Военная история

Краткая история военно-инженерного образования в России.

Часть I. XVIII век

Предисловие.
Ранее  в этом же сайте  была помещена моя статья из трех частей под названием "История военно-инженерного училища". К сожалению при ее создании мне пришлось брать за основу  книгу издания 1968 года "Очерк истории Калининградского высшего военно-инженерного командного ордена Ленина Краснознаменного училища им. А.А.Жданова." в которой  допущен ряд натяжек,  ошибок и неточностей. Причин несколько. Это и и необходимость со стороны создателей придерживаться определенной идеологии (три четверти текста посвящены партийно-политическим мероприятиям), и чрезмерная патриотичность к своему роду войск со стороны описывавших ее. Ну и наконец, неточности и недочеты в тех источниках, коими пользовались создатели книги.
Спустя годы, я получил доступ если не к абсолютным первоисточникам, то к историческим очеркам офицеров и генералов инженерных войск, живших в XVIII-XIX  веках. Это побудило меня написать данную статью, в которой стало возможным  сделать определенные уточнения, устранить ряд  ошибок, имевших место в статье об истории училища.
Вместе с тем, и авторы трудов XVIII-XIX  веков тоже в ряде мест противоречат друг другу. В частности, в отношении дат тех или иных событий. В ряде книг заметны разночтения в наименованиях  военно-учебных заведений. Читателю следует иметь в виду, что и используя старых авторов,  невозможно дать абсолютно точные сведения.
А также я постарался вычленить инженерное обучение из общей системы военного обучения в России, хотя сделать это оказалось сложно. Сложно, но необходимо, чтобы не утратить основное направление статьи- инженерное образование.
И все , все же, все же...

И еще. Я не упоминаю в данной работе знаменитостей, которые имели счастье обучаться в разные времена в инженерных учебных заведениях, которыми училища всегда гордятся,  и чьи портреты украшают училищные музеи. В конце концов  каждый человек делает себя сам, а где и когда он учился не столь важно.  Его жизненные достижения отнюдь не зависят от того, какое именно военное училище он закончил.

Конец предисловия.

obraz-01-04.jpg (18913 bytes)Как утверждается в известном историческом труде генерал-майора Лалаева "Исторический очерк военно-учебных заведений", начало систематической подготовке офицерского состава Русской Армии положил император Петр I., который разочаровался в существовавшей до него системе простого приглашения на службу в Российское войско иностранных офицеров. Иностранец дорог, а его военные знания зачастую сомнительны. Едва ли высококлассный военный специалист без особых обстоятельств покинет свою страну и отправится искать признания в чужую. Он находит себе применение дома. Да и едва ли иностранный офицер станет самотверженно сражаться и погибать за чуждые ему интересы.
По мнению императора наиболее остро в начале XVIII века стоял вопрос  квалификации   офицеров  артиллерии, морского флота и инженерной службы (саперы, фортификаторы, понтонеры, минеры).

Самой первой военной школой в России Лалаев полагает школу, учрежденную в конце XVII века при бомбардирской роте Преображенского полка. В этой школе начинающие солдатскую службу (в том числе и дворяне, а не только солдаты  из крестьян)  обучались грамоте, математике, фортификации и артиллерийскому делу. Эта школа готовила бомбардиров (первый унтер-офицерский чин в артиллерии). Хотя будущие бомбардиры и изучали в том числе  основы фортификации, однако их нельзя полагать специалистами инженерного дела в полной мере. Они все же были артиллеристами.

Первым руководителем  этой первой в России военной школы был назначен лично императором бомбардир-капитан Скорняков-Писарев.

От автора. Без излишней скромности заявим, что именно армия уже в начале XVIII века насаждала в стране грамотность и образование. И именно через армию образование, даже скажем так - ученость, проникала и в дворянскую среду (которая до Петра вовсе не горела желанием быть образованными людьми) и в простой люд. При Петре I дворяне начинали служение Родине простыми солдатами, и здесь они получали и военные и общие знания. Ведь грамотность в этот исторический период вовсе не была обязательной даже для высшей аристократии. И не только в России, но и в Европе.

