Военная историяКраткая история военно-инженерного образования в России.Часть I. XVIII векПредисловие. И еще. Я не упоминаю в данной работе знаменитостей, которые имели счастье обучаться в разные времена в инженерных учебных заведениях, которыми училища всегда гордятся, и чьи портреты украшают училищные музеи. В конце концов каждый человек делает себя сам, а где и когда он учился не столь важно. Его жизненные достижения отнюдь не зависят от того, какое именно военное училище он закончил. Конец предисловия. Как утверждается в
известном историческом труде генерал-майора Лалаева "Исторический очерк
военно-учебных заведений", начало систематической подготовке офицерского
состава Русской Армии положил император Петр I., который разочаровался в
существовавшей до него системе простого приглашения на службу в Российское
войско иностранных офицеров. Иностранец дорог, а его военные знания зачастую
сомнительны. Едва ли высококлассный военный специалист без особых
обстоятельств покинет свою страну и отправится искать признания в чужую. Он
находит себе применение дома. Да и едва ли иностранный офицер станет
самотверженно сражаться и погибать за чуждые ему интересы. Самой первой военной школой в России Лалаев полагает школу, учрежденную в конце XVII века при бомбардирской роте Преображенского полка. В этой школе начинающие солдатскую службу (в том числе и дворяне, а не только солдаты из крестьян) обучались грамоте, математике, фортификации и артиллерийскому делу. Эта школа готовила бомбардиров (первый унтер-офицерский чин в артиллерии). Хотя будущие бомбардиры и изучали в том числе основы фортификации, однако их нельзя полагать специалистами инженерного дела в полной мере. Они все же были артиллеристами. Первым руководителем этой первой в России военной школы был назначен лично императором бомбардир-капитан Скорняков-Писарев. От автора. Без излишней скромности заявим, что именно армия уже в начале XVIII века насаждала в стране грамотность и образование. И именно через армию образование, даже скажем так - ученость, проникала и в дворянскую среду (которая до Петра вовсе не горела желанием быть образованными людьми) и в простой люд. При Петре I дворяне начинали служение Родине простыми солдатами, и здесь они получали и военные и общие знания. Ведь грамотность в этот исторический период вовсе не была обязательной даже для высшей аристократии. И не только в России, но и в Европе. И еще. В Ярославле есть памятник первому российскому актеру и основателю русского театра А.Ф. Волкову. И театральная площадь носит его имя. Он широко известен в среде нашей творческой интеллигенции. А вот имя Скорнякова-Писарева неведомо никому. Даже среди армейских офицеров. Почему? Ведь этот человек сделал для развития образования и культуры в России куда больше. Потому, что он воин, а не скоморох? Разве в конце-концов для России важнее те, кто развлекает, а не те, кто защищает и строит страну? Без гениальных артистов страна как то проживет, обходясь, скажем народной художественной самодеятельностью, а вот без высококвалифицированных школьных учителей, хороших врачей и толковых обученных солдат едва ли. В январе 1701 года в Москве учреждается Школа математических и навигацких наук. В основном в этой школе учили морской навигации, артиллерийскому и инженерному делу (фортификация, переправы, минное дело). Однако, присвоение офицерских чинов не зависело от окончания данной школы. Это было, скажем так, заведение дополнительного обучения. До 1706 года школа находилась в ведении Оружейной палаты, затем Приказа морского флота и Адмиралтейской канцелярии. Отсюда следует, что в первую очередь в школе готовились специалисты артиллерии и морского флота. Впрочем, инженерная служба в те времена считалась частью артиллерии и самостоятельным родом войск не была. В школу набирались дети в возрасте от 12 до 17 лет.
