Военная история

История военно-инженерного училища

Краткий  очерк

См. Часть I.

Часть II

Николаевское инженерное училище

В 1855 году офицерское отделение Главного инженерного училища выделяется в самостоятельную Николаевскую инженерную академию, а училище, получив наименование "Николаевское инженерное училище" стало готовить только младших офицеров инженерных войск. Срок обучения в училище был установлен в три года. Выпускники училища получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с1884 года, когда звание прапорщика для мирного времени было упразднено - звание инженерного подпоручика). В инженерную академию офицеров принимали после не менее чем двух лет офицерского стажа, сдачи вступительных экзаменов, и после двухгодичного обучения они получали высшее образование. Следует отметить, что такая же система была введена для артиллеристов. Офицеры пехоты и кавалерии готовились в двухгодичных юнкерских училищах, где получали среднее образование. Высшее образование офицер пехоты или кавалерии мог получить лишь в академии Генерального штаба, куда набор был меньше чем в инженерную академию. Так что в целом уровень образованности артиллеристов и саперов был на голову выше, чем в целом по армии. Впрочем к инженерным войскам в то время относили также железнодорожников, связистов, топографов, позднее авиаторов и воздухоплавателей. Кроме того, министр финансов, в чье ведомство входила пограничная служба выторговал право офицеров пограничников учиться в Николаевской инженерной академии.

Преподавательский состав обеих учебных заведений был общий. И в академии и в училище лекции читали: химию Д.И.Менделеев, фортификацию Н.В.Болдырев, пути сообщения А.И.Квист, тактику, стратегию, военную историю Г.А. Леер.

В 1857 году журнал "Инженерные записки переименовывается в "Инженерный журнал" и становится совместным изданием. Продолжается совместная научная работа. А.Р.Шуляченко проводит большие исследования свойств взрывчатых веществ и составляет их классификацию. По его настоянию в русской армии отказались от опасного в применении зимой динамита, и перешли на химически более стойкую пироксилиновую взрывчатку. Под его руководством возрождается минное дело. В 1894 году он изобретает неизвлекаемую противопехотную мину. Большую работу по созданию и совершенствованию электрического способа взрывания и создания морских гальваноударных мин проводят академик Б.С.Якоби, генерал К.А.Шильдер. Преподаватель училища П.Н.Яблочков изобретает свою знаменитую дуговую электролампу и дуговой прожектор.

В русско-японскую войну всему миру стало известно имя героя обороны Порт-Артура выпускника инженерного училища генерала Кондратенко Р.И. Не хочется преувеличивать его роль в организации и ведении обороны крепости, но после его гибели 15 декабря 1904 года на форту № 2 крепость продержалась только месяц.

Большие потери в офицерском составе в период русско-японской войны заставили царское правительство принять экстраординарные меры. Большая часть инженерных офицеров, особенно с высшим образованием была переведена в пехоту, артиллерию, кавалерию. Николаевское инженерное училище стало делать выпуски пехотных офицеров. Подготовка инженерных специалистов практически была свернута. С началом создания в русской армии авиации много инженерных офицеров было переучено на летчиков. К началу Первой Мировой войны в инженерных войсках насчитывалось всего 820 офицеров. Результат не замедлил сказаться с началом войны. После нескольких первых недель войны, когда еще не сложилась линия фронта, действующая армия срочно затребовала увеличения количества саперных подразделений и частей. Некому было восстанавливать мосты, дороги, или разрушать их при отходе. Отсутствие фортификационных специалистов не позволило должным образом организовать оборону крепостей Варшава и Иван-город и они пали после непродолжительного сопротивления. С переходом к позиционной войне инженерных специалистов стало не хватать еще больше. В судорожных попытках запоздало исправить допущенную в мирное время ошибку командование русской армии не нашло лучшего решения, как направить на фронт почти всех офицеров инженерной академии. В результате подготовка военных инженеров была вообще сорвана. Из инженерного училища всем юнкерам были срочно присвоены офицерские звания, и они были отправлены на фронт. Следом та же участь постигла и унтер-офицеров и солдат подразделений обеспечения учебного процесса училища. В званиях прапорщиков они также ушли на фронт. С большим трудом начальнику училища удалось сохранить часть преподавательского состава. Училище перешло на четырехмесячную краткосрочную подготовку прапорщиков военного времени.

