Военная историяИстория зарождения и развития минного оружия(Краткий очерк)Часть 3В среднем, к концу 42-го средняя плотность минирования, достигала 500-600 мин на километр фронта ( в Красной Армии). В период войны на вооружении РККА появляется очень
простая по конструкции, но весьма эффективная противопехотная
осколочная мина ПОМЗ натяжного действия с чугунным корпусом. Летом 1942 года появляются варианты противопехотной фугасной мины ПМД-6, применявшейся еще с 1941 года. Это ПМД-6ф, в которой порошкообразная взрывчатка помещалась, в стеклянном флаконе, вариант ПМД-6 с корпусом из шифера, а также более мощная (400г. тротила) ПМД-57 и мины меньшей мощности ПМД-7 и ПМД-7ц (75г. тротила). Конструкция этих мин при их высокой мощности и надежности предполагала возможность их массового производства не только промышленностью, но и любой деревообделочной мастерской и даже непосредственно в войсках. К изготовлению мин этого типа подключаются и предприятия строительной индустрии. Так, появляется так называемая "шиферная мина", имевшая вид и конструкцию ПМД-6, но изготавливавшуюся из шифера. К весне 1943 года на вооружение РККА принимается новая противотанковая деревянная мина более простой конструкции - ТМД-Б, которую очень легко можно было изготавливать в войсках К июлю 1943 года в Красной Армии окончательно
устанавливаются нормативы минирования. по которым плотность противотанкового
минного поля определялась в 550-750 мин на км, глубина минного поля
устанавливалась в 100 м., число рядов 3 или 4, между рядами от 10 до 40м.,
между минами 6-10 метров. Особый размах мероприятия минной войны приобрели при подготовке полосы стратегической обороны на Курской дуге. Только в полосе обороны Центрального фронта (300км.) было выставлено 237 тыс. ПТМ, 162 тыс. ППМ, 146 мин замедленного действия, 163 радиоуправляемых фугаса. На направлениях предполагаемых главных ударов противника плотность заблаговременного минирования доходила до 1400-1600 ПТМ и до 1000 ППМ на километр фронта. Кроме того, для решения внезапно возникающих задач минирования в каждом стрелковом полку создавался ПОЗ (подвижный отряд заграждений) в составе саперное отделение-взвод. В каждой стрелковой дивизии создавались 1-2 дивизионных ПОЗа в составе 1-2 саперных взводов каждый при 3-5 автомобилях и 400-600 минах. Каждая армия имела несколько армейских ПОЗов в составе около саперной роты каждый на 20-30 машинах при 1500-2000 мин. Каждый фронт имел противотанковый саперный резерв силой 1-2 саперных батальона с запасом мин 2-5 тыс. штук. С началом немецкого наступления 5 июля 43-го уже в первый
день только в полосе обороны 13-й армии ПОЗы установили 6 тыс. мин на путях
движения противника, на которых подорвалось 98 танков, было убито и ранено
около 2 тыс. немецких солдат. В этот день ПОЗ (подвижный отряд заграждений) Центрального фронта из 1-й гвардейской инженерной бригады под командованием ст.лейтенанта В.Артамонова перекрывая путь, прорвавшему оборону немецкому танковому батальону, выставили на его пути группу мин, на которой немцы потеряли 4 танка. Когда наметилось новое направление движения батальона, на их пути была выставлена новая группа мин, где немцы вновь потеряли 2 танка. Умело маневрируя силами и средствами, используя повторно мины, Артамонов сдерживал танки более 8 часов и в конце концов вывел их под огонь истребительно- противотанкового артдивизиона. Когда же немцы попытались отойти, то минами им был перекрыт путь отступления. Батальон, попавший в минно-огневой мешок был полностью уничтожен. Всего за период наступления с 5 по 12 июля немцы в полосе фронта на минах потеряли 420 танков и свыше 4 тыс. солдат. Вот что пишет в своей книге "Бронированный кулак Вермахта" о советском минировании в период Курского сражения немецкий генерал Ф. фон Меллентин:
Вермахт в период Второй Мировой войны также очень широко
применял мины. О разработанных до и во время войны образцах немецких
мин мы писали выше. Однако,
к началу контрнаступления Красной Армии на Курской дуге она уже
располагала инженерно-танковыми полками, машины которых были оснащены
катковыми минными тралами ПТ-3 (по 18-20 тралов на полк, имевший 24-26
танков). Трал без существенных повреждений выдерживал до 5-7 взрывов. Это
позволяло танкам-тралам преодолевать немецкие минные поля без вреда для
себя, а по оставленным ими проходам могли двигаться пехота и обычные танки.