Интересен социальный состав учащихся - "дворянских, дьячих, подьячих, из
домов боярских и других чинов". Говоря современным языком, в школу
принимали дворян и мещан. При этом, за казенный счет учили детей лишь тех
родителей, кто имел во владении менее 5 крестьян. Остальные обучались за
свои деньги. Заметим, что крестьянских детей в школу не принимали. А.Савельев в своей книге "Историческiй очерк инженернаго управленiя въ Россiи" утверждает, что школа была открыта в Москве не в 1701, а в 1700 году. В 1715 году с учреждением в Санкт-Петербурге Морской академии Школа математических и навигацких наук была понижена в статусе до подготовительных курсов для Морской академии. Инженерная школа 16 января 1712 года в Москве указом императора Петра I учреждается Инженерная школа. Численность обучаемых установлена в 100-150 чел, из которых не менее 2/3 должны быть дворянскими детьми. Остальные - из простого люда, в том числе и из солдат крестьянского происхождения. Впрочем, особого стремления к обучению дворянство не проявляло. К 1713 году в школе числилось всего 23 ученика. 17 марта 1719 года учреждается в Санкт-Петербурге вторая Инженерная школа , в которую переводят всех учащихся Московской школы (68 чел.). Взамен Московской школе приказано набрать новых учеников (100 чел.). До 1724 года Санкт-Петербургская школа не имела своего помещения и размещалась в двух частных домах постоялого двора на Московской стороне Санкт-Петербурга. А.Савельев в своей книге "Историческiй очерк инженернаго управленiя въ Россiи" утверждает, что в 1719 году в Санкт-Петербург полностью была переведена сама Московская школа, а 22 июня 1720 года в Москве открывается новая Инженерная школа. Успешно обучающихся уже в школе (в обеих школах) производят в инженерные кондукторы (инженерные специалисты унтер-офицерского ранга), а во второй половине обучения в офицерский чин инженер-прапорщика. Окончивших школы направляют в полевые части прапорщиками, подпоручиками, а самых успешных сразу поручиками. Таким образом, можно полагать, что созданная в 1712 году в Москве инженерная школа стала первым в России инженерным офицерским училищем. В 1719 году при всеобщей переписи населения было
выявлено, что существует социальная группа, которая не может быть причислена
ни к одной из других (бояре, дворяне, служители культа, купцы, мастеровые,
крестьяне). Это сыновья нижних чинов. От автора. Как то эти школы не вписываются в советскую историческую науку, утверждавшую, что простой человек в царской России был темен, неграмотен и вообще находился на положении бесправного раба. На деле оказывается, что солдатский сын с детства пользовался особым вниманием государства. Заметим - не офицерский, а именно солдатский. За казенный счет он получал образование и, став взрослым, сразу занимал весьма высокое общественное положение. Унтер-офицер в XVIII веке был весьма значимой фигурой. Напомним, что одним из первых русских дипломатов стал сержант Преображенского полка Ягужинский. Санкт-Петербургская инженерная школа. В 1724 году Московская инженерная школа упраздняется. Единственным военно-учебным заведением, готовящим офицеров инженерной службы остается Санкт-Петербургская инженерная школа. Заметим, что нерадивые ученики из обеих школ направлялись служить в сформированную еще в 1702 году Минерную роту рядовыми минерами, ефрейторами, капралами или сержантами. От автора. Неслабое наказание. Ведь во времена Петра I военная служба никакими сроками не ограничивалась и была пожизненной. Большая разница служить офицером или солдатом. По состоянию на 1728 год штат постоянного состава
Санкт-Петербургской инженерной школы выглядел следующим образом: Переменный состав школы (обучаемые)- 60 чел., распределенные по 20 чел в низший, средний и высший классы. Своего помещения школа не имела и для нее арендовались
частные здания. В 1731 году генерал-фельдцейхмейстер граф Х.А. Миних,
который отвечал за всю артиллерию и инженерную службу в том числе,
обратился в Сенат за выделением средств на постройку постоянного
здания для школы. Хотя прошение было одобрено, но строительство не
состоялось. От автора. Миних в российской истории
представлен темной фигурой, принесшей много бед стране и армии. Его
считают малограмотным, но изворотливым интриганом и фаворитом императрицы
Анны Иоанновны, которая также описывается в отрицательном плане. И только в 1738 году здание будет настолько расширено, что вся школа целиком поместится в нем. Пристальное внимание обращалось и на подготовку низшего звена инженерных специалистов. Так в 1730 году при Санкт-Петербургской крепости была открыта "школа для малолетних детей инженерных мастеровых инженерных людей". В этой школе дети готовились для последующего занятия писарских и мастеровых должностей в инженерном ведомстве. От автора. И опять таки, общепринято считать
Россию XVIII века лапотной, безграмотной, крепостнической.
