Военная историяКраткая история военно-инженерного образования в России.Часть II. XIX векИтак, в последние годы XVIII века специализация
Артиллерийского и Инженерного Шляхетного Корпуса именно как
артиллерийского и инженерного военно-учебного заведения постепенно
утрачивалась, и вполне логичным стало его переименование 10 марта 1800 года
во "2-й Кадетский Корпус". В 1803-05 годах в стране постепенно выстраивается определенная система военного обучения. Ее суть состояла в следующем - дворянские дети в возрасте 7-9 лет поступают в губернские военные училища. Такие училища были открыты в Петербурге, Москве, Смоленске, Киеве, Воронеже, Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани и Тобольске. Общим количеством 17. По сути дела это были двухгодичные общеобразовательные начальные школы (говоря современным языком) с той лишь разницей с гражданскими уездными начальными училищами или церковно-приходскими школами, что окончившие губернское военное училище обязательно продолжат обучение в 1-м или 2-м Кадетский корпусах. Оба корпуса готовили офицеров во все рода войск, в том числе и в инженерные войска. Т.е. в данный период специальных военно-учебных
заведений, готовивших офицеров инженерных войск в России не существовало.
Это период примерно с 1800 по 1810 год. Даже с более раннего времени
(примерно последние 6-7 лет XVIII века), когда Артиллерийский
и Инженерный Шляхетный Кадетский Корпус постепенно утрачивал свою
специализацию и превращался в просто военно-учебное заведение для
подготовки офицеров вообще. 27 марта 1804 при чертежной службе Инженерной
Экспедиции (высший руководящий орган инженерных войск) организуется
инженерная школа для "доучения находящихся здесь юнкеров и кондукторов,
в свободное от службы время наукам до инженерной службы касающихся".
Следует заметить, что в этот период существуют аналогичные инженерные школы в Киеве, Выборге, Архангельске и ряде других гарнизонах, в которых готовят кондукторов для Инженерного корпуса. По разработанному к 1805 году "Положению" предполагалось,
что курс обучения в обеих кадетских корпусах будет иметь продолжительность 4
года. Первые два года это общеобразовательная и общая военная подготовка.
На третьем курсе кадеты распределялись по четырем отделениям - пехота,
кавалерия, артиллерия, инженеры. От автора. Несколько непонятен возраст
выпускников кадетских корпусов. Начинают обучение в губернских училищах в
возрасте 7-9 лет. В возрасте 9-11 лет, переводятся в кадетский корпус,
где срок обучения 4 года. Следовательно в возрасте 13-16 лет юный дворянин
уже офицер? И еще. В общем то первоначальное военное обучение, предусматривающее одинаковый характер подготовки юношей для всех родов войск, дело положительное. Единство взглядов на бой, понимание специфики других родов войск дело хорошее. И лишь затем учат тонкостям своей военной специальности. Это как и сегодня в медицинских ВУЗах, где студента начинают готовить по конкретной специальности лишь на завершающих этапах учебы. Артиллеристов и инженеров предполагалось обучать еще один-два года. Считалось, что это уже высшее образование. Вместе с тем, к 1809 году выяснилось, что оба кадетских корпуса, волне справляющиеся в подготовкой пехотных и кавалерийских офицеров, инженерных и артиллерийских офицеров обучают совершенно неудовлетворительно. Вплоть до того, что на ключевые должности в артиллерии и инженерных войсках приходится приглашать иностранцев. Было приказано направлять в Инженерную школу желающих офицеров пехоты и кавалерии для их переподготовки к службе в инженерных войсках. От автора. Эта последняя мера дала мало результатов. Во-первых, продвижение в чинах в основных родах войск было куда более быстрым, нежели в инженерных. Во-вторых, и это было самым существенным, от офицеров инженерных войск требовались слишком высокие знания, в особенности в математике (вплоть до дифференциального исчисления). Инженерная школа. В апреле 1810 года чертежная школа при
Инженерной Экспедиции (организованная еще в 1804 году), преобразуется в
Инженерную школу. Ряд авторов XIX века упоминают о существовании в стране также частных инженерных школ, выпускники которых поступали на службу в инженерные войска. Однако каких либо внятных и конкретных сведений авторы не приводят. 3 июля 1817 г. генерал-инспектором по
инженерной части был назначен Великий Князь Николай Павлович (будущий
император Николай I), Он сразу же обратил внимание на совершенно
неудовлетворительное состояние инженерных войск вообще и инженерного
обучения в частности, острую нехватку офицеров инженерных войск. От автора. Обычно считается, что великие
князья только номинально числились генерал-инспекторами родов войск,
генерал-адмиралами флота и на прочих высочайших военных должностях. А на
деле проводили свое время в праздности, развлечениях. Быть может в отношении
многих из них это и верно. Но только не в отношении Николая Павловича. Он на
самом деле сделал очень многое в деле развития инженерных войск, постоянно