В условиях местности советско-германского фронта катковые тралы оказались
гораздо эффективнее цепных бойковых тралов и плужных выкапывающих тралов,
использовавшихся союзниками в 44-45 годах. Найти эффективное средство
противодействия советским тралам немцы так и не смогли. Но и помимо танков-тральщиков во сражении на Курской дуге советские саперы весьма успешно боролись с немецкими минами. Достаточно сказать, что при подготовке контрнаступления в полосе Брянского фронта саперы проделали 1700 проходов в своих и немецких минных полях. В июле 1944 года в ходе Львовско-Сандомирской операции саперы 1-го Украинского фронта применили удлиненные заряды массой ВВ 60-80 кг. на колесном ходу, что позволяло проделывать проходы длиной до 25 метров в один прием. Используя последовательно несколько зарядов, можно было проделывать проходы нужной длины. Нечто подобное существовало и в британской армии ("Бангалорская торпеда"), но это были заряды длиной в 2 метра и подавались они вручную, что резко снижало эффективность этого приема проделывания проходов в минных полях В марте 1943 года на советско-германском фронте
появляется новая противотанковая немецкая мина Tellermine Pilz 43
(T.-Mi.-Pilz 43) со взрывателем от мины T.Mi.42, а несколько позднее и
специальный взрыватель для нее T.Mi.Z.43, который превращал мину в
необезвреживаемую. В 1943-44гг. Вермахт получил свыше 3.5 мл. мин этого
типа. В середине 43 года появляется так называемая ригельмина (Riegelmine 43 (R.Mi.43)), исходной идеей которой были явно советские мины ТМ-39 и ТМД-40. Было подсчитано, что для минирования километра фронта требуется 4 тыс. мин типа T.Mi.42 или T.Mi.43, для подвоза которых необходимо иметь 15 трехтонных автомобилей, в то время как ригельмин требовалось лишь 1120, которые могли доставить 3 грузовика. Однако оказалось, что использование в мине по советскому принципу двух взрывателей типа ZZ 42 (аналог советского МУВ) делает ее крайне опасной для самих минеров и в 1944 году ее заменяют на R.Mi.44, имевшую один взрыватель нажимного действия T.Mi.Z.42. В конце 1944 немцы начинают поставлять на фронт совершенно новый тип противотанковой мины. Это противоднищевая подпрыгивающая мина (Panzer-Sprengmine) под наименованием Hohlladungs-Springmine 4672 была сделана с использованием головки (гранаты) кумулятивного действия и пробивала днище танков. Всего Вермахт получил около 59тыс. этих мин. Другим вариантом противоднищевой мины кумулятивного действия стала, принятая на вооружение в 1943 году panzerstabmine 43 (Pz.Stab.Mi.43) состоявшая из обычного кумулятивного подрывного заряда и штыревого взрывателя наклонного действия. Мина устанавливалась в специально отрываемую яму на вбитый в дно ямы деревянный кол. При наклоне штыря корпусом танка взрывом кумулятивного заряда пробивалось днище танка. Мины этого типа были особенно опасны. т.к., как правило, танк выводился из строя полностью, а экипаж погибал. Пожалуй, Sta.Mi.43, T.Mi.43, R.Mi.43, R.Mi.44 и Hohlladungs-Springmine 4672 были последними металлическими противотанковыми минами Вермахта. По мере потерь территорий в Германии нарастала нехватка металла и производственных мощностей. В 1944 году начинается поставка в войска противотанковой мины Topfmine 4531, корпус которой изготавливался из древесной муки, пропитанной каменноугольной смолой, а ее взрыватель был изготовлен из стекла. Варианты этой мины Topfmine A 4531 из смеси лигнита, пыли бурого угля и битума, Topfmine C-4531 (Papmine) из склеенных между собой деревянных или фанерных дощечек или вовсе из картона, Topfmine B-4531(Viskonit-Mine ) из древесных отходов. Существовал и вовсе экзотический вариант Topfmine 4531 с корпусом из фарфора. Выше уже говорилось о
появлении на фронте в 43 году противопехотной мины из бетона St.Mi..43. В 1944 году немцы значительно упростили свою знаменитую мину-лягушку S.Mi.35 и выпустили ее под наименованием S.Mi.44. Довольно широко немцы, начиная с лета 1944 года, начинают практиковать установку мин на неизвлекаемость способом установки дополнительного разрывного заряда под низ мины, для чего фирмой Marklin&Cie., GmbH Spielwarenfabril in Goppingen был разработан взрыватель разгрузочного действия SM-2 (Entlastungszunder SM-2).Правда, применение этого способа оговаривалось условиями, что на данном участке местности Вермахт не предполагает ведения наступательных действий и возвращаться сюда не намерен (Инструкция службы армии - Heeresdienstvorschrift 220/ b (Minen und Minenzunder) vom 10.September 1944). С конца 1944 производство так называемых "вспомогательных
мин" (Behelfsminen) начинает превышать производство табельных мин, чего
настойчиво требует руководство Вермахта. Все больше мин изготавливается в
войсках или в прифронтовых гражданских мастерских. Все их перечислить
