Полевая фортификация
(Советская Армия)

Сооружение из комплекта  КФУ

kfy-01.jpg (16541 bytes)Сооружение из комплекта КФУ (далее по тексту - сооружение КФУ) является сборно - разборным фортификационным сооружением легкого типа многократного применения, и предназначено для работы (наблюдательные пункты, узлы связи, вычислительные центры, пункты обработки информации и т.п.) и отдыха личного состава на пунктах управления от уровня дивизии и выше.

На снимке слева: сооружение КФУ собранное на поверхности в учебных целях. Лестница и площадка также в учебных целях (чтобы обучаемые могли рассмотреть сооружение изнутри.

От автора. В общем то в Центрах Боевого Управления (ЦБУ) как нынче модно называть то, что раньше называлось проще - командный пункт, толчется довольно много народу, который обслуживает командование дивизии (корпуса, армии). Это, прежде всего связисты. Затем штабные офицеры оперативного управления, других отделов штаба. Ну и естественно, писаря, машинистки, личный состав роты охраны.
Вот в общем то для них и возводятся в ЦБУ сооружения типа КВС-У, КВС-А, КФУ. Для генералитета возводятся более просторные и удобные сооружения. Часто сборные железобетонные
И это не потому, что генералы это некие высшие существа  перед рядовыми. Просто степень создаваемых удобств в боевых условиях диктуется исполняемыми обязанностями и характером службы. Цена непродуманного и ошибочного решения генерала в сотни раз горше, нежели простого автоматчика. Поэтому генералу и еда получше, и удобств побольше с тем, чтобы бытовые трудности не мешали бы полностью отдаваться работе.
Конечно и рядовой солдат вправе иметь комфорт. Но ведь обеспечить хорошие условия совершенно всем просто нереально.
Обижаясь, на то, что быт их сыночков солдат куда хуже, нежели, скажем, полковников, никто из мамочек не задумывается, что и в их конторе директор  едет на работу в Мерседесе, а она, рядовая бухгалтерша, на трамвае. Тут это кажется им вполне справедливым.

Равноправие и равные возможности существуют лишь в конституции, которую юристы и политики отчего то называют основным законом страны, тогда как в действительности конституция это всего лишь декларация о намерениях.
Достаточно почитать любой конкретный закон, чтобы убедиться, что права расширяются или ограничиваются в зависимости от возраста, пола, занимаемого общественного положения, должности и т.п.
И это вполне  естественно.

По степени защищенности сооружение КФУ является котлованным убежищем легкого типа.

Основные элементы изготовлены из 19-слойной фанеры толщиной 27 мм., имеющей огнезащитную и противогнилостную пропитку. Снаружи они окрашены в зеленый цвет, изнутри в желтый.

Комплект КФУ состоит из следующих элементов:

Элемент Ф-1 - 1 шт.
kfy-02.jpg (7469 bytes)Представляет собой фанерную трубу внутренним диаметром 171 см. и длиной 152,6 см.  Вес 190 кг.
В верхней части прорезано прямоугольное отверстие размерами 55 на 75 см. Внутри приклеены две фанерные ленты для повышения прочности.
Элемент Ф-1 образует нижнюю часть входного тамбура.

Элемент Ф-4 - 1 шт.
kfy-03.jpg (9401 bytes)Представляет собой фанерную трубу внутренним диаметром 198 см. и длиной 142.5 см. Вес 220 кг.
На одном конце имеет внутреннюю упорную фанерную обечайку, которая ограничивает выдвижение элемента Ф-3 из элемента Ф-4.
Элемент Ф-4 образует первую треть длины каземата сооружения, считая от тамбура.

Элемент Ф-3 -1 шт.
Представляет собой фанерную трубу внутренним диаметром 189 см. и длиной 132.5 см. Вес 210 кг.
На одном конце имеет  наружную  упорную фанерную обечайку, которая ограничивает выдвижение элементаkfy-04.jpg (8057 bytes) Ф-3 из элемента Ф-4, а на противоположном конце внутреннюю  упорную фанерную обечайку, которая ограничивает выдвижение элемента Ф-2 из элемента Ф-3
Элемент Ф-3 образует вторую  треть длины каземата сооружения, считая от тамбура..

Элемент Ф-2 - 1 шт.
kfy-05.jpg (8596 bytes)Представляет собой фанерную трубу внутренним диаметром 180 см. и длиной 142.6 см. Вес 202 кг.
На одном конце имеет наружную  упорную фанерную обечайку, которая ограничивает выдвижение элемента Ф-2 из элемента Ф-3.
Элемент образует  последнюю  треть длины каземата сооружения, считая от тамбура.

kfy-06.jpg (9027 bytes)Элементы Ф-2, Ф-3 и Ф-4 имеют различные диаметры, что позволяет вкладывать элемент Ф-2 в элемент Ф-3, а оба вместе  в элемент Ф-4.
Пакет, состоящий из этих трех элементов опускается на дно котлована и телескопически раздвигается, образуя остов каземата.