И еще. В Ярославле есть памятник первому российскому актеру  и основателю русского  театра А.Ф. Волкову. И театральная площадь носит его имя.  Он широко известен в среде  нашей творческой интеллигенции.  А вот имя Скорнякова-Писарева неведомо никому. Даже среди армейских офицеров. Почему? Ведь этот человек сделал для развития образования и культуры в России куда больше. Потому, что он воин, а не скоморох? Разве  в конце-концов для России важнее те, кто развлекает, а не те, кто защищает и строит страну? Без гениальных артистов страна как то проживет, обходясь, скажем народной художественной  самодеятельностью, а вот без высококвалифицированных  школьных учителей, хороших врачей  и   толковых обученных солдат едва ли.

В январе 1701 года в Москве учреждается Школа математических и навигацких наук. В основном в этой школе учили морской навигации, артиллерийскому и инженерному делу (фортификация, переправы, минное дело).   Однако, присвоение офицерских чинов не зависело от окончания данной школы. Это было, скажем так, заведение дополнительного обучения. До 1706 года школа находилась в ведении Оружейной палаты, затем Приказа морского флота и Адмиралтейской канцелярии. Отсюда следует, что в первую очередь в школе готовились специалисты артиллерии и морского флота. Впрочем, инженерная служба в те времена считалась частью артиллерии и самостоятельным родом войск не была.

В школу набирались дети в возрасте от 12 до 17 лет. Интересен социальный состав учащихся - "дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов".  Говоря современным языком, в школу принимали дворян и мещан. При этом, за казенный счет учили детей лишь тех родителей, кто имел во владении менее 5 крестьян. Остальные обучались за свои деньги. Заметим, что крестьянских детей в школу не принимали.
Общее количество обучаемых - около 500 человек.
Детей простолюдинов  в школе обучали только грамоте и арифметике, после чего они отправлялись   служить в качестве писарей и на другие низшие должности  в различные учреждения военного и военно-морского ведомства,
Дворянских и боярских детей (тогда еще существовало между ними различие) выпускали во флот и артиллерию и инженерную службу артиллерии  кондукторами (специалисты унтер-офицерских чинов). Последующее  присвоение  офицерских чинов определялось наличием офицерских вакансий, знатностью рода и уровнем знаний. Т.е.  выпускникам школы в офицерские чины еще предстояло выслужиться.

А.Савельев в своей книге "Историческiй очерк инженернаго управленiя въ Россiи" утверждает, что школа была открыта в Москве не в 1701, а в 1700 году.

В 1715 году с учреждением в Санкт-Петербурге Морской академии Школа математических и навигацких наук была понижена в статусе до подготовительных курсов для Морской академии.

Инженерная школа

16 января 1712 года в Москве указом императора Петра I учреждается Инженерная школа. Численность обучаемых установлена в 100-150 чел, из которых не менее 2/3 должны быть дворянскими детьми. Остальные -  из простого люда, в том числе и из солдат крестьянского происхождения. Впрочем, особого стремления к обучению дворянство не проявляло. К 1713 году в школе числилось всего 23 ученика.

17 марта 1719 года учреждается в Санкт-Петербурге вторая Инженерная школа , в которую переводят всех учащихся Московской школы (68 чел.). Взамен Московской школе  приказано набрать новых учеников (100 чел.). До 1724 года Санкт-Петербургская школа не имела своего помещения и размещалась в двух частных домах постоялого двора на Московской стороне Санкт-Петербурга.

А.Савельев в своей книге "Историческiй очерк инженернаго управленiя въ Россiи" утверждает, что в 1719 году в Санкт-Петербург полностью была переведена   сама Московская школа, а 22 июня 1720 года в Москве открывается новая Инженерная школа.

Успешно обучающихся уже в школе (в обеих школах)  производят в инженерные кондукторы (инженерные специалисты унтер-офицерского ранга), а во второй половине обучения в офицерский чин инженер-прапорщика.   Окончивших школы направляют в полевые части прапорщиками, подпоручиками, а самых успешных сразу поручиками.

Таким образом, можно полагать, что созданная в 1712 году в Москве инженерная школа стала первым в России инженерным офицерским училищем.

В 1719 году при всеобщей переписи населения было выявлено, что существует социальная группа, которая не может быть причислена ни к одной из других (бояре, дворяне, служители культа, купцы, мастеровые, крестьяне). Это  сыновья нижних чинов.
Имераторским Указом 1721 года в каждом из 50 гарнизонных полков учреждалась школа солдатских детей в возрасте от 6 до 15 лет. В школе солдатские сыновья обучались"словесной и письменной науке, пению, арифметике, солдатской экзерциции, артиллерийскому и инженерному делу"
По окончании школы выпускники назначались на унтер-офицерские должности в армейские полки.

