Подземно-минная борьба 
в последней трети XIX века
Часть 3.  Техника борьбы  под землей.

Итак,  начался пятый период постепенной атаки.  Прошло несколько недель. Наступающие приблизились к подошве гласиса и начали создание третьей параллели.  От нее до рва около 100-200 метров или даже меньше. Это крайне опасно для обороняющихся. Вместе с тем, атакующие, знают о наличии контрминной системы форта, с помощью которой гарнизон форта    может подвести мины под последнюю параллель и взорвать ее.  Наступающие  вынуждены перенести боевые действия под землю и повести минные галереи навстречу обороняющимся, чтобы не позволить тем взрывать траншеи. 
Это первый этап пятого периода постепенной атаки.
На втором этапе атакующие  с помощью взрывов своих мин стремятся  либо к разрушению контрминной системы форта, либо к ее захвату.
При удачном исходе второго этапа у атакующих появляется возможность взорвать контрэскарпную стенку и заставить обороняющихся оставить укрытый путь и уйти внутрь форта.
Третий этап заключается в том, что атакующие продвигаются к эскарпной стенке либо по дну рва (устраивая над собой с помощью туров укрытие), либо с помощью галерей под дном рва. Достигнув эскарпной стенки, они взрывают ее, а затем взрывами понижают напольный вал хотя бы на одном участке.
Все, путь для атакующей пехоты открыт. Она из последней параллели стремительным броском врывается во дворик форта и захватывает его, казематы и казармы. Форт пал.

Дальнейшие события нас не интересуют, т.к. обычно подземно-минные действия на этом заканчиваются.

Это сценарий событий при успехе атакующих. Если же форту энергичными контрминными действиями удается сорвать минные работы атакующих и остановить их, это на какое то время продляет оборону крепости. Как развернутся дальнейшие события предсказать трудно. Ясно одно - победу приносит лишь наступление.  Либо крепость, измотав противника оборонительными боями и нанеся ему тяжелые потери, переходит в контрнаступление (обычно совместно со своей полевой армией), либо ее деблокирует своя полевая армия.

Итак, контрминная система форта важнейший элемент его обороны.

От авторов. Подземно-минная борьба по своей ожесточенности ничуть не уступает яростным пехотным штыковым атакам, кавалерийским  сабельным  схваткам, артиллерийским дуэлям. Ведь все, что все войска делали на протяжении нескольких  недель, а то и месяцев было лишь прелюдией, подготовкой к подземной схватке. И от ее исхода зависит - падет крепость или устоит, окажется ли вся пролитая кровь и весь пот бесцельными или нет. Вот только эта яростная схватка никому не видна, даже тем, кто сходится  в подземном противоборстве, кто мучительно прислушивается и гадает - время взрывать или еще рано.  Враги не видят друг друга, лишь иногда могут услыхать. Только копают, копают, копают. Лихорадочно копают, стремясь упредить врага. А пехоте и артиллеристам и вовсе неясно, чего там делают минеры. Лишь иногда встает над полем огромный столб дыма, пыли и земли/

Все варианты контрминных  систем описать в рамках статьи невозможно. Ограничимся одним, наиболее часто использовавшимся.
minborba-03-02.jpg (53866 bytes)Оговоримся при этом, что форт мог и не иметь такой системы. Это случалось если грунты на подступах к форту были болотистые, переувлажненные или грунтовые воды были слишком близки к поверхности (менее 6-7 метров).  Или же наоборот грунт скальный. Т.е. если заведомо  было ясно, что атакующий не сможет подводить мины под форт. А коли так, то и контрминная система ни к чему.

Итак, в основе контрминной   системы лежит подземная  галерея, проложенная  вдоль контрэскарпной стенки почти вплотную к ней.  Она называется "Главная галерея" и проходит вдоль напольной и фланковых контрэскарпных стенок.  Она находится на глубине 6-7 метров.  Стены, сводчатый потолок и пол из прочного кирпича на известковом растворе. Размеры главной галереи в свету 0.9 на 1.8 м. Толщина стенок полтора-два кирпича.

На рисунке слева показано расположение главной галереи и примыкающей к ней поперечной галереи. Часть грунта над галереями не показана для наглядности.

