Военная история

История инженерных войск Русской Армии

Краткий исторический очерк

См. Часть I.

Часть II

Русско-японская война

К 1902 году численность инженерных войск составляла 24964 человека. В условиях возраставшего технического оснащения и численности армии этого становилось явно недостаточно. Всего насчитывалось 31 саперных батальонов, 8 понтонных батальонов, 12 железнодорожных батальонов, 1 отдельная саперная рота, 1 отдельная железнодорожная рота, 14 крепостных саперных рот, 13 минных рот, 10 рот связи, 7 воздухоплавательных отделений.

В Маньчжурской русской армии к началу боевых действий с японцами имелось всего 2 саперных батальона (5 саперных рот и 2 телеграфные роты). Этих сил было явно недостаточно для развития сети дорог подвоза войск, боеприпасов, продуктов. Некому было наводить переправы строить мосты, обеспечивать продвижение войск через многочисленные болота, сопки. Острейшей проблемой была проблема питьевой воды. Японцы эту проблему решали нещадной эксплуатацией китайского населения.

В условиях перехода артиллерии к стрельбе с закрытых позиций в русской армии совершенно не уделялось внимания инженерным мероприятиям по маскировке. В результате этого войска несли огромные и неоправданные потери от артиллерийского и ружейного огня японцев.

Инженерные войска в условиях отступления русской армии занимались прикрытием отступления. Они взрывали мосты, портили дороги, разрушали железнодорожные сооружения.

Особую роль инженерные войска сыграли при обороне крепости Порт-Артур. Помимо возведения фортификационных сооружений (форты, люнеты, укрытые артбатареи) они широко использовали инженерные заграждения. Например, на участке от батареи литера "А" до форта №4 было устроено электризуемое заграждение - проволочный забор под напряжением 3000 вольт. Но совершенно был  забыт опыт подземно-минной войны.  Падение Порт-Артура во многом было предопределено поражением русских в подземно-минной войне.  Японцам без особых проблем удавалось подводить мины под русские долговременные укрепления и разрушать их, заставляя тем самым защитников крепости отступать на неприспособленные к обороне прозиции.

При обороне горных участков саперы широко использовали скатываемые по желобам фугасы, устройство камнеметных фугасов. Офицером инженерных войск капитаном Гобято был изобретен миномет, который успешно применялся при уничтожении японцев в сапах (сапа - траншея, прокапываемая в направлении противника с тем, чтобы вплотную и без потерь подобраться к русским позициям).

Когда японцы после понесенных потерь перешли к тактике ночных атак, то русские саперы развернули на угрожаемых участках систему прожекторов. Саперы же предложили возродить давно забытый вид оружия - ручные гранаты.

Не хотелось бы слишком возвеличивать роль инженерных войск в обороне Порт-Артура, но после гибели 15 декабря 1904 года генерал-лейтенанта инженерных войск Кондратенко и начальника инженерной службы крепости подполковника С.А.Рашевского крепость продержалась только до 2 января 1905 года.

Опыт инженерных мероприятий русско-японской войны и обороны Порт-Артура был тщательно изучен в Европе. В результате изучения этого опыта всеми воюющими армиями в Первой Мировой войне широко стали применяться минометы, проволочные (в том числе электролизуемые) заграждения, траншеи, стрелковые окопы, ДЗОТы, противопехотные мины, гранаты, радиосвязь, маскировочные мероприятия. Так все армии, кроме французской перешли на защитный цвет обмундирования. Французы же в первую осень войны вступили в алых штанах и ярко-синих мундирах, белых шарфах и перчатках.

Русско-японская война показала возросшую роль инженерных войск и потребовала значительного увеличения их численности. Если к началу войны всего в русской армии в инженерных войсках было 25 тыс. человек, то к ее концу столько было только в Маньчжурской армии.

Примерно в 1912 году в составе инженерных войск начинают появляться первые авиаотряды, оснащенные аэропланами. Их предполагалось использовать для ведения инженерной разведки. О применении самолетов в качестве носителей оружия в то время еще не мечтали.

Однако сами инженерные войска, как это было раньше и будет в будущем, после окончания русско-японской войны были сильно сокращены. Большая часть инженерных офицеров была использована для восполнения потерь в пехотных и артиллерийских частях. Непосредственно в инженерных частях оставалось всего 820 офицеров. Полевые саперные бригады были расформированы.