От автора.  Как то эти школы не вписываются в советскую  историческую науку, утверждавшую, что простой человек в царской России был темен, неграмотен и вообще находился на положении бесправного раба. На деле оказывается, что солдатский сын с детства пользовался особым вниманием государства. Заметим - не офицерский, а именно солдатский. За казенный счет он получал образование и, став взрослым, сразу занимал весьма высокое общественное положение. Унтер-офицер в XVIII веке был весьма значимой фигурой. Напомним, что одним из первых русских дипломатов стал сержант Преображенского полка Ягужинский.

Санкт-Петербургская инженерная школа.

В 1724 году Московская инженерная школа упраздняется. Единственным  военно-учебным заведением, готовящим офицеров инженерной службы остается Санкт-Петербургская инженерная школа.

Заметим, что нерадивые ученики из обеих школ направлялись служить в сформированную еще в 1702 году Минерную роту рядовыми минерами, ефрейторами, капралами или сержантами.

От автора. Неслабое наказание. Ведь во времена Петра I  военная служба  никакими сроками не ограничивалась и была пожизненной. Большая разница служить офицером или солдатом.

По состоянию на 1728 год штат постоянного состава Санкт-Петербургской инженерной школы выглядел следующим образом:
*Директор школы, он же учитель (в капитанском ранге) - 1,
*Кондукторы (военнослужащие унтер-офицерского ранга) -2
*Рисовальные мастера 2.

Переменный состав школы (обучаемые)- 60 чел., распределенные по 20 чел в низший, средний и высший классы.

Своего помещения школа не имела и для нее арендовались частные здания. В 1731 году генерал-фельдцейхмейстер граф Х.А. Миних, который отвечал за всю артиллерию и инженерную службу в том числе,   обратился в  Сенат за выделением средств на постройку постоянного здания для школы. Хотя прошение было одобрено, но строительство не состоялось.
В 1732 году  школа частично разместилась в небольшом доме, принадлежавшим графу Миниху и проданном им за небольшую цену казне.
В 1733 году школа в полном составе размещается  в казенном вновь выстроенном доме на Петербургской стороне

От автора.  Миних в российской истории представлен темной фигурой, принесшей много бед  стране и армии. Его считают малограмотным, но изворотливым интриганом и фаворитом императрицы Анны Иоанновны, которая также описывается в отрицательном плане.
Однако, когда начинаешь рассматривать конкретику деятельности той или иной исторической личности, картина начинает несколько подмываться. В частности, Миних привёл в порядок армейские финансы, основал при войсках госпитали для раненых и гарнизонные школы, привел штаты гвардейских и армейских полков в соответствие с требованиями времени, преобразовал Военную коллегию, основал в Петербурге Шляхетский кадетский корпус, "дабы в нём от четырёх до пяти сот молодых дворян и офицерских детей воспитывать и обучать как телесным и военным упражнениям, так и чужестранным языкам, художествам и наукам". Миних же упразднил разницу в денежном содержании офицеров из числа русских и иностранцев (последние получали в 4-8 раз больше). При нём были модернизированы или построены 50 крепостей.
Т.е. он позаботился о приведении армии, и прежде всего офицерского корпуса, в надлежащий вид.
Как это похоже на то, что по через полвека будет делать Павел I. Два крупных военных деятеля, заботившихся о военном могуществе России, о ее армии. И оба обхаяны в нашей исторической науке.
Вот и призадумаемся - а кто зачастую описывает историю России? В том числе и сегодня. То ли люди, искренне любящие свою Родину, то ли   герцены, радищевы, солженицыны, резуны, солонины, мельтюховы и иже с ними.  Т.е. те, кто описывает страну и ее историю исключительно черными краскми, доказывают, что Россия сама по себе это империя зла и подлежит немедленному уничтожению, а проще говоря,   кто торгует Россией оптом и в розницу. Для кого Россия с ее прошлым, настоящим и будущим  это просто бизнес-проект.

И только в 1738 году здание будет настолько расширено, что вся школа целиком поместится в нем.

Пристальное внимание обращалось и на подготовку низшего звена инженерных специалистов. Так в 1730 году  при Санкт-Петербургской крепости была открыта "школа для   малолетних детей инженерных мастеровых инженерных людей". В этой школе дети готовились для последующего занятия писарских и мастеровых должностей  в инженерном ведомстве.

