Инженерное обеспечение боя

Бундесвер
(Bundeswehr)

Инженерно-техническая рота Тип А
( Сил Быстрого Реагирования)
(Technische Pionierkompanie Typ A (KRK))

Часть 1.

В Бундесвере в каждой дивизии  кроме основных бригад (танковых, панцергренадерских, горных, воздушно-десантных) составляющих боевую основу дивизий, и преобладание которых в дивизии определяет  ее название (танковая, панцергренадерская, горная)  имеются части и подразделения боевого обеспечения (инженерные, разведывательные, связи, химзащиты), а также  части и подразделения тылового обеспечения, обслуживания  и ремонта.

В числе  прочих частей боевого обеспечения каждая дивизия располагает инженерно-саперным батальоном (Pionierbatallion), который состоит:
*Рота штаба и снабжения,
*Бронесаперная рота,
*2 саперные роты,
*Инженерно-техническая рота,
*Полевая запасная рота.

В настоящей статье рассматривается инженерно-техническая  рота инженерно-саперного батальона дивизии.

Эта рота предназначена для обеспечения специалистами, инженерной техникой и оборудованием батальонных бронесаперной и двух саперных рот при выполнении теми задач инженерного обеспечения боевых действий дивизии. В зависимости от поставленных ротам задач  им могут на время придаваться как отдельные машины, так и целиком отделения или взвода из ИТР. Сама ИТР, как правило, самостоятельных задач не выполняет.

От автора.
Я взял на себя смелость перевести немецкое словосочетание Technische Pionierkompanie  не дословно (Техническая саперная рота), а контекстно, т.е.  инженерно-техническая рота. Так лучше раскрывается сущность этого подразделения, да и так называются подобные подразделения у нас.

Аббревиатура KRK (Kriesenreaktionskraefte) расшифровывается как "Силы Быстрого Реагирования" в отличие от аббревиатуры HVK (Hauptverteidigungskraefte), т.е. "Основные Силы". Однако, изучив штаты и  тех и других инженерных подразделений и частей, я пришел к выводу, что по смыслу KRK это то, что у нас называется частями   постоянной готовности. Т.е. это части, укомплектованные полностью и в мирное и в военное время.  Они  способны в любое время немедленно приступить к выполнению боевых задач.
А вот  HVK это части, в которых некоторые подразделения существуют только во время войны. Соответственно и численность личного состава в мирное время несколько меньше (на 25-40%).  У нас такие части называют "скадрованными".

Типы рот А, А1 или А2  указывают на различия в оснащении и составе их взводов.

Ниже все сведения даются только для военного времени. Особенности мирного времени будут оговариваться по тексту.

Структурная схема  инженерно-технической   роты типа А

PiKo-c-01.jpg (62402 bytes)

Цифры на схеме внутри прямоугольников означают количество в данном подразделении офицеров/унтер-офицеров/солдат = всего.
Знак синего цвета это  условный   тактический знак саперной роты (перевернутая буква Ш - признак инженерного подразделения, "гантель" над ним признак технического подразделения,   вертикальная черточка в верхней части прямоугольника- признак роты).

PiKo-c-02.jpg (913 bytes)Группа  управления роты. 
3 офицера, 3 унтер-офицера и 6 солдат. Всего 12 чел.
Включает в себя:
1. Командир роты (офицер).
2. Начальник инженерных работ (офицер).
3. Начальник группы управления (офицер).
4. Ротный фельдвебель (военнослужащий унтер-офицерского звания).
5. Фельдвебель службы снабжения (военнослужащий унтер-офицерского звания).
6. Унтер-офицер разведки (военнослужащий унтер-офицерского звания).
7-12. Рисовальщик, делопроизводитель, оператор ЭВМ, мотоциклист, радист, водители (солдаты).