заботился об их развитии, внедрении новейших технических средств. Он знал
поименно всех командиров саперных батальонов. Особой любовью Николая
Павловича пользовался лейб-гвардии Саперный батальон, который он посещал
едва ли не еженедельно. Любимым мундиром Великого Князя был мундир этого
батальона. И вовсе не случайно в критический день восшествия его
на престол 25 декабря 1825 года гвардейские саперы первыми прибыли в
Зимний дворец для защиты нового императора и его семьи от мятежников,
готовых ради абстрактных лицемерных и фальшивых европейско-демократических идей залить
Петербург и всю страну большой кровью., как это случится спустя почти
век. Разрушить российскую государственность на радость всегда
враждебной нам Европе. Главное инженерное училище 24-го ноября 1819 г. доклад Великого Князя был
рассмотрен императором и Положение о Главном Инженерном училище было
утверждено. Непосредственно созданием Главного Инженерного училища
занимались инженер-генерал граф Карл Иванович Опперман и генерал-майор
граф Егор Карлович Сиверс (граф Георг Александр Сиверс 3-й). Последний
с 20 февраля 1820 года и по день своей смерти 18 июня 1827 года являлся
начальником Главного Инженерного училища. Умер он в чине
инженер-генерал-лейтенанта. На рисунке слева: граф Е.К.
Сиверс в генеральском мундире Инженерного корпуса. На это указывают
серебряные петлицы на черном с красными выпушками воротнике мундира. Сам
мундир очень темно-зеленого цвета, который смотрится черным. Эполеты
генеральские серебряные. От автора. А любопытно - создателями российского инженерного училища стали два немца. Два чистых немца. Опперман родом из великого герцогства Гессен-Дармштадского, а Сиверс из лифляндских немцев из Вендена. И оба в высшей степени добросовестно служили России. Ирония истории - Германия из первых врагов России, а немцы вернейшие русские офицеры. И ведь не двумя этими фамилиями ограничивается перечень немцев русских офицеров и генералов инженерных войск. Да и не только инженерных. В училище могли поступать молодые люди в возрасте 14-18 лет. Они должны были перед этим поступить служить в армию вольноопределяющимися (лица по уровню образования имеющие право на получение офицерского чина), или же уже служить в армии юнкерами (кандидатами на офицерский чин), кондукторами (специалисты инженерной службы унтер-офицерского ранга), или армейскими унтер-офицерами. Или же уже быть офицерами. В училище также разрешалось принимать лучших выпускников частных инженерных школ. От автора. О частных инженерных школах того времени никаких сведений отыскать не удалось. Поступающие должны были иметь уровень образования гражданской гимназии и сдать вступительные экзамены по арифметике и алгебре (до уравнений), географии, французскому или немецкому языку, русской грамматике, рисованию, основам геометрии. От автора. Если верить фильмам архимэтра российского кино Никиты Михалкова, уже в те времена российские военные безупречно знали английский и считали Америку наипервейшим и цивилизованнейшим государством, с которого во всем нужно брать образец. Но из исторических описаний XIX века следует, что наиболее распространенными в России иностранными языками были французский и немецкий. Английский был экзотикой, а про США только и знали, что такое государство за океаном существует, и что там процветает рабство. Я как то случайно открыл журналы "Иностранный язык в школе" за 1936 г. (был такой) и "Советская педагогика" за 1940 год, и выяснил, что до войны в СССР английский в средних школах и военных училищах не преподавался вообще. Основными были немецкий и французский, а примерно с 1937 еще испанский. Английский учили только в военно-морских и гражданских мореходных училищах поскольку этот язык считался у моряков как бы международным. Как у медиков латынь. Все поступившие в училище получали воинское звание кондуктора (если не имели офицерского чина) и числились за Инженерным корпусом сверхкомплектными. Отметим, что в 1819 году и примерно до 1864 года
учащиеся Главного Инженерного училища именовались не юнкерами, а
кондукторами. Училище подразделялось на два отделения: Кроме того, разрешалось посещение занятий в офицерском отделении офицерами гвардейских и армейских частей (без отрыва от основной службы) на правах вольнослушателей с целью приобретения инженерных знаний. Время обучения зачислялось в срок военной службы. Выпускники кондукторского отделения по окончании производились в подпоручики. В зависимости от наличия свободных мест в офицерском отделении и предшествующих успехов в учебе вновь испеченные подпоручики либо направлялись на службу в инженерные части, либо зачислялись на офицерское отделение. Выпускники офицерского отделения направлялись на службу в инженерные части с получением следующего чина.. Кондуктора, оказавшиеся неспособными усвоить курс
училища, или совершившие серьезные дисциплинарные проступки отчислялись в
армию на должности рядового или унтер-офицерского состава. Офицеры постоянного состава училища носили мундир