На снимке справа: Вид главной контр-минной галереи крепости minborba-03-01.jpg (19405 bytes)Гермерсхайм изнутри. Источник света находится в одной из поперечных галерей.

Главная галерея имеет  входы из рва форта. Правда,  существовали варианты, когда главная галерея имела  входы   не из рва, а из казематов напольного вала. В этом случае, из казематов под дно рва опускалась наклонная переходная галерея, которая шла до контрэскарпной стенки и лишь затем поднималась к главной галерее. Однако, этот второй вариант считался нецелесообразным, т.к. резко ухудшал условия вентиляции, создавал трудности доставки в главную галерею материалов, пороха и передвижения людей.

От автора. То, что правилом было иметь входы в  главную контрминную галерею из фортового рва, еще раз подтверждает, что рвы фортов чаще всего были "сухие", т.е. водой они заполняться не должны, поскольку это не столько затрудняет действия атакующих, сколько условия обороны форта.
Да, существуют крепости, где оборонительные сооружения защищены водой. Но обычно в таких крепостях просто используется естественная водная преграда от которой вокруг крепости отрываются каналы. Например, Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. Но конструкция сооружений таких крепостей совершенно иная, нежели фортов того же Кёнигсберга. Контрминной системы в таких случаях крепость не имеет, поскольку грунтовые воды слишком близко к поверхности, а значит противник не сможет подводить мины под форты. Впрочем, контрминной системы могут не иметь крепости с сухими рвами и по той же причине. Например, русская крепость Бобруйск.

minborba-03-03.jpg (19519 bytes)Количество входов в главную галерею может быть различным. Обычно делали один-два входа в каждом фасе контрэскарпной стенки.

Справка.
Фас
- прямолинейный участок  вала, стенки, рва, траншеи или иного подобного   фортификационного  протяженного элемента.

Конец справки.

На рисунке слева показан вход в главную галерею. Он выделен как и поперечная галерея желтым цветом. Часто вход в главную галерею располагался так,minborba-03-04.jpg (14159 bytes) чтобы через него можно было сразу попасть в одну из поперечных галерей, которых было несколько. Однако,  не из каждой поперечной галереи имелся сквозной проход в ров. Обычно они заканчивались   выходом в  главную галерею.

На снимке справа: Один из входов в главную минную галерею в контрэскарпной стенке. напольного рва крепости Гермерсхайм.  У фортификатора Яковлева к книге эта крепость упоминается как Гермерсгейм. Май 2012г.

От автора. Обратите внимание, что нижняя часть стенки до свода входа имеет голубовато-серый цвет. Дело в том, что по условиями  Версальского договора 1919 г. крепость Гермерсхайм должна была быть ликвидирована, а ее сооружения приведены в состояние, исключающее их использование  в военных целях. В 1921-24 годах верки крепости были частично разрушены, частично засыпаны землей. Был наполовину засыпан и ров. Долгие годы люди полагали, что ров имеет глубину 2.0-2.5 м., а о минных галереях просто забыли. Когда в Германии спустя годы после уже Второй Мировой войны обострился   интерес к своей истории, жители города энтузиасты вспомнили, что городок Гермерсхайм когда то был солидной крепостью, о которой упоминается во многих трудах по фортификации. Ими  были освобождены от грунта и реставрированы многие сооружения. В том числе и этот ров. Время, кислотность грунта  и сырость изменили цвет кирпичей стенки.

От главной галереи перпендикулярно ей (ну или почти перпендикулярно) устроены поперечные галереи. Они идут до подошвы гласиса и, постепенно несколько понижаясь  до глубины примерно  7-9 метров.  размеры в свету у них те же самые, что и главной галереи, т.е. 1.8 на 0.9.м.   Стены и потолок одеты кирпичом или камнем как в главной галерее. Это важно. Эти галереи должны быть прочными, чтобы возможно дольше противостоять взрывам мин атакующих. Количество поперечных галерей строго не оговаривается. Но в учебнике подчеркивается, что расстояния между поперечными галереями должно быть таково, чтобы атакующий не мог своей минной галереей пройти между двумя контрминными галереями  не будучи услышанным.

minborba-03-05.jpg (17449 bytes)Исходя из информации, приводимой в описаниях подземно-минной борьбы в Первой Мировой войне (см. серию статей "Подземно-минная борьба в Первой Мировой войне" в разделе "Военная история")   можно полагать, что без использования специальных приборов (геофонов) шум подземных работ можно слышать на расстояниях до 45 метров. Отсюда следует, что между поперечными контр-минными галереями расстояние должно быть не более 80 метров.