К осени 1917 года в училище находилось около ста юнкеров, только что набранных в училище. Частично это были выздоровевшие раненые, частично молодые люди призывного возраста. Усталость трех лет войны, разлагающая революционная пропаганда, всеобщее недовольство безуспешностью войны, нежелание идти в окопы привели к тому, что когда 24 октября (6 ноября) 1917 года вместе с 400 юнкерами Михайловского артиллерийского училища они были направлены защищать Зимний дворец; они отказались сражаться, безучастно наблюдали за подходом ко дворцу красногвардейцев и не оказали никакого сопротивления. Так что никакого штурма Зимнего, так хорошо известного по фильмам не было. Исторические источники документально зафиксировали гибель в тот день и ночь в районе дворца семи человек. Ночью, отдав красногвардейцам винтовки,  большая часть юнкеров разошлась по домам, меньшая часть вернулась в училище. Учебный процесс после этого было продолжать бессмысленно и все усилия нескольких офицеров училища и юнкеров сводились к недопущению разграбления имущества, борьбой с голодом и холодом. История Николаевского инженерного училища закончилась.

1-е Инженерные Петроградские курсы Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

С приходом большевиков к власти ими стал осуществляться тезис К.Маркса о замене профессиональной армии всеобщим вооружением народа. Первым законом новой власти стал "Декрет о мире". Считается, что большевики пришли к власти со взятием Зимнего дворца 7 ноября 1917 года. Однако в реальности Временное правительство управляло страной еще около трех недель, хотя его власть таяла с каждым днем.

Русская Армия под влиянием наступившей в стране анархии и деятельности большевиков по ее уничтожению стремительно распадалась. Однако к началу февраля 1918 немцы возобновили наступление. Кроме того, стремительно нарастало вооруженное сопротивление противников советской власти. Эти обстоятельства побудили новое российское правительство перейти к созданию новой армии. 15 января 1918 года ЦИК и СНК издают декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Испытывая недоверие к командному составу старой армии, новое военное руководство страны поставило задачу воссоздания системы подготовки командных кадров. Народный комиссариат по военным делам приказом №130 от 14 февраля 1918 организует ускоренные курсы по подготовке командиров в Москве, Петрограде, Твери. Как ни странно, но в целом очень далекие от военной науки Ленин, Свердлов, председатель РВС Троцкий правильно оценили роль и значение в войне инженерных войск. Уже 1 марта газета "Красная звезда" публикует объявление о начале приема на Советские инженерные Петроградские курсы подготовки командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Для восстановления деятельности инженерного училища были предприняты экстраординарные меры. Было приказано всем офицерам, унтер-офицерам, юнкерам училища, в том числе и находившимся на фронте, вернуться в училище. В ряде случаев семьи не вернувшихся офицеров брались в заложники, помещались в тюрьму с угрозой расстрела.

Предпринятыми мерами удалось к 20 марта 1918 закончить подготовку к началу учебного процесса. Вечером этого дня приказом №16 было объявлено, что на курсах открываются три отделения - подготовительное, саперно-строительное и электротехническое. На подготовительное отделение принимали малограмотных и его задачей было дать слушателям грамоту в объеме достаточном для усвоения основ инженерного дела. Срок обучения на подготовительном отделении сначала был установлен 3 месяца, позднее - 6 месяцев. На основных отделениях 6 месяцев.

Курсы готовили техников-инструкторов саперного, понтонного дела, железнодорожников, дорожников, телеграфистов, радиотелеграфистов, прожектористов, автомобилистов.

Курсы имели  для обучения шанцевый инструмент, радиотелеграфное и телеграфное имущество, понтонно-переправочное имущество, подрывное имущество, несколько электроагрегатов. Отапливались только кухня и лазарет. Продовольственный паек курсанта состоял в день из полуфунта овсяного хлеба, чая с сахарином, тарелки супа из воблы или селедки, тарелки просяной каши. .

Политическое руководство курсов строго следило за ростом числа членов компартии. Если в марте 1918 их было 6 чел, то к осени 80. Курсы стали верным оплотом большевиков в Петрограде. Уже 7 июля 1918 курсанты принимают активное участие в подавлении левоэсеровского мятежа.

