Инженерное обеспечение бояТактика минной войны
|
Противотанковые минные поля |
|
Фронт (определяется сложившейся ситуацией) | 200 - 300 метров |
Глубина | 40 - 120 метров |
Число рядов | 3 - 4 |
Расстояние между рядами | 20 - 40 метров |
Расстояние между минами | 4 - 6 метров для противогусеничных мин, 9-12 м. для противоднищевых. |
Расход мин | 550 - 750 противогусеничных на км., 300 - 400 противоднищевых на км. |
Расход мин для усиленных минных полей | Более 1000 противогусеничных мин на км, более 500 противоднищевых на км. |
Вероятность поражения | 57% для противогусеничных (750 на км.); 85% для противоднищевых (400 на км.) |
Противопехотные минные поля |
|
Фронт (определяется сложившейся ситуацией) | 30 - 300 метров |
Глубина | 10 - 150 метров |
Число рядов | 3 - 4 |
Расстояние между рядами | Более 5м. Для фугасных мин, 25-50 м. для осколочных |
Расстояие между минами | 1 метр между фугасными, 50 метров между осколочными ( или два радиуса сплошного поражения |
Расход мин | 2000 - 3000 фугасных мин на км., 100-300 осколочных на км. |
Расход мин на усиленное минное поле | В 2-3 раза больше, чем для обычного |
Вероятность поражения | 15 - 20% для фугасных (2000 шт. на км.); 10 - 15% для осколочных (100 шт. на км.) |
[Сведения не вполне точные, но для столь сжатой таблицы вполне удовлетворительные, тем более, что эти данные носят для американских саперов ознакомительный характер. ]
Фиг. C-2 показывает стандартное быстроустанавливаемое
минное поле. Армия вероятного противника обычно использует такое минное
поле, когда они переходят к обороне поспешно (наступление временно
остановлено).
Фиг. C-3 показывает стандартное противогусеничное минное поле.
Фиг. С-2.
Стиль быстроустанавливаемого минного поля вероятного противника
Фиг. С-3.
Стиль противогусеничного минного поля вероятного противника
Фиг. C-4 показывает стандартное минное поле
противоднищевое.
Фиг. C-5 показывает стандартное противопехотное минное поле.
Фиг. С-4.
Стиль противоднищевого минного поля вероятного противника.
Фиг. С-5.
Стили противопехотных минных полей вероятного противника.
Армии вероятного противника также устанавливают смешанные минные поля. Они - не такие же, как американские смешанные минные поля. Армии вероятного противника обычно устанавливают три ряда противотанковых мин и несколько рядов противопехотных. Противотанковые и противопехотные мины не смешиваются в одном ряду.
Инженеры вероятного противника используют два основных способа установки мин [очевидно имеется в виду установка минного поля с использованием прицепного минного заградителя ПМЗ-4] : При установке окончательно снаряженных мин используется расчет из пяти саперов. Первый номер расчета (командир/оператор) находится на сиденье минного заградителя и контролирует работу минного заградителя и движение мин в направляющем желобе. Он также устанавливает шаг минирования и заглубление рабочего органа. Два или три номера расчета берут мины из контейнеров и размещают их на приемный лоток желоба в интервалах между роликами приводной цепи лотка. Водитель управляет транспортным средством и ведет его по обозначенному маршруту на установленной скорости.
При установке неокончательно снаряженных мин два или три дополнительных сапера назначаются для приведения мин в боевое положение. После выкладки мин на грунт один сапер идет по следу минного заградителя , отмечает установленные мины флажками, и частично маскирует мины. Остальные саперы переводят взрыватели мин в боевое положение.
Специальные меры предосторожности предпринимаются при установке противопехотных минных полей. Правила минирования вероятного противника позволяют использовать минный заградитель только для установки на поверхность мин ПМН. Мины ПОМЗ-2М устанавливаются вручную с подвозкой из к месту установки на машине. Дополнительные работы требуется выполнить, чтобы собрать, установить и растянуть проволочную растяжку и замаскировать мину ПОМЗ-2М.