Примерно на середине длины поперечных галерей их целесообразно соединять второй продольной галереей для улучшения условий вентиляции, обеспечения возможности маневра.

На рисунке слева показана примерная схема контрминной системы мирного времени. Для наглядности грунт от стенки в сторону поля  не показан.

Поперечные галереи заканчиваются   глухими  торцевыми стенками из кирпича без раствора. Это с тем, чтобы при необходимости можно было быстро стенку  разобрать и начать контрминные работы.

Приблизившись к гласису атакующие уже не могут создавать очередную параллель, поскольку, как я писал выше, траншея уже не дает надежного укрытия от стрелкового огня с вала форта. Вторая причина в том, что атакующий знает о существовании контрминной системы с помощью которой осажденные могут подвести под траншею и батареи свои мины, взорвать их и уничтожить наступающих.
Поэтому, создав параллель, достаточно близко в гласису, атакующие переносят боевые действия под землю. Они начинают вести минные галереи, стремясь подвести их под контрминные галереи осажденных с тем, чтобы разрушить взрывами эту систему, а при удаче просто захватить ее.

Но и обороняющиеся, видя приближение сап противника к гласису, должны своевременно начать прокладывать навстречу противнику минные галереи и тоже  должны стремится подвести свои галереи под галереи наступающих. Это с тем, чтобы взрывами своих контрмин разрушить галереи атакующих.
Для этого они, прослушав и определив направление минных работ противника, выбирают соответствующие поперечные галереи, разбирают торцевые стенки и от них начинают прокладку боевых галерей.

Прокладка это отрывка спуска как продолжения галереи мирного времени с тем, чтобы опуститься на глубину такую, чтобы оказаться ниже  минной галереи противника.

minborba-03-06.jpg (10064 bytes)Разумеется, определить глубину, на которой работает противник, крайне сложно. Для этого надо иметь, в общем то интуицию, основанную на опыте. Нужно принять во внимание когда противник начал работы, как интенсивно ее ведет, какова прочность грунта и многое другое.
Однако спуск несколько меньших размеров в свету нежели контрминная галерея мирного времени. Обычно 90 на 137 см. Это диктуется стремлением уменьшить объем земляных работ за счет меньшей высоты. Двигаться, конечно в таком туннеле не слишком удобно, но на это приходится идти, чтобы уменьшить объем земляных работ.
Туннель одевается  деревянными брусчатыми рамами , которые устанавливаются в зависимости от прочности грунта через каждые 1.2-1.8 метра. Однако, если грунт рыхлый или переувлажненный (песок, супесь, торф и т.п.), то брусчатые рамы могут устанавливаться  и вплотную  друг к другу.
Ширина брусьев всех элементов обычно 12.7 см. (пятидюймовый   брус, как говорили раньше), а толщина  разная. Лежень 7.6- 12.7 см., стойки 10.1- 15.2см.. Перекладина, т.е. верхний  брус, на который приходится вся тяжесть грунта - от 15 до 21 см.
Детали рамы доставляются в забой по отдельности и рама собирается уже на месте.
Между собой рамы скрепляются с помощью соединительных планок из досок шириной 7-8 см. и толщиной 3-5 см. Обычно прибивается по две планки (ближе к полу и ближе к потолку.
Между рамой и грунтом вставляются обшивочные доски. Потолочные обшивочные доски делаются толщиной 5-7 см., шириной 18-21 см.minborba-03-07.jpg (21623 bytes) Стеновые обшивочные доски при такой же ширине имеют толщину 3-5 см. В зависимости от прочности грунта промежутки между досками могут колебаться от нуля до 21 см. Здесь главное, чтобы на голову солдатам не падали камни и крупные комья грунта.
Пол, как правило в спуске не делается, Он грунтовый.

