Войсковая маскировка

Маскировочная окраска

Подражательная окраска

Подражательная окраска является самым сложным видом маскировочного окрашивания. Как правило, этот вид окрашивания применяется для неподвижных объектов - долговременных огневых сооружений, зданий, гидротехнических сооружений, участков местности и иных объектов.

Впрочем, этот вид окраски может применяться для подвижных и даже весьма подвижных объектов. Например, подводная лодка князя Боргезе (итальянский флот, 10 флотилия МААС), доставлявшая к базам англичан во время Второй Мировой войны итальянских боевых пловцов и управляемые ими торпеды, имела на светлом корпусе и рубке нарисованный темной краской небольшой пароход, идущий в обратном направлении. В авиации стран NATO есть такой вид окраски самолетов: места самолета, которые в полете обычно затенены окрашиваются в более светлый цвет, чем те, которые обычно освещены солнцем. Кроме того, на брюхе самолета рисуется кабина, а опознавательные знаки рисуются в перевернутом виде.

Применением подражательного окрашивания занимаются только специально подготовленные маскировочные подразделения инженерных войск по планам старшего начальника. Суть подражательной окраски состоит в том, что на объект наносится рисунок, являющийся продолжением окружающего фона; или же объект раскрашивается так, чтобы он приобрел вид разрушенного; или же так, чтобы объект приобрел внешний вид иного объекта. В результате маскируемый объект сливается с окружающей местностью или приобретает вид иного объекта, не представляющего интереса для противника,  или же вводящего его в заблуждение. Например, на складских бараках рисуются окна, двери, лавочки у дверей, печные трубы на крыше и они внешне выглядят как жилые дома.

В современных условиях, когда с помощью спектрозонального цветного фотографирования или наблюдением через оптико-электронные приборы с цветоделением, искусственные объекты легко распознаются на фоне естественной зелени, деревьев, такой вид подражательного окрашивания как сливание с окружающим фоном применяется реже. Однако придание объектам вида разрушенных или других объектов может применяться очень широко. Например, взлетно-посадочная полоса может быть раскрашена под обычное шоссе, грунтовую дорогу с расположенными около нее зданиями; или же на ней могут быть нарисованы воронки, остатки сгоревших самолетов. Т.е. скрыть взлетно-посадочную полосу сложно, но придать ей вид нефункционирующей, разрушенной довольно легко.

На рисунке справа: пример окраски здания под фон леса.

Стоит заметить, что раскрашивание сооружений под растительный фон может делаться лишь на короткое время. Обычно на сезон, поскольку, например, при наступлении осени лес меняет свою окраску очень значительно, тогда как здание этого сделать не может.
Да и в течение сезона растительность может менять свой тон весьма значительно. например, в засушливое лето зелень утрачивает сочность, становится более сероватой на вид.

На рисунке слева: пример окраски здания вокзала под разрушенное.

Такой вид маскировочного окрашивания в значительное меньшей степени зависит от изменений окружающей местности, хотя и здесь есть свои особенности. Например, окна должны быть закрашены черной матовой краской, чтобы не бликовали. Из труб в той части здания, которая имитирует разрушенное не должен идти дым. Передвижение людей в здание и обратно должно осуществляться только в темное время суток.

 

На аэроснимке показана часть летного поля аэродрома времен Второй Мировой войны с травяным покрытием. Часть травы под воздействием химических веществ (железного купороса, хлористого цинка и бертолетовой соли) изменила свой цвет. В результате, при полной пригодности аэродрома для посадки и взлета самолетов, на аэроснимке поле выглядит непригодным. С таким же успехом можно раскрасить сухую  местность подokras-3-01.jpg (27919 bytes) заболоченную и наоборот, нарисовать на непроходимой местности дорогу, танковые и орудийные окопы, траншеи и т.п.

На снимке справа: корабль окрашенный под фон скалистого берега.

Разумеется так корабль можно окрасить лишь в тех случаях, когда он длительное время стоит на месте. Например, на ремонте. Или же это его постоянное место при том, что когда он уходит в море его цвет не играет решающей роли и маскировкой можно пренебречь.

okras-3-02.jpg (13277 bytes)Вариантом подражательной маскировочной окраски можно считать искажающую окраску. Этот тип обычно применяется в тех случаях, когда скрыть объект невозможно. Эта окраска искажает его внешний вид, что  мешает   наблюдателям противника определить тип объекта, его размеры, направление и скорость движения/

На снимке слева: корабль ув искажающей окраске.

Мало известный факт.  9 февраля 1904 г. ночь перед выходом из порта Чемульпо вместе с крейсером "Варяг" командир канонерской лодки "Кореец" капитан 2 ранга Г.П.Беляев приказал окрасить нос корабля на два метра по длине в черный цвет и опустить брам-стеньги мачт. Японские дальномерщики не могли правильно определять дальность до канонерской лодки и в результате в корабль за все время боя не попало ни одного снаряда. Все они ложились с перелетом.
Командир "Варяга" Руднев отказался "поступать недостойно моряка"...

Источники

1. Наставление по войсковой маскировке. Часть I. Военное издательство. Москва 1957г.
2. Наставление по войсковой маскировке. Часть II. Военное издательство. Москва 1957г.
3. Е.С.Колибернов, В.И.Корнев, А.А.Сосков. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство. Москва 1989г.
4. Альбом образцов рисунков деформирующего окрашивания военной техники и вооружения. Часть III Военное издательство  Москва 1977г.
5. Альбом образцов рисунков деформирующего окрашивания военной техники и вооружения. Часть IV. Военное издательство  Москва 1977г.
6. Е.С.Колибернов, В.И.Корнев, А.А.Сосков. инженерное обеспечение боя. Военное издательство. Москва 1984г.
6. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство. Москва 1982г.
7. Учебник. Приемы и способы действий солдата в бою. Военное издательство Москва 1989г.
8. Наставление по обеспечению боевых действий Сухопутных войск. Часть IV. Военное издательство Москва 1982г.
9. Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство Москва 1984г.
10. Альбом-сборник учебных аэроснимков. Пособие для специалистов аэродешифрования. Москва. Военное издательство 1943г.
11. Руководство по инженерным средствам и приемам маскировки сухопутных войск. Часть I. Военное издательство Москва 1985г.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-войсковая маскировка

.