Противодесантные заграждения Атлантического Вала
"Спаржа Роммеля"

Большое предисловие.

По мере того, как разрасталась Вторая Мировая война, и военные действия между Германией с одной стороны, и Англией и Францией с другой, перешли из состояния "сидячей войны" (осень 1939-весна 1940) в настоящие полномасштабные боевые действия, перед германским военным командованием начала вставать проблема защиты завоеванных территорий от нападения союзников. Хотя в июне 1940  Франция была выбита из войны, а ее территория оккупирована, Англия, поддерживаемая США, начинала представлять для Германии все большую опасность. С началом войны против СССР, когда едва ли не все боеспособные дивизии были брошены на Восточный фронт, а в декабре 1941 США официально вступила в войну с Германией, вероятность вторжения союзников начала все в большей степени становиться возможной.

Одним из наиболее вероятных вариантов было вторжение с территории  Англии через пролив Ла-Манш или из Бискайского залива. Также вполне вероятным было вторжение через Данию и Норвегию. Тем более, что в 1940 году в Норвегии англичане уже это пытались сделать. Хотя успехи немецкого оружия на Восточном фронте  летом-осенью 1941 впечатляли и внушали немцам оптимизм, нельзя было  сбрасывать со счетов вероятность того, что Англия, чья судьба целиком зависела от того, выстоит Красная Армия или нет, попытается вторжением во Францию, Норвегию или Данию оттянуть на себя часть сил Вермахта. Особенно  по мере того, как из Америки в Англию начали прибывать дивизии  армии США.

Уже 14 декабря 1941 года Гитлером были отданы первые распоряжения по началу строительства в Западной Европе оборонительной линии под названием "Новый Западный Вал" (Neue Westwall). Правда, первоначально все сводилось к усилению оборонительных возможностей портов и гаваней, находящихся в Атлантике.

Поражение Вермахта под Москвой в декабре 1941- январе 1942, и активные политические и дипломатические усилия Москвы, требовавшей более активного участия союзников в войне, и прежде всего в Европе, привели германское руководство к выводам о том, что опасность вторжения союзников в Европу возрастает. И уже 23 марта 1942 Гитлер своей Директивной №40 потребовал возведения на Атлантическом побережье системы укрепленных районов под названием "Атлантический Вал" (Atlantikwall).   Необходимость укрепления побережья   подтвердилась попыткой англичан высадить десант возле Дьеппа в августе 1942.

Однако, до лета 1943 года строительство шло медленными темпами, поскольку Театра военных действий в Западной Европе пока не существовало, а  ресурсы остро требовались Восточному фронту. Однако, в этом году положение быстро стало меняться не в пользу Германии.
В январе 43 крупнейшее поражение под Сталинградом с гибелью 6-й армии.
В мае 43 капитуляция итало-германских войск в Северной Африке.
Июль-август 43 поражение в битве на Курской дуге и захват союзниками Сицилии.
Сентябрь 43 высадка союзников на юге Италии и их наступление на север.

Вместе с тем, и немцам и союзникам становилось ясно, что приближается время, когда боевые действия должны развернуться в Западной Европе. Наступление союзников в Италии завязло на местности очень благоприятной для обороны, и немцы успешно противостояли им сравнительно небольшими силами. А ведь впереди лежали Альпы, преодоление которых сулило союзникам огромные потери с реальной угрозой полной остановки наступления.

Единственным перспективным решением для англо-американцев было вторжение во Францию из Англии. Выбор мест, где возможно было провести морскую десантную операцию был невелик. Американский генерал О.Бредли насчитывал их всего шесть.
Первый - побережье Северного моря от Гааги до Антверпена.
Второй - район пролива Па-де-Кале.
Третий - район Гавра.
Четвертый -район полуострова Котантен и до города Кан.
Пятый - район полуострова Бретань.
Шестой - побережье Бискайского залива от Сен-Назера до Бордо.

Наиболее вероятным участком немцы считали район Па-де-Кале,  и здесь они сосредоточили основные усилия по возведению фортсооружений и заграждений. Однако,   разведка союзников вскрыла эти приготовления противника и  их командование   сочло более перспективным  участок от  основания полуострова Котантен и до города Кан.
Хотя, отсюда до сердца Германии было дальше, однако, этот вариант обещал  скорейшее освобождение Франции с возможностью использования большого количества французских портов,  более быстрый выход в военную кузницу Германии - Рур.

Так или иначе, но работы по созданию оборонительной линии на побережье, и прежде всего, по берегу Ла-Манша следовало форсировать. В ноябре 43 Гитлер  возлагает на   фельдмаршала Роммеля задачу инспектирования Атлантического Вал, в ходе которой он доложен был организовать ускоренную подготовку побережья к обороне. Роммель имел большой опыт боевых действий против англичан и американцев, знал их сильные и слабые стороны. Кроме того, он имел большой опыт ведения войны малыми силами на местности, бедной естественными препятствиями. Он хорошо был знаком с опытом морских десантов на Сицилии, Салерно и Неттунии.

В ходе инспектирования Роммель пришел к выводу, что сил для отражения союзников у немцев явно недостаточно как по количеству дивизий, так и по их состоянию и боеспособности. Вместе с тем, он знал, что различного рода невзрывные заграждения в сочетании с обширным минированием создают очень благоприятные условия для обороняющихся.
Забегая вперед, заметим, что если  с марта 42 до ноября 43 на Атлантическом Валу было установлено около 2 миллионов  различных мин, то до лета 44 усилиями Роммеля это число было доведено до более чем 8 миллионов. И он требовал срочных поставок еще 40-50 миллионов, чего промышленность Вермахта выполнить была не в силах. А вообще, Роммель полагал, что 200-300 миллионов мин исключат даже саму мысль о возможности высадки. Но это количество едва ли не вдвое превышает количество всех мин установленных всеми воюющими сторонами в сумме за всю Вторую Мировую войну. Эти идеи фельдмаршала уходили за область реального.

Второе, что знал Роммель, это то, что успех высадки морского десанта  решается в первые часы. Если в это время удается  уничтожить первый эшелон атакующих, то второго, скорее всего, уже не будет. Дело в том, что первый эшелон десанта ориентирован на захват и удержание плацдарма на берегу, и соответствующе оснащен и организован.
Второй же эшелон предназначен для развития успеха. Он в гораздо большей степени оснащен тяжелым вооружением (минометы, артиллерия, танки), и обременен автотранспортом и грузами снабжения. Второму эшелону критично необходимы более благоприятные условия приближения к берегу и выгрузке, нежели первому.
Проще говоря - второй эшелон это не вторая попытка того, что не смог первый.