От автора. И опять таки, общепринято считать Россию XVIII века лапотной, безграмотной, крепостнической.   Рабовладельческой, если верить литературным изыскам некоего Радищева.
А как тогда объяснить то, что простой люд получал за казенный счет грамоту, специальность? Скажем, писарь это не простой переписчик казенных бумаг. Это говоря современным языком - делопроизводитель. Это тот, кто готовит техническую документацию, разрабатывает детализацию проектов, составляет сметы, расчеты, планы. Т.е. он должен обладать солидными знаниями.

Созданный в 1731 году Сухопутный шляхетский корпус, хотя и обучал наряду с другими науками и основам инженерного дела, в общем то предназначался для подготовки офицеров и чиновников  вообще, а не офицеров инженерного ведомства.

И все же в целом сочетание Инженерной школы и определенное обучение инженерному делу в Сухопутномobraz-01-01.jpg (11491 bytes) шляхетском корпусе, а также приглашение на русскую службу иностранцев   вполне обеспечивало потребности армии в инженерном обеспечении ее функционирования, и вплоть до 1752 года серьезных преобразований в этой области не отмечено. Хотя историки Ласковский, Лалаев отмечают множество недостатков в системе обучения ( в частности, не преподавались ряд наук, необходимых будущим инженерам), в  частых резких уменьшениях и увеличениях численности обучаемых.

По данным А.Савельева в 1747 году была открыта Инженерная школа в Киеве . В эту школу принимали только дворянских детей.

3 июля 1752 года издается  распоряжение   главной канцелярии Артиллерии и фортификации об объединении Инженерной  и Артиллерийской школ в единое образовательное учреждение. Однако реальное исполнение распоряжения было растянуто до 1758 года.

В 1753 году (по другим данным в 1750)  Инженерная школа поступает в особое подчинение инженер-генералу А.П.Ганнибалу (известен в истории как "Арап Петра Великого" и прадед довольно известного русского писателя А.С.Пушкина). Годы жизни 1696-1781. Он создает на Выборгской стороне особый инженерный полигон для практических занятий учащихся Инженерной школы и устранения тем самым излишней академичности школы. Будущие инженерные специалисты здесь получают практические знания и навыки. Прежде всего в области строительства фортсооружений и наведении переправ.

В 1756 году новый генерал-фельдцейгмейстер граф   П.И. Шувалов начинает практическое объединение Инженерной и Артиллерийской школ, которое завершилось в 1758 году .

Артиллерийская-инженерная школа

В 1758 году объединенная школа получает официальное название "Артиллерийская-инженерная школа". Она по прежнему находится в Санкт-Петербурге.

От автора.  В ряде исторических трудов  говорится о том, что тем самым Инженерная школа как таковая фактически прекратила свое существование, и инженерное обучение было свернуто на долгие годы. Однако это не так. Дело в том, что в тот период инженерные войска не являлись самостоятельным родом войск, а считались частью артиллерии, одним из ее элементов. В дорогах, фортсооружениях, переправах  главным образом нуждалась  артиллерия. И вполне естественно, что инженерные специалисты и подразделения входили в состав артиллерийских частей.  А объединение в одном учебном заведении чистых артиллеристов и инженеров способствовало лучшему пониманию будущими офицерами  задач и потребностей той и другой служб.

Поступавшие в объединенную школу зачислялись на военную службу в качестве солдат. Заметим, что наименования "юнкер" для обучаемых в то время не использовалось. Юнкерами именовались, проходящие службу в полках дворяне, которые являлись кандидатами на присвоение офицерского чина в случае открытия в полку вакансии (освободилась офицерская должность). Учащихся инженерных военно-учебных заведений начнут называть юнкерами только примерно в 1864 году.
Поступившие на обучение  приводились к воинской присяге. Жалованье было установлено в размерах от 12 до 36 рублей в год в зависимости от года обучения.

От автора.  Сегодня во всех учебных заведениях кроме школ используется термин "курс" ( первый курс, второй курс....). В XVIII веке  как и в сегодняшних школах использовался термин "класс". Только сегодня говорится  - первый  класс, второй класс,.., а в XVIII веке- младший класс,  средний класс, старший класс, дополнительный класс.

Господи! Ну чем не угодило современным российским бюрократам от образования  простое, короткое  и емкое советское название - "Средняя школа"? Для чего нужно было городить длиннющее "Государственное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа"? И водить людей в транс аббревиатурой ГОУ-СОШ поскольку натощак полное наименование и не выговорить?