От автора.  Самое интересное здесь в том, что элемент Ф-1(нижняя часть тамбура) при хранении и транспортировке вложен внутрь этой своего рода телескопической трубы.
А в него в сою очередь вложен элемент Ф-5 (верхняя часть 
kfy-08.jpg (4927 bytes)тамбура).  И уже в него вложен комплект люка. Таким образом получается очень компактный пакет диаметром 201 см. и длиной около 153 см./
Картинку несколько портят торцевые шиты и герметичная перегородка размерами  215 на 215 см., на которые уложен и привязан проволокой вышеописанный пакет.

Элемент Ф-5 - 1 шт.
Представляет собой фанерную трубу внутренним диаметром 158 см. и длиной 152,5 см.  Вес 156 кг.
В нижней  части прорезано прямоугольное отверстие размерами 65 на 105,8 см. Внутри приклеены две фанерные ленты для повышения прочности.
Элемент Ф-5 образует верхнюю  часть входного тамбура.

Перегородка герметичная-1 шт.
kfy-07.jpg (6645 bytes)Представляет собой квадратный лист фанеры толщиной 50мм и размерами 215 на 215 см. Вес 87  кг.
Предназначена для  герметизации каземата и разделения между собой каземата и нижней части тамбура..
В центре листа прорезано прямоугольное отверстие (дверной проем) размерами135 на 60 см. Дверь закрывающая этот проем, раздвижная из двух половин, изготовлена из резины. При открывании скользит по полукруглым  направляющим, имеющимся над проемом и под ним. Концы резиновых полотен глухо закреплены по краям дверного проема. Вторые концы отделаны стальными рамками с запорами. При открывании полотна складываются гармошкой, а при закрывании растягиваются и герметизируют дверной проем.
С обеих сторон листа прибиты центрирующие бруски, обеспечивающие правильное положение перегородки между элементами Ф-1 и Ф-4.

Торцовый щит №1 - 1 шт.
Представляет собой фанерный диск толщиной 50мм. и диаметром 2 метра. Вес 111 кг. Имеет отверстие для трубы фильтровентиляционной установки.
С внутренней стороны к диску прибиты четыре упорные бруска, обеспечивающие правильное положение щита относительно элемента Ф-2.
Образует торцевую стенку каземата.

От автора.  Целесообразно после сборки остова  и до засыпки сооружения грунтом с наружнойkfy-09.jpg (6348 bytes) стороны  щита установить вплотную к нему стенку из вертикальных бревен (накатника) диаметром 7-10 см.  Если этого не сделать, то грунт будет давить на щит и через несколько недель начнет постепенно  выпирать его внутрь сооружения.

Торцовый щит №2 - 1 шт.
Представляет собой фанерный диск толщиной 50мм. и диаметром 2 метра. Вес 111 кг.
С внутренней стороны к диску прибиты четыре упорные бруска, обеспечивающие правильное положение щита относительно элемента Ф-1 (нижняя часть тамбура).
Образует торцевую стенку нижней части тамбура.

Торцовый щит №3 - 1 шт.
Представляет собой фанерный диск толщиной 50мм. и диаметром 1.8 метра. Вес 45 кг.
С внутренней стороны к диску прибиты четыре упорные бруска, обеспечивающие правильное положение щита относительно элемента Ф-5 (верхняя часть тамбура).
Образует торцевую стенку нижней части тамбура.

Люк-1шт.
kfy-10.jpg (6335 bytes)kfy-11.jpg (6367 bytes)Устанавливается над прорезным отверстием в элементе Ф-1 и закрывает переход из верхней части тамбура в нижнюю.
Люк скрепляется с элементом Ф-1 с помощью четырех болтов.
Представляет собой конструкцию из брусьев и фанеры. Крышка люка дощатая и крепится к остову люка с помощью обычных дверных петель.
Размеры люка 105,8 на 107 и на 35 см. Проем люка в свету 75 на  55 см. Вес 97 кг.

На рисунке справа: люк, установленный на элемент Ф-1 (остов нижней части тамбура).

Лестница- 1шт.
kfy-12.jpg (8360 bytes)Устанавливается в нижней части тамбура (элемент Ф-1). Предназначена для спуска личного состава из верхней части тамбура в нижнюю.
По конструкции это обычная деревянная наклонная лестница длинойkfy-13.jpg (5842 bytes) 132 см., шириной 50 см. имеет верхнюю площадку и четыре ступеньки. Вес 15 кг.