Великая война

Угроза начала войны с Германией и Австро-Венгрией заставила русское командование обратить внимание на инженерные войска. Началось усиленное формирование корпусных авиаотрядов (один авиаотряд на армейский корпус). Но так как инженерных офицеров резко не хватало, то обучать авиаделу и направлять в инженерные войска принялись офицеров из любых родов войск (вплоть до гусаров). Это предопределило слабость русской авиации в войне.

Формирование корпусных искровых рот (радиосвязь) вообще оказалось сорвано из-за отсутствия военных электриков - инженеров. Дело дошло до срочного присвоения офицерских званий унтер-офицерам и даже солдатам Гальванической школы (учебная часть, готовившая солдат специалистов электриков) и направления их командовать искровыми ротами и полевыми электростанциями. В результате школа фактически была ликвидирована, что еще больше обострило проблему инженерных специалистов.

Более того, пришлось срочно направить офицеров и генералов Инженерной академии на должности в войска, что также сорвало дальнейшую подготовку инженерных офицеров. Положение обострилось и из-за того, что на инженерные войска была возложена задача создания и боевого применения автомобильных и самокатных (мотоциклетных) частей и подразделений, а затем и отрядов бронеавтомобилей.

Железнодорожные войска пришлось выделить в самостоятельный род войск. Здесь положение оказалось лучше. Россия располагала достаточным количеством инженеров железнодорожников, железнодорожных специалистов. В этом была заслуга министерства путей сообщения.

К августу 1914 года русская армия имела 39 саперных батальонов, 9 понтонных батальонов, всего-навсего 7 радиорот, 39 полевых инженерных парков, 4 осадных инженерных парка, 30 корпусных авиаотрядов, 6 авиарот.

Общее развитие науки и техники во второй половине 19 века предопределили значительный рост технической оснащенности инженерных войск, несмотря на все невнимание правительства и верховного командования к ним. Можно без преувеличения сказать, что инженерные войска были самым оснащенным технически родом войск в армии. Инженерные войска располагали автомобилями, мотоциклами, самолетами, электростанциями, радиостанциями, телеграфными станциями. Впрочем, в этой области инженерные войска скорее выступали в роли органа технически-боевого обеспечения пехоты, артиллерии и кавалерии. Инженерные войска отвечали за техническое содержание этих машин, их ремонт, обеспечение запчастями, горючим, обучение личного состава; а оперативно эта техника работала непосредственно на пехоту, артиллерию и кавалерию и не решала задач непосредственного инженерного обеспечения боя.

Для решения задач собственно инженерного обеспечения боя инженерные войска имели на вооружении легкие мостовые парки длиной 20м., понтонные парки Томиловского длиной 200м., телеграфное имущество, комплекты радиостанций, комплекты для подрывных работ с запасами пироксилиновой взрывчатки, огнепроводного шнура, электродетонаторами, капсюлями-детонаторами, комплекты шанцевого инструмента, запасы колючей проволоки.

Однако в количественном отношении запасов инженерного имущества хватило лишь на 4-6 месяцев войны.

В начальный период войны, когда русская армия вела в основном наступательные бои, объем фортификационных работ был невелик. Инженерные войска были заняты наведением мостов и переправ, восстановлением дорог. После неуспеха в Восточной Пруссии с началом отхода русских войск инженерным войсками пришлось решать задачи арьергардного прикрытия отступления. Они разрушали за отходящими войсками мосты, дороги, плотины. Началась установка мин и фугасов на путях наступления немцев, причем в ряде случаев умелое использование неизвестных немцам минных заграждений (что явилось очень неприятным сюрпризом для них) заставляло противника снижать скорость продвижения, двигаться по второстепенным и труднопроходимым путям, а в некоторых случаях и вовсе приостанавливать преследование.

Острая нехватка инженерных войск не позволила русскому командованию должным образом подготовить к обороне крепости Варшава и Ивангород. Пришлось срочно уже в ходе боев наращивать численность инженерных войск, искать способы срочного пополнения инженерным имуществом. Только в 1914 году было срочно сформировано 3 саперных и 5 понтонных батальонов, 5 радиорот и 11 конных радиорот (положение с радиосвязью было особенно плохо в кавалерии), 12 автомобильных и 2 мотоциклетные роты.