Третье, что твердо знал фельдмаршал, десант нужно уничтожать в момент максимального приближения к берегу, но когда солдаты еще не ступили или только-только ступили на песок.
Дело в том, что это момент, когда корабельная артиллерия и авиация поддержки  десанта вынуждены прекратить огонь, чтобы не поразить своих, а десантники еще не могут действовать своим оружием. Они еще не разобрались в обстановке, не сориентировались, не видят целей, командиры еще не знают толком где их люди, не организована связь между подразделениями и с вышестоящим командованием. Словом, обстановка неясная, крайне нервозная.
К тому же у десантников еще нет никаких укрытий, нет пополнения боеприпасами (носимый боекомплект солдат расходует в первые 20-25 минут боя), часть личного оружия не действует, тяжелое оружие еще не высажено.

Конец  предисловия.

Итак, Роммель решил компенсировать нехватку огневых средств и личного состава минно-взрывными и невзрывными заграждениями. Свою работу он начал с решения кардинального вопроса - где должны быть размещены противодесантные заграждения, т.е. заграждения, которые мешают десантным плавсредствам приблизиться к берегу и высадить десантников и танки.

Фактор местности. Особенностью Ла-Манша являются весьма значительные приливы. При определенных сочетаниях влияния на Землю Луны и Солнца   высота прилива (разница между минимальными и максимальными уровнями воды) может достигать 15 метров. При наиболее благоприятном для союзников влиянии Луны и Солнца высота прилива 6-7 метров. Это минимальная высота прилива вообще возможная в Ла-Манше. В зависимости от уклона местности в сторону моря это означает разницу в отстоянии кромки воды в момент прилива и отлива 150-400 метров.

От автора. 150-400 метров совершенно плоского, не имеющего никаких абсолютно укрытий пляжа, покрытого мокрым вязким песком, илом и водорослями. Даже окопчик невозможно отрыть. Он сразу же заплывает водой и песком. Таких условия для боя и врагу не пожелаешь.

Уровень воды во время прилива повышается, а при отливе падает   на 30 см. каждые 15 минут. Следовательно, каждый час уровень воды изменяется примерно на 1.2 метра. Это означает, что с момента полного отлива до момента полного прилива проходит порядка 5-6 часов. Соответственно и при отливе. Таким образом, полный прилив, как и полный отлив, наступает каждые 10-12 часов.

Какой момент выбрать для высадки?

Наиболее благоприятным является момент полного прилива. В этом случае десантники попадают сразу на сухой возвышенныйsparza-rommela-1.jpg (10036 bytes) берег и сразу могут атаковать береговые укрепления.  У немцев мало времени для открытия огня и уничтожения десантников. Это понимали и немцы и союзники. Для Роммеля, таким образом, не было иного решения, как заставить союзников отказаться от высадки во время прилива. Это возможно сделать лишь с помощью  противодесантных заграждений, которые могут воспрепятствовать приближению плавсредств к берегу.

Момент  полного отлива наименее благоприятное для высадки вследствие того, что перед атакующими будет голое пространство 150-400 метров, но это единственный момент, когда баржи смогут приткнуться к берегу и открыть аппарели,   не опасаясь сесть на препятствия.

Забегая вперед, скажем, что союзники приняли именно это парадоксальное решение; единственное, позволяющее нейтрализовать противодесантные  заграждения. Было решено начать высадку через час после начала прилива, чтобы все же несколько уменьшить зону, которую придется преодолевать по открытому месту. Первыми должны были высадиться саперные команды  подводно-подрывных работ. Они в течение 30 минут, т.е. пока вода поднимется на 60 сантиметров  должны будут проделать проходы в заграждениях и обозначить их. Через 30 минут работать на заграждениях станет уже невозможно.
В эти проходы должны были устремиться десантные баржи. И по мере того, как будет подниматься вода десантники будут высаживаться все ближе к высокому берегу.

Итак, немцы разработали и возвели на нормандском побережье целую систему невзрывных и взрывных заграждений.

Оставляя в стороне рассмотрение морских якорных и донных мин, которые в основном работали против кораблей артиллерийской поддержки и крупных десантных судов, остановимся на собственно противодесантных заграждениях.

Первыми приближающиеся к берегу высадочные средства (танко-десантные и пехотно-десантные баржи и катера, плавающие транспортеры LVT4, плавающие танки М4 DD и т.п.) встречали хеммбалки и хольцпфёлены. Они были установлены  в зоне минимального уровня воды при отливе.

Хемммбалка (Hemmbalken).
sparza-rommela-2.jpg (17523 bytes)Также в немецкой документации встречается название Spreizhemmbalken.
Это препятствие представляло собой треугольную пирамиду высотой около 3 метров из бревен диаметром 20-30 см., врытых в грунт. В сторону моря с вершины пирамиды под углом 30 градусов к горизонтали укреплялось бревно того же диаметра. Примерно посередине это бревно подпиралось бревенчатой стойкой с откосной балкой (тоже врытые в грунт). Передний конец наклонного бревна упирался во вбитую в грунт сваю того же диаметра. На верхней поверхности бревна были закреплены две-три зубчатые стальные пластины.  На вершине некоторых хеммбалок кроме того, закреплялась противотанковая мина. Как правило это были мины T.Mi.42 или T.Mi.43 Pilz. Изредка встречались мины   T.Mi.35. Другие мины не использовались, поскольку в те времена, требуемой герметичностью обладали только эти мины.
Существовали различные вариации этого препятствия. В частности, вместо бревенчатой пирамиды могла быть установлена простоsparza-rommela-3.jpg (10977 bytes) бревенчатая двунога.
На фотоснимке справа показана сохранившаяся на французском побережье с тех времен хембалка .

Это препятствие действовало при высоте воды от 0 до 4.5 метра (3 метра высоты самого препятствия и 1.5 метра осадки пехотно-десантной баржи типа "бот Хиггинса").

