной, наклонный или магнитный.  Принята на вооружение армии Великобритании  в 1969 году. Состоит, кроме того,   на вооружении  стран NATO (в частности, во Франции и Германии) и ряда стран Британского Содружества Наций.

Мина может устанавливаться  на грунт или в грунт вручную или с помощью прицепного минного раскладчика, но во всех случаях перевод мины в боевое положение осуществляется вручную.

Срок боевой работы мины не ограничивается. Сведений о наличии систем   неизвлекаемости, необезвреживаемости  не имеется.

Версия мины L9A1 является базовой. Кроме первой модификации  A1 имеются модификации A2, A3, A4, A5, A6, A7, A8 отличающиеся друг от друга типом применяемого ВВ, типом пластмассы корпуса, незначительными различиями во внешнем виде и применяемыми вариантами взрывателей. Широко распространено неофициальное наименование этой мины как Barmina

Распределение относительно небольшого количества взрывчатки (около 8 кг.) по большой длине мины (1.2 метра) приводит к тому, что большая часть заряда ВВ (более 52-55%)  при взрыве расходуется впустую. При средней ширине гусениц основных боевых танков   53-60 см. при наивыгоднейшем расположении мины под гусеницей может оказаться не более 3.5-3.9 кг. взрывчатки. Этого количества ВВ достаточно лишь для разрушения покрышки колесной машины или одного, максимум двух траков гусеницы танка. Задержка в движении при таких повреждениях составляет не более 30-40 минут.

Для мины разработаны четыре типа взрывателей.

l9a1-6.gif (14337 bytes)L90A1. Считается основным взрывателем. Им комплектуются все без исключения мины серии L9. Все остальные типы взрывателей устанавливаются в мину как вторые взрыватели.
Это гидромеханический нажимной взрыватель. Датчиком цели является нажимная крышка с проходящим вдоль нее металлическим стержнем.

На рисунке показана исполнительная часть взрывателя. Серым показан металлический нажимной стержень в кожухе, проходящий через механизм взрывателя. Отчетливо виден окрашенный в светло-коричневый цвет переключатель боевого ARMED (А) и безопасного положения SAFE (S),l9a1-02.jpg (16031 bytes) на рисунке он повернут в положение SAFE  т.е. "безопасно". От буквы S отходит шнур предохранительной чеки с коричневой бобышкой на конце.
Длина  нажимного датчика цели этого взрывателя составляет 71 см. что резко повышает вероятность поражения цели (при ее движении перпендикулярно продольной оси мины) и обеспечивает уменьшенный более чем в два раза расход мин на одно минное поле по сравнению с американской миной М15 или советскими аналогичными минами.
Для срабатывания взрывателя необходимо, чтобы по нагрузкой 180-260 кг оказалось не менее 15.3 см. стержня.

Гидромеханический взрыватель работает по принципу передачи давления жидкости от нажимной крышки на взрыватель. Длина гидромеханического датчика цели аналогична механическому.

На снимке справа: взрыватель L90A1 установленный в мину.

l9a1-2.gif (7228 bytes)M29.Механический штыревой взрыватель  Срабатывает под всей проекцией танка при наклоне штыря корпусом танка или гусеницей, крепящегося на специальном взрывателе на одном из концов мины. Причем наклонный штырь состоит из основной части длиной 15.3 см. и удлинительной части длиной 49.7 см. Если использовать только основную часть, то  мина работает только как противогусеничная (срабатывает при  наезде гусеницы на штырь), а если надставить удлинительную часть, то мина работает и как противоднищевая.

На снимке слева отчетливо виден взрыватель, прикрепленный к концу корпуса мины и наклоняемый штырь (на негоl9a1-5.gif (7855 bytes) показывают красные стрелки).

Справа этот же взрыватель в другой проекции. При транспортировании мины и во время е установки штырь поворачивается и укладывается вдоль корпуса. А после установки на местности, штырь следует повернуть в вертикальное положение.

Этот взрыватель обеспечивает такую же вероятность  поражения цели,  что и два вышеописанных (т.е. гусеница), т.к. при подобном распределении взрывчатки по столь значительной длине мины пробивание днища  или повреждение внутреннего оборудования танка (во всяком случае танков типа Т-72, Т-80, Т-90) при взрыве исключается. Повреждение агрегатов обычного автомобиля (передний мост, коробка передач, картер двигателя) может оказаться существенным.

l9a1-03.jpg (20341 bytes)L128A1 и его более поздняя модификация L142A1   Это магнитные взрыватели, реагирующие на магнитное поле танка.. Вызывают взрыв мины под всей проекцией мины. Вероятность поражения  и результативность аналогичны механическому штыревому взрывателю.