невозможно, т.к. многие из них даже не получали официального наименования. С лета 1944 года в ход пошли и запасы трофейных мин. Американская инструкция "Mines and charges used by the german Army " от декабря 1944 года описывает около 27 типов мин негерманского происхождения, используемых Вермахтом. Красная Армия вплоть до середины 1944 года пользовалась в основном деревянными противотанковыми и противопехотными минами, широко используя для их изготовления возможности самих войск и населения прифронтовой полосы. В основном, изготавливались противотанковые мины типа ТМД-Б, вариации мины ЯМ-5 ( ЯМ-5К, ЯМ-5М, ЯМ-5и, ЯМ-10) и противопехотные мины ПМД-6 (вариации ПМД-6ф, ПМД-7, ПМД-7ц, ПМД-57) В большей степени, нежели сами мины в войска поставлялись минные средства взрывания - взрыватели МУВ, МВ-5, ВПФ. По мере развития производства металла все больше на фронте появлялось осколочных натяжных мин ПОМЗ-2. В 1944 году восстанавливается производство металлической круглой противотанковой мины ТМ-41, получившей вследствие проведенной модернизации наименование ТМ-44. Тогда же появляется модернизированный вариант мины ТМД-Б под названием ТМД-44, вся модернизация которой заключалась в том, что гнездо для взрывателя МВ-5 закрывалось не дощечкой, а пластмассовой винтовой пробкой, что впрочем не делало мину ни удобнее, ни лучше. Всего за период Великой Отечественной войны Красная Армия установила свыше 70 мл. мин, на которых подорвалось свыше 10 тыс. немецких танков и других машин. Минная война на советско-германском фронте не ограничивалась противотанковыми и противопехотными минами. Третьим по распространенности типом мин были противотранспортные мины и прежде всего, мины, применявшиеся на железных дорогах. Особенности этого театра военных действий предопределили более широкое, нежели на других фронтах использование железнодорожного транспорта, а большая протяженность немецких коммуникаций по территории СССР делала удары по рельсовым путям особенно чувствительными для Вермахта. В основном, минированием железных дорог занимались партизаны и специально засылаемые диверсионные группы. Начало минно-рельсовой войне было положено уже
28 июля 1941 года, когда на участке железной дороги Струги Красные -
Плюсса диверсанты подорвали немецкий ремонтно-восстановительный поезд,
остановив движение на этом участке почти на сутки. В течение 10 дней второй
половины августа 1941 действиями одного армейского диверсионного
отряда на участках Псков-Струги и Псков-Порохов было подорвано 8
немецких составов, в результате чего были выведены из строя 40 вагонов, 3
бронеплощадки, убито и ранено около 240 солдат. В дальнейшем минирование железных дорог нарастало и приобрело характер войсковых операций. Первой такой операцией следуент считать операцию "Рельсовая война", которая проводилась в период с 3 по 15 августа 1943 года в тылу немецких групп армий "Центр" и "Север". Только ленинградские диверсионные группы к середине августа взорвали около 3 тыс. рельс, а в ночь на 21 августа еще столько же. К концу августа ими было уничтожено еще около 9 тыс. рельс. О размахе минирования на железных дорогах в 1943 году пишет в своей работе "Военное значение транспорта" немецкий автор Герман Теске:
Следовательно, под немецкими эшелонами в течение одних только суток взорвалось около 7 тыс. мин. Каждый подрыв поезда прерывал движение по железной дороге от 4 до 20 часов, не говоря уже о значительных материальных потерях. Разумеется, далеко не всегда эта рельсовая война имела такой размах, но велась она систематически и практически без перерывов. С середины сентября до середины ноября 1943 года была проведена вторая войсковая операция с привлечением диверсионных групп и партизан под названием "Концерт". Штаб партизанского движения Ленинградской области доносил итоги этой операции за октябрь 1943 года - только по Ленинградской области взорвано 16.5 тыс. рельс, потерпели крушение 26 воинских эшелонов, в результате чего было уничтожено 23 паровоза, 205 вагонов и 18 железнодорожных мостов. Специальных противотранспортных мин до начала войны Красная Армия не имела. Диверсионные группы и партизанские отряды снабжались табельными взрывчатыми веществами (чаще всего тротил и мелинит в шашках), табельными и специальными взрывателями, из которых импровизировались противотранспортные мины. Первоначально использовались взрыватели УВ, МУВ и МВ-5, позднее, специально для этих целей были разработаны взрыватели ВПФ (комбинированный натяжного и наклонного действия) и ПВ-42 (специальный нажимной противопоездной взрыватель); электромеханический замыкатель ЗЭМ-2, вибрационный замыкатель ВЗ-1, колесный замыкатель КЗ, которые замыкали электрическую цепь противотранспортных мин под воздействием колес паровозов, либо под воздействием вибрации от движущегося транспорта. В ходе войны были разработаны противотранспортные мины
ПДМ-1(могла изготавливаться в условиях партизанского отряда), МЗД-4 и МЗД-5,
которые могли использоваться как на железной дороге, так и на автодорогах.