инженерных войск с серебряным шитьем на воротнике, установленным для
постоянного состава военно-учебных заведений. На кивере имели знак,
присвоенный военно-учебным заведениям На рисунке справа: Штаб-офицер и кондуктор (т.е. учащийся) Главного инженерного училища. Левее показан киверный знак для всех чинов училища, а также серебряное шитье на воротниках и обшлагах офицеров из числа постоянного состава училища. Прошу обратить внимание на киверный знак. Он в обиходе назывался "сияние" и четко выделял учащихся и постоянных чинов училища от обычных армейских и гвардейских офицеров. Орел, изображенный на знаке, сидит на скрещенных топорах, указывая на принадлежность военнослужащего к инженерным войскам. Вообще впервые эмблема инженерных войск в виде двуглавого орла, сидящего на скрещенных топорах появилась на киверах офицеров и нижних чинов лейб-гвардии Саперного батальона в конце декабря 1812 - начале января 1813 года. От автора. Пожалуй, первым родом войск,
получивших свои эмблемы, стала артиллерия. Еще в 1808 году при введении
киверов нового образца артиллеристы получили на кивер эмблему в виде двух
скрещенных пушечных стволов над "гренадой об одном огне". В том
же году гвардейская пешая артиллерия получила киверный знак в виде
двуглавого орла, сидящего на скрещенных пушечных стволах. По штату, утвержденному 24 ноября 1819 года постоянный
состав училища составляли: 2 Военные чиновники и служащие без рангов: Для расквартирования училища был выделен павильон в комплексе Михайловского замка. Справка. От автора. Если верить произведениям
известного русского писателя Н.С.Лескова, то комната, в которой
расстался с жизнью Павел I, всегда стояла пустой и ни в каких целях не
использовалась. А у двери всегда стоял часовой. И якобы юнкерам на этом
посту часто мерещилась всякая мистика. 16 марта 1820 года в павильоне Михайловского замка состоялась церемония начала занятий Главного Инженерного училища. От автора. Вот опять наталкиваемся на разночтения у различных авторов XIX века. А.Савельев в своей книге "Историческiй очерк инженернаго управленiя въ Россiи" утверждает, что училище именовалось "Главное училище инженеров" и именно эта надпись была помещена над входом в павильон замка, где оно было первоначально размещено. Весь замок был отдан в распоряжение училища в 1821 году. Кондукторское отделение было перемещено в замок из павильона в 1822 году. После смерти первого начальника училища графа Е.К.Сиверса
в 1828 году его место занял его помощник полковник барон Эльснер (В.Ю.Г.
То есть - опять таки немец, точнее австриец. И опять на пользу России). Занятия в училище проводились с 9 до 19 часов 6 дней в неделю.. Распределение учебных часов в неделю по предметам было следующим: Кондукторское отделение нижний класс (первый курс,
говоря современным языком): Всего учебных часов в неделю 40 (6-7 учебных часов в день). Кондукторское отделение средний класс
(второй курс, говоря современным языком): Всего учебных часов в неделю 48 (8 учебных часов в день). Кондукторское отделение высший класс
(третий курс, говоря современным языком): Всего учебных часов в неделю 40 (6-7 учебных часов в день). Офицерское отделение нижний класс
(четвертый курс, говоря современным языком): Всего учебных часов в неделю 40 (6-7 учебных часов в день). Офицерское отделение высший
класс (пятый курс, говоря современным языком): Всего учебных часов в неделю 36 (6 учебных часов в день). Попутно заметим, что в каждом армейском саперном и
пионерном батальоне имелись ротные и батальонные школы, в которых солдаты
получали полноценное образование. В ротных школах начальное образование, а в
батальонных школах образование уровня гражданских реальных училищ. В
этих же школах солдаты обучались военно-инженерному делу. 21 апреля 1822 года 2-й саперный батальон переименовывается в Учебный саперный батальон и его основной задачей становится подготовка солдат в качестве унтер-офицеров для саперных и пионерных батальонов, а также кондукторов в Инженерный корпус. Таким образом, складывается стройная система инженерного образования солдат и унтер-офицеров инженерных войск. Co вступлением Великого Князя Николая Павловича 25 декабря 1825 на престол под именем императора Николая I генерал-инспектором по инженерной части был назначен Великий Князь Михаил Павлович. По смерти начальника училища барона Эльснера
в 1832 г должность начальника училища занял генерал-майор
Христиани Христиан Христианович. Службу он начал в 15 лет в 1803 году
кондуктором 1-го класса Инженерного корпуса. В 1805 он получил чин
подпоручика. По состоянию на конец 1832 года в училище насчитывалось
учащихся - кондукторов 106 чел. (в кондукторском отделении), прапорщиков ( в
офицерском отделении) 35 чел. В 1833 г. были утверждены правила определения
на действительную службу выпускников училища. Они делились
на четыре разряда в зависимости от своего положения в списке
выпускников. А список этот составлялся, исходя из успехов в учебе. От автора. Тут необходимы разъяснения.
