Инженерное обеспечение боя
Бундесвер
(Bundeswehr)
Саперная рота типа А
( Основных Сил)
(Pionierkompanie A (HVK))
В Бундесвере в каждой дивизии кроме основных бригад
(танковых, панцергренадерских (мотострелковых), горных, воздушно-десантных)
составляющих боевую основу дивизий, имеются части и подразделения боевого
обеспечения, а также части и подразделения тылового обеспечения,
обслуживания, и ремонта.
В числе прочих частей боевого обеспечения каждая
дивизия располагает инженерно-саперным батальоном (Pionierbatallion),
который состоит:
*Рота штаба и снабжения,
*Бронесаперная рота,
*2 саперные роты,
*Инженерно-техническая рота,
*Полевая запасная рота.
В настоящей статье рассматривается саперная рота
инженерно-саперного батальона дивизии.
От автора.
Аббревиатура KRK (Kriesenreaktionskraefte) расшифровывается как "Силы
Быстрого Реагирования" в отличие от аббревиатуры HVK
(Hauptverteidigungskraefte), т.е. "Основные Силы". Однако, изучив штаты и
тех и других инженерных подразделений и частей, я пришел к выводу, что по
смыслу KRK это части постоянной готовности, т.е. это части, укомплектованные
полностью и в мирное и в военное время. Эти части способны немедленно
приступить к выполнению боевых задач.
А вот HVK это части, в которых некоторые подразделения существуют
только во время войны. Соответственно и численность личного состава в мирное
время несколько меньше (на 25-40%). У нас такие части называют
"скадрованными".
Типы рот А, А1 или А2 указывают на различия
в оснащении и составе их взводов.
Если бронесаперная рота инженерно-саперного батальона
дивизии и в мирное время и в военное относится к Силам Быстрого
Реагирования и содержится по одному и тому же штату, имея практически
одинаковую численность (в мирное время в роте на 1 унтер-офицера и 2 солдат
меньше, чем в военное), то численность саперной роты (Основных Сил) в мирное
время меньше на 43 человека. Кроме того, в мирное время в саперной роте не
три, а только два саперных взвода. А в минно-подрывном взводе в мирное время
не три расчета прицепных минных заградителей, а только два. При этом, в
мирное время при саперной роте проходят переподготовку приписанные к роте по
9 резервистов, которые заменяются другими после прохождения курса занятий.
Ниже все сведения даются только для военного времени.
Особенности мирного времени будут оговариваться по тексту. Обратите
внимание, что 2-м саперным взводом и минно-подрывным взводами
командуют не офицеры, а фельдвебели.
Заметим, что в инженерно-саперных батальонов некоторых
дивизий саперные роты могут и в мирное время содержаться по штату военного
времени.
От автора. Стоит заметить, что уровень
подготовки унтер-офицерского состава в германской армии
традиционно был очень высоким, что сохранилось и в Бундесвере. Этот уровень
вполне обеспечивает способность унтер-офицерского состава командовать
взводами. Фактически, в мирное время в саперной роте всего два офицера -
командир роты и командир 1-го взвода. Естественно, что второй офицер нужен
для замещения командира роты в его отсутствие. Ну а в военное время
еще один офицер пригодится для решения особо важных задач.
Так достигается экономия офицерского состава. Если у
нас на 59 человек личного состава полковой инженерно-саперной роты 4
офицера, то у немцев на 148 человек всего 3. К величайшему сожалению сегодня
в нашей армии при всем желании добиться, чтобы сержантский состав,
нанимаемый на контрактной основе, мог заменять офицеров на уровне взводов,
невозможно.
Во многом так сложилось традиционно, что у нас сержанты всегда считались
"нижними чинами", то бишь их всегда полагали теми же солдатами только с
"соплями на погонах", посему их обучению и подготовке как командиров и
специалистов не уделялось никакого внимания. А вот в
Германии унтер-офицер всегда по своему социальному и служебному положению
находился на том, уровне, на котором у нас офицеры вплоть до капитана.
Структурная схема саперной роты типа А
Цифры на схеме внутри прямоугольников означают количество
в данном подразделении офицеров/унтер-офицеров/солдат = всего.
Темным фоном выделены подразделения не существующие в мирное время.
Знак синего цвета это условный тактический знак саперной
роты (перевернутая буква Ш - признак инженерного подразделения, вертикальная
черточка в верхней части прямоугольника- признак роты).
