Военная история

Краткая история военно-инженерного образования в России.

Часть II. XIX век

obraz-02-03.jpg (20023 bytes)

Итак,  в последние годы XVIII века специализация Артиллерийского  и Инженерного Шляхетного Корпуса именно как артиллерийского и инженерного военно-учебного заведения постепенно утрачивалась, и вполне логичным стало его переименование 10 марта 1800 года во "2-й Кадетский Корпус".
В Корпус принимались дети дворян в возрасте 8-11 лет.   По окончании этого Корпуса, выпускники отправлялись служить в войска во все рода войск   в офицерском чине. В каком возрасте об этом сведений не имеется.

В 1803-05  годах  в стране постепенно выстраивается определенная система военного обучения. Ее суть состояла в следующем - дворянские  дети в возрасте 7-9 лет   поступают в  губернские военные училища. Такие училища были открыты в Петербурге, Москве, Смоленске, Киеве, Воронеже, Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани и Тобольске. Общим количеством 17. По сути дела это были двухгодичные общеобразовательные   начальные школы (говоря современным языком) с той лишь разницей с гражданскими уездными начальными  училищами или церковно-приходскими школами, что окончившие губернское военное училище обязательно продолжат   обучение в 1-м или 2-м Кадетский корпусах. Оба корпуса готовили офицеров во все рода войск, в том числе и в инженерные войска.

Т.е. в данный период специальных военно-учебных заведений, готовивших офицеров инженерных войск в России не существовало. Это период примерно с 1800 по 1810 год. Даже с более раннего времени (примерно последние 6-7 лет XVIII века), когда   Артиллерийский  и Инженерный Шляхетный Кадетский Корпус постепенно утрачивал свою специализацию и превращался в просто военно-учебное заведение  для подготовки офицеров вообще.

27 марта 1804 при чертежной службе Инженерной Экспедиции (высший руководящий орган инженерных войск) организуется инженерная школа для "доучения находящихся здесь юнкеров и кондукторов, в свободное от службы время наукам до инженерной службы касающихся".
Называть полноценным инженерным училищем эту школу нельзя. Это были скорее курсы повышения квалификации инженерных унтер-офицеров, юнкеров (дворяне, добровольно поступившие на службу нижними чинами и готовящиеся в полках на присвоение офицерского чина) и   кондукторов (специалисты Инженерного корпуса, имеющие не офицерский, а унтер-офицерский чин). И вместе с тем, юнкера и кондуктора, показавшие достаточные знания, по ее окончанию получали офицерские чины.

Следует заметить, что в этот период существуют  аналогичные инженерные школы в Киеве, Выборге, Архангельске и ряде других гарнизонах, в которых готовят   кондукторов для Инженерного корпуса.

По разработанному к 1805 году "Положению" предполагалось, что курс обучения в обеих кадетских корпусах будет иметь продолжительность 4 года. Первые два года это общеобразовательная и общая военная подготовка.   На третьем курсе кадеты распределялись по четырем  отделениям - пехота, кавалерия, артиллерия,  инженеры.
По окончании четвертого года обучения кадеты пехотного и кавалерийского отделений выпускались в войска в первом офицерском чине подпоручика (корнета) или поручика.

От автора.  Несколько непонятен возраст выпускников кадетских корпусов. Начинают обучение в губернских училищах в возрасте 7-9 лет.  В возрасте 9-11 лет, переводятся в кадетский корпус, где срок обучения 4 года. Следовательно в возрасте 13-16 лет юный дворянин уже офицер?
А впрочем, это сегодня молодой человек в возрасте 18-20 лет считается подростком (а по мнению дам из Комитета Солдатских Матерей и вовсе ребенком).   В XVIII-XIX веках в 15-16 лет человек считался взрослым. Вспомним, что будущий гениальный русский полководец А.В.Суворов не номинально, а реально встал в солдатский строй в возрасте 15 лет.

И еще. В общем то первоначальное военное обучение, предусматривающее одинаковый характер подготовки юношей  для  всех родов войск, дело положительное.  Единство взглядов на бой, понимание специфики других родов войск дело хорошее.  И лишь затем учат тонкостям своей военной специальности. Это как   и сегодня в медицинских ВУЗах, где студента начинают готовить по конкретной специальности лишь на завершающих этапах учебы.

Артиллеристов и инженеров предполагалось обучать еще один-два года. Считалось, что это уже высшее образование.

Вместе с тем, к 1809 году выяснилось, что оба кадетских корпуса,  волне справляющиеся в подготовкой пехотных и кавалерийских офицеров, инженерных и артиллерийских офицеров обучают совершенно неудовлетворительно. Вплоть до того, что  на ключевые должности в артиллерии и инженерных войсках приходится приглашать иностранцев. Было приказано направлять в Инженерную школу желающих офицеров пехоты и кавалерии для их переподготовки к службе в инженерных войсках.

От автора.  Эта последняя мера дала мало результатов. Во-первых, продвижение в чинах в основных родах войск было куда более быстрым, нежели в инженерных. Во-вторых, и это было самым существенным, от  офицеров инженерных войск требовались слишком высокие знания, в особенности в математике (вплоть до дифференциального исчисления).

Инженерная школа.

В апреле 1810 года  чертежная школа при Инженерной Экспедиции (организованная еще в 1804 году), преобразуется в  Инженерную школу.
В некоторых источниках, в частности у Максимовского в его "Историческiй очеркъ развитiя Главнаго Инжернаго училища" это военно-учебное заведение именуется Инженерным училищем.   Кроме прежних  классов, готовивших унтер-офицеров для саперных батальонов и кондукторов Инженерного Корпуса, был открыт офицерский класс (11 октября 1809 г.), где проходили обучение инженерному делу одновременно до 15 офицеров всех родов войск, пожелавших перейти в инженерную службу.
К 1819 году офицерский класс Инженерной школы подготовил 110 офицеров инженерной службы.

obraz-02-05.jpg (14582 bytes)Ряд авторов XIX века   упоминают о существовании в стране также  частных инженерных школ, выпускники которых поступали на службу в инженерные войска. Однако каких либо внятных и конкретных сведений авторы  не приводят.

3 июля  1817 г.  генерал-инспектором по инженерной части был назначен Великий Князь Николай Павлович (будущий император Николай I), Он сразу же обратил внимание на совершенно неудовлетворительное состояние инженерных войск вообще  и инженерного обучения в частности, острую  нехватку офицеров инженерных войск.
Он обратился к императору Александру I с подробным докладом о состоянии дел и предложениями по созданию инженерного училища.

От автора.  Обычно считается, что великие князья только номинально числились генерал-инспекторами родов войск, генерал-адмиралами флота и на прочих высочайших военных должностях. А на деле проводили свое время в праздности, развлечениях. Быть может в отношении многих из них это и верно. Но только не в отношении Николая Павловича. Он на самом деле сделал очень многое в деле развития инженерных войск, постоянно заботился об их развитии, внедрении новейших технических средств. Он знал поименно всех командиров саперных батальонов. Особой любовью Николая Павловича пользовался лейб-гвардии Саперный батальон, который он посещал едва ли не еженедельно. Любимым мундиром Великого Князя был мундир этого батальона.
Вот что пишет о Николае Павловиче А.Савельев:
"...великий князь составил подробную инструкцию главнейших  обязанностей окружным   командным и ротным командирам. Он предписывает им, чтобы нижние чины этих рот имели каждодневно   хорошую и совершенно питательную пищу, а именно: каждодневно  на каждого человека приказано было отпускать по полуфунту мяса или рыбы; а со временем, смотря по трудности и свойству работ и по состоянию артельной суммы, прибавлять и по чарке вина на человека".

И вовсе не случайно в критический день восшествия его на престол 25 декабря 1825 года гвардейские саперы  первыми прибыли в Зимний дворец для защиты нового императора и его семьи от мятежников, готовых ради абстрактных лицемерных и фальшивых европейско-демократических идей залить Петербург и всю страну большой кровью., как это  случится спустя почти век. Разрушить российскую государственность на радость всегда  враждебной нам  Европе.
И ведь российские декабристы, увлеченные красивыми словами французской демократии периода Великой французской революции не хотели видеть, что революция залила всю Францию кровью, а французы не стали жить богаче и счастливее. Или они думали, что в России революция обойдется без рек крови? А ведь революций без крови не бывает.