На рисунке справа показан конец контрминной галереи мирного времени, одетой кирпичом, и начало спуска, сделанного из брусчатых рам. Видны три рамы и обшивка потолка и стены. На стене серым показаны также   соединительные планки, предотвращающие смещение рам относительно друг друга. Лицевая  стена для наглядности не показана.

Достигнув требуемой глубины, спуск переходит в горизонтальную галерею. Она делается   как и спуск из этих же самых брусчатых рам.   По мере приближения к минной галерее   наступающих если требуется значительно ускорить работы, а также для прокладки вспомогательных ходов переходят к прокладке т.н. рукавов. Рукав имеет в свету  ширину  76 см. и высоту 91 см. Одежда рукавов minborba-03-08.jpg (8168 bytes)делается из голландских рам, которые устанавливаются одна вплотную к другой.

Элементы голландской рамы изготавливаются из 5-см. досок шириной  21-28 см. Стойки рамы имеют шипы, а лежень и перекладина пазы. При установке рамы в выработке на пол кладется лежень, а к потолку прижимается перекладина. Затем в пазы лежня шипами вставляются стойки, которые наклонены к середине. Затем они разводятся (если надо с усилием) к стенкам пока верхние шипы стоек не войдут в пазы перекладины.
Прибивать гвоздями или скобами элементы рамы не требуется. такой тип соединения обеспечивает прочность и надежность.

В отличие от брусчатых рам голландские устанавливаются вплотную друг к другу, а в твердом грунте с небольшими промежутками. Никаких обшивочных досок, скрепляющих планок здесь не требуется.minborba-03-09.jpg (14037 bytes)
Таким образом, проходка рукава осуществляется гораздо быстрее, нежели проходка галереи с обшивкой из брусчатых рам. Однако, голландские рамы не позволяют делать рукава больших размеров, поскольку не обеспечивается достаточная прочность.

На рисунке справа показано начало рукава из голландских рам. Лицевые стойки не показаны для наглядности. Здесь рукав начат прямо от спуска, хотя, по наличию времени насколько возможно прокладывают галереи нормальных размеров с обшивкой из брусчатых рам.

Точно также действуют и атакующие. Но они находятся в худшем положении, поскольку им приходится спускаться заведомо глубже 6-7 метров с тем, чтобы подвести свою минную галерею под галерею обороняющихся.
Существует два метода опуститься на глубину 6-7 метров. Первый это оборудование наклонного спуска так, как это делают осажденные, начиная контрминные работы из галерей мирного времени. Однако,  здесь этот метод имеет три существенных недостатка.
Первый- длина наклонного спуска должна быть не менее 12 метров, поскольку крутизна спуска не должна превышать 30 градусов.
Второй - брусчатые рамы, приходится устанавливать не через 1.2-1.8 м., а вплотную друг другу и обходиться без обшивки. Дело в minborba-03-10.jpg (18422 bytes)том, что сотрясения грунта от близких взрывов снарядов требуют повышенной прочности галереи пока она не опустится хотя бы до 6 метров.
Третий- пехотную траншею в том месте, где начинаются работы, приходится значительно уширять, а это сильно демаскирует место начала галереи. А это в свою очередь приводит к тому, что осажденные начинают это место обстреливать особенно интенсивно. Кроме того, осажденные стремятся делать вылазки именно в эти пункты с тем, чтобы сорвать минные работы атакующих.

На рисунке слева показан спуск из брусчатых рам из пехотной траншеи последней параллели  и начало минной галереи.

Разумеется, принимаются все меры к тому, чтобы замаскировать уширение траншеи и ведущиеся работы. Так, вынос грунта и смену работающих стараются производить ночью или в плохую погоду (дождь, туман).