Сведений о времени боевой работы мины с этими взрывателями в распоряжении автора нет, но исходя из сроков эксплуатации  батарей типа, установленных в этих взрывателей, можно полагать, что взрыватель работоспособен до года.

От автора. Советский электромагнитный трал ЭМТ вызывает срабатывание этих взрывателей за 1.2-1.8 метра от носовой части машины.
Отсюда следует, что этот взрыватель более чувствительный, нежели советский магнитный взрыватель МВН-72 и  магнитный взрыватель мины ТМ89.

Тактико-технические характеристики серии мин L9

Тип мины………………………………….......................... противотанковая противогусеничная
Материал корпуса................................................................ пластмасса
Вес общий............................................................................. 10-10.4 кг.
Масса ВВ (тротил(TNT))...................................................... 8-8.8кг.
Длина.................................................................................... 120см.
Высота.................................................................................. 8см.
Ширина................................................................................. 8.4 см
Длина датчика цели механического  и гидромеханического взрывателей...................................... 71см.
Усилие срабатывания  механического  и гидромеханического взрывателей...................................... 180-260кг.
Высота наклонного датчика цели...................................... 65см.
Угол наклона датчика для срабатывания.......................... 12-16 градусов
Усилие, необходимое для наклона штыря......................... 8-12кг.
Время боевой работы с механическим, гидромеханическим и наклонным взрывателями....................................................................... не ограничивается
Время боевой работы с магнитным взрывателем............ по сроку работы источника питания
Температурный диапазон.................................................. -20-+40 градусов
Основные взрыватели.......................................................... L90A1, M29, L128A1, L142A1

l9a1-3.jpg (5852 bytes)На снимке показана маркировка мины, наносимая на верхней плоскости мины с обеих концов. Выдавленые в пластмассе буквы MINE ATK HE BLAST L9 обозначают, что это мина противотанковая фугасного типа марки L9 , а буква и цифра A4 выбитые следом обозначают модификацию мины.
Надпись, нанесенная белой краской INERT   обозначает, что данная мина заполнена инертным веществом, аналогичным по объему и массе взрывчатке. Т.е. мина не боевая, а учебная.   Надпись ЕT 3/206 обозначает изготовления и номер партии. Надпись CY 3/78 означает месяц и год изготовления.

Все фотографии авторские.

 

Источники и литература

1.Фотоархив Веремеева Ю.Г.
2.Фотоархив Мартыненко Ю.И.
3.Экспозиция Dresdener Sprengshule (Дрезден, Германия).
4.Экспозиция Das Militarhistorische Museum der Bundeswehr (Дрезден, Германия).
5.Kampfmittelraemdienst. Koblenz. Rheinland-Pfalz. DBR (Кобленц, Германия).
6.Руководство по материальной части и применению инж. боеприпасов. Военное издательство МО Болгария, София. 1991г.
4.Коллекция мин Найдена Илиева, Болгария

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г., Илиев Н.

Главная страница
-инженерные боеприпасы

Заметки на полях. Похоже, что доминирующим при разработке этой мины было требование создать как можно большие размеры датчика цели с тем, чтобы уменьшить количество мин, необходимых для создания минного поля. И это конструкторам удалось. Датчик цели этой мины более, чем в три раза превосходит по длине датчики обычных протвотанковых мин.

Вторым, очевидно, было требование сделать мину такой, чтобы при механизированной установке в грунт как  можно меньше бы нарушался поверхностный слой грунта, дерна. И это также удалось вполне.

Но этим и исчерпываются достоинства мины. В целом, мина получилась очень слабая по своим поражающим возможностям, где то на уровне нашей мины ПТМ-1. Но если недостатки мины ПТМ-1 можно компенсировать  массированием, т.е. увеличением числа установленных мин, что обеспечивается тем, что это дистанционно устанавливаемая мина, то слабость мины L9 непростительна. Ведь задачи традиционных противотанковых мин совсем иные, нежели дистанционно устанавливаемых. Традиционные должны надежно остановить противника и нанести ему потери. Дистанционные же служат только задаче принуждения противника  резко снизить скорость движения, либо искать обходы.

klassif-1.gif (2258 bytes)