Эти две мины снабжались вибрационным замыкателем и
электрохимическим замыкателем ЭХЗ либо ЭХВ. Т.е. установленная мина могла
пролежать от 2 часов до 2 месяцев и затем сработать под проходящим
транспортным средством. С переносом боевых действий на территории сопредельных стран и развитием общего значительного преимущества Красной Армии над Вермахтом надобность в использовании противотранспортных мин резко снизилась и в заключительном периоде войны эти мины Красной Армией практически уже не использовались. Наряду с противотранспортными минами Красная Армия и
партизаны довольно широко использовали объектные мины. В основном, они
состояли из более или менее значительного количества взрывчатки в различных
упаковках (коробки, ящики, мешки) и специальных взрывателей замедленного
действия, которые вызывали взрыв мины либо перевод ее в боевое положение по
истечении заданного времени. Многие из таких взрывателей использовались в
минах, которые часто называют диверсионными (по сути это те же объектные
мины, только устанавливаемые диверсантами в тылу противника, а не армейскими
минерами при заблаговременном минировании объектов). Эти устройства позволяли устанавливать время взрыва объектной мины или же перевести в боевое положение заблаговременно установленную противотранспортную мину. Известен факт, когда при отходе советских войск от Харькова на участке железной дороги в несколько километров под насыпь было установлено несколько десятков противотранспортных мин с часовыми замыкателями, установленными на различное время. Многочисленные проверки и тщательная охрана участка дороги не давала положительных результатов, через некоторые промежутки времени на этом участке подрывались эшелоны. Взрывы продолжались в течение двух месяцев. В результате немцы частично были вынуждены полностью снять насыпь и возвести новую, частично отказались от использования участка дороги совсем. Имелись и специально изготавливаемые заводским способом
объектные мины. Прежде всего, это мина МЗД-1 со сроком замедления от 2 до
120 суток (по истечении заданного срока она просто взрывалась). эту мину
использовали для минирования различного рода зданий, аэродромов, систем
водоснабжения и т.п. Вариантом объектных мин была малая прилипающая мина МММ. Эти мины использовались диверсантами для подрыва подвижного состава железных дорог, прежде всего железнодорожных цистерн с горючим. Эти мины имели магниты и легко крепились на металлических объектах. Они снабжались малогабаритными химическими взрывателями замедленного действия. Впрочем, одна из таких мин была использована для совершения террористического акта против гауляйтера Белоруссии Кубе. Для уничтожения немецких наплавных мостов и повреждения мостов на жестких опорах были созданы сплавные речные мины СРМД и СРМ-263, речная мина УМК (могла использоваться как сплавная, так и как якорная против плавсредств противника), предназначенная против плавсредств якорная мина РМКФ. Мины-ловушки были представлены одной табельной миной МС-2 (вариант мины ПМД-6, срабатывающей от снятия нагрузки) и различными импровизируемыми устройствами. В основном, они использовались в качестве элементов неизвлекаемости противотанковых мин. В качестве ловушек они использовались редко и в очень ограниченных масштабах. О минах-ловушках обычно больше говорится и пишется, нежели они используются. Рассмотрим другие театры военных действий Второй Мировой. В Северной Африке в первый период боев итальянцы использовали авиационную систему дистанционного минирования в которой применялись так называемые бомба - термос АР-4а (также называемая противопехотной бомбой Manzolini), которая доставляла много неприятностей англичанам. Но итальянцы, как и немцы недооценили преимуществ этой системы и применяли ее редко, хотя и довольно долго в 40-42 годах. Вермахт также весьма широко применял мины на африканском театре военных действий. Лиддел Гарт, описывая первое сражение у Эль-Аламейна пишет об английском наступлении в ночь на 21 июля 42-го: "Наступление 5-й индийской дивизии также не достигло своей цели. Более того, она не сумела расчистить проходы в минных полях для ввода в бой 23-й танковой бригады. Утром 40-й и 46-й танковые полки, перейдя в наступление, встретили отступающих индийцев. Никто не мог сказать точно, расчищены ли минные поля, лежащие на пути наступающих. Вскоре обнаружилось, что проходы в минных полях не проделаны. Танки, оказавшись в ловушке, попали под сильный огонь немецких танков и противотанковых орудий и застряли. Вернулось лишь 11 танков". Таким образом, Гарт свидетельствует, что немецкие минные поля явились решающим фактором в срыве наступления целой дивизии и обеспечили немцам уничтожение двух английских танковых полков. В тот день против потерянных 11 немецких англичане потеряли 118 танков. Мы не будем утверждать, что все английские танки были уничтожены минами, но бесспорно, что именно мины обеспечили десятикратную разницу в потерях. Через четыре дня англичане и австралийцы возобновили наступление, но "...командир 1-й бронетанковой дивизии...., счел проход в минном поле недостаточно широким. Задержка ухудшила перспективу всего наступления. Только к началу дня головные танки двинулись через минное поле, но были остановлены в проходе немецкими танками....Пехота в это время находилась на дальней стороне минного поля. Немцы ее отрезали, а затем и разбили в результате контратаки.... Окинлек был вынужден приостановить наступление" Здесь мы вновь видим, что минные поля останавливают целую танковую дивизию и срывают все наступление. Впрочем, и англичане с помощью минных полей сорвали наступление Роммеля на кряже Алам-Хальфа в августе 42-го. Он планировал быстро прорвать южный участок английской обороны и перерезать коммуникации 8-й английской армии. Для этого в течение ночи немецкие танки должны были преодолеть около 50 километров, но задержавшись на преодолении минных заграждений, к рассвету немцы продвинулись лишь на 13 км. и попали под удар английской авиации. В октябре 42-го фельдмаршал Монтгомери начинает новое наступление в битве у Эль-Аламейна, но как пишет Гарт: "...однако этот удар захлебнулся на минном поле". Все возрастающее влияние мин на ход боевых действий в