От автора. Следует заметить, что термин "фельдвебель" в данном контексте следует понимать не как звание, а как должность. Примерно как у нас термин "старшина роты".
Также хочу заметить, что в Бундесвере   автомобильной  технике не присваиваются особые военные наименования, как это имело место в Вермахте, и конкретно не оговаривается, машины каких марок и производителей должны использоваться. Указывается лишь грузоподъемность  машины, степень ее вездеходности, тип кузова (бортовая, фургон и т.п.). Поэтому ниже на фотографиях читатель увидит машины, наиболее распространенные в Бундесвере, но совсем не обязательно, что во всех частях должны быть именно эти машины.
Тактический знак группы управления роты- прямоугольник с утолщенной верхней линией означает, что это штабное подразделение. Две жирные точки над ним - что это подразделение уровня отделения. Вертикальная черточка внутри знака указывает на то, что это штабное подразделение роты.

Начальник группы управления фактически заместитель командира роты. Он организует командный пункт роты  и его работу (разработка проектов приказов командира роты, передача приказов в подразделения, контроль за их выполнением, прием и обработка донесений, поддержание связи с вышестоящим командованием и т.п.

Техника группы управления ротой.PiKo-c-03.jpg (4598 bytes)

Один мотоцикл без коляски без коляски.(Krad gl).

От автора. Немцы и в Бундесвере сохраняют приверженность к мотоциклам как к средству связи, хотя подразделения в должно мере насыщены современными средствами радиосвязи. Впрочем, они не отказываются и от проводной телефонной связи., чего нельзя сказать об их союзниках американцах, у которых полевой телефон сегодня это уже экзотикPiKo-c-04.jpg (5583 bytes)а.

Один 8-местный легковой автомобиль. (Pkw 8 Sitze).

PiKo-c-05.jpg (7467 bytes)Один 5-местный легковой автомобиль пикап (Pkw 5 Sitze Pritsche).

От автора.  В армии ГДР  нас всегда удивляло и вызывало зависть большое количество военных легковых автомобилей в подразделениях. Уже командир роты ездил на неком подобии нашей Оки (знаменитый Трабант). В Бундесвере легковых автомобилей еще больше. Немцы вполне рационально подбирают автотехнику под решаемые задачи.

В нашей же армии легковой автомобиль всегда имелся только как личная машина командиров от полка и выше. УАЗик был своего рода символом высокого служебного положения. И никак не хотели начальники понять, что в той же роте ежедневно нужно выполнять множество мелких перевозок. То нужно завезти два ящика патронов на стрельбище, то отвезти обед взводу наPiKo-c-06.jpg (8110 bytes) танкодром, то старшине роты съездить на дивизионный склад за мылом для солдат. Ну и "возили воздух" на огромных Уралах, Камазах, в лучшем случае на ГАЗ-66. А любые разговоры на темы "А не худо было бы иметь в роте хотя бы один легкий автомобиль для служебных  нужд" воспринимали как покушение на генеральские привилегии. Как это, какой то там   лейтенант или прапорщик будет восседать в УАЗике наравне с полковником!

Два легких грузовых автомобиля под монтаж оборудования (Lkw gl le kurz RuestSTr)

PiKo-c-07.jpg (7019 bytes)Один  5-тонный  грузовой автомобиль с размещенной в кузове типа фургон аппаратуры  автоматической стандартизированной системы управления и контроля , планирования и информации  (Lkw 5 t tmil gl / Kabine  Fm A fuer FUEWES SPIA).

Примечание. По состоянию на 2001 год инженерно-саперные части   системой SPIA не располагали. Поставки оборудования и подключениеPiKo-c-08.jpg (7701 bytes) инженерно-саперных частей   Основных Сил к общей автоматизированной системе управления  Армии планировались на 2006 год.
Сведениями о том, насколько эти планы выполнены, автор не располагает.

PiKo-c-09.jpg (7655 bytes)Один грузовой  5-тонный автомобиль-вездеход -фургон (Lkw 5 t 4х4 tmil )

Один двухосный 7-тонный прицеп (Anh 4 Rad 7 t trsp).

Кроме группы управления в роте имеются два отделения не входящие в состав взводов, а подчиненные непосредственно командованию роты. Это отделение переправочных средств и водолазное отделение.