Используя три гусеничных заградителя ГМЗ , подвижный отряд заграждений (ПОЗ) может установить 1200 метров трехрядного минного поля из мин, укладываемых на поверхность, использовав 624 мины за 26 минут. Это не включая 12- 15-минутную перезагрузку и продолжительность перемещения. Время на перемещение и перезагрузку увеличиваются при ограниченной видимости. Вероятный противник может также установить на землю, используя возможности систем дистанционного минирования. Одна такая система УМЗ (Фиг. C-6). Есть три УМЗ установленные на грузовиках в каждом боевом полку. УМЗ состоит из шести стреляющих модулей, установленных в кузове грузовика ЗИЛ-131. Каждый модуль имеет 30 стреляющих труб, общим количеством 180 стреляющих труб в системе. В зависимости от типа желательного минного поля, УМЗ может выложить от 180 до 11520 мин без перезарядки. УМЗ может запускать противотанковое или противопехотное минное поле от 30 до 60 метров от транспортного средства, в то время как грузовик двигается со скоростью от 10 до 40 км/час. Требуется два человека от 1 до 2 часов, чтобы перезарядить УМЗ. Один УМЗ может класть минное поле тремя рядами, от 150 до 1500 метров длиной, в зависимости от типа мин, которые используются.
Фиг. С-6. Система дистанционного минирования УМЗ.
УМЗ транспортные средства обычно развертываются вместе как подвижный отряд заграждений. УМЗ используется, чтобы класть минные поля, которые защищают позиции подразделений, фланги и промежутки между подразделениями. Минные поля выкладываемые УМЗ также прикрывают рубежи ведения огня и промежутки в боевых порядках. УМЗ может быстро закрывать промежутки в существующих минных полях и увеличивать плотность мин на направлениях движения танков.
Для установки мин дистанционного минирования вручную, имеется переносной комплект минирования. ПКМ (переносной комплект минирования) весит 2.63 килограмма (без минной кассеты) и состоит из пускового станка с основанием, подрывной машинки, и проводов. Оператор приносит к месту минирования станок и минную кассету, которую вставляет в станок. Станок устанавливает на бруствере окопа, направив его нужном направлении, подключает провода к станку и отходит на безопасное расстояние. В пункте управления пуском оператор подключает провод к подрывной машинке и подает электроток на станок. Пороховой заряд в кассете выбрасывает мины на дальность 30 до 100 метров, в зависимости от типа мин. Образуется участочек противопехотного минного поля размером 10 на 20 метров (минная кассета ПОМ-1С),10 на 40 метров (минная кассета ПОМ-1С), или 20 на 10 метров (минная кассета ПФМ-1С). Обученному оператору требуется 5 минут для установки станка ПКМ и пуска мин. ПКМ может также использоваться, чтобы установить противотанковые мины ПТМ-1С и ПТМ-3С в минных кассетах. Войска вероятного противника используют ПКМ, чтобы класть минные поля, которые защищают позиции подразделений, фланги и промежутки между подразделениями. Установленные с помощью ПКМ минные поля также прикрывают рубежи ведения огня и промежутки в боевых порядках. ПКМ может быстро закрывать нарушения в существующих минных полях и увеличивать плотность минирования на танкоопасных направлениях. Тип и сложность препятствия зависят от устанавливающей воинской части.
Солдаты пехоты и солдаты артиллерии обычно устанавливают простые отдельные минные поля, которые являются защитными по своему характеру. Инженерные солдаты, устанавливают комплексные препятствия, которые могут иметь элементы неизвлекаемости. Вообще, использование инженерного оборудование очень интенсивно. Усилия инженеров вероятного противника вообще концентрируется на тактических препятствиях, если солдаты пехоты могут использовать необходимые защитные препятствия. Воинские части вероятного противника продолжают улучшать препятствия, укрепляя свои позиции, отмечая свою сторону препятствий, добавляя мины, и прибавляя элементы неизвлекаемости.
От автора. Ну вот тут чистой воды ложь и
попытки переложить вину с больной головы на здоровую. В Советской и
Российской Армиях никогда не существовало химических мин и никогда не
разрабатывалась тактика их применения. И не в силу "особой гуманности
СССР", или же сверхсекретности, а просто это не считалось
целесообразным и эффективным.
А вот в армии США на вооружении
имелось по меньшей мере два образца химических мин - М1 и М23.
Последняя внешне полная копия обычной противотанковой мины М15.
различить их можно лишь по маркировке, четырем идентификационным выпуклостям
на верхней поверхности и характерному гнезду на боковой поверхности
(выделены на снимке красными стрелками).