Что значит старшинство? Это значит, что следующий очередной чин поручика
офицер получает по истечении определенной выслуги лет. Обычно 4 года. Если
же подпоручик выпустился из училища "со старшинством в 2 года", значит чин
поручика он получит не через четыре, а через два года. Т.е. успехи в обучении ему
зачли как бы в два года офицерской службы. В 1835 году начальником училища назначается генерал-майор Василий Львович Шарнгорст Справка. От автора. И опять начальник инженерного училища немец! В 1836 году, внимательно следивший за деятельностью училища, император Николай I за свои личные средства выкупает у наследников большую часть богатой библиотеки генерал-инженера графа ван Сухтелена П.К. (в основном военная и техническая литература), умершего в январе 1836, и дарит ее училищу. От автора. Что то я не припоминаю, чтобы
первый президент России Б.Н. Ельцин, которому в Екатеринбурге поспешно
водрузили памятник, выкупил бы за свои деньги хоть библиотеку разорившегося
строительного профтехучилища и подарил бы ее своему родному УПИ. Или, скажем
президент Путин своему училищу. По состоянию на конец 1844 года в училище насчитывалось учащихся - кондукторов 125 чел. (в кондукторском отделении), офицеров ( в офицерском отделении) 68 чел. В 1844 г. было выпущено из училища и произведено в офицерские чины 34 кондуктора. На рисунке справа: кондукторы (учащиеся) Главного инженерного училища в униформах (слева-направо) 1826-28, 1828-33, 1826-55 и 1844-55 годов. Справа училищный обер-офицер в форме 1826-28 годов. Отступление. По состоянию на 1844 г. в инженерном ведомстве
для нижних чинов существовали школы: бригадные, батальонные и ротные
(эскадронные), в которых солдаты получали как общеее образование, так и
военно-инженерные специальности. Электричество из области фундаментальной теории физики и опытов перешло в разряд прикладной науки и утилитарного использования. С 1840 года в России начинается подготовка армейских специалистов в области электротехники. Намного раньше (примерно лет на 40-50), чем в армиях культурной и просвещенной Европы. Отцами внедрения электротехники в армейскую практику явились действительный статский советник барон Шиллинг-Кальштадт из министерства иностранных дел (изобретатель электрического телеграфа) и начальник гвардейских инженеров генерал-адъютант К.А.Шильдер. Еще в 1831 году Шиллингу удалось создать электроискровой запал для подводных противокорабельных мин. Этим заинтересовался командир Лейб-гвардии Саперного батальона генерал Шильдер. В летних лагерях батальона в Красном Селе в 1832 году он показал императору Николаю I и Великому князю Михаилу Павловичу взрыв минного горна массой в 45 пудов пороха с помощью электрозапала . Император по достоинству оценил это выдающееся изобретение в минном деле и приказал Шильдер довести это дело до возможности практического применения в войсках. От автора. Ай да лапотная,
дремуче-безграмотная отсталая Россия и ее армия, застывшая в 18 веке! Ай да
любитель шагистики и тупого муштрования солдат Николай I ! Конец отступления. В1857 году в Санкт-Петербурге создается Техническое гальваническое заведение, которое вместе с гальванической ротой находилось в распоряжении штаба генерал-инспектора по инженерной части. Оно готовило унтер-офицеров электротехников. С 1844 по 1860 г. начальником училища был полковник, затем генерал-майор ( с 1853 генерал-лейтенант) Петр Карлович Ломновский. На рисунке справа генерал-майор Ломновский в мундире, присвоенном Главному инженерному училищу. Эполеты и шитье серебряные. Мундир смотрится черным, но он очень темно-зеленый. Воротник черного бархата с красной выпушкой сверху, снизу и спереди. Красная выпушка идет также по борту и низу мундира. Брюки с красным кантом. Обратите внимание на шитье воротника. Это офицерское шитье всех военно-учебных заведений Если раньше инженерное училище подчинялось исключительно Инженерному Департаменту, то в период командования училища Ломновским в 1849 оно вошло также в общую систему военно-учебных заведений, и стало одновременно подчиняться и генерал-инспектору Инженерного ведомства и штабу Военно-Учебных заведений. Ломновский сумел извлекать выгоды для училища из этого двойного подчинения. В частности, он в 1847 году сумел добиться от Великого князя Михаила Павловича увеличения отпуска денег на питание кондукторов училища. В 1853 г. при училище стараниями Ломновского была устроена мастерская для практического обучения учащихся солдатским практическим умениям и навыкам (кирпичная кладка, плотничное дело, электротехника, столярное, слесарное, механическое и кузнечное), с тем, чтобы, придя в войска, офицеры могли бы обучать своих солдат. От автора. Совершенно необходимые для офицера знания и умения! Солдаты совершенно не терпят "РУКОводителей", т.