Петроградский военно-инженерный техникум

Весной того же года вследствие неспособности курсов обеспечить Красную Армии инженерными специалистами в достаточном количестве в Петрограде разворачиваются 2-е инженерные курсы. Однако преподавательского состава, учебно-материальной базы не хватало и 29 июля 1918 приказом Главного Комиссара военно-учебных заведений Петрограда курсы объединяются в единое учебное заведение под названием "Петроградский военно-инженерный техникум". Организационно техникум стал представлять собой воинскую часть, состоящую из четырех рот - саперная, дорожно-мостовая, электротехническая, минно-подрывная. Кроме того, сохранялось подготовительное отделение. Срок обучения на подготовительном 8 месяцев, в ротах - 6 месяцев. Такая организация техникума превращала его в боевую частью, способную при необходимости выступить на фронт. Большую часть учебного времени занимали полевые занятия в Усть-Ижорском лагере под Петроградом. Основным местом дислокации техникума оставался Инженерный замок. В лагере, кроме занятий курсанты помогали крестьянам в сельхозработах, за что получали питание.

Обстановка на фронтах гражданской войны срочно требовала инженерных специалистов и первый выпуск техникума состоялся уже 18 сентября 1918 в количестве 63 человек. В период гражданской войны таких досрочных выпусков было сделано несколько. Всего за эти годы было выпущено в 1918 -111 чел., в 1919-174 чел., в 1920 -245, в 1921-189 чел, в 1922-59 чел. Кроме того, техникум своими ротами принимает непосредственное участие в боях в октябре 1918 под Борисоглебском Тамбовской губернии против восставших крестьян, в апреле 1919 в районе г.Верро против эстонских вооруженных формирований, май-август 1919 у г.Ямбург против войск Юденича, октябрь-ноябрь 1919 в обороне Петрограда от войск Юденича, май-сентябрь 1919 у г.Олонец против финских войск, июнь-ноябрь 1920 у г.Орехова против войск генерала Врангеля, март 1921 у крепости Кронштадт против мятежников, декабрь 1912-январь 1922 в Карелии против финских войск.

Последний выпуск после краткосрочного обучения был сделан 22 марта 1920 года. Первоочередная задача по обеспечению Красной Армии инженерными специалистами с уровнем подготовки военного времени была выполнена. Можно было переходить к подготовке полноценных инженерных командиров.

Петроградская военно-инженерная школа

Приказом РВСР № 105 от 17 июня 1920 техникум преобразуется в Петроградскую военно-инженерную школу с трехгодичным сроком обучения. Школа должна была выпускать командиров инженерных взводов (говоря современным языком, младших офицеров) со средним общим и военным полноценным образованием. После нескольких лет службы в войсках выпускники получали право на поступление в военно-инженерную академию. Начальником школы назначается бывший царский офицер военный инженер К.Ф. Дружинин.

Школа была разделена на три специальных отделения - саперное, дорожно-мостовое и электрическое. Первый год обучения считался подготовительным (подготовительный класс) и курсанты по специальностям не делились. В этот год в основном изучались общеобразовательные дисциплины и общевойсковая подготовка. На втором и третьем году (младший и старший специальный класс) курсанты обучались по специальностям.

Однако в связи с начавшейся весной 1920 года войной с Польшей и активизацией действий войск генерала Врангеля из Крыма, и осложнением военной обстановки к лету 1920 нормальный учебный процесс был сорван. В конце июля 1920 значительная часть курсантов была брошена в бои у города Орехов. В октябре на фронт ушли еще две курсантские роты.

1 января 1921 состоялся очередной седьмой выпуск красных командиров из училища. Это также был ускоренный выпуск.

В марте 1921 вспыхивает мятеж матросов в крепости Кронштадт. В ночь на 3 марта на усиление частей по ликвидации мятежа направляется рота курсантов школы. Она 7 марта атакует мятежников на форту №7 и занимает его. Действия курсантов подрывников в ночь на 18 марта предопределили успех в атаке на форт "Тотлебен". За эти бои тринадцать курсантов были награждены орденами Красного Знамени. За отличия в боях школа награждается почетным революционным знаменем от ВЦИК.