И тактика их применения была разработана (достаточно взглянуть на нижеприводимую схему химического минного поля, чтобы обнаружить американский стиль минного поля стандартного образца, стиль совершенно нехарактерный для Сов.Армии).
Справедливости ради стоит отметить, что военные разных стран еще в конце Первой Мировой войны пришли к выводу о нецелесообразности применения химического оружия. Хотя страшилка отравляющих газов преследовала и ныне преследует души военных и политиков.
Американцы в конце Второй Мировой войны обнаружили несколько немецких складов химических мин, но отравляющее вещество в них так и не было залито. Немцы даже в самый отчаянный для них период войны не пришли к мнению о том, что химические мины могут быть эффективны. Похоже, что именно это, а не пресловутый страх возмездия остановил даже Гитлера.
Химические наземные мины - противопехотные управляемые и они заполнены стойким отравляющим веществом нервно-паралитического или общеядовитого действия. Американская стратегия запрещает их использование американским персоналом. Однако, это не препятствует их использованию другими странами, и американские силы могут сталкиваться с ними во время боевых действий.
Когда используется, они обычно используются для прикрытия обороняющихся или отступающих. Они смешаны с фугасными минами и образуют фугасно-химические минные поля. С химическими минами обычно сталкиваются в тактическом или защитном минном поле и некоторые страны используют их в защитных минных полях.
Когда интегрированное фугасно-химическое минное поле
установлено, оно преследует следующие цели:
*Химические мины препятствуют использованию взрывных быстрых устройств
разминирования, потому что они создают химическую опасность в области.
*Фугасные мины снижают скорость вражеских сил, пересекающих минное поле.
Скорость еще более снижается за счет того, что противник вынужден
использовать защитную одежду и противогазы.
Химические мины будут обычно добавляться к существующим фугасным минным полям в виде дополнительных минных рядов в бессистемном расположении или, прибавляя фугасные химические ряды к передней или тыльной части обычного минного поля. (Фиг. C-7).
Фиг. С-7. Установка химических мин.
Никакой специальный род войск не ответствен за обезвреживание химических мин. Плановые контрминные химические действия - ответственность уровня бригады. При уничтожении химических мин следует рассмотреть превуалирующие и возможные последствия. Командующие должны обеспечить защиту своих войск, когда химические реагенты выпущены в атмосферу. Выпуск реагентов происходит в результате вражеского огня или наших попыток обезвреживания . Приводимые в действие химические мины способами, применяемыми для обычных мин (воздействие танка или солдата на датчик цели мины), вряд ли создадут серьезную угрозу, потому что только одиночные мины или маленькие группы мин могут в этом случае сработать одновременно.
В наступательных операциях вероятный противник проделывает проходы через препятствия, когда они не могут быть обойдены. Хотя удаление препятствий осуществляется во время марша и в обороне, наиболее критическое решение этой задачи происходит во время атаки. Инженеры могут требоваться, чтобы очистить мины, поставленные воздушным путем, артиллерией, и ракетами перед передним краем войск НАТО. Они должны обезвредить препятствия, содержащиеся в пределах опорных пунктов НАТО.
Силы вероятного противника должны также очистить их собственные минные поля при переходе от обороны к наступлению. В наступлении силы вероятного противника преодолевают или обходят дистанционно установленные минные поля в районах боевых действий или на маршрутах продвижения. Они также преодолевают препятствия перед передним краем и в глубине обороны сил НАТО. Проделывание проходов через препятствия - главная задача для инженеров вероятного противника, т.к. любая боевая группа может сталкиваться с минами. Инженеры не могут быть способны ответить на каждое столкновение, так что сами войска противника также обязаны уметь преодолевать дистанционно установленные минные поля.