С переходом к позиционной войне, когда сплошные линии траншей опоясали фронт от Балтийского до Черного морей, резко возросла роль фортификационного оборудования местности, укрепления оборонительных линий заграждениями. Инженерные войска занимались в основном наращиванием минно-взрывных и невзрывных заграждений. В основном они предназначались для затруднений действий пехоты противника.

Одновременно шел усиленный поиск и разработка средств для преодоления заграждений противника, проделывания проходов в них. Вновь вспомнили о подземно-минной войне. Возврат к прокладыванию подземных галерей и подрыванию оборонительных сооружений противника явился следствием неспособности даже тяжелой артиллерии разрушить многочисленные заграждения и уничтожить личный состав противника укрытый во все более совершенствовавшихся фортификационных сооружениях. Однако успешные контрминные работы сводили на нет усилия обеих сторон в попытках прорвать оборону противника. На фронтах наступил так называемый "позиционный тупик".

Инженерные войска в таких условиях занимались все больше инженерной разведкой в поисках слабых мест в обороне противника.

Для преодоления войсками проволочных заграждений противника в состав наступающих колонн включались подрывные команды, оснащенные удлиненными подрывными зарядами. Для сопровождения наступающих и организации проделывания проходов в заграждениях в глубине обороны противника каждый пехотный полк стал получать по два-три саперных взвода. Кроме того дивизия получала конно-дорожный отряд.

Умельцы создали несколько образцов самодвижущихся подрывных зарядов для уничтожения проволочных заграждений и огневых точек противника, различные образцы мин, в том числе и управляемые.

Настойчивый поиск и изобретательность военных инженеров во многом помогли успеху наступления Юго-Западного фронта 1916 года, в ходе, которого Австро-Венгрия потеряла до полутора миллиона солдат и оказалась неспособна в дальнейшем к наступательным действиям.

На протяжении всей войны шло быстрое наращивание численности инженерных войск. Так только за 1916 год было сформировано 11 саперных батальонов и 7 отдельных саперных рот. Остро не хватало инженерных специалистов. Практически к середине 1915 года все солдаты инженерных войск мирного времени, оставшиеся в живых к этому времени, командовали ротами и стали подпоручиками и поручиками.

Невероятная перегрузка управленческих органов инженерных войск в связи с резким ростом численности авиации, автомобильных частей, подразделений бронемашин привела к практически выделению в самостоятельные рода войск авиации, автомобильных частей, хотя организационно они продолжали числиться в составе инженерных войск. Это позволило Инженерному управлению в большей степени сосредоточиться на решении вопросов непосредственного инженерного обеспечения боевых действий.

Рост численности инженерных войск потребовал перехода от корпусных инженерных батальонов к корпусным инженерным полкам. Дивизии получили инженерные роты. Численность такой роты достигала 500 человек. Пехотные полки получили инженерные команды (120-150 человек). Так численность инженерных войск к началу 1917 года составляла до 6% общей численности армии.

Годы великих потрясений

С весны 1917 года в ходе революционных процессов под влиянием многих причин началось разложение Русской Армии, а затем и ее распад, который закончился к весне 1918 года. Инженерные войска разлагались и распадались вместе со всей армией.

Однако с весны 1918 года возникло и стало стремительно нарастать вооруженное сопротивление власти большевиков (так называемая контрреволюция). Это сопротивление  в исторической фразеологии  известно  под собирательным названием "Белое Движение", хотя как единого движения его никогда не существовало.  Кроме того, Германия и Австро-Венгрия продолжали ведение войны против России. В портах Юга, Дальнего Востока, севера России высаживались воинские контингенты ряда стран (Япония, Франция, США, Великобритания, Румыния, Италия).

Началась Гражданская война. Основными противостоящими сторонами в этой войне были вооруженные формирования большевиков и вооруженные формирования их политических противников. Кроме того, существовали вооруженные формирования национально-освободительных (Финляндия, Польша) и националистических движений (Грузия, Армения, Украина).

Эта Гражданская война не была войной, которая возникает между двумя или несколькими государствами; войной организованных армий. Это была цепь боевых столкновений вооруженных групп сторонников различных политических партий. Единой линии фронта не существовало. Оборона носила очаговый характер, наступление велось обычно за овладение населенными пунктами, железнодорожными узлами. Боевые столкновения были кратковременными. Для всех сторон вооруженных конфликтов было характерным недостаток боеприпасов, других материальных средств. Маневренный характер войны резко усилил роль кавалерии.

