Войсковая маскировка

Светомаскировка транспортных средств Вермахта

В боевых условиях в ночное время свет, исходящий  из различных источников, является одним из основных демаскирующих признаков деятельности войск поскольку виден с очень  большого расстояния. Достаточно отметить, что, например, огонек сигареты виден с высоты 500 метров, а  на уровне земли с расстояния (в зависимости от задымленности, запыленности воздуха)  200-400 метров.
Свет же автомобильных фар одиночных машин заметен с расстояния от 2 до 6 километров. Зарево от света фар колонны техники на безоблачном небе видно с расстояния до 10-20 километров. Отсвет же на облаках в облачную погоду виден на расстоянии до 30 километров.
Отсюда ясно, что вопросам  светомаскировки, особенно световых  приборов техники в годы Второй Мировой войны уделялось очень много внимания. Особенно комплексно и тщательно решался этот вопрос в Вермахте.

Так, германская  фирма Nova-Technik GmbH (NOTEK), в Мюнхене в Баварии  в конце тридцатых годов сконструировала и предложила  устройство,  получившее обозначение в Вермахте как  Nachtmarschgerät (Прибор для ночных маршей). Устройство обеспечивало  удовлетворительную  освещенность дороги перед транспортным средством и значительно снижающее  дальность обнаружения противником света, исходящего из этого устройства.
 С конца 1939 года это устройство начали массово устанавливать на армейские автомобили, бронетранспортеры и частично на танки.

Комплект устройства  фирмы NOTEK состоял из трёх основных частей:
* фара с кронштейном (Tarnscheinwerfer),
* задний фонарь (Abstands-Rückliht),
* переключатель режимов (Stufenschalter).

Фара устанавливается  на кронштейне на высоте 0.8-1.2 м. от уровня земли ближе к левому краю машины с помощью кронштейна и шарового шарнира, который позволяет точно отрегулировать её положение.
Порядок регулировки был следующий: на полностью заправленной и загруженной машине измеряется высота верхней границы светового потока (высота от уровня дороги до козырька фары. Затем производится второй замер, на расстоянии 10 метров от машины. При этом  верхняя граница светового потока должна  проходить на высоте 12 см от уровня дороги.
Фара по горизонтали регулируется так, чтобы световое пятно захватывало левую обочину. Это обеспечивает  безопасное движение со скоростью до 15 км
/час.
Свет, исходящий от фары, ни с воздуха, ни для наземного наблюдателя  практически не виден.  Исследования, проведенные фирмой  NOTEK показали, что  световое пятно на дороге наблюдатель, находящийся на уровне дороги может увидеть с расстояния менее 50 метров. 

Фара обеспечивает водителю удовлетворительную видимость вперед на 30-40 метров и влево-вправо  по 12 метров. Это позволяет двигаться со скоростью до 30-40 км/час.

Замечание Веремеева Ю.Г. Это если воздух чист и прозрачен. А при движении двух и более машин, свет фары второй машины подсвечивает пыль, поднятую впереди идущей. А вот при дожде фару лучше выключать вовсе. Свет, отраженный от дождевых капель, выдает машину с достаточно большого расстояния.

Задний фонарь устанавливается в задней части машины обычно над номерным знаком. он оснащен крышкой-шторкой, обеспечивающей два режима работы заднего фонаря.

Если крышка-шторка повернута  вверх, то ниже мы видим два окошка. Левое, с красным стеклом - это собственно задний фонарь, указывающие движущемуся сзади транспорту на то, что впереди находится машина. Правое, с оранжевым стеклом - это стоп-сигнал. С нижней стороны корпуса заднего фонаря есть окошко, закрытое бесцветным стеклом, предназначенное для освещения номерного знака. Оно может закрываться сдвижной заслонкой.

Замечание Веремеева Ю.Г.  Совершенно излишне во фронтовых условиях освещать задний номерной знак. Регулировщику, управляющему дорожным движением важно видеть тактический знак машины и ее номер спереди, чтобы направить ее туда, куда нужно, а не сзади, когда машина уже проехала.

Если крышка-шторка повернута  вниз, то мы видим три окошка, закрытых зелеными стеклами.  Это режим обеспечивает возможность водителю машины, движущейся сзади оценивать расстояние до машины, находящейся впереди.

Если водитель видит более или менее отчетливо  четыре зеленых огонька, то до впереди идущей машины расстояние 25 метров или менее.
Если огоньки зрительно слились в два, то между машинами 25-35 метров
Если же водитель наблюдает лишь один зеленый огонек, то дистанция от 35 до 300 метров.
Если водитель потерял зеленый огонек, то это означает,  либо он безнадежно отстал, либо то, что впереди идущая машина куда то свернула.

Замечание Веремеева Ю.Г.  Разумеется действенность этой  весьма остроумной системы сильно зависит от дорожных условий (запыленность, грязь и т.п.) степени внимания  водителя, его усталости, но это все же лучше, чем ничего.

Третий элемент системы -переключатель режимов устанавливался в кабине автомобиля или в отделении управления танка и соединялся с остальными элементами и бортовой электросетью машины по однопроводной схеме.  Переключатель пятипозиционный. Каждая позиция обозначена на нем соответствующими литерами:
0 - всё выключено.
H -  фара выключена, задний фонарь включен.
V1  - задний фонарь включен, фара включена со слабой яркостью.
V2  -задний фонарь включен, фара включена с пониженной яркостью.
V3   - задний фонарь включен, фара включена с полной яркостью.

Считалось, что в положении переключателя V3  световое пятно нельзя различить с 1500 м, в положении V2 - 800 м, а в положении V1 - с  500 м.

Штатные фары автомобилей и танков могли использоваться либо в обычном режиме, либо  закрываться приспособлениями, оставляющими узкую щель, либо закрываться наглухо.

Эксплуатация в войсках выявила два основных недостатка NOTEKа. Во-первых, враг огонёк фары мог заметить, когда машина двигалась по неровностям или переваливала вершину подъёма. Во-вторых, система не предусматривала габаритных фонарей, позволяющих определить положение машины (стоит к наблюдателю передом или кормой)  и ее боковые границы.  Поэтому бывали, например, и такие случаи: едет водитель грузовика, видит впереди на дороге световое пятно от движущегося навстречу транспорта  и думает, что NOTEK установлен как положено - на левом крыле автомобиля или танка. А в действительности кто то решил установить фару посередине проекции машины.

Замечание Веремеева Ю.Г.  Собственно, проблема обеспечения видимости дороги водителем удовлетворительно не решена и сегодня. Тут сталкиваются два взаимоисключающих требования - водитель должен видеть дорогу хорошо, но противник не должен иметь возможность обнаружить машину. Внедрение приборов ночного видения решает задачу только наполовину. Водитель видит дорогу весьма хорошо, даже и тогда, когда в воздухе висит пыль от впереди идущей машины,  но сама машина остается невидима только для противника, не имеющего прибора ночного видения.

Сентябрь 2017г.

Источник

1. Сайт "Die Nachrichtentruppe" (www.nachrichtentruppe.de)

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Павлов С. ,
 Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-войсковая маскировка