Отряд обеспечения движения (ООД) поддерживает движение ударных групп. Это организованное задачей подразделение от дивизионных или полковых инженерных сил и может быть силой от взвода до роты. ООД оснащен транспортными средствами и танками - тральщиками и устройствами. В зависимости от поставленной задачи (которая поступает непосредственно от общевойскового командира или руководителя инженерного обеспечения) ООД может засыпать воронки очищать минные поля, готовить обходы вокруг серьезных преград, и разведывать зоны радиоактивного, химического или биологического заражения. Дивизионный инженерный батальон [ у нас он именуется - Инженерно-саперный батальон танковой (мотострелковой) дивизии] может создать два или три ООД. Во время марша отряды обеспечения движения перемещаются перед главными силами к обнаруженным разведкой дивизии препятствиям. Когда они развертываются на основных маршрутах, они находятся под защитой авангарда или выделенных сил защиты. Когда развертываются на других маршрутах, ведущие полки имеют свои ООД из собственных инженерных сил. ООД на этом уровне может состоять из инженерного взвода с одним или двумя бульдозерами и до трех танков оснащенных бульдозерным оборудованием [инженерно-саперная рота танкового (мотострелкового) полка организует полковой ООД силами своего инженерно-саперного взвода, инженерно - технического взвода и автотранспорта автомобильного взвода (отделения). Так что в полковом ООД практически задействована вся ИСР полка. Дивизионные же ООД слабее по составу и предназначены в основном для обеспечения движения колонны управления дивизии, артиллерии дивизии, зенитных сил дивизии и тылов дивизии. Причем дивизионные ООД могут не создаваться вовсе, т.к. часто маршрутов, проложенных полковыми ООД вполне достаточно. Дивизионный инженер чаще не организует дивизионные ООД, а придает полковым ООД силы и средства инженерно-саперного батальона дивизии ]. ООД может быть защищен взводом пехоты или танков и обычно сопровождается отделением химической разведки. Они могут обнаруживать, отмечать, и проделывать проходы в поспешных минных полях, которые должным образом не прикрыты огнем. Если ООД сталкивается с должным образом защищенными минными полями, его возможности очистки ограничены. Каждый боевой батальон формирует группу устранения препятствий, чтобы создать проходы во взрывных и невзрывных препятствиях [неверно, такие группы не создаются; ни у пехоты, ни тем более у танкистов людей свободных для этого нет. Просто по одному отделению в каждой роте должно иметь усиленную инженерную подготовку и уметь выполнять простейшие инженерные задачи,]. Обычно часть ООД уровня батальона группами следует за ротами первого эшелона и создает проходы для этих сил. Эти подразделения могут обладать бульдозерами БАТ-М (Фиг. C-8) или минными тралами КМТ (Фиг. C-9) [ ну тут и вовсе семь верст и все лесом. Боевой батальон ООД себе не создает, да и БАТ-М на весь полк имеется в единственном экземпляре ].
Фиг. С-8. БАТ-М с бульдозерным лезвием БТУ
Фиг. С-9. Трал КМТ-4
[ рисунки знакомые, но здесь ошибки - бульдозерное навесное оборудование БТУ навешивается на танк, а отнюдь не на БАТ-М, который имеет свою собственную бульдозерную лопату гораздо большую по размерам, нежели БТУ и имеющую гораздо большие возможности; на рисунке на танке за башней изображен очевидно удлиненный заряд разминирования, однако у нас на танках они никогда не размещались. Если же это ПТУР "Малютка", то и в этом случае ошибка. ПТУРы на танках никогда так не размещались. ]
Группа разграждения создается, когда большее количество ресурсов необходимо, чтобы очистить препятствия и завалы. Это обычно происходит в городских средах и при условиях применения оружия массового поражения. Группа разграждения подобна ООД, но ее основная миссия состоит в том, чтобы очистить препятствия [так составители устава ничего в ООД и не поняли. Группа разграждения, это одна из составных частей ООД, который состоит из группы разведки, группы разграждения, дорожной группы, мостовой группы. В зависимости от характера и объема задач, а также наличия сил и средств группы могут объединяться (например, дорожно-мостовая группа, группа разведки и разграждения и т.п.) ]. Подобно ООД , ее состав зависит от контекста миссии, цели миссии, и темпа наступления. Инженерный батальон мотострелковой или танковой дивизии имеет саперную роту, чтобы удалять препятствия. Командир роты получает задачу очистить минные поля. Он тогда определяет точное местоположение препятствия, определяет необходимые силы и средства, чтобы решить задачу, и планирует методологию успеха. Группы могут быть созданы, чтобы вручную очистить маршруты, используя щупы, переносные миноискатели ИМП (Фиг. C-10) и лопаты. Большие задачи могут требовать использования дорожных миноискателей ДИМ (Фиг. C-11), танковые колейные или катковые тралы (Фиг. C-12), и удлиненные заряды разминирования. Когда необходимо или более практично мины уничтожаются на месте.
