Полевая фортификация

Примкнутая щель (блиндаж) на экипаж

Строго говоря, это сооружение в Наставлениях по фортификации называется "Примкнутая щель к окопам и укрытиям для техники", и предназначена для укрытия   экипажей танков, БМП, БТР, других боевых машин от огня противника. Также она может устраиваться возле укрытий для небронированной и небоевой техники с этими же задачами. Основное ее отличие от  перекрытых щелей, устраиваемых shel-8.gif (10244 bytes)изолированно, или примыкаемых к стрелковым окопам состоит в том, что она по емкости рассчитана на экипаж машины и обязательно имеет вход непосредственно из окопа ( укрытия)   для  машины.

На рисунке красным пунктирным квадратом показано место на боковой крутости танкового окопа где устраивается примкнутая щель на экипаж. Щель может устраиваться как в левой, так и в правой крутости. Для танков типа Т-62, Т-72, Т-90 только справа, поскольку влево идет выхлоп из двигателя.

Однако Боевой Устав ВС СССР издания 1985 года  назвал это сооружение  "Блиндаж на экипаж", хотя защитные свойства данного сооружения не отвечают требованиям, предъявляемым к блиндажам.. Так, блиндаж должен выдерживать прямое попадание 76 мм. осколочно-фугасного   снаряда или 82 мм. минометной мины и в соответствии с этим защитная толща грунта должна быть от 90 до 120 см. А это сооружение имеет защитную толщу 60 см. и может выдержать только снаряды калибром до 37-45 мм., 50 мм. минометные мины, ручные гранаты, гранаты противопехотных гранатометов (ГП-25, АГС-17 и т.п.).

Очевидно, авторы устава исходили из условий обитаемости сооружения и поэтому назвали его блиндажом, не посоветовавшись с инженерными специалистами. Устав имеет законодательную силу и поэтому наименование этого сооружения блиндажом не является нарушением, хотя специалистам это название режет ухо.

Вместимость щели составляет 1-2 человека лежа, и 1-2 человека сидя, т.е одновременно в щели могут находиться  до 4 человек. Экипаж танка Т-62 составлял 4 человека, современных танков Т-72, Т-80, Т-84, Т-90 - 3 человека. Экипаж БТР-80, БМП, БМД - 2 человека (механик-водитель и наводчик-оператор).

shel-1.jpg (6218 bytes)Устройство щели начинается по окончании работ по отрывке окопа для машины и выполняется силами экипажа без привлечения землеройной техники и других лиц.
Сначала отрывается Г-образный в плане ровик глубиной 1.9 м., шириной по дну 60 см., по верху 90 см.
От стенки танкового окопа до поворота 2.1 м., длина основного помещения 3 м. Т.к. глубина танкового окопа 1 метр, а глубина щели 1.9 м., то обязательно устраиваются ступеньки. Самая верхняя ступенька должна быть выше дна танкового окопа не менее, чем на 20 см. с тем, чтобы в щель не могла затекать вода из окопа, дизельное топливо иshel-2.gif (5735 bytes) масло, которые могут оказаться на дне окопа.
Всего потребуется вынуть 8.7 куб.м. грунта. На рисунке бруствер окопа  условно не показан

В основном помещении из накатника или жердей на половине глубины устраиваются нары, а в углу полевая печь. Саму печь очень легко изготовить из обычного ведра, а в качестве печной трубы ( да простят меня танковые командиры) очень хорошо подходит труба из комплекта для преодоления танком водных преград по дну. Некоторые солдаты после занятий по инженерной подготовки так  до конца службы искренне и полагали, что трубы, возимые ими сзади башни танка не что иное, как печные трубы. Шутка!

По наличию времени и материалов из жердей устраиваются одежда крутостей щели, настилается пол и укрепляются ступеньки.

Третьим этапом работы является устройство перекрытия. Оно изготавливается shel-3.gif (5240 bytes)обязательно из накатника (лес диаметром от 5 до 11 см.). Жерди могут не выдержать тяжести насыпаемого сверху грунта  плюс соседского солдата, которому непременно надо встать именно на это место.