Главное инженерное училище

24-го ноября 1819 г. доклад Великого Князя был рассмотрен императором и Положение о Главном Инженерном училище было утверждено.
Училище должно было состоять  из двух отделений - кондукторского и офицерского. В первом учили молодых людей, которым по выпуску присваивали первый офицерский чин. Во втором проходили дополнительную подготовку офицеры, в том числе и из других родов войск пожелавшие продолжать службу в инженерных войсках.

Непосредственно созданием Главного Инженерного училища занимались инженер-генерал граф Карл Иванович Опперман и  генерал-майор граф Егор Карлович  Сиверс (граф Георг Александр Сиверс 3-й). Последний с 20 февраля 1820 года и по день своей смерти 18 июня 1827 года являлся начальником Главного Инженерного училища. Умер он в чине инженер-генерал-лейтенанта.
Насколько возможно понять из источников граф Сиверс стал первым начальником училища.

obraz-02-01.jpg (19425 bytes)На рисунке слева: граф Е.К. Сиверс в генеральском мундире Инженерного корпуса. На это указывают серебряные петлицы на черном с красными выпушками воротнике мундира. Сам мундир очень темно-зеленого цвета, который смотрится черным. Эполеты генеральские серебряные.
На плечо наброшена инженерная шинель (воротник черный с красными выпушками).

От автора.  А любопытно - создателями российского инженерного училища стали два немца. Два чистых немца. Опперман родом из великого герцогства Гессен-Дармштадского, а Сиверс из лифляндских немцев из Вендена.  И оба в высшей степени добросовестно служили России. Ирония истории - Германия из первых врагов России, а немцы вернейшие русские офицеры. И ведь не двумя этими фамилиями ограничивается перечень немцев русских офицеров и генералов инженерных войск. Да и не только инженерных.

В училище могли поступать  молодые люди в возрасте 14-18 лет. Они должны были перед этим поступить служить в армию   вольноопределяющимися (лица по уровню образования имеющие право на получение офицерского чина), или же уже служить в армии юнкерами (кандидатами на офицерский чин), кондукторами (специалисты инженерной службы унтер-офицерского ранга), или армейскими унтер-офицерами.  Или же уже быть офицерами. В училище также разрешалось принимать лучших выпускников частных инженерных школ.

От автора.  О частных инженерных школах того времени никаких сведений отыскать не удалось.

Поступающие должны были иметь уровень образования гражданской гимназии и сдать вступительные экзамены по арифметике и алгебре (до уравнений), географии, французскому или немецкому языку, русской грамматике, рисованию, основам геометрии. 

От автора.  Если верить фильмам архимэтра российского кино Никиты Михалкова, уже в те времена российские военные безупречно знали английский и считали   Америку наипервейшим и цивилизованнейшим государством, с которого во всем нужно брать образец. Но из исторических описаний XIX века следует, что наиболее распространенными в России иностранными  языками были французский и немецкий. Английский был экзотикой, а про США только и знали, что такое государство за океаном существует, и что там процветает рабство.

Я как то случайно открыл журналы "Иностранный язык в школе" за 1936 г. (был такой) и "Советская педагогика" за 1940 год, и  выяснил, что до войны в СССР английский в средних школах и военных училищах не преподавался вообще. Основными были немецкий и французский, а примерно с 1937 еще испанский. Английский учили только в военно-морских  и гражданских мореходных училищах поскольку этот язык считался у моряков как бы международным. Как у медиков латынь.

Все поступившие  в училище получали воинское звание кондуктора (если не имели офицерского чина)  и числились за Инженерным корпусом сверхкомплектными.

Отметим, что в 1819 году и примерно до 1864 года учащиеся Главного Инженерного училища именовались не юнкерами, а кондукторами.
В этот исторический отрезок времени юнкерами именуются лишь дворяне военнослужащие, добровольно поступившие на службу нижними чинами в армейские или гвардейские полки и  имеющие право на присвоение офицерского чина.
Упрощенно говоря, тот, кто учится в училище называется кондуктором, а тот, кто обучается в полку (так сказать, обучение на рабочем месте)   называется юнкером.

Училище подразделялось на два отделения:
*кондукторское со сроком обучения три года и численностью учащихся 96 чел.,
*офицерское со сроком обучения два  года и численностью учащихся (в чине не ниже прапорщика) 48 чел.

Кроме того, разрешалось посещение занятий в офицерском отделении офицерами гвардейских и армейских частей (без отрыва от основной службы) на правах вольнослушателей с целью приобретения инженерных знаний.

Время обучения зачислялось в срок военной службы. Выпускники кондукторского отделения по окончании производились в подпоручики.  Вobraz-02-02.jpg (22260 bytes) зависимости от наличия свободных мест в офицерском отделении и предшествующих успехов в учебе вновь испеченные подпоручики либо направлялись на службу в инженерные части, либо зачислялись на офицерское отделение. Выпускники офицерского отделения направлялись на службу в инженерные части с получением следующего чина..

Кондуктора, оказавшиеся неспособными усвоить курс училища, или совершившие серьезные дисциплинарные проступки отчислялись в армию на должности рядового или унтер-офицерского состава.
Неуспевающие офицеры отчислялись в свой прежний полк прежним чином.

Офицеры постоянного состава училища носили мундир инженерных войск с серебряным шитьем на воротнике, установленным для постоянного состава военно-учебных заведений. На кивере имели знак, присвоенный военно-учебным заведениям
Офицеры и кондуктора, проходящие обучение в училище носили мундир инженерных войск без шитья на воротнике,  и тоже  на кивере имели знак, присвоенный военно-учебным заведениям (т.н. "сияние").

На рисунке справа: Штаб-офицер и кондуктор (т.е. учащийся) Главного инженерного училища. Левее показан киверный знак для всех чинов училища, а также серебряное шитье на воротниках и обшлагах офицеров из числа постоянного состава училища.

Прошу обратить внимание на киверный знак.  Он в обиходе назывался "сияние" и четко выделял учащихся и постоянных чинов училища от обычных армейских и гвардейских офицеров. Орел, изображенный на знаке, сидит на скрещенных топорах, указывая на принадлежность   военнослужащего  к инженерным войскам.

Вообще впервые эмблема инженерных войск в виде  двуглавого орла, сидящего на скрещенных топорах  появилась на киверах  офицеров и нижних чинов лейб-гвардии Саперного батальона в конце декабря 1812 - начале января 1813 года.

От автора.  Пожалуй, первым родом войск, получивших свои эмблемы, стала артиллерия. Еще в 1808 году при введении киверов нового образца артиллеристы получили на кивер эмблему в виде двух скрещенных пушечных   стволов над "гренадой об одном огне". В том же году гвардейская пешая артиллерия получила киверный знак в виде двуглавого орла, сидящего на скрещенных пушечных стволах.
Можно полагать, что при утверждении формы для лейб-гвардии Саперного батальона в декабре 1812 скрещенные топоры, на которых сидит двуглавый орел, появились по аналогии. В гвардейской пехоте просто двуглавый орел, в гвардейской артиллерии он сидит на пушках, а для гвардейских саперов решили, что лучше всего подойдут скрещенные топоры.
У армейских саперов топоры на киверном знаке появятся только в 1817 году.
Вот так и родилась широко известная эмблема инженерных войск - скрещенные топоры. Эмблема лаконичная, простая, легко запоминающаяся и отчетливо выделяющая военнослужащего на фоне других родов войск.
Вот только жаль, что консервативные (в хорошем смысле этого слова) артиллеристы сохранили свою историческую эмблему и во втором десятилетии XXI века. А мы саперы погнались, Бог ведает за каким лешим, менять и менять свою эмблему. Только на памяти автора петличная эмблема инженерных войск видоизменялась пять (ПЯТЬ!) раз. Это не считая эмблем подвидов инженерных войск. Все пытаемся в одной маленькой эмблемке отразить все многообразие задач инженерных войск. Ну и получается всякий раз какой то винегрет из маловразумительных деталей, в котором найдет что то знакомое и понятное только сам сапер.

По штату, утвержденному 24 ноября 1819 года постоянный состав училища составляли:
1. Военнослужащие
*Начальник училища - генерал-инженер.
*Помощник начальника училища - полковник,
*Ротные офицеры
                               капитан- 1
                               штабс-капитан-1
                               поручики - 4,
*Смотритель здания - 1 (офицерского ранга),
*Каптенармусы - 2 (унтер-офицерского ранга),
*Барабанщики 2 (унтер-офицерского ранга),
*Денщики (солдатского ранга нестроевые) - 15 (из них 6 полковнику, капитану-2, штабс-капитану 2, поручикам по 1).