Фиг. С-10. Переносной миноискатель ИМП.
Фиг. С-11. Миноискатель ДИМ.
Фиг. С-12. Комбинированный катковый трал КМТ.
Инженерная рота мотострелкового или танкового полка имеет оснащение типа ножевых или катковых минных тралов серии КМТ и навесных бульдозерных оборудований на танки БТУ в его техническом взводе. Из-за ограниченных сил технического взвода, вместе с ответственностью формирования своего собственного ООД, полк может усиливаться саперными отделениями из дивизионной саперной роты. Дополнительно инженерная машина разграждения ИМР (Фиг. C-13), БТР-60/50, и установка разминирования M1979 (Фиг. C-14) и ручные средства разминирования поступают с саперными отделениями. [инженерно-саперная рота танкового (мотострелкового полка) имеет 9(3) БТУ, 3(3) катковых трала КМТ-5М, 27(9) ножевых тралов КМТ-6. Все это оборудование перевозится автомобилями автовзвода(автоотделения) ИСР. Для этого только этот автовзвод (автоотделение) в роте и существует. В инженерно-техническом взводе техника иная (см. в этом же сайте штаты ИСР полков). Кроме того, в полку ни ИМР, ни установки разминирования М1979 (это американское обозначение установки разминирования УР-77) не имеется. Они есть в инженерно-саперном батальоне дивизии. БТР в ИСР один единственный и является машиной управления роты (Кстати, обычно его никогда в роте и не было, давали вместо БТР грузовой автомобиль). ]
Фиг. С-13. Бронированный инженерный трактор ИМР.
Фиг. С-14. Установка разминирования М1979.
Линейные части обычно преодолевают, дистанционно установленные заграждения, используя приданное встроенное оборудование разминирования (навесное бульдозерное оборудование БТУ и минные тралы КМТ).[ БТУ никогда не используется против мин. Его назначение - отрывка танковых окопов, устройство переходов через ПТ рвы, крутые склоны. Против мин у нас вполне достаточно тралов и других средств].
Чтобы выполнять эту задачу успешно, все командиры подразделений должны организовать постоянную разведку, уведомлять подчиненных относительно заминированных участков своевременным способом, пользоваться подходящими средствами и методами для обезвреживания дистанционно установленных мин, и очищать местность подходящим способом. Они должны также обучить свои собственные экипажи для самостоятельных действий по преодолению заминированных участков. Тралы в армии вероятного противника рассматриваются, как силы и средства ударной группы, и один трал предназначен на каждый танковый взвод. Боевые машины пехоты БМП недавно были оборудованы колейными ножевыми тралами, но распределение не было определено.
Следующее оборудование используется армией вероятного противника, чтобы обнаруживать и удалять мины.
Бульдозер БАТ-М. Бульдозер БАТ-М (Фиг. C-8) - модернизированный артиллерийский тягач с гидравлически управляемой лопатой бульдозера и подъемным краном. Он русскими обычно называется путепрокладчиком. Бульдозер БАТ-М очищает препятствия, наполняет воронки, готовит мостовые подходы, и исполняет другие тяжелые саперные задачи. Он может также быть использован в качестве снегоочистителя. Второе поколение БАТ-М - БАТ-2. Он способен в кабине перевозить саперное отделение из 8 человек и действовать на зараженной местности. Он заменит БАТ-М. [ БАТ-М для удаления мин не предназначен и в этом качестве не используется. По нашей номенклатуре это не бульдозер, а путепрокладчик и его применение в качестве бульдозера всегда является вынужденным, т.к. лопата его не предназначена для землеройных работ].
Катковые и ножевые тралы серии KMT
KMT-4. Ножевой колейный трал KMT-4 (Фиг. C-9) был разработан в 1960-ых, чтобы навешиваться на танки T-545/55. Он фактически состоит из двух плугов (по одному. установленному перед каждой гусеницей)и каждый плуг имеет пять лезвий . Когда плуг опущен, лезвия выкапывают и удаляют мины из танковой колеи. Плуг более легкий, чем каток и позволяет танкам сохранять их вездеходную подвижность. Оцененная скорость очистки - 10 км\час, и глубина выкапывания мин - 10 сантиметров. Три трала выдаются в танковую роту (один во взвод). Однако, эти средства обычно содержатся в инженерной роте танкового или мотострелкового полка.
