Инженерное обеспечение боя

Бундесвер
(Bundeswehr)

Бронесаперная рота типа А1
(Сил Быстрого Реагирования)
(Panzerpionierkompanie A1 KRK)

В Бундесвере в каждой дивизии  кроме основных бригад (танковых, панцергренадерских, горных, воздушно-десантных) составляющих боевую основу дивизий, имеются части и подразделения боевого обеспечения, а также  части и подразделения тылового обеспечения, обслуживания  и ремонта.

В числе  прочих частей боевого обеспечения каждая дивизия располагает инженерно-саперным батальоном (Pionierbatallion), который состоит:
*Рота штаба и снабжения,
*Бронесаперная рота,
*Две саперные роты,
*Инженерно-техническая рота,
*Полевая запасная рота.

В настоящей статье рассматривается бронесаперная рота инженерно-саперного батальона дивизии.

От автора. И вновь мы сталкиваемся с невозможностью однозначно и буквально переводить на русский язык (в том числе и с немецкого)  наименования частей и подразделений аналогичных по предназначению   российским.
Немецкое слово Pionier   в военном контексте у нас обычно переводится как  "сапер".   Соотвественно, и слова  Pionierkompanie, Pionierbatallion вроде бы следует переводить как "саперная рота" и "саперный батальон". Но как быть тогда с немецким термином Pioniertruppe? Если следовать логике, то получается "саперные войска". Однако, саперное дело это лишь одна из отраслей военно-инженерного дела наряду с минно-взрывной, понтонно-мостовой, мостовой, дорожно-строительной, фортификационной, маскировочной и рядом других отраслей.
Остается одно -  признать равноправность перевода на русский немецкого  термина "Pionier...." не по его буквальности, а по смыслу. Т.е.  и как "Саперный..", и  как "Инженерный...", и как "Инженерно-саперный..." в зависимости от того, как подобные части и подразделения именуются у нас.
Тогда следует переводить:
Pioniertruppen - инженерные войска,
Pionierbatallion - инженерно-саперный батальон,
Pionierkompanie -инженерно-саперная рота,
Pionierzug - саперный взвод.

В данной статье я взял на себя смелость перевести на русский слово Panzerpionierkompanie   как "бронесаперная рота", исходя из того, что "броне-инженерно-саперная рота" будет звучать длинно и коряво. В общем то ее отличие от   просто Pionierkompanie  состоит в том, что в первой саперные отделения передвигаются на бронетранспортерах, а во второй на грузовых автомобилях. Бронесаперная рота предназначена для действий в первом эшелоне дивизии, а саперная во втором эшелоне.

И еще.
Аббревиатура KRK (Kriesenreaktionskraefte) расшифровывается как "Силы Быстрого Реагирования" в отличие от аббревиатуры HVK (Hauptverteidigungskraefte), т.е. "Основные Силы". Однако, изучив штаты и  тех и других инженерных подразделений и частей, я пришел к выводу, что по смыслу KRK это части постоянной готовности, т.е. это части, укомплектованные личным составом и техникой полностью  уже в мирное время. Эти части способны немедленно приступить к выполнению боевых задач.
А вот  HVK это части, в которых некоторые подразделения существуют только во время войны, а остальные содержатся в неполном составе. Соответственно и численность личного состава в мирное время несколько меньше (на 25-40%).  У нас такие части называют "скадрованными".

Типы рот А, А1 или А2  указывают на различия в оснащении и составе их взводов.

Структурная схема бронесаперной роты типа А1

PiKo-a-01.jpg (38747 bytes)

Цифры на схеме внутри прямоугольников означают количество в данном подразделении офицеров/унтер-офицеров/солдат = всего.
Знак синего цвета это  условный   тактический знак бронесаперной роты (овал - признак бронемашин, перевернутая буква Ш - признак инженерного подразделения, вертикальная черточка в верхней части прямоугольника- признак роты).

Группа  управления роты. 
PiKo-a-09.jpg (913 bytes)1 офицер, 4 унтер-офицера и 8 солдат. Всего 13 чел.
Включает в себя:
1.Командир роты (офицер).
2. Ротный фельдвебель (военнослужащий унтер-офицерского звания).
3. Начальник группы управления роты, он же фельдвебель химзащиты (военнослужащий унтер-офицерского звания).
4. Фельдвебель службы снабжения (военнослужащий унтер-офицерского звания).
5.Унтер-офицер разведки (военнослужащий унтер-офицерского звания).
6. Рисовальщик, делопроизводитель, оператор ЭВМ, мотоциклист, радист, водители (солдаты).

