Войсковая маскировка

Маскировочная окраска

Деформирующая  окраска ("камуфляж")

Этот вид маскировочной окраски в последние полвека  приобрел характер военной моды. Считается, что пятнистое обмундирование, техника, разукрашенная разноцветными пятнами придают солдатам и машинам очень воинственный вид с оттенком таинственности, избранности, принадлежности к особой касте. Этой моде оказались подвержены не только юные солдаты, молоденькие лейтенанты, но и убеленные сединой генералы. Дело дошло до того, что  милиционеры, которым это и вовсе ни к чему (при необходимости можно и следует воспользоваться армейским камуфляжем), изобрели для себя серо-черно-бело-синий камуфляж (что само по себе в высшей степени безграмотно - черный и белый - самые заметные цвета). На парадах стало модно выходить не в парадной форме, а в пятнистых комбинезонах, украшенных золотыми погонами, аксельбантами, разноцветными нашивками.

Но если в мирных условиях к этой моде можно относиться со снисходительностью, то в боевых условиях безграмотное, бездумное использование этого вида маскировочной окраски может  принести вместо пользы огромный вред (и приносит!). Вместо того, чтоб скрыть, спрятать бойца, превратить его для противника в нечто неопределенное, камуфляж может выделить его на фоне местности, помочь распознать среди остальных людей, превратить в отчетливо видимую мишень.  Особенно в условиях современных локальных конфликтов, в которых большая часть боевых действий происходит в городских кварталах.

Деформирующая окраска (камуфляж) снижает заметность маскируемых объектов по цветности несколько меньше, чем защитная. Однако она обладает рядом преимуществ. Основное ее преимущество заключается в том, что для человека психологически легче выделить на местности объекты знакомые по внешним очертаниям и рисунку внутренних деталей, а деформирующая окраска искажает внешние контуры и затрудняет идентификацию обнаруженного объекта по его внутренним деталям. Например, наблюдатель заметил на местности наличие бронеобъекта, но его деформирующая окраска помешает наблюдателю определить наличие и размещение на проекции объекта дверей, люков, бойниц, ящиков, канистр. Следовательно, он не может однозначно распознать объект как танк, тягач, или бронетранспортер, его тип, марку, а следовательно, и расстояние до объекта, направление и скорость движения объекта.

Недостатком деформирующего окрашивания является большая, чем для защитной окраски зависимость от окружающего фона. Например, объект хорошо скрывающийся на фоне летнего растительного фона станет очень заметным на фоне осеннего растительного фона; объект, окрашенный контрастными пятнами и незаметный в солнечный день многоцветным ярким пятном выделится на фоне туманного утра.

Таким образом, если защитная окраска является достаточно универсальной, то применение деформирующего окрашивания требует от командира ясного и четкого представления решаемой задачи маскировки, учета очень многих факторов (изменение цветности фона от времени суток, погоды, сезона, влияние огневого воздействия противника на цветность местности и т.д.). Требует наличия ассортимента красок, времени на перекрашивание, что во фронтовых условиях затруднительно, а часто и просто невозможно.

"Камуфляж" не является изобретением сегодняшнего дня. Его применяли еще в Первую Мировую войну. Однако длительный опыт этой и многих последующих войн не выявил явных преимуществ деформирующей окраски при ее массовом применении, в то время как она требует значительных материальных затрат и трудозатрат.

Основными типами деформирующей окраски являются: мелкопятнистая, иначе называемая дробящей и крупнопятнистая, иначе именуемая искажающей. Края цветовых пятен могут быть резко очерченными или расплывчатыми. При мелкопятнистом окрашивании чаще применяются пятна резко очерченные.

Пример мелкопятнистой дробящей окраски танковой башни. Такой тип окраски, в частности, применяется для маскировки в летнее время огневых точек (танковых башен), расположенных в кустарнике, среди низкорослых мелколистных деревьев (березовая роща) в укрепленных районах (УР). С наступлением осени цветность пятен следует менять.