е. тех офицеров, кто только умеет приказывать и ставить задачи, а сам неспособен даже правильно заточить топор. Зато офицеры-умельцы пользуются у солдат непререкаемым авторитетом. Так было в те времена и так ничего не изменилось и сегодня. Умерший 28 мая 1849 Великий Князь Михаил Павлович завещал инженерному и артиллерийскому училищам свою богатую библиотеку. 19-го сентября Главным Начальником военно-учебных заведений был назначен Великий Князь Наследник Цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II). С 1849 на училище помимо собственно обучения кондукторов и офицеров были возложены обязанности экзаменования поступающих на службу в качестве юнкеров в лейб-гвардии Саперный батальон и лейб-гвардии Конно-Пионерный эскадрон, а также экзаменования этих юнкеров на право присвоения им офицерского чина. Училище также экзаменовало претендентов на кондукторские и офицерские должности в Инженерном корпусе и в Морской строительной части. Пояснение. До 1863 года юнкерами именовались
только молодые люди, поступившие на военную службу добровольно
непосредственно в гвардейские и армейские полки (батальоны) и имеющие право
по своему образованию на офицерский чин. Образно говоря, проходившие
обучение "на рабочем месте". Офицеры для службы в училище и офицеры-преподаватели назначались из числа офицеров Инженерного корпуса. Кандидатуры согласовывались в в штабе Военно-Учебных Заведеній и в штабе Инспектора Инженерного Корпуса. В офицерские классы училища с 1852 в основном поступают выпускники кадетских корпусов. В кадеты набирались дети в возрасте 9 лет и в возрасте 18 лет они выпускались из корпусов прапорщиками. Лучшим из них предоставлялась возможность уже в чине прапорщика продолжить обучение в артиллерийском или инженерном училищах. В кондукторские классы принимаются исключительно дворянские дети, имеющие соответствующий уровень гражданского образования. В нижний класс в возрасте 16 лет, в средний - 17 лет и в высший - 18 лет. Если молодой человек, поступает не в младший класс, то он должен сдать экзамены по предметам, пройденным соответственно в младшем и среднем классах. Для поступления в младший класс училища
необходимы знания: От автора. Отметим - 1852 год и ни полслова об английском языке. И об Америке тоже. Общая численность учащихся на кондукторском отделении 126 человек. Из них 96 чел. штатные и обучаются за казенный счет, а 30 сверхштатные за свой собственный счет (300 руб в год). Пояснение. Сверхштатные это претенденты, не
вошедшие по экзаменационному конкурсу в число 96 счастливчиков, но
пожелавшие учиться и обладающие при этом нужными средствами. От автора. В общем то, это не совсем так. Граф А.А. Игнатьев в своих мемуарах пишет, что по результатам экзаменов он проходил в Пажеский корпус учиться на казенный счет, но его отец счел, что при их большом состоянии он вполне может оплатить учебу, оставив свободное штатное место сыну более бедных родителей. Понятие чести и совести было для русских дворян не пустым звуком. Не в пример нынешнему российскому чиновничеству, вороватому и жадному до казенных денег, и старающегося всеми неправдами (используя административный ресурс и "позвоночное право") устроить учиться своих отпрысков за бюджетные деньги. И еще. В эти же годы в Германии военное обучение было
доступно не только для дворян, но... молодые люди учились исключительно за
счет средств родителей. Кайзер на обучение офицеров казенные деньги не
тратил. Мало того, родители были обязаны давать сыну офицеру средства на
жизнь и после окончания училища (разницу между его жалованием и
установленным уровнем средств, которыми обязан обладать офицер). С шеи
родителей немецкий офицер мог слезть только дослужившись до чина майора. Это
не мои выдумки. Это взято из "Das kleine Buch vom Deutsche Heere." издания
1901 года. Сверхштатные учащиеся, показавшие на годовых
экзаменах отменные результаты, в следующий класс переводятся в число
штатных. Т.е. дальше они обучаются за казенный счет. Впрочем, это если из
числа штатных учащихся было какое то их количество отчислено из училища за
неуспеваемость. Пояснение. Напоминаю, что до 1864 года
юнкерами именовались дворяне имеющее среднее или высшее образование,
добровольно поступившие на службу в армейские или гвардейские полка и
имеющие право на присвоение офицерского чина. Юнкер, имеющий
унтер-офицерское звание именовался младший портупей-юнкер (равен мл.
