Войсковая маскировкаСветомаскировка транспортных средств ВермахтаВ боевых условиях в ночное время свет, исходящий из
различных источников, является одним из основных демаскирующих признаков
деятельности войск поскольку виден с очень большого расстояния.
Достаточно отметить, что, например, огонек сигареты виден с высоты 500
метров, а на уровне земли с расстояния (в зависимости от
задымленности, запыленности воздуха) 200-400 метров. Так, германская фирма Nova-Technik GmbH (NOTEK),
в Мюнхене в Баварии в конце тридцатых годов сконструировала и
предложила устройство, получившее
обозначение в Вермахте как Nachtmarschgerät (Прибор для ночных маршей). Устройство
обеспечивало удовлетворительную освещенность дороги перед
транспортным средством и значительно снижающее дальность обнаружения
противником света, исходящего из этого устройства.
Комплект устройства фирмы NOTEK состоял из трёх основных частей:
Фара
устанавливается на кронштейне на высоте 0.8-1.2 м. от уровня земли
ближе к левому краю машины с помощью кронштейна и шарового
шарнира, который позволяет точно отрегулировать её положение. Фара обеспечивает водителю удовлетворительную видимость вперед на 30-40 метров и влево-вправо по 12 метров. Это позволяет двигаться со скоростью до 30-40 км/час. Замечание Веремеева Ю.Г. Это если воздух чист и прозрачен. А при движении двух и более машин, свет фары второй машины подсвечивает пыль, поднятую впереди идущей. А вот при дожде фару лучше выключать вовсе. Свет, отраженный от дождевых капель, выдает машину с достаточно большого расстояния. Задний фонарь устанавливается в задней части машины обычно над номерным знаком. он оснащен крышкой-шторкой, обеспечивающей два режима работы заднего фонаря. Если крышка-шторка повернута вверх, то ниже мы видим два окошка. Левое, с красным стеклом - это собственно задний фонарь, указывающие движущемуся сзади транспорту на то, что впереди находится машина. Правое, с оранжевым стеклом - это стоп-сигнал. С нижней стороны корпуса заднего фонаря есть окошко, закрытое бесцветным стеклом, предназначенное для освещения номерного знака. Оно может закрываться сдвижной заслонкой. Замечание Веремеева Ю.Г. Совершенно излишне во фронтовых условиях освещать задний номерной знак. Регулировщику, управляющему дорожным движением важно видеть тактический знак машины и ее номер спереди, чтобы направить ее туда, куда нужно, а не сзади, когда машина уже проехала. Если крышка-шторка повернута вниз, то мы видим три окошка, закрытых зелеными стеклами. Это режим обеспечивает возможность водителю машины, движущейся сзади оценивать расстояние до машины, находящейся впереди. Если водитель видит более или менее отчетливо
четыре зеленых огонька, то до впереди идущей машины расстояние 25 метров или
менее. Замечание Веремеева Ю.Г. Разумеется действенность этой весьма остроумной системы сильно зависит от дорожных условий (запыленность, грязь и т.п.) степени внимания водителя, его усталости, но это все же лучше, чем ничего. Третий элемент системы -переключатель режимов
устанавливался в кабине автомобиля или в отделении управления танка и
соединялся с остальными элементами и бортовой электросетью машины по
однопроводной схеме. Переключатель пятипозиционный. Каждая позиция
обозначена на нем соответствующими литерами: Считалось, что в положении переключателя V3 световое пятно нельзя различить с 1500 м, в положении V2 - 800 м, а в положении V1 - с 500 м. Штатные фары автомобилей и танков могли использоваться либо в обычном режиме, либо закрываться приспособлениями, оставляющими узкую щель, либо закрываться наглухо. Эксплуатация в войсках выявила два основных недостатка NOTEKа. Во-первых, враг огонёк фары мог заметить, когда машина двигалась по неровностям или переваливала вершину подъёма. Во-вторых, система не предусматривала габаритных фонарей, позволяющих определить положение машины (стоит к наблюдателю передом или кормой) и ее боковые границы. Поэтому бывали, например, и такие случаи: едет водитель грузовика, видит впереди на дороге световое пятно от движущегося навстречу транспорта и думает, что NOTEK установлен как положено - на левом крыле автомобиля или танка. А в действительности кто то решил установить фару посередине проекции машины. Замечание Веремеева Ю.Г. Собственно, проблема обеспечения видимости дороги водителем удовлетворительно не решена и сегодня. Тут сталкиваются два взаимоисключающих требования - водитель должен видеть дорогу хорошо, но противник не должен иметь возможность обнаружить машину. Внедрение приборов ночного видения решает задачу только наполовину. Водитель видит дорогу весьма хорошо, даже и тогда, когда в воздухе висит пыль от впереди идущей машины, но сама машина остается невидима только для противника, не имеющего прибора ночного видения. Сентябрь 2017г. Источник1. Сайт "Die Nachrichtentruppe" (www.nachrichtentruppe.de) ---***--- |
©Павлов С. ,
|