Движущееся плавсредство натыкалось на хеммбалку  и по инерции наползало на нее. При этом зубцы пластины вспарывали днище, что приводило к поступлению воды в корпус. Поскольку плавсредство попадало на хеммбалку несимметрично, то при погружении в воду оно накренялось и  при достаточной глубине воды опрокидывалось. Если же плавсредство (при большей глубине воды) натыкалось на конец хембалки, то под ним взрывалась противотанковая мина. Это приводило к пробоине корпуса, контузии десанта и экипажа и в конечно счете к затоплению плавсредства.
Своевременно сойти с хеммбалки задним ходом баржа уже не могла, т.к. зубцы были устроены так, что препятствовали обратному движению ( принцип зубьев гарпуна).
Танк или плавающий транспортер, движущийся по грунту также не в состоянии преодолеть хеммбалку, т.к. уткнувшись в наклонное бревно, машина начинала подниматься по ней и заваливалась на бок
Хеммбалки устанавливались в линию с интервалом от 6 до 12 метров и могли соединяться между собой стальным тросом, который  препятствовал прохождению малых плавсредств между хеммбалками. Однако, троса были закреплены далеко  не везде вследствие того, что в морской воде они довольно быстро коррозировали и обрывались. Кроме того, во время приливов в штормовую погодуsparza-rommela-5.jpg (12763 bytes) на тросах нависало много водорослей и мусора.

Всего, на побережье Ла-Манша хеммбалок было установлено по различным подсчетам от 67 до 400 тысяч. Из них мины были установлены на 5- 7 тысячах. Дать точные сведения не представляется возможным из-за того, что  одни авторы считают только участки высадки союзников, другие вообще нормандское побережье, третьи всю линию Атлантического вала.
Ясно одно - хеммбалки были одним из самых распространенных противодесантных заграждений, поскольку для их возведения требовались лишь рабочая сила и лес. А леса в Северной Франции вполне достаточно.

Между хеммбалками устанавливаются   хольцпфёлены.

Хольцпфёлен (Holzpfaehlen)
sparza-rommela-4.jpg (35117 bytes)Это просто бревна диаметром 20-25 см. вкопанные в грунт под наклоном 60 градусов вперед ( в сторону моря). Высота над уровнем грунта 3 метра. На торце бревна закрепляется противотанковая мина. Как правило это были мины T.Mi.42 или T.Mi.43 Pilz. Изредка встречались мины   T.Mi.35. Другие мины не использовались, поскольку в те времена, требуемой герметичностью обладали только эти мины.
Задерживающие возможности этого препятствия существенно меньше, нежели хеммбалок. Танк или плавающий транспортер , движущиеся по грунту, могли ударом корпуса просто сломать бревно. Однако, для плавсредств хольцпфёлен   представляли серьезную угрозу, если препятствие не было видно над водой. Наталкивание баржи или катера на хольцпфелен приводило ко взрыву мины, в результате чего плавсредство получало пробоину и тонуло.
Если же хольцпёлен и не имело на своем торце мину, то все равно,  движущееся на скорости плавсредство пробивало себе днище. Если оно застревало на бревне, то вследствие поступления воды в корпус тонуло. Если же ему удавалось сломать бревно (это было возможно только для бревен тоньше, чем 20 см. и подгнивших), то плавсредство все же успевало дойти до мелководья. Однако, без ликвидации пробоины к дальнейшей эксплуатации плавсредство было уже непригодно.

Всего было установлено на нормандском побережье более 463 тысяч хольцпфёлен. Практически все они были снабжены минами. Такое их количество объясняется простотой самого препятствия и простотой его установки. Трудно сказать,  специально ли для этих целей на   корпусах мин T.Mi.43 Pilz  были предусмотрены   кронштейны и кольца, но то, что они обеспечивали удобное и быстрое закрепление на торцах бревен, это несомненно.

Промежутки между группами хеммбалок и холцьпфёленов закрывались  с помощью так называемых "Бельгийских ворот".

Бельгийские ворота (belgisch Gate)
sparza-rommela-6.jpg (14207 bytes)Это заграждение представляет собой передвижную конструкцию из стальных уголков и стержней.  Ее высота 2.8-3.0   метра, ширина 3.8 метра. Конструкция установлена на широких катках и может перемещаться в нужное место с помощью тягача (трактор, танк).
Насколько известно автору, это трофейные бельгийские противотанковые заграждения, с помощью которых предполагалось быстро перегораживать дороги против вражеских танков и бронемашин, и вместе с тем, при необходимости быстро освобождать проходы. По замыслу создателей одновременно эта конструкция могла использоваться в качестве основы для создания баррикады, для чего пространство позади решетки заполнялось грунтом, камнями и прочими предметами. Также она могла  использоваться в качестве противопехотного препятствия. Считалось, что солдаты противника будут вынуждены перелезать через эти ворота, подвергаясь при этом ружейно-пулеметному обстрелу.

Однако, бельгийцам они не пригодились, а немцы использовали их  совместно с группами хеммбалок и хольцпфёленов, закрывая ими промежутки между группами.  Остается неизвестным - то ли бельгийские ворота предназначались для обеспечения устройства проходов в заграждениях в необходимых случаях, то ли просто они были заменой групп хеммбалок.
Следует заметить, что в отличие от хеммбалок бельгийские ворота являлись и противопехотными заграждениями, если устанавливались плотно и соединялись между собой.

Сведений об их количестве не имеется, но судя по фотографиям, их было немногим меньше, нежели хеммбалок.

За линией хеммбалок, холцьпфёленов и бельгийских ворот и примерно на 10-50 метров дальше от воды проходила линия так называемых мин-щелкунчиков (Nussknackermine). Это крайне коварное заграждение, изобретенное по одним сведениям лично Роммелем, по другим, разработанное по его идее. Внешне, эти ранее неизвестные противодесантные донные мины, представляли собой бетонные основания, в которые были вставлены наклонно рельсы, двутавровые или тавровые балки, швеллеры высотой около 3 метров. А то и вовсе, просто торчащие из песка эти самые балки или рельсы. Английские разведчики, которые неоднократно в 41-44 годах по ночам высаживались   с лодок на берег и обследовали эти заграждения, докладывали, что это просто металлические невзрывные заграждения против плавсредств, работающие точно также, как и хольцпфёлен, но не имеющие наверху противотанковых мин.
А коварство мин-щелкунчиков заключалось в том, что стандартные заряды взрывчатки или пара противотанковых мин в эти устройства при их установке не закладывались. Это предполагалось сделать, когда угроза высадки станет очевидной и близкой. И все же во многие мины заряды немцы установить так и не успели. И сегодня ряд историков полагает, что это были невзрывные заграждения.