Следует заметить, что большую проблему создает и дождевая вода. Приходится заботиться о создании эффективной дренажной системы. А это значительно увеличивает объемы работ, потребности в личном составе и оборудовании. Осажденные таких проблем не испытывают, поскольку дренаж подготовлен еще в мирное время.

minborba-03-11.jpg (26220 bytes)Второй метод это опуститься на 6-7 метров методом  минного колодца. Он имеет преимущество в том, что замаскировать место работ проще. Например, начать отрывку колодца в подбрустверном блиндаже. Кроме того, значительно уменьшается объем земляных работ. Вместе с тем, колодец значительно ухудшает условия естественной вентиляции подземных выработок и создает определенные трудности для подъема грунта,  спускание и подъем личного состава. Без грузоподъемного оборудования (лебедки)  здесь не обойтись.

На рисунке слева: Минный колодец опущенный из пехотной траншеи последней параллели. От него отходит горизонтальная минная галерея и далее начало рукава.

Одежда стенок минного колодца создается с помощью так называемых "пялец".

Там,  откуда начинается отрывка колодца укладывают и тщательно горизонтируют т.н. "закладные пяльцы". От этого зависит весь успех колодца. Он должен быть строго вертикальным. Закладные пяльцы представляют собой раму из бруса сечением 5 на 5 см., соединенные между собой "в пол дерева". В свету размер колодца  1.2 на 1.2 м.
После того, как закладные пяльцы отгоризонтированы и надежно закреплены на грунте,  начинается выборка грунта. Через   каждыеminborba-03-12.jpg (20381 bytes) 0.9 -1.5 м. устанавливаются очередные обычные пяльцы, которые с помощью   планок (доски толщиной 5 см. и шириной 7.6 см.)  скрепляются  с вышележащими пяльцами гвоздями. Перед прибиванием очередные пяльцы также тщательно горизонтируются и проверяются на вертикальное совпадение с тем, чтобы колодец не ушел в сторону. Затем между пяльцами и грунтом   вертикально вставляются вплотную друг к другу обшивочные доски.  Толщина обшивочных досок 5 см. ширина 15-20 см.  Каждая доска с помощью клиньев, вбиваемых между доской и пяльцами плотно прижимается к грунту стенок.

Когда колодец достигнет нужной глубины (6-7 метров или больше) от него в сторону противника начинает создаваться галерея обычного размера  из брусчатых рам (точно также, как и галерея, которую ведут обороняющиеся). При необходимости заглубиться больше, галерея может делаться с наклоном.
В зависимости от обстановки, дефицита времени и для ускорения работ развитие галереи прекращается и начинается прокладка рукава.

От автора.  На вышеприведенном рисунке колодец смотрится довольно простым и небольшим сооружением, который сделать довольно просто. В действительности умение прокладывать подземные выработки требует больших знаний и навыков. Не случайно же в XIX веке инженерных специалистов делили на саперов и минеров (понтонеры это специалисты хоть и инженерные, но очень иного плана). Саперы в основном занимались фортсооружениями (окопы, траншеи, блиндажи т т.п.), дорогами, мостами. Минеры же предназначались для подземно-минных действий. Каждый саперный батальон в XIX веке состоял из двух саперных и двух минерных рот.

А чтобы наглядно представить себе минный колодец, выйди, уважаемый читатель во двор и обрати свой взор на собственный дом. Так вот, 6 метров это расстояние от земли по верхний край окна второго этажа. И задайся вопросом - каково в пространстве, ограниченном одним  метром с небольшим, копать и поднимать наверх на высоту второго этажа ведра с землей. Да еще и строго выдерживать вертикальное направление, закреплять пяльцы, вставлять туда доски. И это почти в темноте и духоте.

Рукава могут заканчиваться минными каморами (помещение, в котором размещается взрывной заряд) или же они могут создаваться для продвижения ближе  к противнику с целью прослушивания его работ, соединения рукавов между собой для подземного сообщения, вентиляции.

Освещение подземных выработок во время производства работ рекомендуется свечное, которое менее пожароопасно, нежели с помощью керосиновых фонарей. При снаряжении порохом камор возможно только электрическое освещение защищенными плафонами. Либо вообще зарядка должна производиться в полной темноте.

От автора.  Честно говоря, совершенно не представляю как возможно передвигаться по выработкам в кромешной тьме, да еще и с мешком пороха в руках. И уж вовсе невозможно засыпать порох в зарядный ящик. Но так сказано в учебнике. Ни одно средство освещения XIX века (исключая электрическое, да и то с применением двойных стеклянных колб) не обеспечивало достаточную безопасность при работе с черным порохом, который крайне чувствителен к малейшим искрам. Так что уж лучше пытаться исхитриться работать без освещения. нежели свести на нет усилия многих за многие недели.

