Жен.Конвенция о пленных.zenconv-49.html

Женевская Конвенция 1949 года
об обращении с военнопленными

У нас в стране и раньше и теперь какое то странное отношение  к основополагающим документам международного права. И что более еще странно, так это то, что такое же отношение к тем международным юридическим документам, подписантом которых является наша страна, а значит, соблюдение которых является обязательным для всех государственных органов и граждан.

Тексты почти всех этих документов   для граждан и для подавляющего большинства государственных учреждений так и остаются неизвестными, уже не говоря о том, чтобы они исполнялись. Отыскать где либо в библиотеках, книжных магазинах любые международные конвенции задача практически неразрешимая. В лучшем случае кое что можно выкопать в библиотеках юридических институтов. Я имею в виду даже такие документы как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. Вокруг них возникает какая-то атмосфера секретности.
Я не склонен полагать, что это делалось и делается преднамеренно. Скорее всего имеет место презрительно равнодушное отношение высших   чиновников министерства юстиции, министерства иностранных дел, а следом за ними и всех других министерств к праву доступа граждан и организаций к документам международного права. Что то вроде: "А вам это  зачем? Читайте наши ведомственные инструкции и приказы, а всякие международные договоры и конвенции это высшие материи вас не касающиеся".

А может, я зря грешу на чиновников МИДа? Они, в конце концов, свое дело сделали. Ну там, текст подготовили, обговорить обговорили, подписать подписали.
А дальше ведь дело тех, кто ныне гордо именует себя СМИ (средства массовой информации). Вот только их следовало бы именовать СМП (средства массовой пропаганды). За что? А за то, что вот как раз информировать массы они любят меньше всего.
Ну что за скучная материя - публиковать ту или иную длиннющую конвенцию, разъяснять ее положения (особенно, если еще и сам-то толком ее не понимаешь), объяснять публике кто и что обязан делать по ее выполнению. Тут ведь кроме бойкого пера надо еще и в юриспруденции немного разбираться, в международных отношениях. То ли дело опубликовать подлинные (подлинные?) письма императрицы Александры Федоровны к любимому мужу Ники. Какое поле для домыслов, как сладко покопаться в чужой интимной жизни. А то еще проще - вбросить сенсацию типа  "...Клара Цеткин в молодости была любовницей Гитлера". А! Во сенсация! А я про какие-то конвенции.

А между тем, зачастую просто по незнанию наши сограждане и целые организации, находясь за рубежом, нередко попадают в сложнейшие ситуации и несут ответственность за нарушение законодательных актов, о существовании которых просто не подозревали. Такие случаи  подрывают и престиж страны и уважение к российским должностным лицам и к просто российским гражданам. Нередко такие случаи дают поводы к обвинению России в неуважении к международным договорам, законам, дают возможность  различным литературным проходимцам сочинять о нас различные небылицы.
Ну например, имеет широчайшее хождение ложь о том, что из-за того, что Сталин якобы не подписал Женевскую Конвенцию 1929 года об обращении с военнопленными, что и явилось причиной тяжелейшего положения наших  красноармейцев в немецком плену. Но если бы отношение к этого рода документам у нас было такое же, что и на Западе, то все бы знали, что  эту конвенцию ее подписанты обязаны соблюдать в отношении всех военнопленных, вне зависимости является ли их страна участником конвенции или нет. А Германия являлась подписантом, причем ратифицировала свое участие уже при Гитлере.
Более того, все бы знали, что еще в 1919 году советское правительство заявило о своем  подтверждении подписей царского правительства на всех международных соглашениях относительно правил и обычаев войны и отношения к жертвам войны.

Вот и о Конвенции об обращении c военнопленными.
У нас ломаются копья вокруг Конвенции 1929 года, но ответь, дорогой читатель, на вопрос - а действует ли эта Конвенция сегодня?
А если нет, то что и когда ее заменило?
Уверен, что восемь из десяти читателей не ответят верно на этот вопрос. И нет смысла спрашивать о ее содержании.
А ведь, казалось бы, что ее, если не наизусть, то достаточно полно и четко обязан знать каждый офицер, у каждого генерала ее текст должен лежать на столе, а отдельные моменты из Конвенции должен знать натвердо любой солдат или сержант. Ведь без этих знаний невозможно  отстаивать свои права, оказавшись в плену, или, что еще хуже, возможно допустить беззаконие по отношению к пленному солдату противника.

Нет не знают! Спросите любого офицера на улице - когда принята действующая Конвенция о пленных. Ручаюсь, он  только стеснительно пожмет плечами. И бесполезно расспрашивать его о порядке обращения с пленными.

Поэтому, ниже я и помещаю текст Женевской Конвенции о пленных 1949 года, чтобы хоть чуть чуть разорвать завесу юридической безграмотности.