Противодесантная мина типа I  (Nussknackermine I).
sparza-rommela-7.jpg (11662 bytes)Представляет собой бетонное основание в форме усеченного конуса диаметром 1.1. метра и высотой 60 см. Вверх вперед на высоту 3 метра выступает металлическая балка или рельс, играющая здесь роль наклонного датчика цели. Внутри основания помещаются две противотанковые мины T.Mi.42 или T.Mi.43 Pilz.  Если плавсредство натолкнется на эту штангу, то оно начинает отклонять ее к вертикальному положению. Нижний конец штанги давит на взрыватель противотанковой мины, что приводит к взрыву обеих мин. В результате взрыва в днище плавсредства образуются множественные длинные трещины, заделать которые не представляется возможным. Кроме того, вследствие воздействия гидроударной волны взрыва, срываются с креплений двигатель, валы трансмиссии, повреждается винт и руль. Плавсредство теряет ход и управляемость.   Десант и экипаж получают контузии различной степени тяжести. В конечном счете плавсредство   тонет.

Эти мины начали устанавливать на побережье Нормандии с декабря 1943 года. Однако, вскоре пришли к выводу, что одностороннее действие мины (она срабатывает только если плавсредство приближается с моря) неудовлетворительно. Для уходящего от берега плавсредства, которое высадило десантников, эта мина представляет меньшую опасность.

Поэтому мина была модернизирована. Она получила обозначение как тип II.

Противодесантная мина типа II  (Nussknackermine II). sparza-rommela-8.jpg (7114 bytes)
Эта мина также представляла собой бетонное основание в виде усеченного конуса высотой 60 см и диаметром в основании 1.1 метра. Однако, датчик цели (стальная балка или рельс) устанавливался вертикально и удерживался в этом положении с помощью упоров и растяжек. Две противотанковые мины T.Mi.42 или T.Mi.43 Pilz. располагались по обе стороны нижнего конца этой штанги внутри основания. При столкновении плавсредства, идущего с моря или к морю, со штангой оно отклоняло ее от вертикального положения, что приводило к взрыву одной из мин. Ударная волна заставляла сработать взрыватель второй мины. так что взрыв обеих мин происходил практически одновременно. Поражающие возможности этой мины были одинаковыми с миной типа I.

Мины типа  II начали устанавливать в конце декабря 1943 года.

Однако, уже к этому времени интенсивность возведения фортификационных сооружений на побережье возросла настолько, что для производства мин типов I и II  не оставалось ни бетона, ни производственных мощностей. К тому же было выявлено, что противотанковые мины все же недостаточно стойки к агрессивной морской воде. Вдобавок, было решено установить обширные противотанковые минные поля на берегу за пределами пляжей, т.к. появились сведения о том, что у союзников имеются танки и автомобили, способные плавать или передвигаться под водой. Промышленность Германии не справлялась с заказами Роммеля по изготовлению противотанковых мин.

Немецкие саперы стали импровизировать. Так появилась мина Nussknackermine III

Противодесантная мина типа II  (Nussknackermine III)
sparza-rommela-9.jpg (13064 bytes)Основой этой мины стали бетонные или железобетонные кольца, которые используются для облицовки стенок колодцев и для устройства водопропускных труб под дорогами. Они имели наружный диаметр 1.2. м., внутренний 1   метр и высоту 60 см.
В стенках кольца проделывались отверстия, в которые вставляли две короткие балки. К этим балкам хомутами крепили крупнокалиберный   артиллерийский фугасный  снаряд. Достоверно известно, что использовался немецкий 172 мм. снаряд "17 cm Sprgr L/4,7 Kz (m. Haube)". По всей вероятности использовались и трофейные французские снаряды примерно такого же калибра. Заряд взрывчатки   был существенно меньше (6.4 кг.), нежели в двух противотанковых минах, однако и этого было вполне достаточно, чтобы потопить десантную баржу. Зато стойкость снаряда к морской воде сомнений не вызывала.
Штатный взрыватель снаряда удалялся и вместо него с помощью адаптера вкручивался  саперный взрыватель натяжного действия  Z.Z.35, обычно использовавшийся в противопехотных минах. К штоку взрывателя крепилась натяжная проволока, выходившая сквозь отверстие в стенке бетонного кольца наружу. Снаружи к бетонному кольцу на оси, крепилась трехметровая стальная балка или рельс ( штанга). И вот к ней крепился второй конец натяжной проволоки. От падения штангу удерживала проволочная стяжка, закрепленная на бетонном кольце.
Снаряд и взрыватель для улучшения герметичности заливались битумом или смолой.
Наткнувшееся на штангу плавсредство толкало штангу вперед, обрывая стяжку.  Натяжная проволока тянула шток и взрыватель срабатывал. Снаряд взрывался и выводил плавсредство из строя.

Преимущество мины типа III перед двумя предыдущими состояло в том, что устанавливать ее было возможно без применения грузоподъемных средств (мины типа I  и II весили около 700 килограмм). Кольцо подвозилось к месту установки мины на повозке, а то и вовсе усилиями солдат (перекатывалось), а все остальные работы по сборке производились на месте расчетом из 4 человек за 40-50 минут

Установка мин этого типа отмечается с февраля 1944 года. 

Вскоре было решено отказаться от бетонных колец совсем и заменить их рамой из стальных балок или рельс. Так появились дла типа противодесантных мин. Одна с натяжным взрывателем, вторая с нажимным взрывателем.

Импровизируемая противодесантная мина (improvisierte Nussknackermine)
sparza-rommela-91.jpg (19863 bytes)Обе мины были устроены одинаково.  Обе представляли собой раму длиной и шириной 3 метра из стальных балок или рельс. Две балки располагались близко друг от друга параллельно, а две другие были поперечно прикреплены к их концам. В центре на оси между параллельными балками была установлена поворачивающаяся на оси балка (3 метра высотой), игравшая роль датчика цели. Она фиксировалась в определенном положении (наклонно вперед) с помощью двух растяжек и упорной короткой балки. Т.е. повернуть ее на оси в вертикальное положение   было возможно только приложив определенное усилие.
На параллельных балках хомутами крепился артиллерийский фугасный снаряд крупного калибра (от 203 до 283 мм.), что  обеспечивало мине заряд взрывчатки от 15 до 23 килограмм. В основном использовались трофейные французские снаряды устаревших артсистем, оставшиеся от Первой Мировой войны.
Штатный взрыватель из снаряда удалялся и на его место через адаптер вкручивался  либо взрыватель натяжного действия Z.Z.35,  либо взрыватель нажимного действия D.Z.35
В последнем случае (как показано на рисунке слева) взрыватель своей головкой почти касался штанги и плавсредство, идущее с моря, натолкнувшись на штангу, поворачивало ее в вертикальное положение. В результате штанга давила на взрыватель и он срабатывал, приводя снаряд ко взрыву.
Если же использовался натяжной взрыватель, то снаряд закреплялся по другую сторону штанги. В этом случае натяжная проволока от штока взрывателя проходила и крепилась к нижней части штанги. Поворот штанги в вертикальное положение тянул проволоку и взрыватель срабатывал.
Мины этого типа  немцы стали устанавливать уже в апреле-мае 1944 года. Как оказалось, этот вариант противодесантной миныsparza-rommela-92.jpg (12386 bytes) наиболее удачный. Мину в разобранном виде переносили 4-6 человек, а для сборки и установки требовалось всего 3-4 человека, которые затрачивали на монтаж мины не более 30-35 минут.
К тому же она оказалось наиболее устойчивой к воздействию приливно-отливных волн. Эти мины меньше заносило песком, они были меньше склонны к опрокидыванию. Вымывания песка из под них не наблюдалось. Более того, вскоре было рекомендовано зарывать мины в песок по верхний край снаряда. Для противника это  создавало иллюзию того, что это не мины, а просто вкопанные в песок противодесантные невзрывные заграждения. Тем более, что немцы практиковали и такой вид заграждений (Stahlpfaehlen). Отличить зарытую в песок   мину от стальпфёлена было почти невозможно (мину выдавали только растяжки на штанге).