Особой проблемой является вентиляция выработок. Уже на удалении нескольких метров от входа, особенно в выработках идущих вниз, естественный обмен воздуха  прекращается. А относительно небольшой объем воздуха в выработке быстро делается непригодным для дыхания и горения свечей.  Для решения этой проблемы предлагается химический или механический методы.

Химический метод  заключается  в:
1) опрыскивании внутренности галереи известковым молоком;
2) прокуривании галереи смесью из черной марганцовой перекиси и поваренной соли, разведенных серной кислотой и водой;
3) развешивании по стенам галереи парусины намоченной в уксусе и пр.

От автора.  Не будучи химиком мне трудно судить о химических реакциях углекислоты с вышеперечисленными реактивами, и о том, насколько они очищают от нее воздух и добавляют в него кислорода.   Как мне пояснил мой критик С.Павлов, во всяком случае, известковое молоко поглощает углекислый газ и тем самым  снижает его концентрацию.  Учебник же указывает только на то, что этих мер обычно недостаточно. Представляется, что  эти меры   давали   солдатам в большей степени лишь субъективное ощущение облегчения дыхания.

Механический метод заключается в том, что в выработку  подается свежий воздух. Самый простой, это просверливание в потолке  через каждые  3-4 метра наружу вертикальных шурфов диаметром 15 см. В шурф вставляется деревянная или металлическая труба.  Для усиления вентиляции могут использоваться меха. Однако, выходящие на поверхность трубы сильно демаскируют галерею.
Предпочтительна принудительная вентиляция подачей воздуха  в выработки  от приводимых вручную  воздуходувок.  Инженерные войска России для этих целей имели на вооружении "Центробежный вентилятор Динендаля" производительностью 85-113 литров воздуха в секунду при 30 оборотах рукоятки в минуту. Вес вентилятора 66 кг.
Заметим, что вентилятор должен не просто дуть воздух в выработку, а подавать его по трубам до самого места, а сами трубы должны проходить по полу выработки. Отработанный воздух в таком случае просто выдавливается наружу.

От автора замечание не по теме.  Очень оригинально решался вопрос вентиляции шахт в Чили, где добывают серебряную руду. Там не было никакой вентиляции, но проходчикам давали пневматические отбойные молотки.  Чем усерднее работаешь молотком, тем больше получаешь свежего воздуха. Об этом писали известные чешские путешественники И.Ганзелка и М.Зигмунд еще а начале пятидесятых годов XX в.

Особо стоит вопрос выдерживания заданного направления прокладки галереи и рукава как по горизонтали, так и по вертикали. Ведь под землей нет ориентиров, в направлении которых можно двигаться. Неизбежно  выработка начнет отклоняться от нужного направление по горизонтали и по вертикали.
Простой пример - где нибудь на открытом пространстве наметьте себе ориентир (например, дерево), в направлении которого вы намерены двигаться. Где нибудь на удалении 20-30 метров. Закройте глаза и шагайте. Ручаюсь, что вы отклонитесь в сторону хотя бы на 3-4 метра. То же самое происходит и под землей. Причин для этого несколько. Одна из них в том, что слои грунта неоднородны по прочности и плотности. Копающий невольно смещается в ту сторону, где грунт податливей.
И даже, если использовать длинные рейки,   прикладываемые к стене,  это позволяет выдерживать прямолинейность лишь на коротких расстояниях.

Еще более сложен вопрос выдерживания направления по вертикали. Да, используя плотничный уровень или пользуясь шлангом со стеклянными наконечниками (принцип сообщающихся сосудов), можно довольно точно выдерживать горизонтальность рукава или его уклон. Но дело в том, что поверхность земли не горизонтальна. Она то поднимается, то опускается. Например, в направлении форта она обычно идет на подъем, а от форта она может как идти на подъем (холмы, бугры и т.п.), так и на спуск (лощины, пониженные места и т.п.). Следовательно, требуется иметь вертикальный профиль местности (нивелировочный план) в направлении прокладки галереи.

