Военная история

Номенклатура крепостных инженерных частей Русской Армии в 1914г.

К началу Первой Мировой войны   инженерные войска Русской Армии подразделялись на:

* полевые инженерные части, в состав которых  входили саперные батальоны, понтонные батальоны и отдельная  Туркестанская   понтонная  рота, инженерные парки, инженерные осадные парки, воздухоплавательные и авиационные отряды и роты, искровые роты (роты радиосвязи), телеграфные батальоны и отдельные телеграфные роты, отдельные автомобильные роты;

*крепостные инженерные части, в состав которых входили крепостные саперные батальоны и роты, крепостные минные батальоны и роты, речные минные роты,  крепостные военно-телеграфные роты, крепостные воздухоплавательные роты, крепостные авиаотряды, крепостные военно-голубинные станции.

Полевые инженерные части входили в состав армейского корпуса или армии и предназначались для выполнения задач инженерного обеспечения боя в интересах полевых войск, а крепостные инженерные части входили в состав гарнизонов  крепостей и выполняли задачи инженерного обеспечения обороны этих крепостей.

Крепостные саперные батальоны (4 саперные роты в каждом) и крепостные саперные роты предназначались для выполнения работ по восстановлению и наращиванию фортификационных сооружений крепости, добыче и очистки воды, устройству невзрывных заграждений (заборы и сети из колючей проволоки, электризуемые заграждения, волчьи ямы), электроснабжению крепостных сооружений и т.п.
Крепостные и речные минные роты предназначались для устройства минных заграждений на подступах к крепости, на реках, протекающих внутри и вблизи крепости  и в акватории портов, прикрываемых крепостью; для ведения подземно-минной и контрминной борьбы.
Крепостные военно-телеграфные роты, военно-голубинные станции решали задачи обеспечения связи крепости с полевыми войсками, другими крепостями и тылом.

Напомню, что в Русской Армии    части связи, авиационные и воздухоплавательные части, автомобильные части, автоброневые части организационно входили в состав инженерных войск. Выделение их в самостоятельные рода и виды войск произошло уже в Красной Армии после Гражданской войны.

Крепостные воздухоплавательные и авиационные части занимались воздушной разведкой в интересах крепостей, корректировкой артиллерийского огня крепостей и частично обеспечением связи с полевыми войсками. О применении аэропланов, как бомбардировщиков или средства борьбы с аэропланами и аэростатами противника к 1914 году речи еще не шло.

Инженерные крепостные части номеров не имели, а именовались по названию крепости, в состав гарнизона которой входит данная часть. Например, "Ковенская крепостная саперная рота", "Выборгская крепостная минная рота".

Крепостные батальоны и роты по состоянию на июль 1914г.

Крепость

Класс крепости

Крепостные инженерные части

саперные

минные

военно- телеграфные

воздухоплавательные

военно- голубинные

Кронштадт 1 1 рота 1 рота 1 рота    
Свеаборг 2   1 рота 1 рота 1 отдел.  
Выборг 3   1 рота   1 рота  
Ковно 1 1 рота   1 рота 1 рота 1 станция
Гродно 1       1 рота  
Варшава 1 1 рота   1 рота 1 рота 1 станция
Усть-Двинск 3 1 рота 1 рота 1 рота   1 станция
Либава 1 1 рота 1 рота 1 рота   1 станция
Осовец 3 1 рота   1 рота 1 рота 1 станция
Ломжа 2          
Новогергиевск 1 1 рота 2 роты 1 рота 1 рота 1 станция
Брест-Литовск 1 1 рота   1 рота 1 рота 1 станция
Ивангород 2 1 рота   1 рота 1 рота 1 станция
Загреж 3 1 рота 1 рота 1 рота   1 станция
Севастополь 2          
Керчь 3   1 рота      
Очаков 3   1 рота      
Карс 3 2 роты     1 рота  
Кушка 3          
Михайловская 3 3 б-на 1 рота      
Александрополь 2          
Терско- Дагестанская 2          
Владивосток 1 1 б-н 4 роты 1 рота 1 рота 1 станция
Николаевск 3 1 рота 1 рота 1 рота    
Санкт- Петербург 2     1 рота военно- полицейская 1 батальон  
ИТОГО   13 рот  и
4 батальона
16 рот 14 рот 1 отделение
10 рот
1 батальон
10 станций

Кроме того имелись Амурская, Наревская и Висялянская речные минные роты, отнесенные к крепостным инженерным частям, но не входивших в состав ни одной из крепостей.

Всего крепостных инженерных частей имелось:
*крепостных саперных батальонов - 4;
*крепостных саперных рот -13;
*крепостных минных рот -16;
*крепостных речных минных рот -3;
*крепостных воздухоплавательных отделений -1;
*крепостных воздухоплавательных рот -10;
*крепостных воздухоплавательных батальонов -1;
*крепостных военно-голубинных станций -10.

Крепостных авиационных отрядов к началу первой мировой войны не имелось ни одного. Авиаотряды имелись лишь в нескольких армейских корпусах.

В ходе войны по мере падения крепостей число крепостных инженерных частей снижалось, они расформировывались, а личный состав передавался для пополнения полевых инженерных частей.  Однако ряд крепостных рот, будучи приданы полевым частям сохраняли свои наименования вплоть до распада Русской Армии зимой 1917-18 годов.

Литература

1.О.Д. Марков. Русская армия 1914-1917 г.г. Галея-Принт. Санкт-Петербург. 2001 г.
2. К.А.Залесский. Первая Мировая война. Правители и начальники. Вече. Москва. 2000г.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
Военная история