2 Военные чиновники и служащие без рангов:obraz-02-04.jpg (19531 bytes)
*Библиотекарь-1,
*Лекарь -1
*Фельдшеры -2,
*Письмоводитель -1,
*Писаря 1-го и 2-го классов - 4,
*Вахтеров -2,
*Сторожей-10,
*Закройщик одежды - 1,
*Портные- 4,
*Сапожники-4.

Профессорско-преподавательский состав нанимался  из числа чиновников Министерства народного образования, отставных офицеров по усмотрению начальника училища. Он регулировал их количество и специальности.

Для расквартирования училища был выделен павильон в комплексе  Михайловского замка.

Справка.
Михайловский (Инженерный) замок — бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга по адресу ул.Садовая  2, был построен по приказу   императора Павла I на рубеже XVIII—XIX веков. Строился с ноября 1796 по  ноябрь 1800 г. Он должен был стать его постоянной резиденцией, но 12 марта 1801 года император был убит в своей спальне замка гвардейскими офицерами.
В 1820 году  сначала только одно здание замкового комплекса, а в 1821 и весь замок был отдан для размещения Главного Инженерного училища после чего за ним сначала неофициально, в последствии и официально закрепилось название "Инженерный замок". Училище будет квартировать в замке до 1960 года, за исключением периода Великой Отечественной войны (август 1941-июнь 1945).
Конец справки.

От автора.  Если верить произведениям известного русского писателя   Н.С.Лескова, то комната, в которой расстался с жизнью Павел I, всегда стояла пустой и ни в каких целях не использовалась. А у двери всегда стоял часовой. И якобы юнкерам на этом посту часто мерещилась всякая  мистика.
А вот в советское время эта комната действительно всегда пустовала. Почему - неизвестно. И за все годы не было ни единой попытки как то ее использовать, хотя нужда в помещениях у училища была огромная. Об этом нам, курсантам училища уже в Калининграде в конце шестидесятых годов рассказывал   преподаватель училища подполковник С.Калашников, который служил в училище еще до переезда в Калининград.

16 марта 1820 года в павильоне Михайловского замка состоялась церемония начала занятий Главного Инженерного училища.

От автора.  Вот опять наталкиваемся на разночтения у различных авторов XIX века. А.Савельев в своей книге "Историческiй очерк инженернаго управленiя въ Россiи" утверждает, что училище именовалось "Главное училище инженеров" и именно эта надпись   была помещена над входом в павильон замка, где оно было первоначально размещено.

Весь замок был отдан в распоряжение   училища  в 1821 году. Кондукторское отделение было перемещено в замок из павильона в 1822 году.

После смерти первого начальника училища графа Е.К.Сиверса в 1828 году его место занял его помощник полковник барон Эльснер (В.Ю.Г. То есть - опять таки немец, точнее австриец. И опять на пользу России).
Эльснер руководил училищем по 1832 год.

Занятия в училище  проводились  с 9 до 19 часов  6 дней в неделю.. Распределение учебных часов в неделю  по предметам было следующим:

Кондукторское отделение нижний класс (первый курс, говоря современным языком):
*Арифметика и алгебра - 4 часа,
*Геометрия - 4 часа,
*История -4 часа,
*География- 4 часа,
*Русский язык- 4 часа,
*Французский язык- 4 часа,
*Рисование архитектурное (черчение, говоря современным языком)-6 часов,
*Рисование ситуационное (черчение в ортогональной и других проекциях, говоря современным языком)-6 часов,
*Экзерциция (строевая подготовка)- 4 часа.

Всего учебных часов в неделю 40 (6-7 учебных часов в день).

Кондукторское отделение средний   класс (второй  курс, говоря современным языком):
*Арифметика и алгебра - 6 часов,
*Геометрия со стереометрией, тригонометрия - 6 часов,
*Полевая фортификация - 4 часа,
*Артиллерия - 4 часа,
*Рисование архитектурное (черчение, говоря современным языком)-4 часа,
*Рисование ситуационное (черчение в ортогональной и других проекциях, говоря современным языком)-4 часа,
*Русский язык- 4 часа,
*Французский язык- 4 часа,
*История -4 часа,
*География- 4 часа,
*Экзерциция (строевая подготовка)- 4 часа.

Всего учебных часов в неделю 48 (8 учебных часов в день).

Кондукторское отделение высший   класс (третий  курс, говоря современным языком):
*Аналитическая геометрия и дифференциальное исчисление - 8 часов,
*Тригонометрия - 2 часа,
*Полевая фортификация - 6 часов,
*Черчение машиностроительное - 2 часа,
*Артиллерия - 4 часа,
*Артиллерийское черчение -2 часа,
*Архитектурное рисование - 4 часа,
*Рисование и  ситуация (нанесение боевой обстановки на карты, тактика)-4 часа,
*Русский язык- 6 часов,
*Французский язык- 4 часа,
*Экзерциция (строевая подготовка)- 2 часа,
*История - 4 часа.

Всего учебных часов в неделю 40 (6-7 учебных часов в день).

Офицерское  отделение нижний   класс (четвертый  курс, говоря современным языком):
*Фортификация - 6 часов,
*Черчение -6 часов,
*Физика- 6 часов,
*Начертательная геометрия - 4 часа,
*Практическая тригонометрия -4 часа,
*Гражданская архитектрура - 6 часов,
*Аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление - 8 часов.

Всего учебных часов в неделю 40 (6-7 учебных часов в день).

Офицерское  отделение высший    класс (пятый   курс, говоря современным языком):
*Фортификация - 6 часов,
*Черчение -6 часов,
*Физика и химия - 6 часов,
*Начертательная геометрия - 4 часа,
*Черчение - 2 часа,
*Механика - 6 часов
*Строительное искусство 6 часов.

Всего учебных часов в неделю 36 (6 учебных часов в день).

Попутно заметим, что в каждом армейском  саперном и пионерном батальоне имелись ротные и батальонные школы, в которых солдаты получали полноценное образование. В ротных школах начальное образование, а в батальонных школах  образование уровня гражданских реальных училищ. В этих же школах солдаты обучались военно-инженерному делу.
В подтверждение этого приведем выдержку из книги А.Соловьева:
" В 1821 г. великий князь Генерал-Инспектор   ходатайствовал об отпуске денег в Саперные и пионерные батальоны для содержания батальонных и ротных школ и на практические занятия; назначено было во все Саперные батальоны по 2500 рублей, а в пионерные -по 1500 рублей".

21 апреля 1822 года 2-й саперный батальон переименовывается в Учебный саперный батальон и его основной задачей становится  подготовка солдат в качестве  унтер-офицеров для саперных и пионерных батальонов, а также кондукторов в Инженерный корпус. Таким образом, складывается стройная система инженерного образования солдат и унтер-офицеров инженерных войск.

obraz-02-06.jpg (22129 bytes)Co вступлением Великого Князя Николая Павловича 25 декабря 1825  на престол под именем императора Николая I   генерал-инспектором по инженерной части был назначен Великий Князь Михаил Павлович. 

По смерти начальника училища барона   Эльснера в  1832 г  должность начальника училища  занял генерал-майор  Христиани Христиан Христианович. Службу он начал в 15 лет в 1803 году кондуктором 1-го класса Инженерного корпуса. В 1805 он получил чин подпоручика.
Впрочем, начальником училища он был только до 25 октября 1835 г. когда ушел из жизни. Заметного следа в жизни училища он не оставил.

По состоянию на конец 1832 года в училище насчитывалось учащихся - кондукторов 106 чел. (в кондукторском отделении), прапорщиков ( в офицерском отделении) 35 чел.
А по состоянию на 1835 год  учащихся - кондукторов 122 чел. (в кондукторском отделении), прапорщиков ( в офицерском отделении) 28 чел.

В 1833 г. были утверждены правила   определения на   действительную службу выпускников  училища. Они делились на четыре разряда в зависимости от  своего положения в списке выпускников. А список этот составлялся, исходя из успехов в учебе.
Первый разряд выпускался в лейб-гвардии Саперный батальон прапорщиками, второй в армейские саперные и пионерные батальоны подпоручиками со старшинством в 2 года, третий в армейские саперные и пионерные батальоны подпоручиками со старшинством в 1 год, четвертый в армейские саперные и пионерные батальоны подпоручиками   без старшинства.