В общей сложности, на Атлантическом валу было установлено почти десять тысяч мин типа Nussknacker всех вариантов.  Более подробно о противодесантных  минах этого типа можно прочесть в разделе  "-инженерные боеприпасы" в этом же сайте.

За линией противодесантных мин ближе к   коренному берегу   находилась линия бетонных тетраэдров (Betonteträder). Они устанавливались в два-четыре ряда с промежутками между  тетраэдрами в ряду 6-10 метров.

Бетонный тэтраэдр (Betonteträder).
sparza-rommela-93.jpg (12164 bytes)Высота тетраэдра 2- 2.5 метра, сторона треугольника также около 2-2.5 метра. Известны две мало различающиеся между собой конструкции. Первая конструкция собиралась из фигурных железобетонных балок сечением 25 на 25 см., имела высоту 2.5 метра и устанавливалась на бетонные основания. К верхней площадке, образуемой концами балок, должна была крепиться противотанковая мина T.Mi.42 или T.Mi.43 Pilz. Однако, хотя все они имели подготовленные крепления для мин, мины на них практически не встречались

Вторая конструкция имела высоту 2 метра, сечение железобетонных балок 30 на 35 см., иsparza-rommela-94.jpg (24427 bytes) устанавливалась на песок. Этот тетраэдр  имел уже двойное назначение. Он должен был останавливать и танки, которым удалось высадиться с барж или доплыть до берега (плавающие танки), а также плавающие гусеничные транспортеры и автомобили.

Установка на них противотанковых мин не предусматривалась.

Собственно, линией бетонных тетраэдров и заканчивалась зона чисто противодесантных заграждений. Точнее, заграждений, предназначенных в первую очередь для воспрепятствования причаливания к берегу плавсредств.

Всего бетонных тетраэдров по донесениям, ежемесячно представлявшимся Роммелю, было установлено свыше 81 тысячи.

За линией бетонных тетраэдров, а частично и вперемешку между ними   устанавливались заграждения, уже предназначенные в первую очередь для задерживания танков, гусеничных транспортеров и другого транспорта. Конечно, они могли выводить из строя или мешать действиям плавсредств, но это уже вторично.

sparza-rommela-95.jpg (9588 bytes)sparza-rommela-96.jpg (21144 bytes)Довольно широко были распространены стальные тетраэдры (Stahltetraeder) , которые сваривались из стального уголка сортамента 16 и имели высоту около 1 метра. Они имели то же самое предназначение, что и противотанковые ежи, называвшиеся по немецки Tschechischeigel , т.е. "чешский еж". Очевидно, исходя из того, что основным поставщиком этих ежей были металлообрабатывающие предприятия Чехословакии, хотя производились они по образцам, вывезенным немцами при отступлении в декабре 1941 года из под Москвы. На Атлантическом валу встречалось и некоторое количество  ежей советского производства.
Ежи изготавливались из любого стального проката (уголок, швеллер, тавр, двутавр сортаментом обычно 10 или крупнее. Советские ежи  имели   высоту около 70-80 см., ежи чешского производства около 1.0-1.2 м.

Всего стальных тетраэдров на Атлантическом вале было установлено около 300 тысяч.

От автора. Изначальная идея противотанковых ежей, предложенная начальником Киевского танкового училища генерал-майором Горрикером в июле 1941 года  состояла в том, что танк, наезжал на ежа, который начинал перекатываться под ним, и в конце концов, танк, потеряв достаточное сцепление с  грунтом, повисал на еже. Но такое применение ежей требовало твердого грунта (мерзлый грунт в поле или твердое уличное покрытие). Поэтому на советско-германском фронте ежи применялись ограниченно в зимних боях под Москвой и для создания заграждений sparza-rommela-97.jpg (23538 bytes)на московских окраинных улицах, и в некоторых других городах.
Грунт на французских пляжах был очень податливый и рыхлый. Поэтому немцы значительно увеличили высоту ежей, в расчете, что еж будет просто тормозить танк, зарываясь своими концами в песок. собственно, и стальные тетраэдры должны были работать примерно так же.

Наконец, примерно там, куда доходила вода в момент полного прилива в три-четыре ряда были установлены стальные противотанковые надолбы, высотой около 90 сантиметров.  Между надолбами было 1.5-2.0 метра, между рядами от 2 до 4 метров.
Это уже были чисто противотанковые заграждения, поскольку плавсредства могли доплыть до них только в те дни, когда прилив был особенно велик (около 8-10 метров)..

Их было установлено около 72 тысяч.

 sparza-rommela-98.jpg (20246 bytes)Дополнительную   линию   противодесантных заграждений составляли так называемые Hemmkurven , представлявшие собой стальные ферменные   изогнутые конструкции высотой около 3 метров, соединяемые в неразборные секции длиной по несколько сот метров . В общем то, при высоте прилива 6-7 метров вода до них не доходила. Они, очевидно,  играли роль последней линии противодесантных заграждений в те дни, когда прилив достигал высоты 10-15 метров,
Впрочем, как пишет С.Залога, эти хеммкурфены в ряде мест были установлены и в первой линии заграждений, замещая собой хеммбалки и хольцпфёлены.