Рабовладельческой, если верить литературным изыскам некоего Радищева. Созданный в 1731 году Сухопутный шляхетский корпус, хотя и обучал наряду с другими науками и основам инженерного дела, в общем то предназначался для подготовки офицеров и чиновников вообще, а не офицеров инженерного ведомства. И все же в целом сочетание Инженерной школы и определенное обучение инженерному делу в Сухопутном шляхетском корпусе, а также приглашение на русскую службу иностранцев вполне обеспечивало потребности армии в инженерном обеспечении ее функционирования, и вплоть до 1752 года серьезных преобразований в этой области не отмечено. Хотя историки Ласковский, Лалаев отмечают множество недостатков в системе обучения ( в частности, не преподавались ряд наук, необходимых будущим инженерам), в частых резких уменьшениях и увеличениях численности обучаемых. По данным А.Савельева в 1747 году была открыта Инженерная школа в Киеве . В эту школу принимали только дворянских детей. 3 июля 1752 года издается распоряжение главной канцелярии Артиллерии и фортификации об объединении Инженерной и Артиллерийской школ в единое образовательное учреждение. Однако реальное исполнение распоряжения было растянуто до 1758 года. В 1753 году (по другим данным в 1750) Инженерная школа поступает в особое подчинение инженер-генералу А.П.Ганнибалу (известен в истории как "Арап Петра Великого" и прадед довольно известного русского писателя А.С.Пушкина). Годы жизни 1696-1781. Он создает на Выборгской стороне особый инженерный полигон для практических занятий учащихся Инженерной школы и устранения тем самым излишней академичности школы. Будущие инженерные специалисты здесь получают практические знания и навыки. Прежде всего в области строительства фортсооружений и наведении переправ. В 1756 году новый генерал-фельдцейгмейстер граф П.И. Шувалов начинает практическое объединение Инженерной и Артиллерийской школ, которое завершилось в 1758 году . Артиллерийская-инженерная школа В 1758 году объединенная школа получает официальное название "Артиллерийская-инженерная школа". Она по прежнему находится в Санкт-Петербурге. От автора. В ряде исторических трудов говорится о том, что тем самым Инженерная школа как таковая фактически прекратила свое существование, и инженерное обучение было свернуто на долгие годы. Однако это не так. Дело в том, что в тот период инженерные войска не являлись самостоятельным родом войск, а считались частью артиллерии, одним из ее элементов. В дорогах, фортсооружениях, переправах главным образом нуждалась артиллерия. И вполне естественно, что инженерные специалисты и подразделения входили в состав артиллерийских частей. А объединение в одном учебном заведении чистых артиллеристов и инженеров способствовало лучшему пониманию будущими офицерами задач и потребностей той и другой служб. Поступавшие в объединенную школу зачислялись на военную
службу в качестве солдат. Заметим, что наименования "юнкер" для обучаемых в
то время не использовалось. Юнкерами именовались, проходящие службу в полках
дворяне, которые являлись кандидатами на присвоение офицерского чина в
случае открытия в полку вакансии (освободилась офицерская должность).
Учащихся инженерных военно-учебных заведений начнут называть юнкерами только
примерно в 1864 году. От автора. Сегодня во всех учебных заведениях кроме школ используется термин "курс" ( первый курс, второй курс....). В XVIII веке как и в сегодняшних школах использовался термин "класс". Только сегодня говорится - первый класс, второй класс,.., а в XVIII веке- младший класс, средний класс, старший класс, дополнительный класс. Господи! Ну чем не угодило современным российским бюрократам от образования простое, короткое и емкое советское название - "Средняя школа"? Для чего нужно было городить длиннющее "Государственное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа"? И водить людей в транс аббревиатурой ГОУ-СОШ поскольку натощак полное наименование и не выговорить? Численность обучаемых 135 человек . Из них 60
артиллеристов и 75 инженеров. Обучаемые одевались в казенную форменную
одежду. Спать они должны были на нарах на войлочной подкладке и укрываться
серыми суконными одеялами. Для питания казна отпускала по солдатской норме
муку, соль и приварочные деньги. Кроме собственно обучения, воспитанники несли гарнизонную службу наравне с солдатами гвардейских полков столицы. По завершении курса обучения воспитанники выпускались в армию кондукторами (специалистами унтер-офицерского ранга), а с 1760 года в артиллерию штык-юнкерами (первый офицерский чин в артиллерии), в инженерные подразделения инженер-прапорщиками (первый офицерский чин в инженерной службе). От автора. На мой взгляд правильнее было
выпускать в армию в унтер-офицерских чинах. А вот вопрос присвоения
офицерского звания должен решаться уже в войсках. Если человек показал себя
способным командовать подразделением и показал реальные знания и умения, то
ему можно присвоить офицерский чин. Нет - ходи унтер-офицером (сержантом).