KMT-5. KMT-5 комбинация из каткового и ножевого тралов (Фиг. C-12) состоит из двух плугов и двух катков, присоединенных к передней стороне корпуса танка [ошибка- КМТ-5 это только катковый трал, а в комбинации с тралом КМТ-4 называется КМТ-5М].. Плуги или катки могут использоваться, в зависимости от особенностей местности, типа грунта, и взрывателей мин. Плуги и катки не могут использоваться одновременно.[вторая ошибка- КМТ-5М только и используется в одновременной работе катковых и ножевых секций, чем обеспечивается повышенная защищенность танка]. Задача катков - взрывать мины нажимного действия. Система может выдерживать взрывы зарядов 5 - 6 килограммов взрывчатых веществ, пять или шесть раз. KMT-5 также включает пиротехнические устройства для отмечания маршрута прохода.
KMT-6. Ножевой трал KMT-6 был изготовлен для танков T-64 и T-72 в начале 1970-ых.[ тралы КМТ-6 могут навешиваться на все танки, начиная с Т-54 и кончая Т-90, в то время как КМТ-4 только на Т-54, Т-55 и Т-62]. Он имеет эксплуатационные показатели, подобные тралу KMT-4.
KMT-10. Ножевой трал KMT-10 предназначен для БМП-2 (транспортное средство пехотного боя).
Переносной миноискатель ИМП. Переносной миноискатель ИМП (Фиг C-10) весит 7 килограммов и может обнаруживать мины, скрытые на глубине 45 сантиметров. Он имеет трубчатую пластмассовую поисковую головку (одна передающая катушка и две приемные катушки, упакованные в пластмассе) и четырехсекционную ручку переноски. Энергопитание обеспечивается четырьмя батареями для фонаря, которые обеспечивают 20 часов непрерывного режима. Два верньера настойки установлены на ручке. Катушки в поисковой головке первоначально индуктивно согласованы между собой и и выдают нулевой сигнал. Когда под поисковой головкой оказывается металл, то происходит рассогласование индуктивного равновесия и в наушники выдается ненулевой сигнал (звук).
Смонтированный на транспортном средстве миноискатель ДИМ. Cмонтированный на транспортном средстве миноискатель (Фиг. C-11) прежде всего используется, чтобы очищать дороги при совршении маршей. Он перемещается на скорости 10 км/час и проверяет полосу шириной 2.2-метра. Он может обнаруживать металлические мины на глубине 25 сантиметров. Тормоза машины включаются автоматически, когда мина обнаружена. Вездеходное использование ДИМ ограничено.
Бронированный инженерный трактор ИМР. Бронированный инженерный трактор ИМР (Фиг. C-13) создан на базе танка T-54/55 . Башня удалена и вместо нее установлен гидравлический подъемный кран, который может быть оснащен или захватом или ковшом экскаватора. Корректируемая , гидравлически управляемая лопата установлена на передней стороне. Крановщик находится в бронированной поворотной кабине. ИМР может действовать в зараженной среде.
Бронированный минный очиститель М1979. Бронированный минный очиститель M1979 (Фиг. C-14) установлен на шасси самоходной 122 мм. гаубицы 2С1 . [неточность. Это установка разминирования УР-77. Она смонтирована на шасси тягача МТ-ЛБ. Впрочем и гаубица 2С1 смонтирована на этой же базе, как и ряд других машин].Он имеет башенко-подобную надстройку, которая содержит три ракеты на пилообразных направляющих. Они, наряду с верхней частью надстройки, гидравлически поднимаются для пуска. Дальность полета ракеты от 200 до 400 метров. Каждая ракета связана со 170 метровым шлангом с зарядом взрывчатого вещества через буксирный трос. Шланг свернут и упакован для перевозки в корпусе машины и связан с транспортным средством кабелем. Кабель позволяет расчету транспортного средства выравнивать кабель после запуска.
Июнь 2001г.
---***---
1. FM 20-32. Mine/Contermine Operations. Headquarters,
Department of the Army, Washington, DC, 30 June 1999. Change 22.08.2001.
Appendix C.
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
Инж. обеспечение боя
Заметки на полях. В качестве сжатого ознакомления с советской и российской минной тактикой вполне можно пользоваться настоящей статьей.