унтер-офицеру) или старший портупей-юнкер (равен старшему
унтер-офицеру). Кондуктора и портупей-юнкера, закончившие курс обучения в
кондукторском отделении в зависимости от результатов экзаменов (по
12-балльной системе) делились на три разряда: 1-му разряду присваивается чин "полевой
инженер-прапорщик" и они остаются в училище с переводом в младший
офицерский класс. От автора. Что то похожее
полуофициально существовало в шестидесятые годы XX века в Калининградском
высшем военно-инженерном училище. Выпускники делились на три разряда. Первый
разряд - отличники, второй разряд, те, кто закончил училище без
троек, третий - имеющие одну или более троек. Правда, звание лейтенанта
получали все. От разряда зависел лишь размер выпускного денежного пособия. В офицерском отделении по окончании младшего класса (4-й курс, говоря по современному) также учащиеся делились на три разряда. 1-й разряд. Получившие в среднем 10
баллов (при этом по фортификации, строительном искусстве, артиллерии,
топографии, химии, черчении не менее 9, и в одном из остальных предметов не
менее 8 баллов.). 1-й разряд производится в подпоручики и переводится в
старший офицерский класс. От автора. Вот это присвоение чина прапорщика
(первый офицерский чин в царской армии) по окончании кондукторского
отделения и породило у всех историков убежденность, что из инженерного
училища выпускались офицерами через три года обучения, а из пехотных и
кавалерийских через два года. Не знаю как у кавалеристов и пехотинцев, но в
инженерном хотя и давали чин прапорщика через три года учебы, но из училища
не выпускали. В войска инженерный офицер мог попасть не раньше
чем через 4 года прапорщиком, или через 5 лет поручиком. Так было до
преобразования офицерского отделения училища в Николаевскую инженерную
академию в 1855 году. Таким образом, к середине XIX века Главное инженерное училище выпускало прапорщиками через 4 года обучения, или подпоручиками или поручиками через 5 лет обучения. Выпускники старшего класса (5-го курса по современному
также делились на 3 разряда): 26 ноября 1852 генерал-инспектором по инженерной части назначается Великий Князь Николай Николаевич. В феврале 1855 года умирает император Николай I. На трон восходит император Александр II (Александр Николаевич). От автора. Император Николай I, обязанный своим троном лейб-гвардии Саперному батальону, завещал 25 декабря 1825 своему тогда 7-летнему сыну всегда помнить, что именно саперы спасли ему жизнь в тот драматический день. Ирония истории - в день своей гибели 1 марта 1871 года от рук революционеров, которым по наущению враждебной нам Европы не терпелось разрушить Россию и залить страну кровью, император Александр II был одет в мундир лейб-гвардии Саперного батальона. И погиб он от саперного средства - взрывчатки.
Николаевское инженерное училище. 21 февраля 1855 г. рескриптом императора
Александра II Главное инженерное училище в память заслуг императора
Николая I в деле создания училища и развития
военно-инженерного образования переименовывается в Николаевское
инженерное училище. С этого времени все чины училища от солдат до
генералов и до отмены всех знаков различия уже новой советской
властью в декабре 1917 на погонах и эполетах будут носить вензель
императора Николая I. 30 августа 1855 г. офицерские классы
Николаевского инженерного училища приказано переименовать в
Николаевскую инженерную академию. С этого времени происходит разделение
образования инженерных офицеров на два учебных заведения.