Если учесть, что к 1917 году в русской армии оставалось всего 3% офицеров с нормальным военным образованием, что 80% офицеров были из крестьянского сословия, и более половины из них не имели даже среднего образования, то с полным основанием Гражданскую войну можно назвать войной дилетантов.

Если на уровне взвода, роты, батальона боевые действия велись более или менее грамотно, то об умелом руководстве боевыми действиями в более крупных масштабах говорить не приходится. Это относится не только к Красной Армии, где дивизиями и корпусами руководили вчерашние унтер-офицеры и вахмистры (Буденный, Чапаев, Ворошилов). В армиях Белого Движения положение было не лучше. При изучении биографий командиров Белого Движения выясняется, что, например, атаман Семенов был до 1918 года всего навсего есаулом. Многие остальные до революции были в чинах не выше полковника, да и то выросли в чинах в период Мировой войны. Например, генерал-лейтенанту Туркулу в 1918 году было всего 26 лет.

В условиях Гражданской войны в Белом Движении достаточного внимания вопросам инженерного обеспечения боя не уделялось. Само Белое Движение было довольно разрозненным. Вожди белого движения придерживались различных политических взглядов (от чистого монархизма до едва-ли не социалистических взглядов), часто конфликтовали между собой. Действия вооруженных отрядов различных командиров не согласовывались. Шло острое соперничество за верховную власть. Организованное снабжение боеприпасами, продовольствием, военным имуществом отсутствовало. Часто само существование вооруженных формирований длилось столько, на сколько хватало запасов материальных средств.

В результате, в армиях Белого Движения практически не существовало инженерных подразделений. Формировались лишь отдельные саперные роты, да и те часто не удавалось сформировать полностью, оснастить  их. Весь этот вопрос держался на энтузиазме инженерных офицеров старой армии. В условиях острой нехватки личного состава белое командование часто использовало саперные роты в качестве пехоты. В условиях быстротечных боестолкновений при остром дефиците патронов и снарядов не уделялось, да и не требовалось уделять никакого внимания маскировке. Передвижение войск вынужденно производилось по существующим дорогам. Отсутствие взрывчатых веществ исключало применение минно-взрывных заграждений. Понтонные парки остались в западной части страны. Отсутствие определенной линии фронта делало невозможным фортификационное оборудование позиций.

Красная Армия оказалась в гораздо более лучшем положении. С момента прихода к власти большевики закрепились в центре страны, где были сосредоточены не только промышленные предприятия, но и резервные инженерные склады и парки (Ярославль) инженерные учебные заведения (Николаевское инженерное училище и Николаевская инженерная академия в Петрограде). Красная Армия сразу же получила в свое распоряжение саперные роты, батальоны старой армии, которые сразу же включали  в состав Красной Армии. Т.к. саперные подразделения в Мировой войне несли все же более низкие потери, чем пехота, то сразу же в Красной Армии оказалось, что инженерные войска составляют более 5% численности личного состава.

Наличие инженерного имущества на центральных складах позволило формировать и оснащать уже в 1919 году понтонные батальоны, два электротехнических батальона, несколько автомобильных подразделений, две отдельные маскировочные роты, минно-подрывную бригаду.

С момента начала создания Красной Армии железнодорожные, авиационные части и подразделения, броневые подразделения были выделены  из состава инженерных войск.

Сразу же при создании Полевого Штаба Республики была введена должность Инспектор инженеров. Это предопределило централизацию усилий по созданию и боевому использованию инженерных войск. Успешное применение минно-взрывных заграждений, подрывание мостов на путях наступления германских войск и явно заметная роль инженерных войск в сдерживании немецкого наступления побудило руководство Красной Армии активизировать работу по наращиванию численности инженерных войск, по более четкому решению задач инженерного обеспечения. Так при отходе красных частей из Пскова инженеры установили большое количество фугасов. Немцы потеряли при взрывах фугасов более 500 человек. Если за период Гражданской войны численность Красной Армии выросла в 14 раз, то численность инженерных подразделений в 26 раз.

Инженерные войска Красной Армии успешно решали задачи организации переправы войск через широкие водные преграды. В условиях нехватки табельных переправочных средств они широко применяли подручные средства (приспосабливали в качестве опор мостов баржи, лодки, плоты; вместо понтонных мостов наводили плавучие мосты и паромы из плотов и т.п.).