Северной Африке вынудило союзников обратить самое пристальное внимание на
средства противодействия минам. Зимой 41-42 года английское командование
выдает заказ на разработку индукционного миноискателя, в 8-й английской
армии, действовавшей в Северной Африке начинает свою работу минная школа, в
задачи которой входила помимо обучения войск минированию и разработка
средств поиска мин и преодоления минных заграждений. Напомним, что "отсталая
и примитивно вооруженная " Красная армия с зимы 39-40 года пользовалась
миноискателем собственной разработки ВИМ-210, а к 42 году были разработаны и
внедрены ВИМ-203, ВИМ-695 и ВИМ-625. Решение было найдено, когда южноафриканский инженер Дю Тоит(A.S.J. Du Toit) предложил цепной трал на базе танка Матильда . Идея заключалась в том, что на танк навешивалась рама, имеющая на конце вращающийся вал, приводимый в движение от двигателя танка. К валу было прикреплено множество отрезков цепей. при движении танка вал вращался с большой скоростью и цепи били по земле. вызывая взрывы мин, попадавших под удары. На снимке вариант цепного трала на танке Шерман. Следует заметить, что к этому времени Красная Армия уже начала формирование танко-инженерных полков, получавших на вооружение гораздо более совершенные катковые тралы ПТ-3, позволявшие танкам двигаться по минному полю со скоростью 5-10 км. в час, в то время, как Матильда с цепным тралом имела скорость траления 2 км в час, причем трал отнимал до 30% мощности двигателя, срок его службы составлял всего 9 часов, а огромные клубы пыли (или грязи), поднимаемые цепями, лишали экипаж возможности видеть, что делается впереди Однако, судя по Лиддел Гарту, англичане раньше немцев успешно применили минные заграждения еще в 41-м году при обороне Тобрука. Он пишет, что к рассвету 1 мая 41-го линия обороны англичан была прорвана на фронте 800 метров и Роммель двинул в прорыв танки. Однако они напоролись на минное поле, где из 40 танков было потеряно 17, из них пять безвозвратно. К исходу второго дня боев у немцев из 70 танков, в строю осталось лишь 35. Из уничтоженных за два дня боев немецких 35 танков, 11 приходится на мины ( именно уничтоженных, а не просто подорванных). Совсем неплохой результат для мин.
Однако, недооценка англичанами мин в условиях
пустынной местности привела к тому, что когда Роммель, отбив первое
наступление англичан, двинул свои силы вперед, последним, испытывавшим в
этот момент острый недостаток и танков и солдат, пришлось срочно осваивать
минное дело и пустить в ход все ранее захваченные запасы трофейных немецких
мин. Но их остро не хватало, как и очень небольшого количества
низкокачественных мин, присылаемых из Англии. Пришлось срочно организовать в
Египте производство противотанковых мин серии Mk с
добавлением двух букв EP (Египетский Образец). Из-за невозможности
производства в Египте пружин для взрывателей механические взрыватели
пришлось заменить химическими стеклянными, а тротил (которого тоже было
слишком мало) динамитом, который в условиях жары быстро разлагался с
выделением из него нитроглицерина. Мина оказалась очень опасная как в
производстве, так и в использовании. Англичане в Египте также скопировали немецкую выпрыгивающую противопехотную мину S.Mi.35, но эта мина была очень грубо сработана и крайне ненадежна, хотя и была официально принята на вооружение под названием Mine Shrapnel Mk 1 EP5. В целом же, британцам удалось поправить положение дел с минными заграждениями и немцы стали терять на минах много танков. И все же англичане не были столь последовательны как немцы и русские, не применяя устройств неизвлекаемости и очень мало прикрывая противотанковые мины противопехотными. К тому же часто минные поля британцы не прикрывали огнем противотанковых средств. Это не раз позволяло немцам спокойно снимать английские мины, проделывать проходы в минных полях и использовать английские мины против англичан же. Когда наступление Роммеля на Эль Аламейн было
остановлено, то Роммель, понимая, что со своими 500 изношенными танками он
не сможет остановить натиск союзников, имевших к этому времени уже
более 1350 танков, сделал основную ставку на минные поля, прикрываемые огнем
88-мм. пушек и огнем пехоты. Собрав свыше 500 тыс. мин, включая трофейные
английские, Роммель создал минную полосу виде двух участков,
перекрывающих всю линию фронта и имеющую глубину до 10км. Между минными
полями он разместил опорные пункты пехоты и артбатареи. Танки же он отвел
назад, создав из них подвижный броневой резерв. Несколько успешнее наступление оказалось там, где впереди
танков шли импровизированные катковые тралы, закрепленные перед грузовиками
в бронекабинами. Их сопровождали автомобили с саперами, которые были
натренированы в снятии мин под огнем противника. Правда, тралы помогали лишь
обнаруживать минное поле и после первого взрыва в дело вступали саперы. Но
это давало определенный успех. Однако два дня топтания на минных полях
сорвали наступление. Отступая, немцы значительно тормозили продвижение
союзников, минируя дороги и устанавливая мины-ловушки в местах, пригодных
для привалов и отдыха. В результате этого союзники смогли выйти к Триполи
только к маю 1943 года. В общем-то, не так уж и много было уничтожено