На рисунке слева: лестница в нижней части тамбура (элемент Ф-1).

Щит входной- 2 шт.
Предназначены для образования входного   проема верхней части тамбура.
Представляют собой  щиты из фанеры толщиной 10мм. Размеры габаритные - высота 178 см, ширина 70 см. Вес   одного щита 3.5 кг.
Ширина входного проема 50 см. .

На рисунке справа: два входных щита, установленные перед верхней частью тамбура (элемент Ф-5)

Сооружение состоит из каземата (основного помещения) и тамбура, который делится на верхнюю и нижнюю части.
kfy-14.jpg (45831 bytes)Длина каземата 4,43м., диаметр переменный от 12.98 до 1.8м.
При использовании для отдыха в каземате могут отдыхать лежа 6 человек на подвесных двухъярусных койках.
Защита от отравляющих веществ достигается герметичной складной дверью герметичной перегородке, и герметичным входным люком. таким образом нижняя часть тамбура играет роль шлюзовой камеры. Фильтровентиляционная установка создает внутри каземата подпор воздуха (повышенное давление), которое стравливается через перепускные клапана в герметичной перегородке и входном люке

На рисунке показано сооружение КФУ в частичных разрезах собранное в котловане.

В комплект КФУ не входят печь отопительная ОПП, фильтро - вентиляционная установка ФВКП-М-1, труба вентиляционная с оголовком ВЗУ-100, труба дымовая с оголовком ДЗУ-100, внутреннее оборудование сооружения. Это все поставляется отдельно.

Отверстие для дымовой трубы прорезается в элементе Ф-4 по месту, поскольку в целом устройство отопления в сооружении не предусматривается. также по месту прорезаются отверстия для ввода электрокабелей и кабелей связи.kfy-15.jpg (27628 bytes)

Общий вес комплекта 1491 кг. Перевозится на одном автомобиле ЗИЛ-131(два комплекта).

Объем вынимаемого грунта при отрывке котлована для сооружения 130 куб. метров. Трудозатраты на одно сооружение - 2.7 машино-часа бульдозера, 60 человеко-часов. Глубина котлована 2.9 метра, насыпной грунт над сооружением 60 см.. Защитная толща грунта над казематом., таким образом, получается 1.5 метра.

Саперное отделение (5-7 человек), усиленное одним бульдозером и одним автокраном, собирает сооружение за 10-11 часов.

На рисунке справа:. вход в сооружение КФУ из траншеи. Лицевая стенка траншеи для наглядности не показана. Одежда крутостей траншеи разреженная, что обычно делается в твердых грунтах. Перед входом в верхнюю часть тамбура ступенька.  Траншея делается несколько глубже входа с тем, чтобы дождевая вода, оказавшаяся в траншее не стекала в тамбур. Обычно в конце траншеи делается водосборный колодец, а дно траншеи покрывается мостами из досок или   жердей.

Источники

1.Руководство по войсковым фортификационным сооружениям.  Военное издательство. Москва .1962г.
2. Калибернов Е.С. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство. Москва  1989г.
3. Калибернов Е.С, Корнев В.И., Сосков А.А. Инженерное обеспечение боя. Военное издательство. Москва 1984г
4.Учебник. Военно-инженерная подготовка. Москва. Военное издательство. Москва  1982г.
5. Наставление по обеспечению боевых действий Сухопутных Войск. Часть IV. Инженерное обеспечение. Военное издательство. Москва .1985г.
6. Наставление по по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство. Москва   1984г.
7. Сборник нормативов по инженерному обеспечению боевых действий войск. Военное издательство. Москва  1970г.
8. Сайт  А.Швачко (ukrfort.io.ua)

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-фортификация

Заметки на полях. В отличие от своего металлического собрата КВС-У это сооружение оказалось довольно-таки приемлемым.
Собирать его оказалось намного проще и быстрее. Этим могли заниматься после краткого показа и сами пехотинцы, танкисты. По прочности и сроку службы КФУ ничем не уступало КВС-У, но было гораздо дешевле. Внутри сооружения было сухо, песок на голову не сыпался. Психологически люди чувствовали себя в КФУ гораздо спокойнее и уютнее, хотя цилиндрическая форма сооружения неудобна  и не позволяет рационально использовать внутренний объем.
Даже как-то теплее было в КФУ нежели в КВС-У.

Особенно хороши оказались КФУ в сухом песчаном грунте побережья Суэцкого канала. После усиленной ночной вентиляции (ночью летом  там температура воздуха +12-+15 градусов против +45 дневных) прохлады в этом сооружении хватало, чтобы переждать в нем самые жаркие часы, когда все живоев пустыне  прячется от палящего солнца.