Созданный саперами мощный оборонительный узел севернее и северо-западнее Петрограда позволил небольшими силами отразить все атаки войск генерала Юденича на город.

Большую работу по фортификационному оборудованию полос обороны инженерные войска Красной Армии выполнили при подготовке обороны Москвы от наступления войск генерала Деникина.

В завершающий период Гражданской войны войска генерала Врангеля попытались создать мощный оборонительный рубеж на Перекопском перешейке полуострова Крым, опираясь на ранее созданные укрепления Турецкого вала. Однако отсутствие материальных средств, отсутствие инженерных подразделений, способных грамотно подготовить заграждения, произвести разрушения не позволило Врангелю успешно использовать этот естественный рубеж.

Широкое водное пространство залива Сиваш войска Врангеля не смогли закрыть противодесантными заграждениями (мины, рогатки, надолбы, а саперы Красной Армии смогли подготовить значительное количество переправочных средств. Для штурма Турецкого вала красные саперы приготовили достаточное количество штурмовых лестниц, в ходе боя они взрывали заграждения, обеспечивали продвижение войск через них. Можно сказать, что грамотное и максимальное использование возможностей инженерных войск обеспечило Красной Армии успех в овладении Крымом.

Успешное использование инженерных войск во многом стало возможным вследствие того, что с самого начала создания Красной Армии было уделено достаточно внимания подготовке инженерных кадров. Не прекращала своей учебной деятельности Инженерная академия. В конце 1918 года различными принудительными мерами были разысканы и возвращены в академию многие преподаватели и слушатели старших курсов. Уже одно это позволило в 1918 году произвести два выпуска военных инженеров с высшим образованием. Уже в конце февраля 1918 года возобновились занятия в Николаевском инженерном училище, которое было переименовано в 1-е Инженерные Петроградские курсы РККА. Эти курсы за 1918-22 годы подготовили 768 специалистов инженерных войск среднего звена (командиров взводов). Кроме того, были открыты курсы в Москве, Казани, Самаре, Екатеринославе. Можно сказать, что инженерные войска Красной Армии с самого начала их существования были обеспечены образованными военными кадрами.

Средства инженерного вооружения периода гражданской войны -- Понтонный парк системы Томиловского. Изобретен в 1868 году. Перевозился на конных повозках. Обеспечивал наводку наплавного моста под грузы 20 тонн длиной до 100м. (можно соединять несколько парков для наводки более длинных мостов).

Моторизованный понтонный парк. Понтоны этого парка были металлическими самоходными. Каждый понтон имел двигатель в 36 л.с. Из этих понтонов можно было собирать различной длины плавучие мосты и паромы.

Комплекты поплавков Полянского. Обеспечивали индивидуальную переправу вплавь одиночного бойца или бойца с конем. Этой же цели служили мешки Иолшина.

Противотанковые мины Драгомирова, Ревенского, Саляева. Эти мины были разработаны в 1917 году после появления сообщений о намерении немцев применить танки на русском фронте. Немцы создать и применить танки не успели и эти мины успешно применялись в годы гражданской войны чаще как противопоездные мины, как подрывные заряды.

В качестве противопехотных мин саперы применяли ручные гранаты, а также, разработанные в начале века "большой шрапнельный фугас" и "малый шрапнельный фугас"..

Передвижные электростанции мощностью 8 киловатт.
Прожектора большой световой мощности.
Комплекты шанцевого инструмента (лопаты, кирки, ломы, топоры, двуручные пилы, лучковые пилы, ножовки, ножницы для резки колючей проволоки, лебедки, тали).
Колючая проволока, земленосные мешки.
Комплекты телеграфного имущества.
Комплекты телефонного полевого имущества.
Радиостанции для связи в звене дивизия-корпус-армия-фронт.
Грузовые автомобили грузоподъемностью до 2 тонн.
Мотоциклы.

После поражения в гражданской войне армии Белого Движения частично распались, частично эвакуировались в Китай, Турцию, Болгарию, Финляндию и другие страны. В этих странах они быстро прекратили свое существование. Только в Турции на полуострове Галлиполи, селениях Чилингир, Кабакджа, Санжак-Тепе, острове Лемнос под командованием генерала Кутепова до осени 1921 года еще существовали организованные вооруженные формирования Белого Движения. Летом 1921 года эти формирования были переведены в Болгарию, где летом-осенью 1922 года были распущены. Инженерные подразделения постепенно прекращали свое существование уже в заключительных боях Гражданской войны частично вследствие необходимости пополнения пехотных подразделений, частично из-за понесенных потерь, частично из-за отсутствия средств инженерного вооружения.