Пример крупно- пятнистой искажающей окраски вертолета для пустынной местности. Рисунок хорошо показывает большую заметность машины при ее полете на растительном фоне. Это пример того, как вертолет малозаметный при полете на низких высотах в пустыне, становится отчетливо видным, когда набирает высоту или оказывается над "зеленкой".

okras-2-1.jpg (10961 bytes)Вот еще пример того, как безграмотное применение камуфляжной окраски обмундирования может выдать солдата на местности. Это фотоснимок из журнала "Братишка". Интересно, что автор статьи, рассказывая о действиях спецназа в Чечне, иллюстрирует этим снимком способность спецназовцев действовать скрытно и внезапно для противника. Темно-зеленый комбинезон с желтыми пятнами четко выделяет фигуру бойца на фоне выгоревшей травы и осенних листьев. А ведь обычное солдатское обмундирование серовато-грязно- желтого цвета в данном случае гораздо лучше бы скрыло солдата Наблюдателю он бы представлялся бы чем-то вроде бугорка обнаженного грунта. А здесь зеленый цвет, совершенно неестественный на данной местности просто кричит, привлекает внимание.
Кстати, однотонный грязно-желто-серый цвет старого советского солдатского обмундирования можно полагать универсальным. На фоне выгоревшей растительности, что характерно в середине лета и осенью  он совершенно незаметен, а на фоне сочной зелени начала лета он смотрится как пятно обнаженного грунта

На рисунке слева пример мелкопятнистой окраски обмундирования солдата. Существуют варианты крупнопятнистой окраски. Некоторое преимущество перед однотонным защитным обмундированием дает на фоне кустарника, невыгоревшей травы. Однако с началом движения заметность солдата несколько возрастет, в то время как однотонная окраска с началом движения заметность солдата не изменит.

К середине двухтысячных годов стал очень модным т.н." пиксельный камуфляж" в котором цветовые пятна имеют не размытые или плавные границы, а прямоугольные с резкими границами. Американцы вообще перешли  к пиксельному камуфляжу в котором все пятна одного (серого) цвета, но разной интенсивности окраски (от очень светлой до очень темной). Они пришли к выводу, что серый пиксельный камуфляж наилучшим образом подходит для большинства местностей.

От автора. Впрочем, тут можно спорить. Скажем, в джунглях  насыщенных очень яркой сочной зеленью, серый пиксельный камуфляж вряд ли будет хорошо скрывать бойца.

На снабжении инженерных войск состоят маскировочные комбинезоны  очень большого количества  вариантов камуфляжа, которые   предполагается подбирать  для действий на конкретной местности. Некоторые типы только для зимы (!): "Снег чистый свежевыпавший", "Снег чистый старый.", "Снег грязный.", "Снег весенний.", "Снег в лесу." "Снег с землей", …. и т.п. и т.д. Комбинезон можно носить как поверх обмундирования и снаряжения, так и вместо обмундирования ( в жаркое время).

Следует отметить, что нередко все маскирующее действие обмундирования, маскомбинезона или одежды камуфляжной окраски  может свести на нет светлое пятно лица, очень хорошо заметное на большом расстоянии и полностью выдающее бойца ночью. Поэтому в комплекте комбинезона предусмотрено наличие маскировочной маски на лицо и (или) тюбика с гримом для mask2_4.gif (14622 bytes)окрашивания лица и рук.

В настоящее время в нашей стране ведутся разработки несколько иного принципа деформирующей окраски. Смысл ее заключается в переменной интенсивности окрашивания объекта от края к краю, примерно так,mask2_5.gif (9111 bytes) как показано на этом рисунке.
Идея состоит в том, что не изменяя видимость объекта (решение задачи снижения заметности объекта решается традиционными способами), заставить стрелка противника (наводчика) сместить в требуемую нам сторону точку прицеливания, а следовательно,  снизить или вовсе исключить вероятность попадания в цель.
Работы эти пока находятся на начальной стадии, но первые результаты обнадеживающие. На схеме показаны результаты обстрела неподвижной мишени пятью выстрелами. Мишень, имеющая традиционную однотонную окраску помещалась на светлый, а затем на темный фон. Затем то же самое выполнялось для мишени имеющей окраску с изменяющейся интенсивностью окраски. Во всех  случаях не ставилось задачи скрыть мишень на фоне местности. Во всех четырех случаях стрелок видел мишень хорошо и наводил оружие в центр мишени (по его словам). Эти опыты проводились неоднократно со сменой стрелков. Результат всегда был примерно такой же. Смещение средней точки попадания от центра мишени увеличивается при стрельбе по движущейся в боковую сторону мишени. При скорости более 8-10 км. в час средняя точка попадания выходит за пределы контура мишени.
Очевидно  смещение точки попадания связано не с лучшей заметностью светлой стороны мишени на темном фоне и наоборот, а с возникновением подсознательного ощущения того, что мишень не является неподвижной, а смещается или же поворачивается. И столь же подсознательно стрелок смещает точку прицеливания.