Численность обучаемых 135 человек . Из них 60 артиллеристов и 75 инженеров. Обучаемые одевались в казенную форменную одежду. Спать они должны были на нарах на войлочной подкладке и укрываться  серыми суконными одеялами. Для питания казна отпускала по солдатской норме муку, соль и приварочные деньги.
Распорядок дня в школе:
*в 4 часа утра подъем.
*с 5 до 11 часов занятия,
*с 11 до 13 часов обеденный перерыв,
*с 13 до 18 часов занятия и работы,
*с 18 до 21 часа свободное время,
* в 21 час отбой.

Кроме собственно обучения, воспитанники несли гарнизонную службу наравне с солдатами гвардейских полков столицы.

По   завершении курса обучения воспитанники выпускались в армию   кондукторами (специалистами унтер-офицерского ранга), а с 1760 года  в артиллерию штык-юнкерами (первый офицерский чин в артиллерии), в инженерные подразделения  инженер-прапорщиками (первый офицерский  чин в инженерной службе).

От автора.  На мой взгляд правильнее было выпускать в армию  в унтер-офицерских чинах. А вот вопрос присвоения офицерского звания должен решаться уже в войсках. Если человек показал себя способным командовать подразделением и показал реальные знания и умения, то ему можно присвоить офицерский чин. Нет - ходи унтер-офицером (сержантом). Может быть тогда и современная Российская Армия избавилась бы от лейтенантов, глядя на которых, хочется не то смеяться, не то плакать. Это тот случай, когда стоит принимать во внимание опыт наших врагов. Вермахта, в частности.

Артиллерийский и Инженерный Шляхетный Кадетский корпус.

obraz-01-02.jpg (23099 bytes)25 октября 1762 года императрицей Екатериной II  утвержден проект преобразования Артиллерийской-инженерной школы в   Артиллерийский и Инженерный Шляхетный Кадетский корпус.
По штату в корпусе должны были обучаться 146 кадет. Кроме того, при Корпусе должна была быть создана "Школа художеств" для 150 солдатских детей.   Эта школа должна была готовить писарей, чертежников и рисовальщиков унтер-офицерского ранга. Корпус предполагалось разместить в зданиях бывшей Артиллерийской-инженерной школы.obraz-01-03.jpg (11723 bytes)
По   завершении курса обучения воспитанники корпуса должны были выпускаться в артиллерию штык-юнкерами (первый офицерский чин в артиллерии), в инженерные части прапорщиками (первый офицерский  чин в инженерной службе) и подпоручиками. Отчисленные же из Корпуса за нерадивость учащиеся должны были направляться в армию солдатами или унтер-офицерами.
Однако  после утверждения проекта  в новый Корпус было переведено всего 84 учащихся из Дворянской школы и в Школу художеств 171 учащихся из Солдатской роты.
Директором Корпуса был назначен бывший командир Дворянской школы полковник Мордвинов.

Пожалуй впервые учащимся (именующихся кадетами) была установлена специальная  форма одежды, причем она подразделялась на повседневную и парадную. Заметим, что такого деления одежды  ни у солдат, ни у армейских офицеров того времени не существовало.
Парадная форма  кадет (на рисунке слева) состояла из красного кафтана с черными лацканами и  с узким золотым галуном на воротнике, обшлагах и лацканах. Шляпа, обшитая по краю таким же галуном и с небольшим белым султаном. Камзол белый. Штаны суконные  белые со штиблетами из черной кожи и башмаки.
Повседневная  форма (на рисунке правее) галуна не имела.  Штаны белые короткие суконные с белыми же чулками. Башмаки. Шляпа без султана. Вместо него бант.
т.н. "домашняя одежда" представляла собой красный сюртук.

Офицеры Корпуса  также имели два вида формы - парадную и повседневную видом и покроем одинаковую с кадетами, но с офицерским шарфом на поясе, офицерской шпагой, погоном на левом плече. На шляпе бант и султанчик. На рисунке справа офицер Корпуса в повседневной форме.

Обратите внимание - впервые учащиеся   военно-учебного заведение именованы определенно - "кадеты". Юнкерами их начнут называть значительно позднее (примерно с 1864 года).