Развитие инженерных войск Красной Армии

Красная Армия после окончания гражданской войны была значительно сокращена (с 6 мл.человек до 515 тыс.). Были сокращены и инженерные части. Но они были сокращены в значительно меньшей мере. Их широко использовали в так называемой трудовой армии для восстановления разрушенного народного хозяйства.

В 1924 году началась так называемая военная реформа. Прежде всего были пересмотрена военная доктрина советского государства, структура армии, штаты частей. Создавалась стройная структура инженерных войск.

Была определена численность инженерных войск в 5% от общей численности армии (25705 чел.). Армия располагала: 18 саперных батальонов, 39 отдельных саперных рот, 10 отдельных саперных эскадронов, 9 отдельных саперных полуэскадронов, 5 крепостных саперных рот, 5 понтонных батальонов, 5 транспортных мотопонтонных отрядов (автомобильные подразделения для перевозки имущества понтонных батальонов), 1 учебный понтонно-минный дивизион, 3 крепостных минных отряда, 1 минный отряд, 2 электротехнических батальона, 1 учебный электротехнический батальон, 1 отдельная прожекторная рота, 2 отдельные боевые маскировочные роты, 1 учебная маскировочная рота, 17 автогрузоотрядов, Петроградский автотранспортный батальон, 1 учебная автомотобригада, 39 автотрядов, Кронштадская саперная рота, Инженерно-технический батальон Петроградского укрепленного района.

Инженерные войска возглавляло  Главное Военно-инженерное управление (ГВИУ). Все вышеперечисленные части и подразделения частично входили в состав пехотных и кавалерийских дивизий и корпусов, частично непосредственно подчинялись ГВИУ. Так в штат пехотного корпуса входил саперный батальон и инженерный парк, в штат пехотной дивизии отдельная саперная рота и инженерный парк, в штат кавалерийской дивизии саперный эскадрон, в штат стрелкового полка саперный взвод, в штат кавалерийского полка саперный взвод.

В этот период армия состояла из двух основных элементов - кадровый состав (реально существующие полнокровные части) и территориально-милиционный состав (реально существует только маленькая часть командного состава, оружие, техника, а весь остальной личный состав в мирное время только проходит обучение без отрыва от мирного труда). В инженерных войсках территориально-милиционными были только саперные роты полков. Остальные инженерные формирования были кадровыми.

В тридцатые годы вследствие индустриализации страны происходило постепенное техническое перевооружение инженерных войск. Так в на вооружение инженерных войск поступили: комплект средств разведки и преодоления электрозаграждений, миноискатель ИЗ, механизированный разборный мост, танковый мостоукладчик ИТ-28, ножевые и катковые тралы к танками Т-26, БТ, Т-28; резиновая надувная лодка А-3, малая надувная лодка ЛМН, плавательный мешок для лошадей МПК, комплект ТЗИ для наводки легких наплавных мостов (для переправы пехоты), тяжелый понтонный парк Н2П (наплавной мост грузоподъемностью от 16 до 60т.), легкий понтонный парк НЛП (наплавной мост грузоподъемностью до 14т.)., специальный понтонный парк СП-19 (наплавной мост для железнодорожных составов), разборные металлические мосты на жестких опорах РММ-1, РММ-2, РММ-4, буксирно-моторные катера БМК-70, НКЛ-27, подвесные лодочные моторы СЗ-10, СЗ-20, металлический разборный копер для забивки свай при строительстве мостов.

В области средств инженерного вооружения Красная Армия намного опережала Вермахт и другие армии мира. Например, понтонный парк Н2П (под другим названием) армия США приняла на вооружение уже после окончания Второй Мировой войны. Вермахт всю войну пользовался  модифицированными вариантами понтонного парка Томиловского образца 1868 года (правда он перевозился на автомобилях).

