Программа разминирования в республике УгандаВеремеев Ю.Г. По праву хозяина сайта полагаю
нужным кое что прокомментировать. Прежде всего следует принимать во
внимание, что понятие "Академия" в России и в западных странах носит
различную смысловую нагрузку. У нас под академией понимают высшее учебное
заведение, тогда как в странах Европы и США под этим названием
понимают учебное заведение или даже краткосрочные курсы начального уровня, а
в небольших странах даже единственного уровня. Говоря армейским языком-
"учебка". Общая справка.
Историческая справка. Уганда обрела независимость от Британской империи в
1962 г. Период от конца 60-ых до середины 80-ых годов отмечен
многочисленными конфликтами, особенно во время правления Иди Амина (1971-78)
и Милтона Оботеза (1980-85). Обоих отстранила от власти армия в 1985
году. Первый сформировал военное правительство, которое в скором
времени погрязло в трудностях, и в данных условиях развилось движение
Ёвери Мусевени и его Национальная Армия Сопротивления. После неудачных
переговоров правительство было разогнано Мусевени, который
стал президентом Уганды в январе 1986. Система минирования. Начиная с 1990 года мятежники пользовались противопехотным минами. Уганда изготавливала противопехотные мины до 1995 года. Мины изготовлялись в State-run National Enterprise Corporation (NEC) и Nakasongori. Фабрика строилась с 1987 по 1992 г. в сотрудничестве с китайским предприятием China Wabao Engineering Corporation. Изготовлялось два типа противопехотных мин - деревянные типа ПМД-6 и пластиковые мины. Существует информация о том, что Уганда импортировала противопехотные мины основном из России и Кореи. Также известно, что она хранила 50 000 различных мин, но они были уничтожены в 2003 году в соответствии с Соглашением о запрещении применения, производства и накопления запасов противопехотных мин. Веремеев Ю.Г. Информация о том, что Уганда
импортировала мины в основном из России и Северной Кореи является более чем
спорной, хотя Россия и занимает второе место в мире по
экспорту вооружений. Во первых, автор чуть ниже сама же опровергает это
утверждение. Во вторых, советское (именно советское, а не российское)
происхождение мин еще не дает основание утверждать, что они поставлялись из
России. В девяностые годы ими активно торговали страны бывшего Варшавского
Договора (Польша, Чехия, Венгрия, Румыния, Германия, Болгария), избавляясь
от советских образцов вооружения в связи с предстоящим вступлением в NATO, а
также страны, обретшие независимость после распада СССР (Эстония, Литва,
Латвия, Молдавия, Украина, Азербайджан, Грузия, Армения, Казахстан,
Туркмения, Таджикистан, Киргизия). Образцы мин, встречающиеся в Уганде: Веремеев Ю.Г. Из перечисленных выше образцов только четыре наименования советские. Остальные по большей части югославские. Мины LOT-11-68(US) (ЛОТ-11-68) как таковой не существует вообще. Автора, очевидно ввела в заблуждение надпись на ящике с американскими или английскими минами, которая в действительности означает "партия номер 11 1968 года" Мины также импортировались из Бельгии, Соединенных Штатов Америки и бывшей Югославии. Минная угроза. В результате военных конфликтов в прошедшие четыре
десятилетия, насыщенность территории страны минами и невзорвавшимися
боеприпасами является огромной проблемой для Уганды. Методы разминирования в некоторых частях Уганды
значительно отличаются. Минная проблема до самой полной степени существует,
прежде всего, на севере, потому что ЛРА устанавливали минные поля по всем
областям. Раньше ООН не верила, что возможно методическое разминирование.