А самое  главное свойство камуфляжа, которое  практически полностью его обесценивает, состоит в том, что эта пятнистость заметна лишь на близких расстояниях (до 100-150м.). По мере удаления объекта от наблюдателя камуфлированное обмундирование  зрительно становится однотонным.

От автора.  А вообще то любая маскирующая окраска одежды должна сочетаться с приданием фигуре человека неопределенных контуров.  Например, от верха головы к плечам растянуть кусок ткани. Это уже исказит знакомый всем образ верхней части тела человека.  Наш мозг устроен очень странно. Когда наши глаза выделяют на фоне местности образ, заложенный в память, мозг тут же домысливает его остальные детали. Кто из нас не обманывался, скажем, в сумерках увидев фигуру стоящего человека, тогда как в действительности это оказывалась всего-навсего коряка с торчащими в стороны сучьями. И не очень то похожая на человека при ближайшем рассмотрении.

Вот пример. Двух бойцов выдают лишь светлые пятна лиц и четкие контуры оружия.

А вот другой пример (снимок справа). Автору снимка пришлось обозначить стоящего среди растительности бойца красным овалом, чтобы покакать насколько искаженные контуры человеческой фигуры скрывают его от наблюдения. Скажу больше - даже если бы окраска одежды совпадала с цветом зелени  гораздо меньше, распознать фигуру человека наблюдателю крайне сложно, если вообще возможно.

Сентябрь 2001 г.

Источники

1. Наставление по войсковой маскировке. Часть I. Военное издательство. Москва 1957г.
2. Наставление по войсковой маскировке. Часть II. Военное издательство. Москва 1957г.
3. Е.С.Колибернов, В.И.Корнев, А.А.Сосков. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство. Москва 1989г.
4. Альбом образцов рисунков деформирующего окрашивания военной техники и вооружения. Часть III Военное издательство  Москва 1977г.
5. Альбом образцов рисунков деформирующего окрашивания военной техники и вооружения. Часть IV. Военное издательство  Москва 1977г.
6. Е.С.Колибернов, В.И.Корнев, А.А.Сосков. инженерное обеспечение боя. Военное издательство. Москва 1984г.
6. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство. Москва 1982г.
7. Учебник. Приемы и способы действий солдата в бою. Военное издательство Москва 1989г.
8. Наставление по обеспечению боевых действий Сухопутных войск. Часть IV. Военное издательство Москва 1982г.
9. Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство Москва 1984г.
10. Альбом-сборник учебных аэроснимков. Пособие для специалистов аэродешифрования. Москва. Военное издательство 1943г.
11. Руководство по инженерным средствам и приемам маскировки сухопутных войск. Часть I. Военное издательство Москва 1985г.
11. Журнал "Братишка". № 9 (45).Сентябрь 2001г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-войсковая маскировка

Заметки на полях Вообще-то лучшими маскировочными цветами считаются цвета тусклые, неопределенные, такие, которым невозможно или крайне трудно подобрать определенное название. Совсем не случайно истинные маскировочные цвета получили не реальные, а условные названия - драб, хаки, фельдграу, оливе.

Самым простым, но весьма эффективным способом определения пригодности данного цвета для маскировки является ассоциативный метод. Если при рассматривании объекта, окрашенного в этот цвет,  у вас возникает ощущение тоскливости, неприязни, неприятия этого цвета, появляется желание поскорее избавиться от него   или протереть глаза, если появляется ощущение напряжения зрения - значит это то, что нужно.

Переход от одного цвета к другому все же лучше делать плавным, а не резким. Резкие переходы цветов лучше подходят для яркого солнечного дня на местности с резкими переходами цветов (джунгли, березовыая роща и т.п.). Но и здесь камуфляж с плавными переходами цветов хорош, а вот камуфляж с резкими переходами и в джунглях в туман, во время рассвета может оказаться предательским.