От автора.  Хочу отметить, что с момента создания в России первых инженерных военно-учебных заведений  и по сей день они давали и дают своим воспитанникам как чисто военные знания, так и общеобразовательные. Т.е. поступающий в военно-учебное заведение имеет либо начальное, либо среднее общее образование, а   выпускник соответственно общее среднее или высшее. Это помимо военного среднего или высшего образования. Так в России сложилось исторически в силу того, что в XVIII веке в целом в стране уровень образования молодежи был таким, что если бы военно-учебное заведение давало бы только военные знания (как это исторически сложилось в частности в США и ряде стран Европы), то набирать на обучение оказалось бы просто некого.
На мой взгляд это оптимальный способ военного обучения. Хотя уже в 1783 году новый директор корпуса итальянец генерал-майор Меллисино предлагал исключить из курса обучения общеобразовательные предметы "дабы Корпус мог сосредоточиться на отменном приготовлении офицеров артиллерии". Благо, что у высшего начальства хватило ума признать, что сей проект весьма полезен, но его осуществление невозможно до того времени пока в стране не будет развито в должной мере народное образование.

В 1784 году штат Корпуса изменяется. Вместо 146 кадетов, предписано иметь 303. Кадеты распределены на три роты, исходя из возраста. Сколько из них обучались по артиллерии, а сколько по инженерным войскам, сведений отыскать не удалось.
Одновременно, состоящая при Корпусе Школа художеств переименована в Солдатскую роту.

Очевидно, потребности армии в квалифицированных офицерах артиллеристах и инженерах были столь велики, что в том же 1783 году было принято решение о строительстве нового каменного здания для Корпуса, вместимостью до 1000 кадетов. Однако строительство так и не началось.

В 1793 году новый генерал-фельдцейхмейстер граф П.А.Зубов вновь обратился к императрице с ходатайством о строительстве нового здания для Корпуса.
В 1794 году проект был утвержден и к 1796 году часть здания, выходящая на набережную реки Ждановка была завершена строительством. Эта часть предназначалась для размещения учебных залов.

В конце 1797 года генерал Меллисино умер. В октябре 1799 директором корпуса был утвержден генерал-майор  А.А. Клейнмихель. При нем строительство здания Корпуса продолжалось.

Вместе с тем, в прошедшие годы специализация Корпуса как артиллерийского и инженерного военно-учебного заведения постепенно утрачивалась и вполне логичным оказалось его переименование 10 марта 1800 года во "2-й Кадетский Корпус".

С момента основания в 1762 году  и по день убиения государя императора Павла I в 1801 году Артиллерийский  и Инженерный Шляхетный Кадетский Корпус подготовил общим счетом 1600 офицеров, которые направлялись служить не только в артиллерию и инженерные войска, но и в топографическую службу (колонновожатые, межевщики, геодезисты), в дорожно-строительные части, в Горное ведомство, в военные переводчики, в морскую и береговую артиллерию флота.

Уходил век XVIII, начинался новый век.

Январь 2015г.

Источники

1. П.И.Бирюков и др. Учебник. Инженерные войска. Военное издательство МО СССР. Москва.1982 г.
2. И.П.Балацкий, Ф.А.Фоминых. Очерк истории Калининградского высшего военно-инженерного командного ордена Ленина Краснознаменного училища им. А.А.Жданова. Военное издательство МО СССР.1969 .
3.М.Лалаев. Историческiй очеркъ военно-учебных заведенiй. Санктпетербургъ. 1880
4. Ф.Ласковский. Матерiалы для истории инженернаго исскуства въ Россiи. Часть I. Санктпетербургъ. 1858
5. Ф.Ласковский. Матерiалы для истории инженернаго исскуства въ Россiи. Часть II. Санктпетербургъ. 1861
6. Ф.Ласковский. Матерiалы для истории инженернаго исскуства въ Россiи. Часть III. Санктпетербургъ. 1865
7. А.Савельев. Историческiй очерк инженернаго управленiя въ Россiи.С.-Петербургъ. 1896.
8. А.Савельев. Историческiй очерк инженернаго управленiя въ Россiи.С.-Петербургъ. 1879
8. А.Савельев. Историческiй очерк инженернаго управленiя въ Россiи. Часть II. С.-Петербургъ. 1887.
9.Имянной списокъ всъмъ бывшимъ и нынеъ находящимся в Сухопутномх Шляхетномъ Кадетскомъ Корпусъ Штабъ- Оберъ-офицерамъ и Кадетамъ. Въ Санктперебургъ. 1761 года.
10.М.Максимовский. Историческiй очеркъ развитiя Главнаго Инжернаго училища. Санктпетербургъ. 1869
11.Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть пятая. Кучково поле. Москва. 2009г.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
Военная история