Таким образом затрудняется возвращение перемещенных людей
в свои дома. Противоминный Центр. С начала 2006 года Уганда создала свой собственный
национальный центр по разминированию под названием Национальный руководящий
комитет. Политика разминирования была принята в начале 2006 года,
но для подтверждения ее кабинетом министров надо было
ждать до президентских выборов в мае 2006. Эта политика была сфокусирована,
прежде всего, на институтах, которые имеют дело с разминированием, а также и
на других участников разминирования. Стратегия планирования. Первые пять относятся к разминированию: РАЗМИНИРОВАНИЕ. Идентификация зоны минирования, поиск и оценка. В мае 2005 года команда оценки из Anti-mine
Network Rwenzori идентифицировала 57 опасных зон в Касесе. Требовалось
330 тыс. долларов для общей оценки минированных зон к 2006 году. В то же
время основной задачей является идентификация минных полей и картография
опасных и подозреваемых районов, анализ влияния минной угрозы на
социально-экономический статус, а так же список жертв мин в пяти
загрязнённых ВОП районах в северной части Уганды. Ограждение. Опасные районы в Уганде не были ограждены. Только со временем, когда началась программа противоминной деятельности, стали планировать систематическое обозначение минных полей и опасных зон. Очистка. Не было никакой организованной очистки минных полей в 2005 году или раньше. Так же не имеется никаких сведений от независимых лиц об имеющихся так называемых "village demining" (очищенных деревень). Веремеев Ю.Г. Возникает вопрос - а чем же тогда занимаются инженерно-саперные части и подразделения армии Уганды, для которых действия по разминированию, удалению заграждений является первейшей и главнейшей боевой задачей? Похоже, что в Уганде минная опасность, как и во многих других странах третьего мира стала просто кормушкой для многочисленной армии чиновников и дельцов. Создаются центры, офисы, разрабатываются стратегические планы, осуществляется финансирование, обучаются инженеры, совершаются инспекционные и оценочные поездки, разрабатываются стандарты, а самим то удалением взрывоопасных предметов никто и не занимается. Для примера. В СССР после освобождения территорий от
оккупантов армейские саперные батальоны немедленно приступали к выполнению
первоочередных работ по очистке местности от взрывоопасных предметов. После
войны каждая воинская часть получала свой участок, где она была обязана
произвести полную очистку. А там, где воинских частей не было, эта задача
возлагалась на районные военкоматы. Им предоставлялось право часть молодых
людей, подлежащих призыву в армию, оставлять в т.н. "батальонах
разминирования". Работа в этих батальонах по месту жительства
приравнивалась к службе в армии. ОБУЧЕНИЕ РИСКАМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МИННОЙ ОПАСНОСТИ. Этим занимаются некоторые организации, допущенные к
обучению рискам жизнедеятельности в условиях опасности: International
Service Voluteers Association, Canadian Physicians for Aid and Relief,
Anti-mine Network-Rwenzori, а с января 2006 года и World Vision. Эти
организации тесно сотрудничали с правительством, местными лидерами и силами
ПМД Уганды. Обучение рискам направлено на беженцев, которые живут в
лагерях на севере страны. В такие акции были включены неправительственные
организации ещё с 2000 года. В программу включены волонтеры. Эти иностранные
организации работают на принципе, что сперва обучат индивидуально или малые
группы в составе местных жителей, которые потом будут обучать остальных
жителей на их собственном языке. В основном, все действия Уганды, что касаются обучения
рискам, можно привести в три уровня: Таким образом можно свободно сказать, что обучение рискам в Уганде хорошо организовано, с целым рядом различных мероприятий, направленных на изучение и развитие осведомленности о минной опасности, а также о том, что была успешно создана связь между коммуникациями и взаимодействием между иностранными и национальными организациями и местными чиновниками. Веремеев Ю.Г. По данным организации "Врачи без границ", инспекции ООН в Камбодже, местное население, как правило, без всякого обучения, прекрасно осведомлено о той опасности, которую представляют взрывоопасные предметы, а более 75% жертв знало и об опасных предметах и об опасных территориях, но сознательно пренебрегало мерами безопасности. Частично вследствие необходимости обеспечивать свои семьи продовольствием, водой, предметами быта, частично из стремления к наживе. ФИНАНСИРОВАНИЕ В 2005 году пять стран участвовали в финансировании
гуманитарного разминирования Уганды. В итоге было выделено 1 763 449
долларов. В отличие от этого, в 2004 году дотация была 228 539 долларов.
