Военная история"Господа юнкера..."
Вот уже в течение ряда лет говорится о необходимости преобразования Армии, о военных реформах. Сейчас самое время задуматься вот над чем: как возродить тот особый "кастовый" слой российского общества - офицерство, который во все времена жертвенно служил матушке России; как у будущих выпускников военно-учебных заведений воспитать благородное состояние души, уверенность в завтрашнем дне (и в плане материальном, разумеется, важно), дать глубокие знания военной истории России, традиций Императорской армии. Может нам стоить почаще оглядываться назад, чтобы понять, на каких принципах воспитывалась русская военная молодежь в относительно недавнем времени. Итак, вспомним... Прослужив установленный срок в этом звании и успешно
выдержав установленные экзамены, юнкера производились в офицеры. До середины XIX века подготовку офицерских кадров вели отчасти специальные классы кадетских корпусов - средних военно-учебных заведений, ведущих свое начало времени царствования Анны Иоанновны (Кадетский корпус открыт в 1731 году. Однако все офицеры артиллерии и инженерных войск готовились только в военных училищах, первое из которых "Школа Пушкарского Приказа", готовившее артилеристов и саперов, было открыто еще 10 января 1701 года). К 60-м годам XIX столетия ситуация с подготовкой офицерских кадров в Росси стала довольно неблагоприятной : офицерский состав комплектовался главным образом за счет производства в офицеры молодых людей, поступивших на службу по набору, (Очень расплывчатый термин "поступивших на службу по набору". Можно понять, что молодых людей, призванных в армию служить солдатами, насильно делали офицерами. В то время солдатами в армию брали методом рекрутского набора из крестьян и мещан. Дети дворян, духовенства насильно в армию не брались. Желающие стать офицерами добровольно поступали на службу на вакантные места юнкеров в полках). и только на 1/3 из военно-учебных заведений. Такого рода юнкера и унтер-офицеры имели практические и строевые достоинства, но образовательный уровень их был гораздо ниже, чем у выпускников кадетских корпусов. (Совершенно опущен вариант производства в офицеры, отличившихся командными качествами унтер-офицеров во время войн. В такие военные периоды этот метод становился едва-ли не основным). Увеличение численности Армии, начавшееся после Крымской
войны, развитие технической стороны военного дела вызвали необходимость
увеличения корпуса офицеров, предъявления к ним более высоких требований. В
этой связи, по инициативе вступившего на престол Императора Александра II,
был создан комитет под председательством его брата великого князя Михаила
Николаевича. Комитет принял решение отделить общий курс кадетских корпусов
от специальных и открыть на основе последних юнкерские военные училища. В строевом отношении пехотное училище составляло батальон из 4 рот, артиллерийское - 2 батареи, кавалейрийское - эскадрон и казачью сотню, казачье - 2 казачьи сотни. Цель всей системы образования в училищах была сформулирована в "Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений" : "Христианин, верноподданный, русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, испольнительный, терпеливый и расторопный офицер - вот качества с которыми воспитанник этих заведений должен переходить со школьной скамьи в ряды Императорской армии с чистым желанием отплатить Государю и России честною службою, честною жизнью и честною смертью". В военные училища принимались неженатые молодые люди в
возрасте от 17 до 28 лет. В первую очередь зачислялись воспитанники
кадетских корпусов, на вакансии - все желающие. При поступлении в военные училища молодые люди давали подписку о непринадлежности ни к каким политическим партиям, с обязательством впредь ни в какие не вступать (Сомнительный тезис. По моим сведениям, до дарования стране императором Николаем II Конституции в 1905 году ни о каких политических партиях по Российским Законам не могло быть и речи. Заявить о принадлежности к любой политической партии означало прямой путь на каторгу ) и не жениться до окончания курса. Выпускники кадетских корпусов зачислялись в военные
училища без экзаменов после собеседования. Все остальные проходили по
конкурсу. Успешно сдавшие экзамены и очень строгую медицинскую комиссию считались прикомандированными к военному училищу до принятия присяги. Они получали юнкерскую форму - черный мундир и шаровары, гимнастерку защитного цвета, высокие сапоги, безкозырку с околышем по роду войск и юнкерские погоны (различные для каждого военного училища) (Юнкерская форма менялась неоднократно одновременно с формой всей армии. Черных мундиров в Российской Армии никогда не носили. Очень темно-зеленый цвет - это все же не черный. А гимнастерки (точное название "гимнастическая рубаха") защитного цвета Императорская Армия надела после руско-японской войны 1904-05 годов. До этого времени гимнастерки были белыми. Юнкера носили форму унтер-офицеров соответствующего рода войск, но со своими юнкерскими погонами). С этого дня для молодых людей начинался месячны испытательны срок, две недели которого они проводили в стенах училища, затем две недели в летнем лагере. Это был наиболее тяжелый период суровой военной