Пренебрежение проблемой выдерживания направления по горизонтали и по вертикали, неграмотные действия при подземно-минных работах чревато серьезными неудачами. Тому яркий пример Порт-Артур. После тяжелых потерь (за август 1904 г. японская осадная армия потеряла до 30% личного состава) осаждающими было принято решение повести постепенную атаку на русские   форты II и III, и на укрепление №3.
Русские начали контрминные действия. Однако,   начав 1 октября вести первую галерею от форта II, уже 3 октября, пройдя всего чуть больше 5 метров, галерея внезапно вышла  на поверхность земли. Минеры не сумели учесть общее понижение местности.

 minborba-03-13.jpg (8264 bytes)Проблема определения и выдерживания направления под землей слишком обширна и сложна. Она требует отдельной серии статей. Пока лишь заметим, что в составе минных подразделений должны обязательно иметься квалифицированные специалисты в этой области, которые обучаются своем сложному ремеслу многие годы. Именуются они маркшейдерами.
Кроме того, минеры должны быть оснащены специальными приборами, позволяющими достаточно точно определять направления и углы. В минных ротах (до их ликвидации) саперных батальонов Русской Армии для этих целей на вооружении имелись теодолиты, в частности, обр. 1840г.

Однако, во второй половине XIX века, особенно с развитием нарезного стрелкового оружия и дальнобойной нарезной артиллерии, подземно-минной войной и в Европе и в России стали все больше и больше пренебрегать.
Несколько достаточно крупных войн второй половины XIX века (русско-турецкая война 1877-78 гг., австро-прусская война 1866г., франко-прусская война 1871 г.) оказались войнами маневренного характера, в которых подземно-минной войне места не нашлось. Это привело к тому, что большинство военных теоретиков стали полагать, что с развитием военной техники, транспортных средств, дальнобойной артиллерии, стреляющей снарядами с очень сильной взрывчаткой, война вообще станет краткосрочной, очень подвижной, и в ней не будет случаев многомесячных осад и долгих противостояний воюющих армий.
Подземно-минное дело в последней четверти XIX века стало постепенно отмирать. Минерные роты были переформированы в обычные саперные, обучение минному делу было сведено на нет. Постепенно были утрачены навыки минной войны, оборудование для быстрой отрывки подземных ходов не развивалось.

От автора.   В среде околовоенных писателей и журналистов давно бродит ехидная сентенция "Генералы всегда готовятся к прошедшей войне". Мол, будучи по природе консерваторами и ретроградами, не умея прогнозировать характер будущих войн на основе развития науки и техники, и пребывая в плену отживших представлений, генералы неправильно готовят армии, обучают солдат не тому, что необходимо в будущей войне. Это, мол и является причиной  как проигрышей сражений, так и поражений  в   целых войнах.
Дорого же России обошлось прогнозирование "с учетом новых видов оружия и развития военной науки". В Порт-Артуре  к началу осады  не оказалось ни минерных специалистов, ни соответствующего оснащения. Их вообще  к этому времени уже практически не было в Русской Армии. А вот японские "генералы-ретрограды" не поспешили строить армию на основе новейших достижений военной науки. И оказались в выигрыше.

И ведь Порт-Артур это только первое звено в цепочке неудач, которая в конце концов привела к проигрышу войны.   Освободившаяся после падения крепости (чему очень поспособствовала подземно-минная война)   осадная армия генерала Ноги значительно усилила японские войска в Маньчжурии, что тоже повлекло за собой для Русской Армии ряд поражений. Эскадра адмирала Рожественского шла ведь к Порт-Артуру. И внезапно цель всего похода была утрачена. И даже  не будь поражения при Цусиме, эскадра была обречена на гибель или по меньше мере на бездействие. Многие корабли не дошли бы до Владивостока из-за нехватки угля. А остальные оказались бы в порту с изношенными машинами, без снарядов. А Владивосток, который и стал то   городом только в 1871 г.,  в то время не располагал ни доками для ремонта корпусов больших кораблей, ни ремонтной базой, ни  складами снарядов для корабельных орудий. Да даже прокормить личный состав эскадры Владивосток не мог.
Такова оказалась цена "подготовки к войне с учетом новейших достижений военной науки и решительным отметанием всего старого и отжившего".