Говоря о противодесантных заграждениях Вермахта на Атлантическом валу к июню 1944 года нельзя не упомянуть о неких бетонных изделиях, напоминающих по форме противотранспортные дорожные стальные шипы, но гораздо более крупные (боле 2 метров высотой) , которые очевидно не относились к противодесантным заграждениям, но которые фактически вписались в систему заграждений. Их нередко можно увидеть на фотографиях того времени. В немецких служебных документах они не перечисляются и об их установке не упоминается. Это была, вероятно французская система защиты берега от размывания волнами во время особенно сильных приливов и штормов.
Подобные изделия нередко встречаются на морских побережьях и сегодня в качестве защиты берега от размывания. Правда, обычно они уложены гораздо плотнее, нежели это было на нормандском побережье.

Между линиями противодесантных заграждений также было вбито большое количество стоек высотой 1.1-1.3 метра из уголка, арматуры и даже толстой проволоки ( 6-8 мм.). Эти стойки имели прорези, отверстия и даже зажимы для закрепления колючей проволоки. Это обеспечивало быстрое создание противопехотных проволочных заграждений на пляжной зоне. Однако, проволочные заграждения, причем весьма обильные, союзнические десантники встретили лишь на коренном берегу, там, куда не доставали волны. Дело в том, что первые попытки немцев  еще в 1942 году устроить проволочные заграждения на пляжах для воспрепятствования действий английских разведчиков показали, что во время прилива вода приносит большое количество водорослей, морского мусора, и все это  накапливается на проволоке, обрывая ее в конце концов. К тому же морская вода очень быстро (буквально в считанные недели) разъедает проволоку. Было решено устанавливать лишь стойки для проволочных заборов, а саму проволоку натянуть уже в угрожаемый период. Были созданы запасы проволоки, однако натянуть ее немцы так и не успели, поскольку принятые союзниками тщательные меры маскировки мероприятий по подготовке вторжения не дали возможность Вермахту своевременно определить дату высадки. Впрочем, как и места высадки.

sparza-rommela-99.jpg (25032 bytes)Разумеется, выше описана идеальная, плановая схема установки противодесантных заграждений. В действительности эта система возводилась с различными отклонениями от нее, исходя из условий местности, наличия материалов, рабочей силы. Во многих случаях выше описываемые изделия имели отклонения в размерах и даже формах. На разных участках побережья действительные схемы заграждений могли довольно сильно отличаться.

Некоторое представление о плотности и схеме заграждений дает фотография, сделанная на одном из английских участков высадки.

На снимке можно рассмотреть бельгийские ворота, противотанковые ежи, хольцпфелены, стальные тетраэдры, а кое где и противодесантные мины.

В общей сложности, протяженность противодесантных заграждений на Атлантическом валу составила более 2200 километров. Это на 1400 километров побережья.  Титанический труд!

Вообще, установка заграждений на морском побережье  в зоне прилива занятие трудное и неблагодарное.
Практически невозможно замаскировать заграждения, которые то скрываются под водой слишком глубоко, то полностью обнажаются.  А ведь заграждения только тогда в состоянии выполнить удовлетворительно свою задачу, если обнаруживаются противником  неожиданно для него, если он не готов к их преодолению, если он не запланировал их уничтожение и не отвел в планах для этого время и ресурсы.
Сложно обеспечить устойчивость заграждений, т.к. песок, ил очень подвижны. Заграждения то заносятся песком и их нужно откапывать, то наоборот, подмываются, опрокидываются и их нужно восстанавливать.
Морская вода очень агрессивна и все металлические элементы заграждений быстро коррозируют и разрушаются.
Приходится прилагать очень много усилий по обеспечению герметичности зарядов ВВ и особенно взрывателей в минно-взрывных заграждениях, иначе вода быстро выводит их из строя.

Какова оказалась роль противодесантных заграждений, возведенных Роммелем? Имело ли это смысл?

Большую часть заграждений, фортификационных оборонительных сооружений немцы возвели там, где по их мнению были наивыгоднейшие условия для высадки. А именно, на побережье пролива Па-де-Кале в районе от Дюнкерка до Берка. Здесь было наименьшее расстояние до английского берега и тяжелые орудия Дувра могли обстреливать побережье Франции.
Но именно потому, что немцы ждали союзников именно здесь, последние отказались от этого района и выбрали участок от юго-восточной части полуострова Котантен до города Кан, где укреплений и заграждений было значительно меньше.

Больше всего не повезло американской 1-й пехотной дивизии 5-го армейского корпуса, которая была задействована на участке высадки Омаха (Omaha Beach) в первой волне десанта. Как раз здесь заграждений было значительно больше, нежели на втором американском участке Юта и английских Голд, Джюно и Сворд.  Историк С.Залога насчитывает на 10 километров берега участка Омаха (между Понт де ла Персе и Порт-эн-Бессан)   свыше  3700  противодесантных заграждений.
К  заграждениям  добавилось то, что именно в этой части полуострова дуют постоянные ветры, поднимающие волну. В день высадки высота волн здесь достигала полутора метров.

Союзническим командованием было принято решение начинать высадку первой волны первого эшелона десанта спустя час после начала прилива. Все же это давало возможность высадить людей непосредственно у первой линии заграждений.

Первыми должны были выйти на берег плавающие  танки роты Альфа 743-го танкового батальона и пехотные роты Альфа, Эхо, Фокстрот и Гольф 116-й полковой группы.  Одновременно с ними на участке Омаха должна была высаживаться 146-я боевая инженерная команда.  Из-за сильного прибоя и на заграждениях погибло 27 танков из 32 и пехота сразу лишилась огневой поддержки.

В  распоряжении саперов было всего 30 минут, пока вода не поднимется на 60 сантиметров и работы по подрыванию заграждений станут невозможными. В 6.33 первые подрывники высадились на берег на участке Омаха и сразу попали под плотный огонь немецких береговых огневых точек.   Одна группа армейских подрывников смогла за 22 минуты проделать проход 15-метровой ширины, но из 13 человек четверо было убито и четверо тяжело ранены. При этом они не смогли обозначить вехами и буйками этот проход.
В целом удалось, да и то не полностью проделать всего шесть проходов.
Танко-десантные баржи, которые должны были идти за пехотными баржами, не смогли отыскать проходы и стали отходить в море

Под плотным огнем немецкой обороны американские пехотинцы частично были перебиты, частично укрылись в непростреливаемых  зонах под дамбой, отделявшей коренной берег от пляжа. Поднимающаяся вода  не позволяла пехоте окопаться на пляже и гнала их под немецкие пулеметы, раненые, не способные передвигаться, тонули.
К 10.00 пехота 1-й дивизии была уже небоеспособна, потери составили свыше 2 тысяч человек, задача по захвату плацдарма была не выполнена.

sparza-rommela-991.jpg (18164 bytes)Командование 5-го армейского корпуса доложило командующему генералу Бредли о том, что 1-я дивизия прижата огнем, несет потери и   прорваться дальше пляжа не может. Бредли был вынужден перенаправить вторую волну десанта Омахи, которая должна была начать высадку в 12.00, на участок Юта и английский участок Голд.
Таким образом, противодесантные заграждения в сочетании с огнем оборонительных сооружений сорвали высадку на участке Омаха.