Николаевское инженерное училище готовит молодых людей к присвоению
офицерского чина, а Николаевская инженерная академия дает офицерам высшее
военное образование. Отступление В 1856 г. учреждается Техническое Гальваническое заведение. При нем организовано отделение военно-походного телеграфа, где обучаются солдаты и унтер-офицеры телеграфисты. 26 августа 1856 года президентом Николаевской инженерной академии был назначен Великий Князь Николай Николаевич с сохранением за ним должности генерал-инспектора по инженерной части. 15 марта 1860 г. по смерти генерал-лейтенанта Ломновского начальником училища (только училища!) назначается полковник (впоследствии инженер-генерал) Михаил Петрович фон Кауфман. В этот период идет острый спор между сторонниками подготовки будущих офицеров непосредственно в полках (сторонники юнкерской системы), и сторонниками основательной общеобразовательной и военной подготовки в военно-учебных заведениях (кондукторская система). Первые признавали необходимость в военных училищах только для специальных родов оружия (артиллеристы, инженеры и понтонеры). И хотя жизнь показала настоятельную необходимость систематического обучения не только будущих офицеров артиллерии и инженеров, а и пехоты и кавалерии, они признавали необходимость лишь создания краткосрочного обучения будущих пехотинцев и кавалеристов в специальных учебных заведениях, которые предлагалось назвать юнкерскими училищами. Тогдашний военный министр генерал-летенант Д.А.Милютин
поручил разработку реформы военного образования особому комитету, который
предложил: Император Александр II, на которого Милютин имел огромное влияние, утвердил предложения комитета. В стране в 1863 году. были открыты первые военные училища для подготовки офицеров пехоты (Павловское, Константиновское, Александровское). Учащиеся этих военных училищ с 1864 года стали именоваться юнкерами. От автора. Думается, что учащихся этих вновь открывшихся пехотных училищ стали именовать юнкерами, исходя из того, что так именовали молодых людей, проходивших подготовку непосредственно в полках, а эти училища как бы просто взяли на себя то, что раньше делали сами полки. Называть их кондукторами, как учащиеся именовались в инженерном училище, сочли неудобным. Все же кондуктор это уже как бы специалист инженерных войск. 5 марта 1863 года приказом №21 генерал-инспектора по инженерной части Николаевская инженерная академия и Николаевское инженерное училище было выведено из подчинения штабу Военно-Учебных заведений. и целиком подчинено товарищу (т.е. заместителю) генерал-инспектора по инженерной части генерал-адьютанту Э.И.Тотлебену (герою обороны Севастополя). Военные реформы Милютина затронули и Николаевское
инженерное училище. Приказом военного министра №368 от 8 декабря 1864 г. и
приказом по Инженерному корпусу №131 от 15 декабря 1864 г. было
установлено: Следует отметить, что этим же приказом было предписано впредь все вакансии младших офицеров в саперных батальонах должны пополняться исключительно выпускниками инженерного училища. Назначение в эти батальоны на офицерские должности офицеров из пехоты и кавалерии отныне запрещалось. Впрочем, выпускников пехотных военных училищ при их желании разрешалось зачислять в верхний юнкерский класс, по окончании которого они выпускались в саперные батальоны подпоручиками наравне с теми, кто учился в училище все три года. Примечание. В пехоте и кавалерии наряду с
обучением офицеров в военных училищах по прежнему сохранялась система
подготовки будущих офицеров непосредственно в полках. Однако, если раньше
они именовались юнкерами, то теперь им было дано наименование
вольноопределяющиеся. В Николаевское инженерное училище с 1865 г. принимаются: От автора. Всеобщее заблуждение -
потомственное дворянство приобретается с получением первого офицерского
чина. Да, так было. До 1845 года. 1845-1856 года потомственное
дворянство давалось с получением чина майора. А с 1856 и по 1917
только с получением чина полковника. На рисунке справа: юнкера и офицеры Николаевского инженерного училища в форме 1864-65 годов. Пояснение. Открывшиеся в 1862 году пехотные
военные училища не справлялись с задачей подготовки офицеров. Прежде
всего потому, что в стране недоставало молодых людей со средним
образованием, избравших военную карьеру. Поэтому в 1864 году начинают
создаваться юнкерские училища. В отличие от первых во вторые
принимались молодые люди с образованием 4-5 классов гимназии (7-8
классов, говоря современным языком). также в юнкерских училища учились не
два, а три года (в первый год они получали среднее образование), и
выпускались он не подпоручиками, а портупей -юнкерами. В офицерский чин они
производились уже по усмотрению полкового начальства. Юнкера-выпускники делились на три разряда, исходя из успехов в науках. Первый разряд выпускался в инженерные войска подпоручиками, второй разряд прапорщиками. Третий же прапорщиками в пехоту и кавалерию. Кроме того, на инженерное училище была возложена обязанность экзаменовать поступающих на службу юнкерами в лейб-гвардии Саперный батальон, юнкеров армейских инженерных частей на присвоение чина прапорщика, а также экзаменовать офицеров всех родов войск, представляемых к переводу в Инженерный корпус. И наконец экзаменовать поступающих на службу кондукторами в Инженерный корпус. В Николаевскую инженерную академию после ее отделения от