и повреждено минами танков и солдат. По мнению М.Кролла в боевых
действиях в Северной Африке на совести мин порядка 19.5%
всех потерь в танках и 5-10% от общего числа выбывшего из строя
личного состава союзников. Но при этом не были гарантированы от
гибели на минах даже высшие офицеры. В этой кампании немцы и союзники на
минах потеряли в сумме семь генералов, включая потомка великого "железного
канцлера" генерала фон Бисмарка. Опыт Второй Мировой и других войн однозначно показал, что достаточно одного-двух подрывов танков на минах, чтобы атака танковой роты была сорвана. Подрыв на минах нескольких солдат останавливает движение роты, а то и батальона. Минный страх парализует волю, мины начинают мерещится везде. Нередко противоминные мероприятия замедляют выполнение боевой задачи гораздо больше, нежели сами мины противника. В этом смысле мины свою задачу на полях боев выполнили вполне. Хотя считается, что Второй фронт был открыт в июне 1944
года высадкой союзников в Нормандии, однако не стоит забывать, что боевые
действия союзников в Европе начались годом раньше. В этих условиях немцы в Италии весьма успешно заменяли солдат минами. Однако характер минирования резко изменился. Немцы уже не столь тщательно фиксировали минные поля и вели документацию. Минные поля все больше размещались в случайных местах. Все это говорило о том. что возвращаться в Италию немцы не надеются. Особый размах приобрело минирование минами-ловушками. Как пишет Бек: "Масштаб противопехотного минирования увеличился по мере хода кампании. Мины - ловушки устанавливались в гроздях винограда, в плодах и оливковых деревьях, в стогах сена, в оградах, среди завалов, по стенкам в оврагах и долинах, склонах и террасах, по кроватям и берегам рек, в следах телег по любому вероятному пути движения, в возможных местах привалов, в зданиях, которые войска могли бы использовать, в воронках от бомб и снарядов, которые солдаты могли бы использовать для укрытия от огня. Немцы помещали мины в щебень под полотно железной дороги, в туннелях, в бродах, на мостах, в ямах, и в развалинах. Бутылки, стаканы, пистолеты Люгер, бумажники и карандаши были ловушками, как и шоколадные плитки, мыло, окна, двери, мебель, туалеты, поврежденное немецкое оборудование, даже тела союзнических и немецких гражданских жителей и солдат." В Италии союзники не располагали достаточно надежными средствами поиска и траления мин. Все образцы миноискателей, включая американский SCR-625, оказались непригодны к работке в условиях нормальной влажности и значительной металлизации грунта рудами металлов. Цепные тралы Барон и Скорпион были ненадежны, и не обеспечивали траление мин, закопанных глубже, чем 8-10см.. Развить опыт катковых минных тралов, столь успешно применявшихся Красной армией на Восточном фронте, союзники оказались не в состоянии. Выход был найден американцами - они просто использовали гусеничные бульдозеры, снимая ими слой грунта 20-30см. Хотя подрывы бульдозеров были частыми, но тяжелых ранений или смертей бульдозеристов было мало. Против мин натяжного действия союзники стали использовать метод прогона отар овец или коз через подозрительные места. В 1944 году американцы стали устанавливать бульдозерное оборудование на танки, что значительно снизило количество несчастных случаев. Однако союзники продолжали терять много саперов во время разминирования, даже в тыловых районах. Достаточно сказать, что американский 10-й инженерный боевой батальон при удалении 20 тыс. мин с минных полей возле Формия -Гаета (Formia-Gaeta), к северу от Неаполя потерял погибшими за 16 дней 15 человек и 43 раненными. Таких потерь от мин среди саперов не знали ни немцы, ни русские при работах даже на переднем крае. Низкая квалификация американских саперов из 109-го инженерного боевого батальона привела к тому, что при взрыве перевозившихся необезвреженными немецких мин погибло сразу 12 американских саперов. Вместе с тем, эти потери привели с одной стороны к дальнейшему развитию неприязни англичан и американцев к минам, с другой заставили их искать новые методы разминирования. Не обращая никакого внимания на немецкий и русский опыт контрминной борьбы, союзники самостоятельно изобрели способ забрасывания на минное поле с помощью винтовочных гранат детонирующего шнура, дающего при своем взрыве дорожку шириной 45 см., чистую от мин; вспомнили про удлиненный заряд разминирования "Бангалорская торпеда", который был создан еще в 1912 году для проделывания проходов в проволочных заграждениях; развили Бангалорскую торпеду в более мощный заряд Snakes. Когда обстановка в Италии заставляла союзников перейти к
обороне, как это имело место, например, при Анцио (Anzio), то им
приходилось прибегать и к минированию. Американцы минировали очень
трудоемким и отнимающим много времени способом - один солдат размечает
колышками места установки мин в ряду, один подносит к ним мины и двое их
устанавливают, приводят в боевое положение и маскируют. Но особенно плохо обстояло дело с фиксацией минных полей и составлением отчетной документации. Минные поля саперами не передавались обороняющимся подразделениям, при смене подразделений передача минных полей также не осуществлялась, при уходе подразделений вперед поля никак не обозначались и не огораживались. Это приводило к тому, что на союзнических минах подрывалось больше своих танков и солдат, нежели немецких. Американцы использовали спешно разработанные противотанковые мины М1 и М7, противопехотные выпрыгивающие М2, англичане легкие противотанковые мины Hawkins и выпрыгивающие шрапнельные противопехотные мины Mark 2. Результатом минной войны в Италии было то, что в этой кампании из общих потерь союзников мины дали до 30% танков и 4-5% личного состава. Еще одним регионом мира, где разворачивались события Второй Мировой войны был Тихоокеанский театр военных действий, где союзники (в основном англичане и американцы) воевали против Японии. Этот театр распадался на две основные части -Бирма и острова Тихого океана. О минной войне в Бирме почти ничего неизвестно и по всей