От автора.  Тут необходимы разъяснения. Что значит старшинство? Это значит, что следующий очередной чин поручика офицер получает по истечении определенной выслуги лет. Обычно 4 года. Если же подпоручик выпустился из училища "со старшинством в 2 года", значит чин поручика он получит не через четыре, а через два года. Т.е. успехи в обучении ему зачли как бы в два года офицерской службы.
Отличный стимул для старательной учебы.
Почему в лейб-гвардию выпускали прапорщиками и без старшинства? Дело в том, что гвардейский прапорщик по классу чина был равен армейскому поручику. Если пересчитывать на армию, то выпускник первого разряда как бы имел старшинство в 4 года.
Заметим, что в инженерных войсках был один единственный гвардейский батальон (лейб-гвардии Саперный батальон). И если на момент выпуска из училища в нем не было вакансий, то первый разряд никому из  выпускников не присваивался.   Лучшим выпускникам  только и оставалось, что у них более лучший выбор места службы.
Поясним, что по окончании выпускных экзаменов и составлении списков очередности выбора места службы (в зависимости  от успехов в учебе), эти списки вывешивались рядом со списком частей, где имеются вакансии.  Выпускник  мог вписать себя в свободную строку, подойдя к списку вакансий в зависимости от того, на каком он месте в списке выпускников.  Естественно, чем ниже  он в списке, тем выбор места службы все менее привлекателен. Для худших оставались отдаленные гарнизоны в Туркестане, Сибири, на Дальнем Востоке.

В 1835 году начальником училища назначается генерал-майор Василий Львович Шарнгорст

Справка.
Шарнгорст Василий Львович родился 30 января 1799 года. Из дворян Брауншвейгского герцогства. Зачислен на службу в Инженерный корпус полевым инженером. 1 сентября 1814 произведен в прапорщики. В 1816 произведен в подпоручики. С 1819 служил в лейб-гвардии Саперном батальоне тем же чином. В 1823 назначен преподавателем  в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и в Главном инженерном училище. В связи с уходом из лейб-гвардии звание изменено на штабс-капитан. В этом же году получил чин капитана.
Конец справки.

От автора.   И опять начальник инженерного училища немец!obraz-02-07.jpg (31048 bytes)

В 1836 году, внимательно следивший  за деятельностью училища, император  Николай I за свои личные средства  выкупает у наследников   большую часть богатой библиотеки генерал-инженера  графа ван Сухтелена П.К. (в основном военная и техническая литература), умершего в январе 1836,  и дарит ее училищу. 

От автора.  Что то я не припоминаю, чтобы первый президент России Б.Н. Ельцин, которому в Екатеринбурге поспешно водрузили памятник, выкупил бы за свои деньги хоть библиотеку разорившегося строительного профтехучилища и подарил бы ее своему родному УПИ. Или, скажем президент Путин своему училищу.
Ну так императоры считали себя хозяевами России и  рачительно заботились о ее процветании.   А эти...

По состоянию на конец 1844 года в училище насчитывалось учащихся - кондукторов 125 чел. (в кондукторском отделении), офицеров ( в офицерском отделении) 68 чел. В 1844 г. было выпущено из училища и произведено в  офицерские чины 34 кондуктора.

На рисунке справа: кондукторы (учащиеся) Главного инженерного училища в униформах (слева-направо)   1826-28, 1828-33, 1826-55 и 1844-55 годов. Справа училищный обер-офицер в форме 1826-28 годов.

Отступление.
Несколько отступая от описания деятельности Главного инженерного училища, следует сказать несколько слов о вообще  инженерном образовании нижних чинов   и офицеров в Русской Армии в период царствования Николая I.
20.04.1822 г. - 2-й саперный батальон преобразуется в Учебный Саперный батальон для обучения нижних чинов  военно-инженерному делу и приготовления их к инженерным унтер-офицерским чинам. В том числе и к службе кондукторами Инженерного корпуса (военные инженеры унтер-офицерского ранга). Любопытна  4-я рота  в которую набирали юношей в возрасте  с 14 до 18 лет. В основном из числа солдатских детей и сирот убитых и умерших нижних чинов. В 1844 году на кондукторов Инженерного корпуса в Учебном Саперном батальоне обучались 20 человек.

По состоянию на  1844 г. в инженерном ведомстве  для нижних чинов существовали школы: бригадные, батальонные и ротные (эскадронные), в которых солдаты получали как общеее образование, так и военно-инженерные специальности.
Кроме того, имелись модельные классы, где нижние чины инженерных войск обучались изготовлению различного рода моделей фортсооружений и мостов,   на которых затем обучались  как нижние чины, так и офицеры всех родов войск. При Учебном Саперном батальоне обучались солдаты для последующей службы кондукторами Инженерного корпуса. 
В 1840 году при лейб-гвардии Саперном батальоне была открыта Гальваническая учебная команда, где нижние чины обучались электротехнике. К 1844 году гальванические учебные команды уже существовали, кроме того, в двух саперных бригадах и Кавказском саперном батальоне.

Электричество из области фундаментальной теории физики и опытов   перешло в разряд прикладной науки и утилитарного использования. С  1840 года в России начинается подготовка армейских специалистов в области электротехники. Намного раньше (примерно лет на 40-50), чем в армиях культурной и просвещенной Европы. Отцами внедрения электротехники в армейскую практику явились действительный статский советник барон Шиллинг-Кальштадт из министерства иностранных дел (изобретатель электрического телеграфа) и начальник гвардейских инженеров генерал-адъютант К.А.Шильдер. Еще в 1831 году Шиллингу удалось создать электроискровой запал для подводных противокорабельных  мин. Этим заинтересовался командир Лейб-гвардии Саперного батальона генерал Шильдер. В летних лагерях батальона в Красном Селе в 1832 году он показал императору Николаю I и Великому князю Михаилу Павловичу взрыв минного горна массой в 45 пудов пороха с помощью электрозапала . Император по достоинству оценил это выдающееся изобретение в минном деле и приказал Шильдер довести это дело до возможности практического применения в войсках.

От автора.  Ай да лапотная, дремуче-безграмотная отсталая Россия и ее армия, застывшая в 18 веке! Ай да любитель шагистики и тупого муштрования солдат Николай I !
На 40 лет раньше, нежели в армиях просвещенной Европы, русские солдаты осваивают электротехнику. Да как! Унтер-офицеров Гальванической команды лейб-гвардии Саперного батальона приглашают читать студентам лекции по электричеству и электротехнике в Санкт-Петербургский университет!
Замечу, что во время обороны Севастополя в 1854-55 годах русские саперы взрывали подземные мины электричеством, тогда как французские все еще пользовались огневым способом.

Конец отступления.

В1857 году в Санкт-Петербурге создается   Техническое гальваническое заведение, которое вместе с гальванической ротой находилось в распоряжении штаба генерал-инспектора по инженерной части. Оно готовило унтер-офицеров электротехников.

obraz-02-08.jpg (30136 bytes)С 1844 по 1860 г. начальником училища был полковник, затем генерал-майор ( с 1853 генерал-лейтенант) Петр Карлович Ломновский.

На рисунке справа генерал-майор Ломновский в мундире, присвоенном Главному инженерному училищу. Эполеты и шитье серебряные. Мундир смотрится черным, но он  очень темно-зеленый. Воротник черного бархата с красной выпушкой сверху, снизу и спереди. Красная выпушка идет также по борту и низу мундира. Брюки с красным кантом. Обратите внимание на шитье воротника. Это офицерское шитье всех военно-учебных заведений

Если раньше инженерное училище подчинялось исключительно Инженерному Департаменту, то в период командования училища Ломновским  в 1849  оно вошло также в общую систему военно-учебных заведений, и стало одновременно подчиняться и генерал-инспектору Инженерного ведомства  и штабу Военно-Учебных заведений. Ломновский сумел извлекать выгоды для училища из этого двойного подчинения. В частности, он в 1847 году сумел добиться от Великого князя Михаила Павловича увеличения отпуска денег на питание кондукторов училища.

В 1853 г. при училище стараниями Ломновского  была устроена мастерская для практического обучения учащихся    солдатским практическим умениям и навыкам (кирпичная кладка, плотничное дело, электротехника, столярное, слесарное, механическое  и кузнечное), с тем, чтобы, придя в войска, офицеры могли бы обучать своих солдат.  