PiKo-c-10.jpg (1423 bytes)Отделение переправочных средств. 
2 унтер-офицера и 13 солдат. Всего  15 чел.
Предназначено для перевозки 20 штурмовых моторных лодок и 1 легкого наплавного пешеходного мостика.

PiKo-c-11.jpg (9829 bytes)Техника отделенияPiKo-c-12.jpg (5005 bytes)

Пять  5-тонных грузовых автомобилей-вездеходов (Lkw 5 t tmil glw)

Пять 2-осных 4-тонных  прицепов для перевозки штурмовых лодок (Anh 4 Rad 4 t trsp).

Двадцать 7-местных  штурмовых моторных лодок (Sturmboot)

PiKo-c-14.jpg (8005 bytes)Два   7-тонных грузовых автомобиля-вездехода (Lkw 7 t tmil gl) для перевозки комплекта наплавного пешеходного мостика.

PiKo-c-13.jpg (6379 bytes)

Два 2-осных 7-тонных прицепа (Anh 4 Rad 7 t trsp) для перевозки  комплекта наплавного пешеходного мостика.

Один комплект наплавного пешеходного мостика (Schuetzenschwimmsteg) длиной 144 метра.

От автора.   Это именно отделение переправочных средств, а не переправочное отделение. Раньше подобные подразделения называли парковыми.  Задача   такого подразделения возить, хранить и поддерживать в исправности определенное оборудование. А вот для использования этого оборудования назначаются солдаты из саперных рот батальона. Точнее, переправочные средства придаются саперному подразделению (роте или взводу), которое организует переправу пехоты.PiKo-c-15.jpg (17409 bytes)

Заметим, что в дивизионном инженерно-саперном батальоне Бундесвера нет ни плавающих транспортеров типа наших ПТС, ни гусеничных самоходных паромов типа наших ГСП или ПММ, ни понтонного полупарка типа ПМП. Т.е. дивизия Бундесвера своими  инженерными средствами переправить через водную преграду шириной более 54м.  тяжелое вооружение и технику не может.   Даже легковые автомобили. Только пехоту.

PiKo-c-16.jpg (1126 bytes)Водолазное отделение. 
3 унтер-офицера и 6 солдат. Всего 9 чел.

Техника отделения

PiKo-c-17.jpg (6838 bytes)Один легкий  грузовой автомобиль (Lkw gl le kurz)

Один 5-местный легковой автомобиль пикап (Pkw 5 Sitze Pritsche).

Один грузовой  5-тонный автомобиль-вездеход -фургон (Lkw 5 t 4х4 tmil ) PiKo-c-05.jpg (7467 bytes)

Один двухосный 7-тонный прицеп (Anh 4 Rad 7 t trsp).

Один воздушный компрессор (Atemluftverdichter)

Один 6,5-киловаттный 230/400- вольтовый бензоэлектрический агрегат (SEA 6,5 KW 230/400 V VS/DS 50 Hz vlb)

Один комплект оборудования для подводной связи (Unterwasser-Verstandigungsпeraet)

Сведений о собственно водолазном снаряжении в источниках не приведено.

Продолжение следует.

Октябрь 2013 г.

Источники

1.HDv 282/100 (zE).VS-NfD. Die Kompanien des Pionierbataillons. DSK H1240220257. Koeln. 5.Februar 2001.
2.HDv 280/100 (z E).Fuehrung der Pioniere. DSK HH160220054. Koeln.24. Oktober 1999.
3.HDv 281/100 (zE).VS-NfD. Die Bataillone der Pioniertruppe. DSK HH160220045. Koeln.10. August 2000 .
4.D.Stockkfisch. Der Reibert. verlag E.S.Mittler&Sohn GmbH. Berlin. Bonn. Hamburg. 1999
5. K.H.Schnell, H.G.Zimmermann. Taschenbuch Wehrausbildung. Walhalla. Berlin. Bonn. Regensburg. Oktober 1993.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
Инженерное обеспечение боя