Важным моментом здесь является герметизация перекрытия. В идеале поверх накатника можно постелить полиэтиленовую пленку, рубероид, бумагу от земленосных мешков, фортификационнуюshel-4.gif (8533 bytes) асфальтированную бумагу, брезент от танкового чехла, плащ-палаток, фанеру и т.п. В этом случае солдаты будут избавлены от сыпящегося на головы песка, высохшего грунта.
Поверх этого следует наложить мятую глину слоем не менее 20 см. В дальнем конце сооружения целесообразно установить еще одну трубу, нижний конец которой будет чуть ниже перекрытия.
Это вентиляционная труба, благодаря которой в щели не будет душно и сыро.
Слой мятой глины исключает протечки внутрь сооружения дождевой воды, а зимой воды от подтаивающего над щелью снега.

Поверх слоя глины насыпается слой грунта так, чтобы общая толщина обсыпки shel-5.gif (9694 bytes)составляла не менее 60 см. Этот грунт будет одновременно составлять часть бруствера окопа для машины.

Вход в щель закрывается солдатской плащ-палаткой.

Общий объем перемещенного грунта составляет 15 куб.м., из них  вынимаемый грунт 8.7 куб.м.
Трудозатраты ( без заготовки леса) 60 человеко-часов. Леса требуется 3.5 куб.м. Из них на перекрытие 1 куб.м., на одежду крутостей и оборудование ( нары, ступеньки, пол) 2.5 куб.м., проволоки вязальной 4 кг.

На рисунках справа вид щели в разрезе по тамбуру и по основному помещению..shel-7.gif (6785 bytes)

Спецификация щели:
-накатник длиной 1.9 м. 45 шт;
-накатник длиной 2.1. м. 94 шт.;
-накатник длиной 3 м. 4 шт;
-накатник длиной 90 см.   1 шт.;
-накатник длиной 60 см. 1 шт;
-жерди, доски по наличию и по месту;
-проволока вязальная - 4 кг.;
-гвозди мостовые ( по наличию)  - 5 кг.;shel-6.gif (8762 bytes)
-печь окопная или ведро оцинкованное - 1 шт.;
-трубы печные оцинкованные - 4м.

По этому же принципу  устраивается щель на мотострелковое отделение в окопе отделения. В этом случае щель устраивается под передним бруствером траншеи. Однако, следует предусмотреть чтобы земляное перекрытие щели   и трубы не выделялись на фоне бруствера траншеи. В большинстве случаев печь в такой щели не устанавливается совсем, т.к. трубы и дым сильно демаскируют позицию отделения и привлекают огонь противника.

От автора. А вообще то, армейское умение создавать хоть простейшие щели, хоть обеспечивающие относительно комфортные условия безвозвратно уходит в прошлое. Знаниями и навыками уже не обладают и офицеры инженерных войск. Все стали слишком торопливы и ленивы. Невозможно без удивления и гадливости смотреть видео с обеих чеченских войн. И солдаты и офицеры грязные, оборванные, простуженные  готовы сутками стоять вокруг костра, но и пальцем не шевельнут, чтобы потратив несколько часов, отрыть и оборудовать простейшие блиндажи, где   можно по человечески обогреться, поспать, умыться и вообще привести себя в порядок. Хотя бы посменно. Им это даже не приходит в голову.
Мне, как старшему вашему товарищу просто стыдно за вас!

А интересно, как стремительно цивилизованный городской человек превращается в совершеннейшего дикаря, стоит ему оказаться за пределами городских окраин. А вот деревенский житель сохраняет человеческий облик и в дикой природе.
Так что не стоит кичиться своей принадлежностью к культурному обществу. Особенно к "мыслящей части общества".  Нет никого более дикого и не способного к конкретному мышлению, нежели интеллигент в природе. Вся эта ваша цивилизованность вроде сусального золота на дешевой жести. Чуть чуть поскреби и открывается ржавчина и тлен.

Сентябрь 2001 г.

Источники

1. Руководство по войсковым фортификационным сооружениям. Военное издательство. Москва 1962 г.
2. Калибернов Е.С. Справочник офицера инженерных войск. Москва. Военное издательство. 1989 г.
3. Калибернов Е.С, Корнев В.И., Сосков А.А. Инженерное обеспечение боя. Москва. Военное издательство. 1984 г.
4. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Москва. Военное издательство. 1982 г.
5. Наставление по обеспечению боевых действий Сухопутных Войск. Часть IV. Инженерное обеспечение. 1985 г.
6. Наставление по по военно-инженерному делу для Советской Армии. Москва. Военное издательство. 1984 г.
7. Сборник нормативов по инженерному обеспечению боевых действий войск. Москва. Военное издательство. 1970 г.
8. Боевой Устав Сухопутных Войск Вооруженных Сил СССР (взвод-отделение-танк). Военное издательство. Москва. 1985 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-фортификация