Полевые невзрывные заграждения
Бундесвера

Часть 3
Большое проволочно-спиральное заграждение
(Gross S-Rollensperre)


bund-bruna-01.jpg (31349 bytes) Перед чтением этой статьи рекомендуется прочитать статью "Проволочно-спиральное заграждение" с тем, чтобы не было неясностей.

Большое проволочно-спиральное заграждение (разновидность проволочно-спирального заграждения)  более известно, в том числе и в советских изданиях, касающихся невзрывных заграждений, под названием "Спираль Бруно". Хотя в  служебных источниках у нас его  его именуют " "Заграждение из проволочных спиралей".

Проволочная спираль в первую очередь предназначена для остановки пехоты, однако при правильном техническом и тактическом применении может останавливать колесные машины и значительно затруднять движение гусеничных машин (в основном за счет наматывания прочной проволоки на ходовую часть машины).

Для этого вида спирального заграждения используется стальная колющая лента   которая    с помощью  зажимов закреплена  на пружинистой стальной проволоке.   Проволока вместе с лентой свита в двойную спираль.

bund-bruna-02.jpg (18906 bytes)В нерастянутом виде (в транспортном положении)  проволочная спираль намотана на деревянную рамку (Holzaussteifung). Рамка с намотанной спиралью  укупоривается в деревянную обрешетку. 
Это  все вместе  называется "S-Rollenausstattung" и является снабженческим изделием под наименованием "STACHELBANDDRAHTAUSSTATTUNG, AUSZIEHBAR, 2000 mm Rollenlange, 955 mm Rollendurchmesser, mit Holzaussteifung " и имеющим снабженческий номер 5660-12-147-4503.

На рамку намотано  три пакета  спирали размера 1 (S-Rolle Grosse 1), cнабженческий номер 5660-12-124-8813.  Они скреплены между собой.
Диаметр рамки  955 мм. Длина 2 метра. Вес рамки со спиралью  (без транспортировочной обрешетки) 348 кг., а вес самой проволочной спирали 116 кг. На рамке спираль намотана в 44 витка.

Из спирали, намотанной на рамку, получается один ряд спирального заграждения длиной 120-130 метров.

Для установки большого проволочно-спирального заграждения используется установочное приспособление S-Rollen-Verlegegeraet, представляющее собой три стальные  кольцевые кассеты, соединенные в единый пакет.

На рисунке слева: Установочное приспособление для установки большого проволочно-спирального заграждения.  В одну из кассет загружена  спираль (рамка извлекается после установки спирали в касету), две кассеты для наглядности показаны пустыми. Ниже показаны салазки.

Снабженческое название приспособления -VERLEGEGERAET, S-ROLLE.

Снабженческий номер  3830-12-144-4441.

Это приспособление может загружаться в кузов автомобиля грузоподъемномтью 1.5 тонны или более или же буксироваться  колесным или гусеничным тягачом. В последнем случае, приспособление устанавливается на салазки, входящие в комплект приспособления.

Масса  приспособления без салазок   265 кг,
Рабочая масса с вложенными  проволочными спиралями без салазок (для загрузки в автомобиль) 625 кг. После закладки спиралей в приспособление, рамки  извлекаются.
Рабочая масса с вложенными  проволочными спиралями  и салазками 848 кг.

Длина трехрядного большого проволочного заграждения из одного комплекта 120-130 метров. Глубина  1.9м., высота 1.6 метра.
Время на установку 2-3 минуты.
Расчет 1 гефрайтер и 4 солдата (один из них водитель)bund-bruna-04.jpg (19706 bytes)

Необходимые силы и средства:

3 катушки со спиральной лентой,
1 приспособление для  установки проволочных спиралей,
1 автомобиль грузоподъемностью 1.5 тонны или более,
2 топора с зацепом или кувалды,
4 пары защитных перчаток,
12 спецстоек  или деревянных кольев.

Время перезарядки определяется наличием и типом используемых грузоподъемных средств и составляет от 20 минут до 1 часа.

На снимке справа: начало установки большого проволочно-спирального заграждения. Приспособоление для установки на салазках буксируется автомобилем.

Начало каждой спирали закрепляется на грунте с помощью вбитых кольев или спецстоек. Затем автомобиль трогается, а солдаты следят за выдачей спирали, и при необходимости  помогают правильной выдаче спиралей  с катушек.
Концы спиралей также закрепляются с помощью кольев или спецстоек. Через каждые 20 метров в грунт вбиваются колья, к которым подвязывается ближняя спираль, с тем, чтобы заграждение было невозможно сдвинуть. Кроме того, через каждые несколько метров  в грунт вбиваются анкерные стержни, входящие в комплект катушек со спиральной лентой,  с помощью которых спираль своей нижней частью закрепляется на грунте.

Наставлением предусматривается, что заграждение трехрядное, но при необходимости и в зависимости от наличия катушек со спиралями возможна установка как двухрядного, так и однорядного заграждения. В подобных случаях либо катушки расходуются поочередно, либо в приспопобление загружается одна или две катушки.

Большое проволочно-спиральное заграждение предназначается для прикрытия позиций пехоты, различных объектов, перекрытия дефиле. Кроме того, в тактическом плане оно используется как оперативное противопехотное заграждение на направления движения атакующего противника.

Ближняя граница заграждения при прикрытии позиций или объектов. должна находиться не ближе 30-40 м. от расположения своих солдат  (т.е. больше, чем дальность броска ручной гранаты) и не дальше, чем 300-400 метров, поскольку на больших дальностях затрудняется прикрытие заграждения огенем стрелкового оружия. А это является обязательным условием успешности этого вида заграждений.

Разумется, совсем остановить противника, особенно, движущегося на  машинах, заграждение не сможет (если оно не прикрыто огнем минометов и стрелкового оружия). Однако значительно замедлить движение в состоянии.
В Наставлении не указано прямо, что в промежутках между спиралями следует устанавливать противопехотные мины, поскольку Германия официально в рамках Оттавской конвенции отказалась от использования этого вида оружия. Однако, рекомендовано внутри спиралей   устанавливать т.н. "скрытые заряды" (versteckte Ladungen), которые юридически не попадают в категорию противопехотных мин, но фактически таковыми являются.

Май 2015

Источники и литература

1. ZDv 3/701 VS-NfD.  Sperren und Sprengen. Heeresamt. Koeln. November 2006.
2. HDv 285/110 VS-NfD Kampfmittel fuer den Pionierdienst. Heeresamt. Koeln, 23. Mai 2003
3. Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство. Москва. 1989г.
4. Руководство по войсковым фортификационным сооружениям. Военное издательство. Москва. 1962г.
5. Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство. Москва. 1984г.

                                                                                                        ---***---
TopList

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерное обеспечение боя