Полевые невзрывные заграждения
Бундесвера
Часть 3
Большое проволочно-спиральное заграждение
(Gross S-Rollensperre)
Перед чтением этой статьи
рекомендуется прочитать статью "Проволочно-спиральное заграждение" с тем,
чтобы не было неясностей.
Большое проволочно-спиральное заграждение (разновидность
проволочно-спирального заграждения) более известно, в том числе и в
советских изданиях, касающихся невзрывных заграждений, под названием
"Спираль Бруно". Хотя в служебных источниках у нас его его
именуют " "Заграждение из проволочных спиралей".
Проволочная спираль в первую очередь предназначена для
остановки пехоты, однако при правильном техническом и тактическом применении
может останавливать колесные машины и значительно затруднять движение
гусеничных машин (в основном за счет наматывания прочной проволоки на
ходовую часть машины).
Для этого вида спирального заграждения используется
стальная колющая лента которая с помощью
зажимов закреплена на пружинистой стальной проволоке.
Проволока вместе с лентой свита в двойную спираль.
В нерастянутом виде (в
транспортном положении) проволочная спираль намотана на деревянную
рамку (Holzaussteifung). Рамка с намотанной спиралью укупоривается в
деревянную обрешетку.
Это все вместе называется "S-Rollenausstattung" и
является снабженческим изделием под наименованием
"STACHELBANDDRAHTAUSSTATTUNG, AUSZIEHBAR, 2000 mm Rollenlange, 955 mm
Rollendurchmesser, mit Holzaussteifung " и имеющим снабженческий номер
5660-12-147-4503.
На рамку намотано три
пакета спирали
размера 1 (S-Rolle Grosse 1), cнабженческий номер 5660-12-124-8813. Они
скреплены между собой.
Диаметр рамки 955 мм. Длина 2 метра. Вес
рамки со спиралью (без транспортировочной обрешетки) 348 кг., а
вес самой проволочной спирали 116 кг. На рамке
спираль намотана в 44 витка.
Из спирали, намотанной на рамку,
получается один ряд спирального заграждения длиной 120-130 метров.
Для
установки большого проволочно-спирального заграждения используется
установочное приспособление S-Rollen-Verlegegeraet, представляющее собой три
стальные кольцевые кассеты, соединенные в единый пакет.
На рисунке слева: Установочное приспособление для
установки большого проволочно-спирального заграждения. В одну из
кассет загружена спираль (рамка извлекается после
установки спирали в касету), две кассеты для
наглядности показаны пустыми. Ниже показаны салазки.
Снабженческое название приспособления -VERLEGEGERAET,
S-ROLLE.
Снабженческий номер 3830-12-144-4441.
Это приспособление может загружаться в кузов автомобиля
грузоподъемномтью 1.5 тонны или более или же буксироваться колесным
или гусеничным тягачом. В последнем случае, приспособление устанавливается
на салазки, входящие в комплект приспособления.
Масса приспособления без салазок 265
кг,
Рабочая масса с вложенными проволочными спиралями без салазок (для
загрузки в автомобиль) 625 кг. После закладки спиралей в приспособление,
рамки
извлекаются.
Рабочая масса с вложенными проволочными спиралями и салазками
848 кг.
Длина трехрядного большого проволочного заграждения из
одного комплекта 120-130 метров. Глубина 1.9м., высота 1.6 метра.
Время на установку 2-3 минуты.
Расчет 1 гефрайтер и 4 солдата (один из них водитель)
Необходимые силы и средства:
3 катушки со спиральной лентой,
1 приспособление для установки проволочных спиралей,
1 автомобиль грузоподъемностью 1.5 тонны или более,
2 топора с зацепом или кувалды,
4 пары защитных перчаток,
12 спецстоек или деревянных кольев.
Время перезарядки определяется наличием и типом
используемых грузоподъемных средств и составляет от 20 минут до 1 часа.
На снимке справа: начало установки большого
проволочно-спирального заграждения. Приспособоление для установки на
салазках буксируется автомобилем.
Начало каждой спирали закрепляется на грунте с помощью
вбитых кольев или спецстоек. Затем автомобиль трогается, а солдаты следят за
выдачей спирали, и при необходимости помогают правильной выдаче
спиралей с катушек.
Концы спиралей также закрепляются с помощью кольев или спецстоек. Через
каждые 20 метров в грунт вбиваются колья, к которым подвязывается ближняя
спираль, с тем, чтобы заграждение было невозможно сдвинуть. Кроме того,
через каждые несколько метров в грунт вбиваются анкерные стержни,
входящие в комплект катушек со спиральной лентой, с помощью которых
спираль своей нижней частью закрепляется на грунте.
Наставлением предусматривается, что заграждение
трехрядное, но при необходимости и в зависимости от наличия катушек со
спиралями возможна установка как двухрядного, так и однорядного заграждения.
В подобных случаях либо катушки расходуются поочередно, либо в
приспопобление загружается одна или две катушки.
Большое проволочно-спиральное заграждение предназначается
для прикрытия позиций пехоты, различных объектов, перекрытия дефиле. Кроме
того, в тактическом плане оно используется как оперативное противопехотное
заграждение на направления движения атакующего противника.
Ближняя граница заграждения при прикрытии позиций или
объектов. должна находиться не ближе 30-40 м. от расположения своих солдат
(т.е. больше, чем дальность броска ручной гранаты) и не дальше, чем 300-400
метров, поскольку на больших дальностях затрудняется прикрытие заграждения
огенем стрелкового оружия. А это является обязательным условием успешности
этого вида заграждений.
Разумется, совсем остановить противника, особенно,
движущегося на машинах, заграждение не сможет (если оно не прикрыто
огнем минометов и стрелкового оружия). Однако значительно замедлить движение
в состоянии.
В Наставлении не указано прямо, что в промежутках между спиралями следует
устанавливать противопехотные мины, поскольку Германия официально в рамках
Оттавской конвенции отказалась от использования этого вида оружия. Однако,
рекомендовано внутри спиралей устанавливать т.н. "скрытые
заряды" (versteckte Ladungen), которые юридически не попадают в категорию
противопехотных мин, но фактически таковыми являются.
Май 2015
Источники и литература
1. ZDv 3/701 VS-NfD. Sperren und Sprengen.
Heeresamt. Koeln. November 2006.
2. HDv 285/110 VS-NfD Kampfmittel fuer den Pionierdienst. Heeresamt. Koeln,
23. Mai 2003
3. Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное
издательство. Москва. 1989г.
4. Руководство по войсковым фортификационным сооружениям. Военное
издательство. Москва. 1962г.
5. Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное
издательство. Москва. 1984г.
---***---
|