От автора. Совершенно необходимые для офицера знания и умения! Солдаты совершенно не терпят "РУКОводителей", т.е. тех офицеров, кто только умеет приказывать и ставить задачи, а сам неспособен даже правильно заточить топор. Зато офицеры-умельцы пользуются у солдат непререкаемым авторитетом. Так было в те времена и так ничего не изменилось и сегодня.

Умерший  28 мая 1849  Великий Князь Михаил Павлович завещал  инженерному и артиллерийскому училищам свою богатую библиотеку.

19-го сентября Главным Начальником военно-учебных заведений был назначен Великий Князь Наследник Цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II).

С 1849 на училище помимо собственно обучения кондукторов и офицеров были возложены обязанности экзаменования поступающих на службу в качестве юнкеров в лейб-гвардии Саперный батальон и лейб-гвардии Конно-Пионерный эскадрон, а также экзаменования этих юнкеров на право присвоения им офицерского чина. Училище также экзаменовало претендентов на кондукторские и офицерские должности в Инженерном корпусе и в Морской строительной части.

Пояснение. До 1863 года юнкерами именовались только молодые люди, поступившие на военную службу добровольно непосредственно в гвардейские и армейские полки (батальоны) и имеющие право по своему образованию на офицерский чин. Образно говоря, проходившие обучение "на рабочем месте".
Лица, обучающиеся в Главном инженерном училище (не имеющие офицерских чинов) именовались кондукторами.
Также кондукторами именовались инженерные специалисты Инженерного корпуса (военные инженеры) не имеющие офицерского чина.
Конец пояснения. 

Офицеры для службы в училище и офицеры-преподаватели назначались из числа офицеров Инженерного корпуса. Кандидатуры согласовывались в в штабе Военно-Учебных Заведеній и в штабе Инспектора Инженерного Корпуса.

В офицерские классы училища  с 1852   в основном поступают выпускники кадетских корпусов. В кадеты набирались дети в возрасте 9 лет и в возрасте 18 лет они выпускались  из корпусов прапорщиками. Лучшим из них предоставлялась возможность уже в чине прапорщика продолжить обучение в артиллерийском или инженерном училищах.

В кондукторские классы принимаются исключительно дворянские дети, имеющие соответствующий уровень гражданского образования. В нижний  класс в возрасте 16 лет, в средний - 17 лет и в высший - 18 лет. Если молодой человек, поступает не в младший класс, то он должен сдать экзамены по предметам, пройденным   соответственно в младшем и среднем классах.

Для поступления в младший класс   училища необходимы знания:
1. Закон Божий - первые понятия о Вере христианской, главные  молитвы, и священная история  Ветхого и Нового Заветов,
2. Арифметика - все четыре действия с доказательствами,
3. Алгебра - действия с целыми и дробными алгебраическими выражениями, общий делитель и уравнения 1-й степени с одним неизвестным,
4. Геометрия - вся планиметрия,
5. История - древняя история, история до крестовых походов,
6. География - общая математическая и физическая география, обзор частей света,
7. Русский язык - умение писать диктант без серьезных ошибок, знать словообразование,
8. Французский или немецкий язык -свободно читать и писать без серьезных ошибок, понимать и переводить на русский простые предложения,
9. Рисование - уметь рисовать карандашом простые модели (шар, конус, куб).

От автора. Отметим - 1852 год и ни полслова об английском языке. И об Америке тоже.

Общая численность учащихся на кондукторском   отделении 126 человек. Из них 96 чел. штатные и  обучаются за казенный счет, а 30 сверхштатные за свой собственный счет (300 руб в год).

Пояснение. Сверхштатные это претенденты, не вошедшие по экзаменационному конкурсу в число 96 счастливчиков, но пожелавшие учиться и обладающие при этом нужными средствами.
Конец пояснения.

От автора.  В общем то, это не совсем так. Граф А.А. Игнатьев в своих мемуарах пишет, что по результатам экзаменов он проходил в Пажеский корпус учиться на казенный счет, но его отец счел, что при их большом состоянии он вполне может оплатить учебу, оставив свободное штатное место сыну более бедных родителей. Понятие   чести и совести было для русских дворян не пустым звуком. Не в пример нынешнему российскому чиновничеству, вороватому и жадному  до казенных денег,  и старающегося всеми неправдами (используя административный ресурс и "позвоночное право")  устроить учиться своих отпрысков за бюджетные деньги.

И еще. В эти же годы в Германии военное обучение было доступно не только для дворян, но... молодые люди учились исключительно за счет средств родителей. Кайзер на обучение офицеров казенные деньги не тратил. Мало того, родители были обязаны давать сыну офицеру средства на жизнь и после окончания училища (разницу между его жалованием  и  установленным уровнем средств, которыми обязан обладать офицер). С шеи родителей немецкий офицер мог слезть только дослужившись до чина майора. Это не мои выдумки. Это взято из "Das kleine Buch vom Deutsche Heere." издания 1901 года.
Отсюда - чьи офицеры были "белой костью" - русские или немецкие?

Сверхштатные учащиеся, показавшие   на годовых экзаменах отменные результаты, в следующий класс переводятся в число штатных. Т.е. дальше они обучаются за казенный счет. Впрочем, это если из числа штатных учащихся было какое то их количество отчислено из училища за неуспеваемость.
Два сверхштатных места закреплялись за императором, два за императрицей и одно за Черноморским казачьим войском. На эти места они определяли кандидатов и они же платили за их обучение. Обычно на эти места определяли детей отличившихся  армейских офицеров.
Из числа обучающихся за казенный счет, неуспевающих разрешалось оставлять на второй год в том же классе, если имелись перспективы исправить оценки.

Пояснение.  Напоминаю, что до 1864 года юнкерами именовались дворяне имеющее среднее или высшее образование, добровольно поступившие на службу в армейские или гвардейские полка и  имеющие право на присвоение офицерского чина. Юнкер, имеющий унтер-офицерское звание именовался младший портупей-юнкер (равен мл. унтер-офицеру) или  старший портупей-юнкер (равен старшему унтер-офицеру).
Судя по тексту книги "Историческiй очеркъ развитiя Главнаго Инжернаго училища" к середине XIX века юнкера, которые продолжили обучение в училище, сохраняли наименование "юнкер". А вот, те, кто поступил в училище из кадетских корпусов или после гражданских учебных заведений именовались кондукторами.
Конец пояснения.

Кондуктора и портупей-юнкера, закончившие курс обучения в кондукторском отделении в зависимости от результатов экзаменов (по 12-балльной системе)  делились на три разряда:
1-й разряд.  Получившие  в среднем  8 баллов ( при этом по Закону Божьему не менее 9 баллов, по русскому языку, фортификации, строительном искусстве, минном деле, архитектуре и черчении не менее 7 балов).
2-й разряд. Получившие  в среднем  6 баллов (при этом по Закону Божьему не менее 8 баллов, по русскому языку. фортификации, строительном искусстве, минном деле, архитектуре и черчении не менее 7 балов, а в остальных предметах не менее 5 баллов по каждому).
3-разряд. Получившие более низкие баллы, а также те, кто был оставлен  высшем кондукторском классе на второй год (независимо от успехов).

1-му разряду присваивается  чин   "полевой инженер-прапорщик" и они остаются в училище с переводом  в младший офицерский класс.
2-й разряд оставляется в высшем кондукторском классе еще на год.
3-й разряд. Кондуктора переводятся служить кондукторами в Инженерный корпус с правом через два года службы экзаменоваться при училище на офицерский  чин. Юнкера переводятся служить в саперные батальоны с правом через два года службы экзаменоваться при училище на офицерский   чин.

От автора.   Что то похожее полуофициально существовало в шестидесятые годы XX века в Калининградском высшем военно-инженерном училище. Выпускники делились на три разряда. Первый разряд - отличники, второй   разряд, те, кто закончил училище без троек, третий - имеющие одну или более троек. Правда, звание лейтенанта получали все. От разряда зависел лишь размер выпускного денежного пособия.
Считалось, что получивший на госэкзаменах   двойку по любому предмету, или не допущенный из-за неуспеваемости к госэкзаменам, отправляется в войска служить в звании старшины сверхсрочной службы с правом пересдать экзамены на следующий год. Правда, на моей памяти таких   случаев не было. Система  дисциплины и муштры уже на первом курсе напрочь отшибала желание учиться кое-как. Даже тройки на госэкзаменах были большой редкостью.