Выдающийся военный инженер генерал-лейтенант  Д.М.Карбышев разработал стройную тактику применения противотанковых и противопехотных мин, разработал теорию созданий узлов инженерных заграждений. В тридцатые годы было разработано и внедрено большое количество образцов средств взрывания (капсюль-детонаторы, огнепроводный шнур, детонирующий шнур, электрические подрывные машинки), стандартных подрывных зарядов. Были разработаны противотанковые мины ТМ-35, ТМ-39, ПТМ-40, АКС, противопехотные мины ДП-1, ПМД-6, ОЗМ-152, ПМК-40, целый ряд противопоездных, противоавтомобильных и объектных мин. В эти же годы были разработаны предельно простые и вместе с тем предельно надежные взрыватели МУВ, МВ-5, ПВ-42, которые с успехом применяются и в настоящее время. Особой новинкой явилось создание радиоуправляемых объектных мин. Взрыв такой мины производился по радиосигналу. Радиосигналом из Москвы в 1941-42 годах было подорвано несколько мин большой мощности в зданиях, занятых немецкими штабами в Харькове и Одессе.

Для механизации инженерных работ к концу тридцатых годов на вооружение поступают экскаваторы народно-хозяйственных образцов и чисто военные землеройные машины типа КГ-65 и ФОК, техника для прокладывания колонных путей (грейдеры, скреперы, канавокопатели.

В области развития маскировочных средств на вооружение поступили маскировочные костюмы различных расцветок, табельные маскировочные сети.

Инженерные войска также оснащались новыми передвижными электростанциями, средствами механизации лесопильных работ, автокраны.

Тревожные годы

Высокая по тому времени техническая оснащенность инженерных войск в определенной мере обеспечила успех боев с японцами на реке Халхин-Гол летом 1939 года. Они обеспечили войска в этой пустынной местности достаточным количеством воды, поддерживали в проходимом состоянии огромной  протяженности  дороги, организовывали успешную маскировку накапливающихся войск (японская авиаразведка так и не смогла обнаружить накопление сил РККА), обеспечили успешное форсирование реки в момент наступления. Сложные задачи инженерного обеспечения боевых действий пришлось решать инженерным войскам в советско-финской войне 1939-40 года. Одной из основных задач была прокладка и содержание путей движения в условиях тайги, глубоких снегов, низких температур, скальных и заболоченных грунтов. Второй задачей было проделывание проходов в минно-взрывных заграждениях и невзрывных заграждениях. Финны по границе с СССР оборудовали оборонительную линию, созданную с учетом естественных преград (большое количество озер, скальных гряд, гористой местности, лесных массивов). Естественные преграды были усилены применением лесных завалов, обрушением скал, заграждениями в воде и т.п.

Чтобы не говорили западные и прозападные историки об этой войне -- о разгроме финскими войсками советских дивизий, об успешных действиях финских лыжников, снайперов "кукушек", но факт остается фактом. Финляндия, а не СССР запросила мира; СССР отодвинул свою границу на запад, а не Финляндия на восток; не советская оборона была прорвана, а линия Маннергейма.

К моменту начала Великой Отечественной войны инженерные войска делились на:
*войсковые инженерные подразделения и части (саперные взводы, роты, батальоны, входящие в состав стрелковых, кавалерийских и танковых полков , дивизий, корпусов),
**армейские инженерные части (отдельные инженерные части подчиняющиеся командующему армией),
***окружные инженерные части (инженерные части, находящиеся в распоряжении командующего округом),
****инженерные части резерва верховного главнокомандования (РВГК). Эти части подчинялись непосредственно начальнику инженерных войск РККА.
В основном инженерные части РВГК состояли из 18 инженерных и 16 понтонно-мостовых полков.

Каждая общевойсковая армия по штатам должна была иметь: отдельный моторизованный инженерный батальон, отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон, отдельную роту полевого водоснабжения, отдельную маскировочную роту, отдельную электротехническую роту, отдельную гидротехническую роту, отряд глубокого бурения, резервный понтонный парк Н2П, отдельный запасной инженерный полк, отдельная рота особой техники (радиоуправляемого минирования). Это все не считая саперных батальонов корпусов, саперных рот дивизий и саперных взводов полков.

Однако времени на мобилизацию и развертывание инженерных частей не было. К 22 июня 1941 года во всех западных округах в сумме имелось армейских инженерных частей: два саперных батальона, один моторизованный инженерный батальон и два инженерных батальона. Одними только этими сведениями, на взгляд автора, напрочь разбиваются утверждения некоторых недобросовестных историков о намерении СССР напасть на Германию, что именно Сталин виновен в развязывании войны с Германией, а последняя, мол, лишь упредила Красную Армию в нанесении первого удара (так называемый писатель и историк Виктор Суворов (Резун)).