Может быть тогда и современная Российская Армия избавилась бы от
лейтенантов, глядя на которых, хочется не то смеяться, не то плакать. Это
тот случай, когда стоит принимать во внимание опыт наших врагов. Вермахта, в
частности. Артиллерийский и Инженерный Шляхетный Кадетский корпус. 25 октября 1762 года
императрицей Екатериной II утвержден проект преобразования
Артиллерийской-инженерной школы в Артиллерийский и Инженерный
Шляхетный Кадетский корпус. Пожалуй впервые учащимся (именующихся кадетами) была
установлена специальная форма одежды, причем она подразделялась на
повседневную и парадную. Заметим, что такого деления одежды ни у
солдат, ни у армейских офицеров того времени не существовало. Офицеры Корпуса также имели два вида формы - парадную и повседневную видом и покроем одинаковую с кадетами, но с офицерским шарфом на поясе, офицерской шпагой, погоном на левом плече. На шляпе бант и султанчик. На рисунке справа офицер Корпуса в повседневной форме. Обратите внимание - впервые учащиеся военно-учебного заведение именованы определенно - "кадеты". Юнкерами их начнут называть значительно позднее (примерно с 1864 года). От автора. Хочу отметить, что с момента
создания в России первых инженерных военно-учебных заведений и по сей
день они давали и дают своим воспитанникам как чисто военные знания, так и
общеобразовательные. Т.е. поступающий в военно-учебное заведение имеет либо
начальное, либо среднее общее образование, а выпускник
соответственно общее среднее или высшее. Это помимо военного среднего или
высшего образования. Так в России сложилось исторически в силу того, что в
XVIII веке в целом в стране уровень образования молодежи был таким, что если
бы военно-учебное заведение давало бы только военные знания (как это
исторически сложилось в частности в США и ряде стран Европы), то набирать на
обучение оказалось бы просто некого. В 1784 году штат Корпуса изменяется. Вместо 146 кадетов,
предписано иметь 303. Кадеты распределены на три роты, исходя из возраста.
Сколько из них обучались по артиллерии, а сколько по инженерным войскам,
сведений отыскать не удалось. Очевидно, потребности армии в квалифицированных офицерах артиллеристах и инженерах были столь велики, что в том же 1783 году было принято решение о строительстве нового каменного здания для Корпуса, вместимостью до 1000 кадетов. Однако строительство так и не началось. В 1793 году новый генерал-фельдцейхмейстер граф П.А.Зубов
вновь обратился к императрице с ходатайством о строительстве нового здания
для Корпуса. В конце 1797 года генерал Меллисино умер. В октябре 1799 директором корпуса был утвержден генерал-майор А.А. Клейнмихель. При нем строительство здания Корпуса продолжалось. Вместе с тем, в прошедшие годы специализация Корпуса как артиллерийского и инженерного военно-учебного заведения постепенно утрачивалась и вполне логичным оказалось его переименование 10 марта 1800 года во "2-й Кадетский Корпус". С момента основания в 1762 году и по день убиения государя императора Павла I в 1801 году Артиллерийский и Инженерный Шляхетный Кадетский Корпус подготовил общим счетом 1600 офицеров, которые направлялись служить не только в артиллерию и инженерные войска, но и в топографическую службу (колонновожатые, межевщики, геодезисты), в дорожно-строительные части, в Горное ведомство, в военные переводчики, в морскую и береговую артиллерию флота. Уходил век XVIII, начинался новый век. Январь 2015г. Источники1. П.И.Бирюков и др. Учебник. Инженерные войска. Военное
издательство МО СССР. Москва.1982 г.
---***--- |
©Веремеев Ю.Г. |