В офицерском отделении по окончании младшего класса (4-й курс, говоря по современному) также учащиеся делились на три разряда.

1-й разряд.  Получившие  в среднем  10 баллов (при этом  по фортификации, строительном искусстве, артиллерии, топографии, химии, черчении не менее 9, и в одном из остальных предметов не менее 8 баллов.).
2-й разряд. Получившие  в среднем  7 баллов (при этом  по фортификации, строительном искусстве, артиллерии, топографии, химии, черчении не менее 8, и в одном из остальных предметов не менее 6 баллов).
3-разряд. Получившие  средний балл не менее 5.

1-й разряд производится в подпоручики и переводится в старший офицерский класс.
2-й разряд оставляется на второй год в младшем офицерском классе или отправляется служить в войска в чине прапорщика.
3-й разряд отправляется служить в войска в чине прапорщика с задержкой присвоения следующего чина на 1 или 2 года в сравнении с остальными.

От автора. Вот это присвоение чина прапорщика (первый офицерский чин в царской армии) по окончании кондукторского отделения и породило у  всех историков убежденность, что из инженерного училища  выпускались офицерами через три года обучения, а из пехотных и кавалерийских через два года. Не знаю как у кавалеристов и пехотинцев, но в инженерном хотя и давали чин прапорщика через три года учебы, но из училища не выпускали. В войска инженерный   офицер мог попасть не раньше чем через 4 года прапорщиком,  или через 5 лет поручиком. Так было до преобразования офицерского отделения училища  в Николаевскую инженерную академию в 1855 году.
После этого да, закончившего училище (три года) выпускали в чине прапорщика, а с 1884 года в чине подпоручика.

obraz-02-09.jpg (18439 bytes)Таким образом, к середине XIX века Главное инженерное училище выпускало прапорщиками через 4 года обучения, или подпоручиками или поручиками через 5 лет обучения.

Выпускники старшего класса (5-го курса по современному также делились на 3 разряда):
1-й разряд -средний балл не ниже 10. Производятся в полевые инженер-поручики или в прапорщики лейб-гвардии Сапернорго батальона или лейб-гвардии Конно-Пионерного эскадрона, и отправляются служить в соотвественно в гвардию или армию.
2-й разряд - средний  балл не ниже 8. Отправляются служить в войска в чине подпоручика (полученном при окончании младшего класса) со старшинством в один год.
3-й разряд - средний  балл не ниже 6. Отправляется служить в войска в чине подпоручика  с задержкой присвоения следующего чина на 1 или 2 года в сравнении с остальными.

26 ноября 1852 генерал-инспектором по инженерной части назначается Великий Князь Николай Николаевич.

В феврале 1855 года умирает император Николай I. На трон восходит император Александр II (Александр Николаевич).

От автора.  Император Николай I, обязанный своим троном лейб-гвардии Саперному батальону,  завещал 25 декабря 1825 своему тогда 7-летнему сыну всегда помнить, что именно саперы спасли ему жизнь в тот драматический день.

Ирония истории -  в день своей гибели 1 марта 1871 года от рук революционеров, которым по наущению враждебной нам Европы не терпелось разрушить  Россию и залить страну кровью, император Александр II был одет в мундир лейб-гвардии Саперного батальона. И погиб он от саперного средства - взрывчатки.

 

Николаевское инженерное училище

obraz-02-11.jpg (4535 bytes)21 февраля 1855 г. рескриптом императора Александра  II Главное инженерное училище в память заслуг императора Николая I  в деле создания училища  и развития военно-инженерного образования переименовывается в Николаевское инженерное училище.  С этого времени все чины училища от солдат до генералов и до   отмены всех знаков различия уже новой советской властью в декабре 1917  на погонах и эполетах будут носить вензель императора   Николая I.
Это название сохранится за училищем  до момента его фактической ликвидации в конце октября 1917 г. Юнкера   не поддержат большевиков в  борьбе за власть. Отряд из 100 юнкеров училища вместе с 400 юнкерами Михайловского артиллерийского училища составят гарнизон Зимнего дворца 25 октября 1917 после того как из дворца уйдут казаки и женский батальон смерти М.Бочкаревой. Николаевцы и михайловцы   станут последними защитникамиobraz-02-10.jpg (10225 bytes) Временного правительства.

30 августа 1855 г. офицерские классы   Николаевского инженерного училища   приказано переименовать в Николаевскую инженерную академию. С этого времени происходит разделение образования инженерных офицеров на два учебных заведения.   Николаевское инженерное училище готовит молодых людей к присвоению офицерского чина, а Николаевская инженерная академия дает офицерам высшее военное образование.
Таким образом, выпускники инженерной академии получали тот же статус, что и выпускники академии Генерального штаба, т.е. офицеры с высшим военным образованием.

Отступление
Заметим, что инженерные войска являются родителем войск связи. В 1854 г.  инженерное ведомство  заказало первую станцию военно-походного электрического телеграфа (два телеграфных аппарата Морзе и 16 верст медной проволоки с шестами). В 1855 г. впервые был применен военный электрический телеграф в условиях ведения боевых действий в Севастополе.
В 1864 г. был сформирован Свеаборгский крепостной военный телеграф, а в 1865 г. крепостной военный телеграф в Кронштадте. В 1867 г. сформирован первый образцовый военно-походный телеграфный парк (парк имел в своем составе 4 офицера и 40 нижних чинов, 8 аппаратов Морзе и 35 верст провода). В 1870 г. было принято решение о сформировании еще шести военно-походных парков.
Конец отступления.

В 1856 г. учреждается  Техническое Гальваническое заведение. При нем организовано отделение   военно-походного телеграфа, где обучаются солдаты и унтер-офицеры телеграфисты.

26 августа 1856 года президентом Николаевской инженерной академии был назначен Великий Князь Николай Николаевич с сохранением за ним должности генерал-инспектора по инженерной части.

15  марта 1860 г. по смерти генерал-лейтенанта Ломновского начальником училища (только училища!) назначается  полковник (впоследствии инженер-генерал)   Михаил Петрович  фон Кауфман.

В этот период идет острый спор между сторонниками подготовки будущих офицеров непосредственно в полках (сторонники юнкерской системы), и сторонниками основательной общеобразовательной и военной подготовки в военно-учебных заведениях (кондукторская система). Первые признавали необходимость в военных училищах только для специальных родов оружия (артиллеристы, инженеры и понтонеры). И хотя жизнь показала настоятельную необходимость систематического обучения не только  будущих офицеров артиллерии и инженеров, а и пехоты и кавалерии, они признавали необходимость лишь создания краткосрочного обучения будущих пехотинцев и кавалеристов в специальных учебных заведениях, которые предлагалось назвать юнкерскими училищами.

Тогдашний военный министр генерал-летенант Д.А.Милютин поручил разработку реформы военного образования особому комитету, который предложил:
1. Упразднить кадетские корпуса, которые готовили детей к военной карьере начиная с возраста 6-9 лет и выпускали молодых людей офицерами.
2. Ввести систему военных гимназий, в которых дети получают обычное гимназическое образование (среднее) с некоторым военным уклоном. Но по окончании военной гимназии молодой человек сам принимает решение о своем будущем (военном или гражданском).
3. Ввести  систему военных училищ, в которые молодые люди поступают в возрасте 16 лет, имея среднее образование. В училище он получает только военное обучение, а из общеобразовательных наук только те, которые необходимы по специальности,  в течение 2 лет, после чего выпускается офицером.

Император Александр II, на которого Милютин имел огромное влияние, утвердил предложения комитета. В стране в 1863 году. были открыты первые военные училища для подготовки офицеров пехоты (Павловское, Константиновское, Александровское). Учащиеся этих военных училищ с 1864 года стали именоваться юнкерами.

От автора. Думается, что учащихся этих вновь открывшихся пехотных училищ стали  именовать юнкерами, исходя из того, что так именовали молодых людей, проходивших подготовку непосредственно в полках, а эти училища как бы просто взяли на себя то, что раньше делали сами полки. Называть  их кондукторами, как  учащиеся именовались в инженерном училище, сочли неудобным. Все же кондуктор это уже как бы специалист инженерных войск.