Отдельный саперный батальон стрелкового корпуса (901 человек) состоял из трех саперных рот по четыре взвода в каждой, технической роты и легкого понтонного парка НЛП. В технической роте имелись два плуга-окопокопателя, две буромоторные машины, лесопильная рама, два лесообрабатывающих станка, компрессор, водолазная станция, две электростанции 3 квт.

Отдельный саперный батальон стрелковой дивизии (522 чел.) состоял из двух саперных рот (по три взвода) и десантного парка (60 надувных лодок).

Саперная рота стрелкового полка (85 чл.) состояла из двух саперных взводов, огнеметного отделения и прожекторного отделения.

Офицеры инженерных войск готовились в четырех училищах (Ленинград, Москва, Борисов, Чернигов) и военно-инженерной академии.

В целом некомплект командного состава инженерных войск к началу войны составлял 40%, что в условиях высокой механизации инженерных войск делало их мало боеспособными.

Во временном Полевом уставе РККА 1936 г. (ПУ-36), в статье 178 отмечалось, что инженерное обеспечение увеличивает темп наступления танков и пехоты и обеспечивает продвижение вперед артиллерии. Основными задачами инженерного обеспе­чения наступления являются:
-непрерывная инженерная разведка местности и системы обо­роны противника;
-подготовка колонных путей и дорог;
-маскировка сосредоточения войск;
-организация снабжения войск водой;
-заготовка и устройство массовых средств для преодоления препятствий при следовании в атаку (лестницы, мостики, маты);
-устранение и преодоление препятствий и заграждений;
-закрепление за собой захваченных рубежей и устройство за­граждений;
-устройство дорог и мостов.

Считалось необходимым для успешного наступления иметь тактическую плотность инженерных войск 4-5 рот на километр фронта, а оперативную плотность до 8 рот на километр фронта. Инженерные части и подразделения включались в боевые порядки войск. В обороне инженерные мероприятия призваны были обеспечить упорство и активность обороняющихся войск.

См. Часть III.

Источники

1. П.И.Бирюков и др. Учебник. Инженерные войска. Военное издательство . Москва.1982 г.
2. И.П.Балацкий, Ф.А.Фоминых. Очерк истории Калининградского высшего военно-инженерного командного ордена Ленина Краснознаменного училища им. А.А.Жданова. Военное издательство.1969г.
3. О.Ласковский.Матерiалы  для исторiи инженернаго искусства в Россiи. Часть I. Санктпетербургъ. 1858г.
4.О.Ласковский.Матерiалы  для исторiи инженернаго искусства в Россiи. Часть II. Санктпетербургъ. 1861г.
5.О.Ласковский.Матерiалы  для исторiи инженернаго искусства в Россiи. Часть III. Санктпетербургъ. 1865г.
6. А.Савельев. Историческiй очеркъ инженернаго управленiя въ Россiи. С.-Петербургъ.1896г.
7. А.Савельев. Историческiй очеркъ инженернаго управленiя въ Россiи. Часть II. С.-Петербургъ.1887г.
8. А.Савельев. Историческiй очеркъ инженернаго управленiя въ Россiи. С.-Петербургъ.1879г.
9. Имянной списокъ всемъ бывшимъ и ныне находящимся в Сухопутномъ Шляхетскомъ Кадетскомъ Корпусе Штабъ- Оберъ-Офицерам и Кадетам. Санктпетербургъ 1761.
10.Инженерыя войска  по 15 июля 1901г. Императорская Главная квартира.  1901
11. Историческiй очеркъ военно-учебныхъ заведенiй.Санктпетербургъ. 1880г.
12.М. Максимовский. Историческiй очеркъ Главнаго Инженернаго Училища 1819-1869.Санктпетербургъ. 1869г.
13. А.Волькенштейнъ. Исторiия лейб-гвардiи Сапернаго баталiона 1812-1852 Санктпетербургъ. 1852.
14.Н.Случевскiй  Исторiия лейб-гвардiи Сапернаго баталiона 1852-1876 Санктпетербургъ. 1877.
15. Альбом Николаевскаго  Инженернаго Училища. 1903г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
Военная история