А вспомним тридцатые годы XX века. Тоже военная наука прогнозировала, что будущая война непременно будет химической с массированным применением отравляющих веществ. Во всех странах на создание химических арсеналов, развитие средств доставки отравляющих вещества были затрачены огромнейшие суммы. А сколько было потрачено драгоценных учебных часов не на обучение стрельбе и тактике, а на обучение личного состава защите от химоружия?
Состоялось применение химоружия во Второй Мировой? НЕТ!

Я все это говорю не к тому, что нужно напрочь отрицать опыт прошлого или наоборот держаться за него "аки слепой за стенку". Я к тому, что крайне сложно, почти невозможно, угадать как и к какой войне готовить войска. Ответ на это сможет дать только разразившаяся война. И только в ходе ее, а то и после ее окончания тот или иной полководец предстает перед нами в одеждах военного гения или наоборот - полной бездарности.

Так что прикусите языки, господа журналисты. Военное дело не терпит суеты и скорых оценок. Никто не знает и не может знать какой будет следующая война. Как пел Владимир Высоцкий: "Пророков нет в отечестве своем, да и в других отечествах не густо".

Итак, рукав доведен до нужного места. Время закладывать заряд взрывчатки и взрывать противника. Об этом в следующей части статьи.

Источники и литература

1.Подчертковъ, Яковлевъ.Саперное дъло для пъхоты и кавалерi. Типографiя П.П.Сойкина.С-Петербургъ.1897г
2..А.Iохеръ. Осадная война и минное искусство. Курсъ военныхъ училищъ. С.-Петербургъ 1888г.
3. Руководство и программа по подземному минному делу. Литературно-издат. отдел Политуправления РВСР. Москва. 1920г.
4.В.В.Яковлев. История крепостей. АСТ. Полигон. Москва. Санкт-Петербург 2000г.
5. Руководство по войсковым фортификационным сооружениям. Военное издательство МО СССР. Москва. 1962г.
6.А.Д. Сташевский. Кръпостная (сухопутная) и осадная артиллерiя. Кiевъ. 1890г.
7.Отчетъ о военно-инженерной дъятельности въ Восточную войну 1877 года. Тифлисъ. 1878г.
8. Личный фотоархив Веремеева Ю.Г.
9. Г.А.Дашевский. Подземно-минные работы. Военное издательство Наркомата обороны. Москва. 1944г.
10. I.Landmann. A treatise of mines. Printed by T.Bensley. London. 1815.
11. М.Виниченко. Оборона Порт-Артура. Подземное противостояние.Экспринт. Москва. 2006г.
12. Лёближуа. Долговременная фортификация. Государственное военное издательство. Москва. 1934г.
13. Н.Лангеншёльдъ. Орудiя нынъшней осадной артиллерiи. I. Типографiя "Артиллерiйскаго журнала". С-Петербургъ. 1885г.

TopList

 

 

©Веремеев Ю.Г., Мартыненко Ю.И.

Главная страница
-инженерное обеспечение боя

Заметки на полях.   В этой серии статей мы попеременно опираемся на сведения по крепостям то на  Кёнигсберг, то на Гермерсхайм.   Причина в том, что в одном городе родился и вырос один соавтор, в другом городе живет другой соавтор.

Разумеется, есть крепости и их сооружения значительно отличающиеся от того, что мы описываем. Но то, что можно видеть в этих двух крепостях,  уж слишком совпадает с тем, что пишет корифей крепостной фортификации Яковлев, и с тем, что описывается в учебнике для военных училищ издания 1890 года.

Правда, ни ту, ни другую крепость за все время их существования никто так и не  пытался взять  постепенной атакой.

Ирония истории - самые масштабные и ожесточенные подземно-минные действия в в   войнах России второй половины XIX- начала XX века произошли  возле крепостей не обладавших вообще никакой заблаговременно созданной   контр-минной системой. Это Севастополь  в 1854-55 гг. и Порт-Артур в 1904-05 гг.