Группа управления роты.
1 офицер, 4 унтер-офицера и 6 солдат. Всего
11 чел.
Включает в себя:
1. Командир роты (офицер).
2. Ротный фельдвебель (военнослужащий унтер-офицерского звания).
3. Начальник группы управления роты, он же фельдвебель химзащиты
(военнослужащий унтер-офицерского звания).
4. Фельдвебель службы снабжения (военнослужащий унтер-офицерского звания).
5. Унтер-офицер разведки (военнослужащий унтер-офицерского звания).
6. Рисовальщик, делопроизводитель, оператор ЭВМ, мотоциклист, радист,
водители (солдаты).
От автора. Следует заметить, что термин
"фельдвебель" в данном контексте следует понимать не как звание, а как
должность. Примерно как у нас термин "старшина роты".
Также хочу заметить, что в Бундесвере автомобильной
технике не присваиваются особые военные наименования, как это имело место в
Вермахте, и конкретно не оговаривается, машины каких марок и каких
производителей должны использоваться. Указывается лишь грузоподъемность
машины, степень ее вездеходности, тип кузова (бортовая, фургон и т.п.).
Поэтому ниже на фотографиях читатель увидит машины, наиболее
распространенные в Бундесвере, но совсем не обязательно, что во всех частях
должны быть именно эти машины.
Тактический знак группы управления роты- прямоугольник с утолщенной верхней
линией означает, что это штабное подразделение. Две жирные точки над ним -
что это подразделение уровня отделения. Вертикальная черточка внутри знака
указывает на то, что это штабное подразделение роты.
Группой управления роты командует начальник
группы. Разумеется, командиром роты он не командует. Из личного состава
группы управления создается командный пункт роты с которого ведется все
управление подразделениями роты. Собственно, это своего рода ротный штаб,
помогающий командиру роты. На КП роты стекается вся информация как из
подразделений, так и из штаба батальона, и из поддерживаемых боевых
частей дивизии. КП готовит предложения, проекты распоряжений. КП также
отслеживает исполнение подразделениями распоряжений командира роты, ведет
учет и отчетность.
Техника группы управления ротой.
Два мотоцикла без коляски ( в
мирное время мотоцикл один).
(Krad gl)
Один 8-местный легковой автомобиль.
(Pkw 8 Sitze)
От автора. Однако, немцы намерены воевать с
комфортом. Заметим, что в нашей полковой инженерно-саперной роте на все
управление роты(6 чел.) положен лишь один единственный БТР-70, который, к
тому же редко в какой роте имеется в наличии.
Впрочем, большая численность управления и обилие в ней машин дает как
отрицательный, так и положительный результат. С одной стороны в роте слишком
много людей, не занятых непосредственными боевыми действиями (114 чел.
против наших 59 при примерно равных боевых возможностях). С другой же
стороны тем самым обеспечивается хорошая управляемость, своевременность и
полнота отработки всех документов (донесения, распоряжения, карты, схемы),
своевременная поставка материальных средств (продовольствие, мины,
взрывчатка и т.п.), постоянная и надежная связь со своими подразделениями и
с вышестоящими инстанциями, что в свою очередь положительно сказывается на
эффективности действий роты.
Один 2-тонный грузовой автомобиль-вездеход с кузовом
фургон.
(Lkw 2 t tmil gl / Kabine I Fm B)
Один 5-тонный грузовой бортовой автомобиль.
(Lkw 5 t tmil)
Один легкий грузовой автомобиль-вездеход.
(Lkw gl le Kurz RuestSTr)
Один 5-тонный
грузовой автомобиль с размещенной в кузове типа фургон аппаратуры
автоматической стандартизированной системы управления и контроля ,
планирования и информации
(Lkw 5 t tmil gl / Kabine Fm A fuer FUEWES SPIA).
Примечание. По состоянию на 2001 год
инженерно-саперные части системой SPIA не располагали. Поставки
оборудования и подключение инженерно-саперных частей Основных
Сил к общей автоматизированной системе управления Армии планировались
на 2006 год.
Сведениями о том, насколько эти планы выполнены, автор не располагает.
Cаперный взвод.
В роте три таких взвода ( в мирное время
два взвода).
В 1-м и 3-м взводах 1 офицер, 4 унтер-офицеров и 32 солдат. Всего 37 чел.
Во 2-м взводе 5 унтер-офицеров и 32 солдата. Всего 37 чел.