В апреле 1921 года школа производит восьмой и девятый ускоренный выпуски. К этом времени с начала своей деятельности с марта 1918 школа выпустила 727 инженерных командиров военного времени.

С этого времени восстанавливается нормальный учебный процесс, нарушаемый участием курсантов в боях против финских войск на Кольском полуострове у станции Масельская (декабрь 1921-январь 1922).

с января 1922 отменяется специализация, и все курсанты получают универсальные инженерные знания. 1 сентября 1922 состоялся десятый выпуск курсантов. Он был первым выпуском курсантов, прошедших нормальный двухгодичный срок обучения ( из числа лиц, которым не требовалось предварительное обучение). Было выпущено 59 человек. Из них 19 по саперной специальности, 21 по дорожно-мостовой и 19 по электротехнической.

с 15 октября 1922 года начинается учебный год по плану четырехгодичного обучения. Постепенно налаживается полноценный учебный процесс. В зимний период шли теоретические занятия, с 1 июня по 15 сентября полевые в лагере.

В 1923 году начальника школы К.Ф.Дружинина сменяет красный командир, бывший матрос балтийского флота, член ВКП(б) Тихомандрицкий Г.И.. Кроме Петроградской инженерных командиров в то время готовили аналогичные Московская, Киевская и Казанская школы. В 1923-24 годах школа начинает оснащаться мастерскими и лабораториями. Однако в годы гражданской войны основная часть учебно-материальной базы была частично утрачена в связи с увозом имущества курсантами на фронт, частично растащена и продана в обмен на хлеб. Поэтому основным методом обучения был малоэффективный лекционный метод и показ на моделях и макетах. Низкое качество обучения повлекло за собой смену Тихомандрицкого бывшим полковником Генерального штаба Т.Т.Малашенским. К 1927 году он оборудует 17 лабораторий и 4 мастерских. Его активное сопротивление планам комиссара школы Карпова Н.А. сократить часы отведенные на физику, отменить изучение двигателя внутреннего сгорания, автомобильное дело и расширить изучение истории классовой борьбы, партийно-политической работы повлекло его отставку в 1927 году.

Ленинградская Краснознаменная военно-инженерная школа

С середины 1924 года в РККА идет серьезная реформа всей структуры армии и военного образования. Приказом РВС СССР № 831 от 5 августа 1925 г. в состав школы переводятся из Москвы Курсы Усовершенствования Командного Состава (КУКС) и на школу, кроме подготовки инженерных командиров среднего звена возлагается задача переподготовки командиров, прошедших ранее ускоренное обучение или не имеющих его вовсе. С 7 сентября 1925 года школа переименовывается в "Ленинградскую Краснознаменную военно-инженерную школу". 30 ноября 1925 вводится "Положение о военных школах РККА". Этим Положением для подготовки командиров инженерных войск оставляются три школы - Ленинградская, Киевская и Московская.

Структурно школа теперь представляла собой батальон трехротного состава, а в учебном отношении делилась на четыре класса (курса) - подготовительный, младший, средний и старший. С 1927 года в Лужском лагере школы действуют стрельбище, физический и саперный городки, бетонный завод, понтонно-переправочный пункт. К лету 1928 года школа получает комплект понтонного парка. Во время практических занятий курсанты в 1924-28 годах реально построили для нужд местного населения мосты через реки Ижора, Ящерка, Луженка, Курея и Оредеж общей длиной 180м. К 1929 году школа получает комплекты лодок А-3, комплекты ТЗИ, плавательные костюмы, мотопилы МП-200, дорожные машины, экскаваторы МК-1, подрывные машинки ПМ-1 и ПМ-2, машины для транспортировки сборных конструкций мостов, электростанции и другие инженерные средства. Это позволило качественно улучшить обучение курсантов.

Отчетливо заметная разница в уровне подготовки курсантов побуждает командование РККА закрыть Киевскую школу, Детско-Сельскую объединенную военную школу и перебросить их   курсантов в Ленинградскую (приказ РВС СССР от 25.11.30г.), а приказом НКО СССР от 19.9.1932 перевести и Московскую школу в Ленинград. Обе школы объединяются под названием "Объединенная Краснознаменная  военно-инженерная школа им.Коминтерна".