видимости, в силу особенностей местности и рассеянного характера боевых
действий мины там практически не применялись. Японцы в предвоенный период
внимания наземным минам не уделяли, а немецкий опыт минной войны к ним
пришел слишком поздно. Густая растительность на этих островах ограничивала
возможности продвижения вглубь территории несколькими прорубленными в
джунглях дорогами. Это способствовало использованию противопехотных и
противотанковых мин, однако весь минный арсенал японцев был ограничен
противодесантными минами типа 93 и импровизируемыми из артиллерийских
снарядов противопехотными минами. В целом же японцы очень мало уделяли
внимания минам, а американцам не было необходимости использовать это оружие
в силу того, что они вели наступательные действия на островах. Красная Армия начала боевые действия против японских войск в Манчжурии, на островах Курильской гряды и Сахалине 9 августа 1945. Кампания продолжалась до 25 августа. Сведений о японском минировании в этих регионах автору обнаружить не удалось, за исключением того, что в перечне советских трофеев по 2-му Дальневосточному фронту среди прочего вооружения и имущества указаны 700 японских противотанковых мин. Столь мизерное количество взятых в качестве трофеев мин наряду с тем, что в боевых донесениях потерь на минах не отражено, указывает на то, что японцы к минированию своей обороны не прибегали совсем или же делали это очень и очень незначительно. В расходных ведомостях инженерного склада Дальневосточного округа (пос. Буянки Реттиховского района Приморского края) выдача мин войскам в период июнь-август 45-го также не прослеживается. Это говорит о том, что на Дальнем Востоке Красная Армия к минированию не прибегала. В книгах, посвященных минам Второй Мировой войны о японских противопехотных минах не упоминается и ряд авторов полагают, что противопехотными минами японская армия не располагала. Однако в фондах музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге имеется мина, которая обозначена как японская противопехотная мина. Сведений о ее наименовании, характеристиках и применения не имеется. И немцам и союзникам давно было ясно, что основные
сражения в Европе помимо Восточного фронта развернутся во Франции и начнутся
они высадкой десанта союзников на ее северном побережье. Немецкий историк генерал Курт Типпельскирх пишет в своей книге "История Второй Мировой войны", описывая подготовку немцами обороны на побережье Франции: "Поэтому было необходимо всеми средствами создавать затруднения противнику именно при выходе его на берег. Этой цели должны были служить предпринятые в значительных масштабах подводное минирование и созданные непосредственно на побережье проволочные заграждения с минными полями... Если за три предыдущих года было установлено всего 2 мл. мин, то за несколько месяцев деятельности Роммеля число их было утроено... Тем не менее мины даже в таком количестве сыграли при высадке значительную роль." Союзники, имели сведения о минировании побережья Франции
и, учитывая свой опыт боев в Северной Африке и Италии, предприняли свои меры
для успешного прорыва немецких минных заграждений. Достаточно сказать, что
значительно улучшенный цепной трал Скорпион был установлен на лучший по тому
времени союзнический танк Шерман 5. Это вариант танкового трала получил
наименование Краб Шерман (Sherman Crab) и таких машин к июню 1944 года было
подготовлено 680. Различного рода минно-взрывные и невзрывные заграждения,
комплексно установленные немцами в прибрежной полосе нормандского берега и в
местах возможной высадки парашютистов и посадки десантных планеров сыграли
значительную роль в первых боях на французской земле, начиная с 6 июня 1944
года (день "Д"). Только воздушные десантники (планеристы и парашютисты сразу
же потеряли от 16 до 20% личного состава, что значительно подорвало их
боевой дух. Вместе с тем, настоящих потерь от мин было относительно
немного. К настоящему времени нет полных данных о потерях от мин во
время высадки, но 8-й и 22-й полки, оказавшиеся во время высадки там, где
практически не было немецких позиций, потеряли всего 12 убитыми и 106
ранеными. Можно утверждать, что все потери в этих двух полках были от
мин. Значительные опасения союзников в отношении минной опасности при подготовке вторжения, повлекли за собой значительное развитие противоминных средств и значительный рост численности инженерных частей. Четверть всех американских войск, высадившихся в Нормандии были инженерными частями. Это необычное для мирного времени соотношение численности родов войск помогло союзникам во время боев в Северо-Западной Европе двигаться относительно безопасно и быстро. Однако, в это время немцы практически прекратили
производство металлических мин и перешли к производству мин из самых
различных материалов - дерева, бумаги, стекла, керамики, бетона, пластмассы
и даже отходов других производств - древесных опилок, смешанных с
каменноугольной смолой и т.п. Это было вызвано острым дефицитом металла и
производственных мощностей, а отнюдь не соображениями затруднения
обнаружения мин союзниками, но проблема материалов для немцев обернулась