5 марта 1863 года приказом №21 генерал-инспектора по инженерной части Николаевская инженерная академия и Николаевское инженерное училище было выведено из подчинения    штабу Военно-Учебных заведений. и целиком подчинено товарищу (т.е. заместителю) генерал-инспектора по инженерной части генерал-адьютанту Э.И.Тотлебену (герою обороны Севастополя).

Военные реформы Милютина  затронули и Николаевское инженерное училище. Приказом военного министра №368 от 8 декабря 1864 г. и приказом по Инженерному корпусу №131 от 15   декабря 1864 г. было установлено:
1. Учащиеся именуются юнкерами. Юнкера, имеющие унтер-офицерские звания именуются младший портупей-юнкер (ранг мл. унтер-офицера)  или  старший портупей-юнкер (ранг ст. унтер-офицера). Юнкер, имеющий чин фельдфебеля именуется фельдфебелем.
2. Срок обучения в училище 3 года.
3. Организационно училище состоит из младшего юнкерского класса, среднего юнкерского класса и верхнего юнкерского класса.
4. Общая численность юнкеров 126 чел. Число юнкеров в младшем юнкерском классе 30-40 чел. В верхнем юнкерском классе количество юнкеров определяется числом офицерских вакансий в войсках.

Следует отметить, что этим же приказом было предписано впредь  все вакансии младших офицеров в саперных батальонах должны пополняться исключительно выпускниками инженерного училища. Назначение в эти батальоны на офицерские должности офицеров из пехоты и кавалерии отныне запрещалось. Впрочем, выпускников пехотных военных училищ при их желании разрешалось зачислять в верхний юнкерский класс, по окончании которого они выпускались в саперные батальоны подпоручиками наравне с  теми, кто учился в училище все три года.

Примечание. В пехоте и кавалерии наряду с обучением офицеров в военных училищах по прежнему сохранялась система подготовки будущих офицеров непосредственно в полках. Однако, если раньше они именовались юнкерами, то теперь им было дано наименование вольноопределяющиеся.
Конец примечания.

В Николаевское инженерное училище с 1865 г. принимаются:
1. По результатам вступительных экзаменов молодые   потомственные дворяне в возрасте 16-20 лет и закончившие курс общей или военнойobraz-02-12.jpg (28374 bytes) гимназии или равного среднего общеобразовательного учебного заведения,  а также молодые люди всех сословий   пользующиеся правами вольноопределяющихся первого разряда (высшее или среднее образование), а равно уже состоящие на службе  вольноопределяющиеся первого разряда.
2. Без экзаменов в младший класс молодых людей окончивших с отличием полный курс военных гимназий.
3. Без экзаменов в верхний класс юнкеров, окончивших с отличием двухлетний курс пехотного или кавалерийского училища.

От автора.  Всеобщее заблуждение - потомственное дворянство приобретается с получением первого офицерского чина. Да, так было. До 1845 года. 1845-1856 года   потомственное дворянство давалось с получением чина  майора. А с 1856 и по 1917 только с получением чина полковника. 
Существовало также личное дворянство даваемое с приобретением первого офицерского чина. Но это личное дворянство не распространялось на жену и детей. Дети личных дворян относились к сословию  почетных граждан.

На рисунке справа: юнкера и офицеры Николаевского инженерного училища в форме 1864-65 годов.

Пояснение. Открывшиеся в 1862 году пехотные  военные училища не справлялись с задачей подготовки офицеров. Прежде всего потому, что в стране недоставало молодых людей со средним образованием, избравших военную карьеру. Поэтому в 1864 году начинают создаваться юнкерские училища. В отличие от первых во вторые принимались молодые люди с образованием 4-5 классов гимназии  (7-8 классов, говоря современным языком). также в юнкерских училища учились не два, а три года (в первый год они получали среднее образование), и выпускались он не подпоручиками, а портупей -юнкерами. В офицерский чин они производились уже по усмотрению полкового начальства.
Однако, в артиллерии и инженерных войсках юнкерских училищ не было.
Конец пояснения.

Юнкера-выпускники делились на три разряда, исходя из успехов в науках. Первый разряд выпускался в инженерные войска подпоручиками, второй разряд прапорщиками. Третий же прапорщиками в пехоту и кавалерию. 

Кроме того, на инженерное училище была возложена обязанность экзаменовать   поступающих  на службу юнкерами в лейб-гвардии Саперный батальон, юнкеров армейских инженерных частей на присвоение чина прапорщика,  а также экзаменовать офицеров всех родов войск, представляемых к переводу в Инженерный корпус. И   наконец экзаменовать поступающих на службу кондукторами в Инженерный корпус.

В Николаевскую инженерную академию после ее отделения от училища  с 1863 года было решено не зачислять автоматически   выпускников училища, закончивших его по первому разряду, как это было раньше. По новым правилам, офицер после выпуска из училища (в чине подпоручика) был обязан прослужить на офицерских строевых должностях не менее 2 лет. При этом из срока службы исключается время отпусков и болезней.
Верхней планкой для поступления в академию являлся чин. В академию принимались армейские инженерные офицеры в чине до капитана включительно, а гвардейские инженерные офицеры в чине до штабс-капитана включительно. Армейские офицеры из других родов войск в чине до штабс-капитана включительно, а гвардейские  офицеры в чине до подпоручика  включительно.

Поступающие в академию сдают экзамены:
1) Элементарная  математика.
2) Дифференциальное исчисление.
3) Начертательная геометрия.
4) Топография.
5) Полевая фортификация.
6) Элементарная часть долговременной фортификации,
7) Атака и оборона крепостей.
8) Минное искусство.
9) Изящная архитектура,
10) Элементарные части строительного искусства,
11) Артиллерия.
12) Общая тактика.
13) Физика,
14) Черчение топографическое, фортификационное и архитектурное.
15). Письменный перевод со словарем с немецкого или французского.

От автора.  И опять таки - вторая половина XIX и никакого внимания ни к английскому языку, ни к Америке. Ау,  господин Михалков, где вы со своим возвеличиванием Америки в своем бредовом фильме "Сибирский цирюльник"?
И еще. Минное искусство того времени это немножечко совсем  не то, что сегодня. Тогда минное искусство подразумевало умение прокладывать туннели под крепостные стены с тем, чтобы их затем взорвать.

Средний проходной балл 8. При этом по любому предмету не ниже 6 баллов.

Срок обучения в академии два года. Первый год теоретический, второй практический.

С 1867 года в академии был введен третий дополнительный курс. Офицеры, желающие служить в инженерных войсках на строевых должностях, выпускались по окончании второго года обучения. На дополнительный  курс (6 месяцев)   зачислялись офицеры закончившие основной курс обучения с отличием и пожелавшие дальше служить в Инженерном корпусе на должностях войсковых, крепостных и гарнизонных инженеров.

Выпускники академии, закончившие ее по первому разряду, получали очередной чин.obraz-02-13.jpg (25704 bytes)

В 1866 году начальником одновременно училища и академии назначается генерал-майор А.И. Тидебель.

Справка. Сигизмунд Август Иоганн Тидебель (8.5.1824 – 18.3.1890). Из дворян Лифляндской губернии. Сын коллежского советника (VI класс по Табели о рангах). Закончил Главное инженерное училище в 1845. Служил в Инженерном корпусе. 10.1866-85 – начальник Николаевского  инженерного училища и Николаевской инженерной академии. Генерал-лейтенант (1871). Инженер-генерал (1877).
Конец справки.

Штат Николаевского инженерного училища и Николаевский инженерной академии, утвержденный 1 сентября 1867 г.

Строевой постоянный состав:
*Начальник училища и академии (генерал-майор - генерал-лейтенант) - 1,
*Командир юнкерской роты - (майор- полковник) - 1,
*Заведующие обучающимися в академии офицерами (майор- полковник)-3,
*Младшие офицеры (подпоручик-капитан)-6,
*Каптенармусы и ротные артельщики (нижние чины)-3,
*Барабанщики (унтер-офицерского ранга)-2,
*Горнисты (унтер-офицерского ранга)-2.

Строевой переменный состав (обучаемые):
*Офицеры - 75,
*Юнкера- 126 (в нижнем и среднем классах по 60-80 юнкеров, в верхнем по числу вакансий в инженерных войсках).