3-й взвод имеется в роте только в военное время.
Взвод состоит из группы управления взвода и трех саперных отделений.
Группа управления 1-го и 3-го саперного
взвода. 1 офицер, 1 унтер-офицер, 2 солдат. Всего 4 чел.
Группа управления 2-го саперного взвода 2 унтер-офицера и 2 солдат.
Всего 4 чел.
Техника группы управления:
Один мотоцикл без коляски (Krad gl),
Один легкий грузовой автомобиль-вездеход (Lkw gl le Kurz RuestSTr)
Саперное отделение 1 унтер-офицер и
10 солдат. Всего 11 чел. (во взводе три таких отделения).
Техника бронесаперного отделения:
Один 5-тонный грузовой автомобиль-вездеход (Lkw 5 t tmil glw)
Один одноосный 1.5-тонный прицеп.
От автора. Изучая реальные
составы частей и подразделений во время Второй Мировой войны, становится
очевидно, что части и подразделения в военное время по численности наоборот
меньше, нежели в мирное время. Это происходит за счет потерь. И самая
большая мечта любого командира пополниться и довести численность своей части
хотя бы до половины штатной. Так что ротному следует рассчитывать, что на
войне у него будет иметься в лучшем случае два неполных саперных взвода.
Особенно принимая во внимание то, что в Бундесвере, как и в армии США
инженерно-саперный батальон помимо выполнения своих инженерных задач
является пехотным резервом командира дивизии. Т.е. его можно бросить в
бой, в качестве пехотного батальона. В нашей же армии еще приказом
Сталина № 0540 от 28 ноября 1941г. использование саперов не по штатному
предназначению категорически запрещалось. Сталин полагал, что своими
средствами саперы приносят куда больше пользы, нежели пехотными.
Минно-подрывной взвод.
Во взводе 9 унтер-офицеров и 16 солдат.
Всего 25 чел. В мирное время взвод меньше на 1 унтер-офицера и 1 солдата
От автора. Минно-подрывным взводом командует не офицер, а
фельдвебель.
Взвод состоит из группы управления, отделения минометателей (система
дистанционного минирования MiWS), трех расчетов прицепных минных
заградителей (в мирное время расчетов только два) и автотранспортного
отделения.
Группа управления минно-подрывного
взвода 2 унтер-офицера и 3 солдата. Всего 5 чел.
Техника группы управления:
Один мотоцикл без коляски (Krad gl). (Только в военное время)
Один легкий грузовой автомобиль-вездеход командира взвода (Lkw gl le Kurz
RüstSTr)
Отделение
минометателей 2 унтер-офицера и 2 солдата. Всего 4 чел.
Техника отделения минометателей:
Два минометателя "Скорпион" (Minenwefer Skorpion).
От автора. Два минометателя "Скорпион"
составляют систему минирования MiWS (Minewurfsystem Skorpion).
Расчет прицепного минного заградителя.
1 унтер-офицер и 1 солдат. Всего 2 чел.
Во взводе три расчета минных заградителей (в мирное время два расчета).
Техника расчета:
Один 7-тонный грузовой бортовой автомобиль (Lkw 5 7 gl).
Один прицепной минный заградитель MiV 85 (Minenwerleger MiV 85).
От автора. По конструкции и возможностям немецкий
прицепной минный заградитель (или раскладчик, если вам так больше нравится)
весьма схож с советским заградителем ПМЗ-4. Если Скорпион предназначен для
оперативного минирования в ходе боя, то прицепной заградитель, используя
обычные, так сказать традиционные, мины, предназначен для установки
противотанковых минных полей при подготовке к боевым действиям. В частности,
при подготовке дивизии к оборонительным действиям.
Автотранспортное отделение
1 унтер-офицер и 7 солдат. Всего 8 чел. (в мирное время только 2 солдата)
Техника отделения:
Три 7-тонных грузовых бортовых автомобиля-вездехода.
Три 2-осных 7-тонных прицепа.
Один 10-тонный грузовой бортовой автомобиль-вездеход с самопогрузчиком.
Возимый боекомплект мин:
-мины DM31-1440 шт.
-мины DM21- 70 шт.
-мины DM12 -35 шт.
-мины DM1274 - 1200 шт.
Команда средств инженерного вооружения.
1 унтер-офицер и 3 солдата. Всего 4 чел.