От автора. Когда это материал был готов и давно ожидал своей очереди выкладки в сайт, началась ирако-американская война и я засомневался - а есть ли смысл знакомить читателей с очередным международным документом, который никем и раньше то толком не не выполнялся, а уж теперь и вовсе становится бумажкой, нужной только для прямого употребления в известном отхожем месте, впрочем, как и все остальные международные соглашения. К чему они, если для разрешения любой международной проблемы просто надо съездить в Вашингтон и спросить  у самого Великого Диктатора разрешение на то или иное действо.

Но когда представитель страны, которая свела все международное право к своему праву приказывать всему миру, а именно министр обороны США Доналд Рамсфилд вдруг возмутился тем, что Ирак показывает по телевизору пленных американцев и сказал, что это нарушение Конвенции о пленных (за два дня до этого США показывали пленных иракцев, что естественно, нарушением Конвенции не является) я решил все же выложить в сайт текст Конвенции, дабы читатели сами могли почитать и решить, нарушается ли здесь Конвенция или нет.

Осмелюсь изложить попутно свое мнение о любых Конвенциях в военной области вообще. Итак, я полагаю, что военные конвенции документами, обязательными для исполнения не являются и их никто и никогда в полной мере не выполнял и выполнять не будет. Эти конвенции лишь удобный инструмент информационной войны, с помощью которого можно обвинять противную сторону в чем угодно и оправдывать свои любые действия.


Женевская Конвенция
от 12 августа 1949 года
об обращении с военнопленными

Принята 12 августа 1949 года
Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны,
заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года.

Вступление в силу: 21 октября 1950 года

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую Конвенцию.

Статья 2

Помимо постановлений, которые должны вступить в силу еще в мирное время, настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны.
Конвенция будет применяться также во всех случаях оккупации всей или части территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.
Если одна из находящихся в конфликте держав не является участницей настоящей Конвенции, участвующие в ней державы останутся, тем не менее, связанными ею в своих взаимоотношениях. Кроме того, они будут связаны Конвенцией в отношении вышеуказанной державы, если последняя принимает и применяет ее положения.

Статья 3

В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения:
1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.
С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:
а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязание;
b) взятие заложников;
c) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение;
d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь. Беспристрастная гуманитарная организация, такая, как Международный комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте. Кроме того, находящиеся в конфликте стороны будут стараться путем специальных соглашений ввести в действие все или часть остальных положений настоящей Конвенции. Применение предшествующих положений не будет затрагивать юридического статуса находящихся в конфликте сторон.

Статья 4

А. Военнопленными, по смыслу настоящей Конвенции, являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:
1. Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил.
2. Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям:
a) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
b) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;
c) открыто носят оружие;
d) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.
3. Личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой.
4. Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца.
5. Члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права.
6. Население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
В. Следующие лица будут подвергаться такому же обращению, как и военнопленные, в соответствии с настоящей Конвенцией:
1. Лица, принадлежащие или принадлежавшие к вооруженным силам оккупированной страны, если оккупирующая держава считает необходимым по причинам их принадлежности интернировать их, даже если она вначале освободила их, в то время, когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территория, особенно, когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным силам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в военных действиях, или когда они не подчинились вызову, сделанному с целью их интернирования.
2. Лица, принадлежащие к одной из категорий, перечисленных в настоящей статье, которых приняли на своей территории нейтральные или невоюющие державы и которых эти державы должны интернировать в соответствии с международным правом, если они только не предпочтут предоставить им более благоприятный режим; однако на этих лиц не распространяются постановления статей 8, 10, 15, абзаца пятого статьи 30, статей 58-67, 92, 126, а в тех случаях, когда между сторонами, находящимися в конфликте, и заинтересованной нейтральной или невоюющей державой существуют дипломатические отношения, также и постановления статей, касающихся держав-покровительниц. В случае, когда существуют такие дипломатические отношения, сторонам, находящимся в конфликте, за которыми числятся эти лица, разрешается осуществлять в отношении их функции державы-покровительницы, предусмотренные настоящей Конвенцией, без ущерба для тех функций, которые эти стороны обычно осуществляют в соответствии с дипломатической и консульской практикой и договорами.
С. Эта статья никоим образом не затрагивает статуса медико-санитарного и духовного персонала, предусмотренного в статье 33 настоящей Конвенции.

Статья 5

Настоящая Конвенция будет применяться к лицам, указанным в статье 4, с того момента, как они попадут во власть неприятеля, и вплоть до их окончательного освобождения и репатриации. В случае, если в отношении лиц, принявших то или иное участие в военных действиях и попавших в руки противника, возникает сомнение в их принадлежности к одной из категорий, перечисленных в статье 4, такие лица будут пользоваться покровительством настоящей Конвенции до тех пор, пока их положение не будет определено компетентным судом.