школы; слабые духом "отсеивались". Много внимания, особенно в лагерях, уделялось строевой подготовке и обучению ружейным приемам. Принятие присяги в военных училищах было событием чрезывчайно торжественным. В начале октября после церковной службы на плау выстраивались юнкера: на правом фланге - старший курс, на левом - первокурсники. Перед строем - аналой со святым еванглием и Крестом; неподалеку - собственный оркестр. После приветствия насчальника - равнение на знамя и сразу же, под звуки торжественного, восхищающего душу мараша "Под двуглавым орлом" появлялось белое знамя с золотым орлом на вершине его древка. Знаменщик останавливался у аналоя, раздавалась команда "На молитву! Шапки долой!", и негромкий голос священика произносил незабываемые слова - Сложите два перста и подымите их вверх. Теперь повторяйте за мнй слова торжественной военной присяги: "Обязуюсь и клянусь Всемогущим Богом перед Святым Его Евангелием защищать Веру, Царя и Отечество до последней капли крови...". Присяга эта, существовавшая с петровских времен была длинна, точна и строга (Я затрудняюсь точно сказать, какой по счету это был текст военной прсяги, но первая петровская присяга 1699 года начиналась словами: " Великому Государю служить верно и над казной дурна и хитрости никакой не учинять, ружья и строевого платья не продавать и..." Присяга 1716 года начиналась словами: " Я XXXXXX обещаюся всемогущим Богом служить Всепрестветлейшему Нашему Царю Государю верно...". В 1720 году текст снова меняется: " Я XXXXXX обещаюсь Всемогущим богом верно служить Его Величеству ПЕТРУ Великому..." Текст присяги в послепетровские времена менялся неоднократно). Затем адъютант училища читал вслух военные законы,
карющие за нарушение присяги и награждающие за храбрость. Юнкера были
серьезны, ответственны, горячо молились, целовали поочередно
Крест, Еванелие и Знамя, возвращались на свои места. Далее следовал
церемониальный марш, после которого всех их ждал праздничные обед, вечером -
бал, на следующий день - первый отпуск в город, очень важное событие в жизни
молодых людей: отныне они становились "зеркалом" заведения. в котором
учатся, и по тому, как юнкер был одет, подтянут, воспитан, как вел себя в
обществе, судили не только о нем, но и об училище в целом. В каждом училище свой девиз. У Киевского Константиновского пехотного училища -"Помните, чье имя носите!", у Алексеевского пехотного - "Дисциплина - прежде всего!", у Тифлисского -"Жизнь -Царю, сердце - даме, честь - самому себе!", у Павловского - "Сам погибай, а товарища выручай!", у Виленского - "Виленец один - и то в поле воин!", у Николаевского кавалерийского - "И были дружною семьею солдат, корент и генерал!". Все девизы становились жизненным кредо будущих офицеров. Нельзя не сказать несколько слов и о такой традиции
российских военных училищ, как "цук" - нечто вроде современной "дедовщины",
но сильно отличавшееся от последней. В военных училищах, где юнкера воспитывались на основах рыцарской военной демократии и сурового товарищества, не издевались над выходцами из бедных семей или сиротами. Более того, самы бедным, но хорошо успевающим, полагались специальные денежные вознаграждения, которые жертвовали в их пользу частные лица. Ответственность за юнкеров лежала на строевых начальниках - наставниках и "отцах" своих питомцев. Краеугольным камнем воспитательного процесса было религиозное воспитание. каждое училище имело свою церковь, которую юнкера охотно посещали, исповедывались, помогали батюшке, прислуживали на богослужении, пели в церковном хоре. На стенах церкви были мраморные доски, на которых высекались фамилии погибших воспитанников училища". "Безверное войско учить - что ржавое железо точить!" -
говорил Суворов. Каждый юнкер носил нательный крест. Молебном начинался
учебный год. Молитвой начинался и заканчивался день. В дни церковных
праздников юнкера были обязаны быть в своей церкви, соблюдать Великий Пост,
ходить к святой заутрене на Пасху. Трудность религиозного воспитания здесь
состояла в том, что цель религии - привлечь сердца людей к идеалу
милосердия, а смысл всякой военной школы в том, чтобы научить людей
наилучшим образом пользоваться оружием.
---***--- |
©Веремеев Ю.Г. От автора сайта. Эта статья была опубликована в
религиозной газете православных мирян Екатеринбурга "Десятина" , выходящей
под руководством Екатеринбургской епрахии Русской Православной Церкви в
марте 2001г. Само по себе уже похвально, что иерархи церкви прекрасно
понимают роль армии в сохранении российского государства, в сохранении
страны, нации и относятся к защитникам Родины так, как они этого
заслуживают, а не в угоду чьим-либо политическим целям и амбициям.
Автор сильно идеализирует пресловутый "цук", который реально всячески преследовался офицерами, ибо он подменял собой Устав, что совершенно не терпелось в Русской Армии. Современная "дедовщина" есть не что иное, как средство самооправдания слюнтяев в солдатских погонах, поддерживаемых демократической прессой, использующей этот термин, как основное средство опорочить армию в глазах народа и затушевать царящие в студенческой среде проституцию, наркоторговлю, воровство, грабежи, вымогательства, гомосексуализм и прочие "прелести" интеллигентного общества. |