На снимке: Пляж Омаха.  10.00. Вода дошла до линии противотанковых  ежей. Остальные заграждения уже под водой. На заднем плане разбитые и затонувшие десантные баржи. На переднем плане горстка уцелевших пехотинцев тщетно пытается  использовать единственно возможное прикрытие - противотанковый еж.

На участке Юта заграждений оказалось значительно меньше. К тому же здесь  из-за счастливой ошибки в навигации  и первый и второй эшелоны высадились в двух километрах к юго-востоку от намеченного места, где немцы вообще не ожидали высадки, поэтому   заграждений там было крайне мало. .Да и огонь был не такой плотный.  Незапланированная в этом месте высадка прошла успешно.  Армейские саперы и флотские разградители   под прикрытием пехоты и танков  смогли  расчистить запланированные  400 метров пляжа и  успели расчистить еще  300 метров, прежде чем прилив выгнал их на сушу. 

Фактические потери на участке Юта составили 30 процентов личного состава, на участке "Омаха" - 60.  Вот цена противодесантных заграждений.

Разумеется, сами по себе заграждения   не остановят атакующих. Они лишь могут их задержать, да и то, очень не на долго. Но вот в сочетании с огнем их действенность резко возрастает. Заграждения создают огневым средствам благоприятные условия для уничтожения противника,  пока он проделывает себе проходы, а огневые средства мешают работам по разграждению. Потери десанта возрастают вдвое.

Послесловие.
Критикуя союзников за то, что они так долго тянули с открытием второго фронта, нам все же не стоит забывать, что морской десант мероприятие крайне сложное и нечасто сулящее успех. Союзников спасло то, что у немцев во Франции не было полноценных боеспособных дивизий. Все из Вермахта высасывал Восточный   фронт. На Запад немцы перебрасывали насмерть разбитые  Красной Армией дивизии для переформирования, отдыха и перевооружения. Как только дивизия становилась боеспособной, она убывала на Восток, а взамен прибывали остатки очередной разбитой. Часто лишь одни штабы со вспомогательными подразделениями.
Так, успешно оборонявшаяся на участке Омаха 352-я пехотная дивизия еще в ноябре 1943 являлась остатками 321-пехотной дивизии. 5 ноября 1943 в Сен-Ло из группы армий Центр прибыла 321-я в составе - штаб дивизии, штаб гренадерского полка, штаб артиллерийского полка, сборный гренадерский батальон, сборный артиллерийский дивизион, рота связи, рота обеспечения. И это все.

Именно на Западе появилось такое немецкое "изобретение" - стационарные дивизии (Bodenständedige-Division). Стационарные, это значит, что в этих соединениях не было не то что автотранспорта, но даже и лошадей, и даже  тяги для орудий. Максимум - один из батальонов на велосипедах. Такая дивизия вообще  могла перемещаться с одного места на другое только по железной дороге.  Пешим порядком не могла, поскольку тяжелые грузы (боеприпасы, продовольствие и прочее, без чего люди существовать не могут) перемещать было нечем.
Те немногие действительно пехотные дивизии, имевшиеся на Западе, уже с середины 43 года сражались в Италии.
В зоне высадки американцев на участке  Омаха немцы имели  352-ю пехотную дивизию (2 полка), которая  была поспешно в конце ноября 43 сформирована в Сен-Ло из остатков 321 пехотной дивизии, уничтоженной в октябре-ноябре 43 в группе армий Центр на Восточном фронте. Сформирована, это громко сказано. Она  после переформирования 321-й  насчитывала всего 12 тыс. человек вместо положенных по штату 16-17 тысяч и набрана была из числа молодежи ранее признанными непригодными к строевой службы из-за физических недостатков, дефицита веса, хронических заболеваний.  Причем, в это число также входили полторы тысячи так называемых   "хиви" (русские пленные, добровольно поступившие на вспомогательную службу в Вермахт)
Неудача американцев на участке Омаха произошла вследствие того, что там  всего-навсего вместо одного ожидаемого немецкого  полка  709-й стационарной дивизии оказались  усиленный 726-й гренадерский полк  и 916-й гренадерский полк   352-й пехотной дивизии.

Союзники. На участок  Омаха должны были высаживаться только в первой волне:
*16-я полковая группа (16-й пехотный полк, 741-й танковый батальон, 7-й батальон полевой артиллерии, 62-й бронебатальон полевой артиллерии, 1-й инженерный батальон, 5-я инженерная специальная бригада, 20-й инженерный боевой батальон.
*116-я полковая группа (116-й пехотный полк, 2-й и 5-й батальоны рейнджеров, 743-й танковый батальон, 58-й   бронебатальон полевой артиллерии, 111-й батальон полевой артиллерии, 6-я специальная инженерная бригада, 112-й инженерный боевой батальон, 121-й инженерный батальон).
*18-я полковая группа (18-й пехотный полк, 745-й танковый батальон, 32-й и 5-й батальоны полевой артиллерии).

Заметим, что по американским канонам инженерные батальоны помимо исполнения своих прямых инженерных задач является пехотным резервом командира дивизии. Эти батальоны соответственно вооружены и обучены для пехотного боя.

Союзники имели громадное превосходство в артиллерии за счет тяжелых корабельных орудий, тогда как береговая артиллерия немцев состояла в основном из трофейных французских орудий калибром мало где крупнее  75 мм. Да и те с недостаточным количеством снарядов, пополнить который было неоткуда. Имеющийся боекомплект был израсходован в первые 3 часа боя, а подвоз организован быть не мог.
Соотношение сил в воздухе было просто невообразимым - 1 к 25 в пользу союзников. Английские и американские бомбардировщики и штурмовики могли  висеть над немецкими позициями весь световой день и безнаказанно расстреливать любую огневую точку, любой движущийся автомобиль.
Военно-морские силы. О них даже не стоит и говорить. Против нескольких тысяч только десантных вооруженных судов немцы смогли выставить 15 торпедных катеров. Это все.