Учебная часть:
*Инспектор классов (полковник- генерал-майор) -1,
*Помощник инспектора классов (подпоручик-полковник)-1,
*Профессора академии (чиновник V класса по Табели о рангах или генерал-майоры)-4,
*Адъюнкт-профессоры (обер- или штаб-офицеры, или военные чиновники VI класса по Табели о рангах)-5,
*Штатные военные преподаватели (военные чиновники  VII класса по Табели о рангах)-12,
*Штатные гражданские  преподаватели (чиновники   VII класса по Табели о рангах) - числом исходя из отпущенных сумм из Главного Инж.Управления,
*Репетиторы (подпоручик-капитан) - 6,
*Библиотекарь (обер- или штаб-офицер, или чиновник VII класса по Табели о рангах)-1,
*Смотритель музея и помощник библиотекаря (чиновник VII класса по Табели о рангах)-1,
*Заведующий химлабараторией (чиновник VII класса по Табели о рангах)-1,
*Кондуктор 1 класса - 1,
*Кондуктор 2 класса - 1

Церковь:
*Священник -1,
*Псаломщик -1.

Лазарет:
*Лекарь (чиновник VI класса по Табели о рангах)-1,
*Фельдшеры - 3.

Канцелярия:
*Правитель канцелярии (майор-полковник)-1,
*Секретарь (чиновник VII класса по Табели о рангах)-1,obraz-02-14.jpg (10633 bytes)
*Бухгалтер (чиновник VII класса по Табели о рангах)-1,
*Казначей и адъютант (дополнительная обязанность для одного из канцелярских сотрудников)-1,
*Писаря 1 разряда (гражданские служащие без чинов)-4,
*Писаря 2 разряда (гражданские служащие без чинов)-4,
*Писаря 3 разряда (гражданские служащие без чинов)-4,

Хозяйственная часть:
*заведующий хозяйственной частью (обер-офицер или штаб офицер, или чиновник)-1.

Пояснение.
VI класс по Табели о рангах приравнивается к чину полковника, VII класс к чину подполковника.
Конец пояснения

В 1866 году учреждается нагрудный знак Николаевской инженерной академии, который вручался выпускникам.

От автора. Система отмечать нагрудными знаками лиц, имеющих высшее образование, была учреждена в этом же 1866 году. В общем то они все были одного типа и рисунка.  Это был государственный герб в венке из лавровых и дубовых листьев с добавлением отличительных атрибутов ведомства. Отличить один знак от другого было можно только разглядывая их вблизи и обращая внимание на особенности знака в виде символов рода войск. Знак артиллерийской академии имел перекрещенные пушечные стволы, морской- якоря. Инженерная академия на знаке имела топоры.
Т.е. сам знак о высшем образовании был узнаваем издалека. Сегодня общеузнаваемым знаком служит   ромб с сегодняшним государственным гербом.

С момента создания в 1819 году Главного инженерного училища всего к 1869 году из него было выпущено (включая и Инженерную академию) в Инженерный корпус  1773 чел., в части инженерных войск  785 чел..

На питание юнкеров отпускалось по 90 рублей в год на человека.

В 1874 году происходит коренная реформа системы комплектования армии. От рекрутской системы был осуществлен переход ко всеобщей воинской обязанности. Какие либо сословные ограничения для поступления  в училище были отменены.

Статистика за 1871 -1879 годы показывает, что  было принято из военных гимназий 44% (187 чел.), из гражданских средних учебных заведений 43% (181 чел.),из других военных училищ (13% (55 чел.).
В период 1862-1879 ежегодно училище выпускало от  22 до 53 чел.
Всего было выпущено за 1866-1890- 791 офицер, за 1891-1895- 847 офицеров, за 1896-1900- 540 офицеров.

22 июня 1882 года военные гимназии переформировываются вновь в кадетские корпуса поскольку военное руководство пришло к выводу, что давая вполне удовлетворительное общее среднее образование, военные гимназии никак не готовят своих питомцев к военной службе и выпускники приходят в училища не имея даже первоначальных навыков солдата первого года службы.

До 1896 года в строевом отношении юнкера  инженерного училища были составляли  одну юнкерскую роту. В этом году училище было переформировано в 2-ротный батальон, получивший в 1902 году знамя.
Численность  юнкеров была увеличена до 250. Курс был по-прежнему трехлетний, но обязательных было только 2 курса, на третий (дополнительный) переводилась только часть юнкеров. В офицеры выпускались и со 2-го и с 3-го курса. Выпускники 3 курса   получали год старшинства в чине.

Вторая половина  XIX века характеризуется бурным развитием и внедрением в войска технических новинок. Освоение новшеств и создание новых технических частей естественно   было возложено на инженерную службу.
Так 18 октября 1876 года начато формирование первых десяти Военно-Телеграфных парков, а 12 ноября 1876 года сформирован первый Военно-Дорожный батальон (3 декабря переименован в 3-й Железнодорожный батальон). Это привело к тому, что офицеры инженерных войск в технических знаниях стали отставать от своих подчиненных, которые проходили соответствующее обучение в учебных частях.
При этом курс  обучения в инженерном училище и так был предельно напряженным. Выделять время на изучение дополнительных технических дисциплин не представлялось возможным. Да и не всем инженерным офицерам могли в службе потребоваться узкоспециальные технические знания. Это предопределило создание офицерских школ, в которых офицеры по необходимости могли дополнительно получать необходимые знания.

В инженерных войсках первой стала Офицерская электротехническая школа  в которую в 1894 году был преобразован созданный в  1884 году при Техническом гальваническом  заведении гальванический офицерский класс.
Срок обучения 1 год 7 месяцев. Количество обучаемых 60 чел. Эта школа готовила офицеров-электротехников и офицеров специалистов телеграфной связи, а также солдат и унтер-офицеров специалистов в области электротехники и телеграфа. Со временем на нее будет возложена задача подготовки офицеров радиосвязи.

В конце девяностых годов при Среднеазиатской (Туркестанской ?) железной дороге открывается Офицерская железнодорожная школа.

22 апреля 1887 года команда военных воздухоплавателей была реорганизована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк (УКВП), который состоял из 12 офицеров и 76 нижних чинов.
В 1899 году он переименован в   Воздухоплавательный учебный парк в котором готовят офицеров и унтер-офицеров воздухоплавателей. В 1910 парк будет преобразован в Офицерскую воздухоплавательную школу.

 Сентябрь 2015г. 

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Учебник. Инженерные войска. Военное издательство МО СССР. Москва.1982 г.
2. И.П.Балацкий, Ф.А.Фоминых. Очерк истории Калининградского высшего военно-инженерного командного ордена Ленина Краснознаменного училища им. А.А.Жданова. Военное издательство МО СССР.1969 .
3.М.Лалаев. Историческiй очеркъ военно-учебных заведенiй. Санктпетербургъ. 1880
4. Ф.Ласковский. Матерiалы для истории инженернаго исскуства въ Россiи. Часть I. Санктпетербургъ. 1858
5. Ф.Ласковский. Матерiалы для истории инженернаго исскуства въ Россiи. Часть II. Санктпетербургъ. 1861
6. Ф.Ласковский. Матерiалы для истории инженернаго исскуства въ Россiи. Часть III. Санктпетербургъ. 1865
7. А.Савельев. Историческiй очерк инженернаго управленiя въ Россiи.С.-Петербургъ. 1896.
8. А.Савельев. Историческiй очерк инженернаго управленiя въ Россiи.С.-Петербургъ. 1879
8. А.Савельев. Историческiй очерк инженернаго управленiя въ Россiи. Часть II. С.-Петербургъ. 1887.
9.Имянной списокъ всъмъ бывшимъ и нынеъ находящимся в Сухопутномх Шляхетномъ Кадетскомъ Корпусъ Штабъ- Оберъ-офицерамъ и Кадетамъ. Въ Санктперебургъ. 1761 года.
10.М.Максимовский. Историческiй очеркъ развитiя Главнаго Инжернаго училища. Санктпетербургъ. 1869
11.Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть пятая. Кучково поле. Москва. 2009г.
12.Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть шестая. Кучково поле. Москва. 2011г.
13.Das kleine Buch vom Deutsche Heere. Verlag von Lipsins & Tischer. Kiel und Leipzig 1901.
14. А.А.Игнатьев. Пятьдесят лет в строю. Военное издательство. Москва. 1986г.
15.А.Воробьева, О.Пархаев. Российские юнкера 1864-1917. Астрель. АСТ. Москва. 2002г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
Военная история