училища с 1863 года было решено не зачислять автоматически
выпускников училища, закончивших его по первому разряду, как это было
раньше. По новым правилам, офицер после выпуска из училища (в чине
подпоручика) был обязан прослужить на офицерских строевых должностях не
менее 2 лет. При этом из срока службы исключается время отпусков и болезней. Поступающие в академию сдают экзамены: От автора. И опять таки - вторая половина
XIX и никакого внимания ни к английскому языку, ни к Америке. Ау,
господин Михалков, где вы со своим возвеличиванием Америки в своем бредовом
фильме "Сибирский цирюльник"? Средний проходной балл 8. При этом по любому предмету не ниже 6 баллов. Срок обучения в академии два года. Первый год теоретический, второй практический. С 1867 года в академии был введен третий дополнительный курс. Офицеры, желающие служить в инженерных войсках на строевых должностях, выпускались по окончании второго года обучения. На дополнительный курс (6 месяцев) зачислялись офицеры закончившие основной курс обучения с отличием и пожелавшие дальше служить в Инженерном корпусе на должностях войсковых, крепостных и гарнизонных инженеров. Выпускники академии, закончившие ее по первому разряду, получали очередной чин. В 1866 году начальником одновременно училища и академии назначается генерал-майор А.И. Тидебель. Справка. Сигизмунд Август Иоганн Тидебель
(8.5.1824 – 18.3.1890). Из дворян Лифляндской губернии. Сын коллежского
советника (VI класс по Табели о рангах). Закончил Главное инженерное училище
в 1845. Служил в Инженерном корпусе. 10.1866-85 – начальник Николаевского
инженерного училища и Николаевской инженерной академии. Генерал-лейтенант
(1871). Инженер-генерал (1877). Штат Николаевского инженерного училища и Николаевский инженерной академии, утвержденный 1 сентября 1867 г. Строевой постоянный состав: Строевой переменный состав (обучаемые): Учебная часть: Церковь: Лазарет: Канцелярия: Хозяйственная часть: Пояснение. В 1866 году учреждается нагрудный знак Николаевской инженерной академии, который вручался выпускникам. От автора. Система отмечать нагрудными знаками
лиц, имеющих высшее образование, была учреждена в этом же 1866 году. В общем
то они все были одного типа и рисунка. Это был государственный герб в
венке из лавровых и дубовых листьев с добавлением отличительных атрибутов
ведомства. Отличить один знак от другого было можно только разглядывая их
вблизи и обращая внимание на особенности знака в виде символов рода войск.
Знак артиллерийской академии имел перекрещенные пушечные стволы, морской-
якоря. Инженерная академия на знаке имела топоры. С момента создания в 1819 году Главного инженерного училища всего к 1869 году из него было выпущено (включая и Инженерную академию) в Инженерный корпус 1773 чел., в части инженерных войск 785 чел.. На питание юнкеров отпускалось по 90 рублей в год на человека. В 1874 году происходит коренная реформа системы комплектования армии. От рекрутской системы был осуществлен переход ко всеобщей воинской обязанности. Какие либо сословные ограничения для поступления в училище были отменены. Статистика за 1871 -1879 годы показывает, что было
принято из военных гимназий 44% (187 чел.), из гражданских средних учебных
заведений 43% (181 чел.),из других военных училищ (13% (55 чел.). 22 июня 1882 года военные гимназии переформировываются вновь в кадетские корпуса поскольку военное руководство пришло к выводу, что давая вполне удовлетворительное общее среднее образование, военные гимназии никак не готовят своих питомцев к военной службе и выпускники приходят в училища не имея даже первоначальных навыков солдата первого года службы. До 1896 года в строевом отношении юнкера
инженерного училища были составляли одну юнкерскую роту. В этом году
училище было переформировано в 2-ротный батальон, получивший в 1902 году
знамя. Вторая половина XIX века характеризуется бурным
развитием и внедрением в войска технических новинок. Освоение новшеств и
создание новых технических частей естественно было возложено на
инженерную службу. В инженерных войсках первой стала Офицерская
электротехническая школа в которую в 1894 году был преобразован
созданный в 1884 году при Техническом гальваническом заведении
гальванический офицерский класс. В конце девяностых годов при Среднеазиатской (Туркестанской ?) железной дороге открывается Офицерская железнодорожная школа. 22 апреля 1887 года команда военных воздухоплавателей
была реорганизована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк (УКВП),
который состоял из 12 офицеров и 76 нижних чинов. Сентябрь 2015г. Источники и литература1. П.И.Бирюков и др. Учебник. Инженерные войска. Военное
издательство МО СССР. Москва.1982 г.
---***--- |
©Веремеев Ю.Г. |