В состав взводов не входит, а подчинена напрямую командиру роты наравне со
взводами.
От автора. В прошлом подобные подразделения назывались, во
всяком случае в нашей армии, парковыми подразделениями. Такие подразделения
и даже части не выполняют самостоятельных инженерных задач. Их
предназначение - перевозка, хранение, обслуживание и
эксплуатация различных средств инженерного вооружения (электроагрегаты,
водяные насосы, буровые станки, легкие переправочные средства, различный
инструмент и оснащение), которые могут потребоваться при решении задач
инженерного обеспечения боя. По мере надобности эти средства придаются
саперным или минно-подрывному взводу.
Техника команды:
Один 2-тонный грузовой бортовой автомобиль-вездеход, в котором перевозится
комплект инженерного оборудования (PiGerSatz 2), включающий в себя
-буровой станок и отбойный молоток Кобра,
- мотопила,
- погружной водяной насос,
-подъемный агрегат,
-переносной 5-киловаттный электроагрегат,
-различный ручной и электрический инструмент (дрель, шлифовальная
машина, электрорубанок и т.п.).
Один 5-тонный грузовой бортовой
автомбиль-вездеход.
Один двухосный 4-тонный прицеп, на который загружены 10 штурмовых лодок и
5 подвесных лодочных моторов.
Вместимость одной лодки 8-10 солдат с вооружением.
Вместо штурмовых лодок жесткой конструкции в команде могут иметься на
снабжении резиновые надувные лодки вместимостью до 20 солдат.
Сводная таблица личного состава, транспортных средств и
вооружения роты:
|
Управление роты |
1 саперный взвод |
2 саперный взвод |
3 саперный взвод |
Минно-
подрывной взвод |
Команда инж. средств |
Всего |
Офицеры |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
3 |
Унтер-офицеры |
4 |
4 |
5 |
4 |
9 |
1 |
27 |
Солдаты |
6 |
32 |
32 |
32 |
16 |
3 |
121 |
Всего личного состава |
11 |
37 |
37 |
37 |
25 |
4 |
151 |
|
Мотоцикл без коляски |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
6 |
Легковой автомобиль 8-местный |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
Легкий грузовой автомобиль |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
4 |
Грузовой автомбиль-вездеход бортовой 2-тонный |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
Грузовой автомбиль-вездеход фургон 2-тонный |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
Грузовой автомобиль 5-тонный для системы SPIA |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
Грузовой бортовой автомбиль 5-тонный |
1 |
|
|
|
|
|
|
Грузовой бортовой автомбиль-вездеход 5-тонный |
|
3 |
3 |
3 |
|
|
9 |
Грузовой бортовой автомбиль 7-тонный |
|
|
|
|
3 |
|
3 |
Грузовой бортовой автомбиль-вездеход 7-тонный |
|
|
|
|
3 |
|
3 |
Грузовой автомобиль-вездеход 10-тонный с самопогрузчиком |
|
|
|
|
1 |
|
3 |
Минометатель "Скорпион" |
|
|
|
|
2 |
|
2 |
Прицепной минный заградитель MiV 85 |
|
|
|
|
3 |
|
3 |
Прицеп одноосный 1.5-тонный |
|
3 |
3 |
3 |
|
|
9 |
Прицеп двухосный 4-тонный |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
Прицеп двухосный 7-тонный |
|
|
|
|
3 |
|
3 |
Штурмовая лодка |
|
|
|
|
|
10 |
10 |
Подвесной лодочный мотор |
|
|
|
|
|
5 |
5 |
Переносной бензоэлектрический 5-киловаттный агрегат |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
Октябрь 2013 г.
Источники
1. HDv 282/100 (zE).VS-NfD. Die Kompanien des
Pionierbataillons. DSK H1240220257. Köln. 5.Februar 2001.
2. HDv 280/100 (z E).Führung der Pioniere. DSK HH160220054. Koeln.24.
Oktober 1999.
3. HDv 281/100 (zE).VS-NfD. Die Bataillone der Pioniertruppe. DSK
HH160220045. Köln.10. August 2000 .
4. D.Stockkfisch. Der Reibert. verlag E.S.Mittler&Sohn GmbH. Berlin. Bonn.
Hamburg. 1999
5. K.H.Schnell, H.G.Zimmermann. Taschenbuch Wehrausbildung. Walhalla.
Berlin. Bonn. Regensburg. Oktober 1993.
---***---
|