Объединенная  Краснознаменная военно-инженерная школа им.Коминтерна

Таким образом Ленинградская школа превратилась в единственное в стране учебное заведение по подготовке средних командиров инженерных войск. Школа теперь состояла из одиннадцати рот (6 рот по подготовке саперных командиров, 3 роты по подготовке командиров электротехников, 2 парковые роты). Кроме того на школе лежала задача по переподготовке командиров инж.войск (КУКС). Процесс объединения, многочисленные организационные перестройки, перегрузка педагогического состава резко снизили как воинскую дисциплину, так и качество обучения курсантов. Отсутствие теперь инженерных учебных заведений различного стиля и направленности приводило к тому, что недостатки в подготовке специалистов становились всеобъемлющими, лишало учебный процесс соревновательности. Более пристальное внимание высших общевойсковых командиров к школе приводило к уклону в подготовке курсантов в сторону общей, а не специфической инженерной тактики. Специальная подготовка сводилась лишь к изучению инженерной техники. Большой вред педагогическому процессу нанесла линия на подготовку курсантов прежде всего как пехотных командиров, так называемая универсализация командных кадров. В событиях тех лет четко просматривается попытка тогдашнего военного руководства страны поправить положение с подготовкой пехотных и кавалерийских командиров за счет направления в пехоту и кавалерию выпускников объединенной инженерной школы, где качество обучения все же было выше, чем в общевойсковых школах. Кроме всего прочего летние лагерные сборы нередко срывались и курсантов бросали на строительство мостов для Лужского дорожного отдела. С апреля 1931 года начальником школы был назначен пехотный командир комбриг Терпиловский Б.Р., который вообще не знал инженерного дела и во главу угла поставил строевую и стрелковую подготовку. В 1932 году инженерная школа заняла по стрелковой подготовке первое место среди военно-учебных заведений (не пехотная, не пулеметная, ни артиллерийская, а инженерная (!))

10 ноября 1933 состоялся очередной выпуск командиров. Подавляющая часть их была отправлена в войска командирами пехотных взводов.

22 сентября 1935 в РККА вводятся персональные воинские звания. В ноябре 1935 года состоялся первый выпуск лейтенантов инженерных войск.

В 1936 году начальником школы назначается военинженер 1-го ранга М.П.Воробьев. Ему удалось доказать недопустимость превращения инженерной школы в собственно общевойсковую и возобновить процесс подготовки чисто инженерных лейтенантов. Позднее в годы Отечественной войны он станет начальником инженерных войск РККА и первым маршалом инженерных войск. В период командования училищем по лето 1940 года он добьется коренной перестройки обучения курсантов, насыщения школы современной инженерной техникой. На ее базе и ее специалистами были разработаны все основные руководящие документы инженерной службы (Наставления, Руководства, Инструкции). Здесь же они проходили обкатку. В марте 1937 года шкала преобразуется в Ленинградское военно-инженерное училище.

См. Часть III.

Источники

1. П.И.Бирюков и др. Учебник. Инженерные войска. Военное издательство МО СССР. Москва.1982 г.
2. И.П.Балацкий, Ф.А.Фоминых. Очерк истории Калининградского высшего военно-инженерного командного ордена Ленина Краснознаменного училища им. А.А.Жданова. Военное издательство МО СССР.1969

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
Военная история

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От автора. Официально в советской военной истории усилия новой власти по созданию собственных командных кадров объясняются тем, что офицеры старой армии были выходцами из эксплуататорских классов, дворянами, представителями буржуазно-помещичьей верхушки страны. И мол все они ненавидели советскую власть и горой были за возрождения самодержавия. Однако цифры говорят об ином. К 1917 году в армии было всего 4% офицеров с довоенным образованием. 80% офицеров были из крестьян, более половины не имели среднего образования. На взгляд автора большевики стремились наполнить армию командирами с большевистскими политическими взглядами, ибо в то время в крестьянской среде, а значит и в офицерской среде большим влиянием, чем большевики пользовались эсеры. Для большевиков отдать армию под влияние эсеров означало политически проиграть им, отдать власть в стране эсерам.