Вот здесь и можно сказать, что немцев задавили массой.  На Омахе оборонялись   всего два полка,  укомплектованных молодыми людьми 1925-26 годов рождения, признанных по свидетельству офицера  дивизии оберстлёйтнанта Ф.Зигельмана ограниченно годными к военной службе из-за постоянного недоедания в юности. Они не выдерживали даже 15 километров пешего марша при нормативе суточного перехода 50 километров. 30 процентов офицерских должностей  были вакантными, а половина остальных не имела никакого боевого опыта.

Но куда же делись сотни прекрасно обученных и вооруженных пехотных дивизий, танковые дивизии Вермахта, сотни и тысячи немецких истребителей и бомбардировщиков, которые тот имел в 41-м ?

А их сжевал Восточный фронт. Пока союзники не спеша тщательно готовились, планировали, без помех вооружали и обучали своих солдат, тренировали свои дивизии,  Красная Армия  до крайности напрягала все свои силы и ресурсы, фактически готовя триумф союзников в Нормандии. У нас не было иного выхода кроме как в одиночку противостоять германской военной машине с 41 по 44 год.

Так стоит ли упрекать Сталина за те огромные потери, что понесла страна. Может хотя бы часть упреков стоит адресовать нашим    доблестным союзникам, дожидавшимся, пока Красная Армия сломает хребет Вермахту и  уж затем изящно ткнувшим истекающую кровью Германию шпагой в спину?

Внимательно изучая историю Второй Мировой войны и анализируя возможности противоборствующих сторон, приходишь к выводу, что Красная Армия в 1944-45 и в одиночку, без союзников   уже могла добить Германию. Война, конечно, продлилась бы  еще полгода или год, может два, с огромными людскими потерями Советского Союза, но зато мы заняли бы и Францию, и Бельгию, и Данию, и Голландию, и Балканы, и Италию, и Грецию. Вся Европа кроме Англии   оказалась бы во власти Сталина. Идеальнейшие условия для "мировой революции". Казалось бы именно к этому должен был стремиться "кремлевский диктатор, обуреваемый жаждой распространить идеи большевизма на весь мир и ни в грош не ставящий жизни своих солдат".

Ан нет. Сталин из года в год, из месяца в месяц даже и к лету 44-го, упорно требовал от союзников открытия второго фронта как раз в Европе. Его совершенно не занимали события на Тихом океане, в Северной Африке. Почему?
Не от того ли, что успехи или неудачи союзников в далеких Африке и Индокитае никак не помогали Красной Армии, тогда как второй фронт в Европе мог значительно сократить продолжительность войны для СССР, давал возможность  сберечь тысячи и тысячи жизней красноармейцев, снимал тяготы труда для фронта с изнемогающего населения страны. Пусть даже за счет того, что больше половины Европы так и останется капиталистической и буржуазной.
Так ценил Сталин жизни своих соотечественников или нет?

P.S. Вне поля зрения историков все как то остается вроде бы как мелкий штрих -  момент   начала высадки. Напомню - через 1 час после начала прилива.  Учтены генералами и описаны историками  все аспекты, все преимущества и недостатки этого выбора.
Кроме одного вопроса- а что будет с теми, кто в момент высадки оказался у кромки воды, но не смог продвинутся дальше? Скажем, раненые солдаты, десантники на баржах, севших на заграждения, но не затонувших в первые минуты. Ведь в ближайшие   4-5 часов вода будет подниматься за каждые 15 минут на 30 сантиметров. А всего она поднимется еще на на 5-6 метров. Под водой окажутся и разбитые баржи с десантниками, и раненые.
Сдается мне, что союзническое командование (а ведь это все демократы, "ставящие превыше всего  права каждого человека") все прекрасно понимало, но относилось к этому хладнокровно. Мол, да, утонут. Ну и что? Зато значительно уменьшаются проблемы по оказанию медпомощи раненым, снимается проблема санитарного транспорта. Раненых  ведь в этом случае не потребуется эвакуировать. Море само милосердно закроет им глаза. Да и оставшихся в живых солдат море само погонит вперед в бой без понуканий командиров. Морская волна это вам не заградотряд, с ней не забалуешь. Веселенькая альтернатива - очень вероятная  смерть от немецких пулеметов или неизбежная в воде. Вперед, Янки  и Томми!
Так ценили ли Эйзенхауэр и Монтгомери жизни своих солдат или нет?

 

Источники и литература

1. Д.Э.Кауфман, Г.У.Кауфман. Фортификация Второй Мировой войны 1939-1945. III рейх. ЭКСМО. Москва.2006г.
2. Сайт The Atlantikwall Websaite (www.vanderweel.info/atlantikwall/components_obstacles.htm).
3. У.Черчилль. Мускулы мира. ЭКСМО. Москва. 2003г.
4.Б.Лиддел Гарт. Вторая Мировая война. AST.Terra Fantastica. Москва. Санкт-Петербург.1999г.
5.О.Бредли. История солдата.Изографус. ЭКСМО. Москва. 2002г.
6.К.Типпельскирх. История Второй Мировой войны. АСТ. Москва.2001г.
7.Сайт "Нормандия, 1944..." (www.waronline.org)
8. М.Барятинский. Бронетанковая техника США 1939-1945. Приложение к журналу "Моделист-конструктор №3(12). 1997г.
9.П.Чемберлен, К.Элис. Британские и американские танки Второй Мировой войны. 1933-1945. АСТ. Астрель. Москва. 2003г.
10.H.Dv.220/4. Ausbildvorschrift fuer die Pioniere (A.V.Pi). Teil 4. Sperren. Berlin. 1935.
11.H.Dv.316. Pionierdienst aller Waffen.(Au.Pi.D.). Rachdruck. 1936. Verlag Mittler&Sohn. Berlin.
12. Битва за Нормандию. Взгляд побежденных. АСТ. Terra Fantastica. Санкт_Петербург. Москва. 2005г.
13.Д.Эйзенхауэр. Крестовый поход в Европу. Русич. Смоленск. 2000г.
14.S.J.Zaloga.D-Day. 1944 (1). Omaha Beach. Osprey. 2000.
15.S.J.Zaloga.D-Day. Fortifications in Normandy. Osprey. 2005.
16. S.J.Zaloga.The Atlantic Wall (1). France.Osprey. 2007.

                                                                                                    ---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерное обеспечение боя