Статья 6

Помимо соглашений, специально предусмотренных статьями 10, 23, 28, 33, 60, 65, 66, 67, 72, 73, 75, 109, 110, 118, 119, 122 и 132, Высокие Договаривающиеся Стороны смогут заключать другие специальные соглашения по любому вопросу, который они сочли бы целесообразным урегулировать особо. Ни одно специальное соглашение не должно наносить ущерба положению военнопленных, установленному настоящей Конвенцией, ни ограничивать прав, которые она им предоставляет. Военнопленные продолжают пользоваться преимуществами этих соглашений в течение всего времени, пока к ним будет применима Конвенция, кроме случаев специального включения иных условий в вышеупомянутые или позднейшие соглашения и, равным образом, кроме случаев предоставления им той или другой находящейся в конфликте стороной более благоприятных условий.

Статья 7

Военнопленные ни в коем случае не смогут отказываться, частично или полностью, от прав, которые им обеспечивают настоящая Конвенция и специальные соглашения, предусмотренные в предыдущей статье, если таковые имеются.

Статья 8

Настоящая Конвенция будет применяться при содействии и под контролем держав-покровительниц, на которые возложена охрана интересов сторон, находящихся в конфликте. Для этого державы-покровительницы смогут, кроме своего дипломатического или консульского персонала, назначать делегатов из числа своих собственных граждан или граждан других нейтральных держав. На назначение этих делегатов должно быть получено согласие державы, при которой они будут выполнять свою миссию. Стороны, находящиеся в конфликте, будут облегчать в пределах максимальной возможности работу представителей или делегатов держав-покровительниц. Представители или делегаты держав-покровительниц ни в коем случае не должны выходить за рамки своей миссии, которая определена настоящей Конвенцией; они должны, в частности, принимать во внимание настоятельные нужды безопасности государства, при котором они выполняют свои функции.

Статья 9

Положения настоящей Конвенции не служат препятствием для гуманитарных действий, которые Международный комитет Красного Креста или любая другая беспристрастная гуманитарная организация предпримут для защиты военнопленных и для оказания им помощи, с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте.

Статья 10

Договаривающиеся Стороны смогут во всякое время войти в соглашение о том, чтобы доверить какой-нибудь организации, представляющей полную гарантию беспристрастия и действенности, обязанности, возлагаемые настоящей Конвенцией на державы-покровительницы.
Если на военнопленных не распространяется или перестала распространяться по каким-либо причинам деятельность какой-нибудь державы-покровительницы или организации, предусмотренной в первом абзаце, держава, во власти которой находятся военнопленные, должна обратиться с просьбой к нейтральному государству или такой организации принять на себя функции, выполняемые, в соответствии с настоящей Конвенцией, державой-покровительницей, назначенной сторонами, находящимися в конфликте.
Если покровительство не может быть обеспечено указанным образом, держава, во власти которой находятся военнопленные, должна обратиться с просьбой к какой-либо гуманитарной организации, такой, как. например. Международный комитет Красного Креста, или, с учетом положений настоящей статьи, принять предложение такой организации взять на себя выполнение гуманитарных функций, выполняемых в соответствии с настоящей Конвенцией державами-покровительницами.
Любая нейтральная держава или любая организация, приглашенная заинтересованной державой или предлагающая себя для этих целей, должна действовать с сознанием ответственности по отношению к стороне, находящейся в конфликте, за которой числятся лица, пользующиеся покровительством настоящей Конвенции, и предоставить достаточные гарантии того, что она в состоянии взять на себя соответствующие функции и выполнять их беспристрастно.
Предыдущие положения не могут нарушаться специальными соглашениями между державами, когда одна из этих держав, даже временно, ограничена в своих возможностях свободно вести переговоры с другой державой или ее союзниками в силу военной обстановки, особенно в тех случаях, когда вся или значительная часть территории данной державы оккупирована. Каждый раз, когда в настоящей Конвенции упоминается держава-покровительница, это наименование означает также организации, заменяющие ее согласно настоящей статье.

Статья 11

Державы-покровительницы во всех случаях, когда они сочтут это полезным в интересах покровительствуемых лиц, в частности в случае разногласия между находящимися в конфликте сторонами по поводу применения или толкования положений настоящей Конвенции, будут оказывать свои добрые услуги с целью урегулирования разногласия. С этой целью каждая из держав-покровительниц сможет, по просьбе одной из сторон или по собственной инициативе, предложить находящимся в конфликте сторонам организовать совещание их представителей, и в частности властей, на которых возложена забота об участи военнопленных, возможно, на нейтральной, надлежащим образом выбранной, территории. Находящиеся в конфликте стороны обязаны дать ход предложениям, которые им будут сделаны в этом смысле. Державы-покровительницы могут, в случае необходимости, представить на одобрение находящихся в конфликте сторон принадлежащее к нейтральной державе или же делегированное Международным комитетом Красного Креста лицо, которое будет приглашено участвовать в этом совещании.


К этой Конвенции имеется пять приложений. Приложения эти смотри  в этом же сайте  в статье "Приложения к Женевской конвенции 1949 года об обращении с военнопленными".

---***---
Источники

1. Женевская конвенция от 12.08.1949 "Об обращении с военнопленными". Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XVI. Москва.1957.
2. Сайт  cenust.by.ruhumanright/documents/document.s94.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
Военная история