выгодной для них стороной. Любопытно отметить, что примерно в то же время американцы обратили внимание на то, что немцы безошибочно и очень быстро отыскивают свои Topfmine миноискателями типа Stuttgart 43. Союзники не смогли разобраться в принципе работы миноискателя, но заметили, что это как-то связано с тем, что вокруг таких мин в лунках всегда присутствует песок и в комплект каждой мины также входит мешочек с небольшим количеством песка. Только когда несколько лет спустя этот песок догадались проверить счетчиком Гейгера, тайна прояснилась - песок, известный немцам как Tarnsand, имел небольшую радиоактивность и именно на нее и реагировал Stuttgart 43. Проблему поиска мин удалось в основном решить за счет собак, которые, как оказалось, отлично ощущают запах взрывчатки. Остается только удивляться высокомерию англичан и американцев, которых еще в 42 году познакомили со службой минно-розыскных собак Красной Армии, существовавшей в нашей стране еще сначала тридцатых годов. Потребовалось почти два года упорных поисков различных методов обнаружения мин, сотни подорвавшихся танков и тысячи убитых и искалеченных американских и английских солдат, чтобы признать этот "...варварский, примитивный, но удивительно эффективный метод поиска мин". Немецкий генерал Гейнц Гудериан, оценивая роль минного оружия в период Второй мировой войны, писал, что по степени опасности для танков мины стояли на третьем месте после танков противника и противотанковых пушек. По оценкам историка М.Кролла немцы за время войны
разработали и внедрили в промышленное производство шестнадцать
различных типов противотанковых мин, десять различных типов противопехотных
мин, не считая большого количества импровизированных и
самодельных мин. Всего по его оценкам немцы установили около 35 миллионов
мин, что намного превышает число мин, установленных всеми союзниками в
сумме, хотя рекорд минирования в войне поставила Красная Армия, установив 67
миллионов мин (по советским же источникам Красная Армия установила
свыше 70 мл. мин.). Патриарх советского минного дела полковник
И.Г. Старинов в соей книге "Мины замедленного действия приводит такие цифры:
".... в годы Великой Отечественной войны было произведено и поставлено
войскам 24 мл.837тыс. 500 противотанковых мин, свыше 40 мл. противопехотных
мин, 1 мл. 437 тыс. специальных мин" . Примечание автора. Ну и где все эти мины? А их, в общем-то, и не отыскать сегодня ни в России, ни в Германии, ни в Польше, ни где-либо еще. Почему, при невероятно огромном количестве установленных в войну мин, вплоть до второй половины 90-х годов не было необходимости говорить о минной опасности в Европе или где либо еще? Быть может потому, что в те годы не существовало минного бизнеса и не плодились как грибы все эти фирмы и фирмочки "гуманитарного разминирования", кровно заинтересованные в истерике по поводу минной опасности (RONCO,UK, MineTech, HELP, RS Civil Protection, STOP Mines, ITF, Альфа-Б, Эмерком, Трансимпекс, HALO Trast, UNIEXPL, FORT, Medecop, UNIPAK, Detector, Оktol, Amfibija, BH Demining, Si Company , Cum Call, и т.д. и т.п.), а разминированием занимались, те, кому это было положено по службе, т.е. армейские саперы, с которых жестко спрашивали и ничего не платили. Союзники поступали еще проще, они заставляли снимать мины самих немцев и своими головами доказывать добросовестность работы. Вот одно свидетельство, приводимое в книге М.Кролла The History of Landmines. Подпись под фотоснимком гласит :"Многие немецкие военнопленные после войны использовались для очистки минных полей; чтобы гарантировать добросовестность и уверить местное население в безопасности, пленные проходят через места, которые они очистили. Фотография IWM". А что? Дешево и надежно. Вы ставили, вы и снимайте. Снимали и неплохо. И незачем сегодня трепать нервы пугливому европейскому обывателю, что с таким блеском делают всяческие Антиминные Мониторы и прочие энтузиасты Оттавской Конвенции, чья истинная деятельность и заключается в том, чтобы вытряхивать из государственных бюджетов немалые денежки, потрясая перед носом оторопевших барышень журналисток ржавыми железками, взятыми в полуразваленных складах бывшей югославской армии и втихушку зарытых в землю за 15 минут до появления очередной группы любителей жареного с телекамерами. О том, насколько немецкие мины были эффективны против танков союзников во время боев в Северо-Западной Европе в 44-45 годах, говорят такие цифры - из общего числа потерянных танков в 2245 на минах было потеряно 449, или 20.5%, в то время как от огня немецких танков союзники потеряли 14.5% своих танков. Впрочем, последняя цифра скорее говорит о том, как мало немцы имели танков на Западном театре военных действий. Но недостаток танков немцы довольно успешно компенсировали минами. По английским данным средняя продолжительность задержек продвижения войск во время кампании в Север-Западной Европе вследствие воздействия или угрозы мин составляла 13.5 часа для каждого случая. Можно сделать вывод, что англичане и американцы, не уделяя минному оружию в предвоенные годы и сильно запоздав с началом производства мин в период Второй Мировой войны, много проиграли. Их мины не отличались высоким качеством и разнообразием. Особенности войны на Тихом океане очевидно также не подталкивали ни американцев, ни японцев к широкому использованию мин. В целом, Вторая Мировая война явилась периодом
расцвета минного оружия. Хотя принципиально новых образцов мин было
разработано не так уж и много, но они явились технической базой для
разработки первого поколения послевоенных мин, если так можно выразиться -
"совершенных мин ручной установки" . Т.е. Вторая Мировая война дала обильную пищу к размышлениям о роли мин в боевых действиях, активизировала конструкторские и тактические разработки в этой области. Литература и источники1. William C. Schneck. The Origins of Military Mines.
Engineer Bulletin №7-1998 ---***--- |
©Веремеев Ю.Г. |