Странами-донорами были: Канада, Германия, Норвегия, Великобритания и
Соединение Штаты Америки. Веремеев Ю.Г. Но ни доллара на собственно разминирование (приобретение инструмента и снаряжение. содержание деминеров и т.п.). ЖЕРТВЫ МИН И ВОП. Национальная база данных не имеет никакой информации о жертвах в 2005 году. Но согласно данным некоторых неправительственных организации было 40 жертв - 11 убитых и 29 раненных. Точное число всех жертв минной опасности в Уганде неизвестно, но согласно данным, поставляемым Правительством, на севере страны было 900 жертв, а к западу 200. Веремеев Ю.Г. Т.е. , сколько и как пострадало местных жителей от взрывоопасных предметов ни в правительстве Уганды, ни в странах-донорах никого не волнует и не интересует. А если поделить все затраченные миллионы на число пострадавших, то на каждого приходится изрядная сумма. Но они этих денег не увидят и не получат. ПОМОЩЬ ЖЕРТВАМ. На пресс-конференции в Найроби в ноябре-декабре 2004 года
Уганда была охарактеризована как страна с существенным числом пострадавших
от мин, и как страна с большой ответственностью, но также и с большими
потребностями и ожиданиями помощи, в связи с жертвами. Все эти планы обещают много, но ситуация на деле весьма отлична от планов. Очень много пострадавших людей от мин или других ВОП. Сегодня это люди, которым нужна помощь всего общества, в разных видах помощи, но, прежде всего, в медицинской. В Уганде находится 254 больницы, большинство из них частные, и в них надо платить, но у большинства населения нет на это денег. Вторая проблема - большое расстояние от поликлиник до деревень. УГАНДА - ЧЛЕН ОТТАВСКОЙ КОНВЕНЦИИ. Уганда подписала Договор о запрещении производства, использования и транспортировки противопехотных мин (Договор о запрещении мин) 3 декабря 1997 года, ратифицировала его 25 февраля 1999 года. Закон вступил в силу 1 августа 1999 года. В июне 2003 года Уганда закончила процесс уничтожения около 6383 противопехотных мин. Для обучения и подготовки саперов сохранено 1 764 мин типа Тип 72 и ТМ-200. Также уничтожены мины, которые были обнаружены в ходе операций по разминированию, некоторые из них в местах поиска, а некоторые на военном объекте по уничтожению в Гулу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Перед Угандой стоит большая и серьёзная проблема, которая должна быть решена в будущем. Фактически, эта страна сталкивается с последствиями давней гражданской войны: минная угроза, жертвы мин, беженцы, которые не могут возвратиться в свои дома. Здесь стоит вопрос, как переместиться в реализацию решения этой проблемы в условиях, где есть недостаток денег и оборудования, неизвестно точное число или расположение минных полей, сложные естественные географические особенности (болота, густые леса) страны, с другой стороны, низкий уровень грамотности населения, которое препятствует проведению мер по избавлению от минной угрозы, общая бедность... Сталкиваясь с этими и рядом других проблем Уганда, по всей вероятности, определяет создание и развитие деятельности, связанной с разминированием. Процесс начался с принятия Оттавской Конвенции в 1999 году. Является похвальным энтузиазм и энергия, направленные на противоминную деятельность всех слоев общества, начиная от членов правительства, местных чиновников, художников, государственных средств массовой информации и беженцев в лагерях. Следует отметить и роль международного общества и зарубежных стран, в финансовой и кадровой поддержке. Остается спорным выполнение параграфа 5 Оттавской Конвенции, хотя бы что касается крайних сроков, потому что число саперов и оборудование, которым располагает Уганда, совсем недостаточны и иллюзорно надеяться, что страна будет свободна от мин к 2009 году. Веремеев Ю.Г. Статья не дает ответа на простой вопрос - сколько из выделенных Уганде денег были украдены чиновниками Канады, Германии, Норвегии, Великобритании и Соединенных Штатов Америки, а сколько собственно угандийскими чиновниками. Ведь, указанные выше суммы более чем в достаточной мере обеспечивают решение всех проблем, связанных с ликвидацией всех последствий войны в Уганде. А сама по себе проблема не решена совсем. Источники и литература1. Малый атлас мира. Федеральная служба геодезии и картографии России. Москва. 2002г. ---***--- |
©В.Йокич
|