От автора. Следует заметить, что термин "фельдвебель" в данном контексте следует понимать не как звание, а как должность. Примерно как у нас термин "старшина роты".
Также хочу заметить, что в Бундесвере   автомобильной  технике не присваиваются особые военные наименования, как это имело место в Вермахте, и конкретно не оговаривается, машины каких марок и производителей должны использоваться. Указывается лишь грузоподъемность  машины, степень ее вездеходности, тип кузова (бортовая, фургон и т.п.). Поэтому ниже на фотографиях читатель увидит машины, наиболее распространенные в Бундесвере, но совсем не обязательно, что во всех частях должны быть именно эти машины.

Группой управления роты командует начальник группы. Разумеется, командиром роты он не командует. Из личного состава группы управления создается командный пункт роты с которого ведется все управление подразделениями роты. Собственно, это своего рода штаб роты, помогающий командиру роты. На КП роты стекается вся информация как из подразделений, так и из штаба батальона, и из поддерживаемых  боевых частей дивизии. КП готовит предложения, проекты распоряжений. КП также отслеживает исполнениеPiKo-a-02.jpg (9567 bytes) подразделениями распоряжений командира роты, ведет учет и отчетность.

Техника группы управления ротой.

PiKo-a-03.jpg (10956 bytes)Два мотоцикла без коляски.

Один 8-местный легковой автомобиль.

От автора. Однако, немцы намерены воевать с комфортом. Заметим, что в нашей полковой инженерно-саперной роте на все управление роты (6 чел.) положен лишь один единственный БТР-70PiKo-a-04.jpg (15413 bytes), который, к тому же редко в какой роте имеется в наличии. Я здесь имею в виду советскую инженерно- саперную роту мотострелкового (танкового полка)  восьмидесятых годов.
Впрочем, большая численность  управления и обилие в немецкой роте  машин дает как отрицательный, так и положительный результат. С одной стороны в роте слишком много людей, не занятых непосредственно выполнением боевых задач (114 чел. против наших 59 при примерно равных боевых возможностях). С другой же стороны тем самым обеспечивается хорошая управляемость, своевременность и полнота отработки всех документов (донесения, распоряжения, карты, схемы), своевременная поставка материальных средств (продовольствие, мины, взрывчатка и т.п.), постоянная и надежная связь со своими подразделениями и с вышестоящими инстанциями, что в свою очередь положительно сказывается на эффективности действий роты.
PiKo-a-06.jpg (6392 bytes)

PiKo-a-05.jpg (21479 bytes)Один 5-тонный грузовой бортовой автомобиль-вездеход.

Один 2-тонный грузовой автомобиль-вездеход с кузовом фургон.

Один легкий грузовой автомобиль-вездеход.

Один  2-тонный  грузовой автомобиль-вездеход с размещенной в кузове типа фургон аппаратуры  автоматической стандартизированной системы управления и контроля , планирования и информации (Fuewes SPIA).

Примечание. По состоянию на 2001 год инженерно-саперные части   системой SPIA не располагали. Поставки оборудования и подключение PiKo-a-07.jpg (8323 bytes)инженерно-саперных частей и подразделений Сил Быстрого Реагирования  к общей автоматизированнойPiKo-a-08.jpg (23119 bytes) системе управления  Армии планировались на 2005 год, остальные инженерно-саперные части должны были подключиться в 2006 году.
Сведениями о том, насколько эти планы выполнены, автор не располагает.

Один бронетранспортер TPz1 Fuchs.

Бронесаперный взвод.
PiKo-a-10.jpg (2046 bytes)В роте два таких взвода.
Во взводе 1 офицер, 5 унтер-офицеров и 30 солдат. Всего 36 чел.
Взвод состоит из группы управления взвода и четырех бронесаперных отделений.

PiKo-a-11.jpg (1345 bytes)Группа управления бронесаперного взвода. 1 офицер, 1 унтер-офицер, 6 солдат. Всего 8 чел
Техника группы управления:
Один мотоцикл без коляски,
Один легкий грузовой автомобиль-вездеход командира взвода.
Один легкий грузовой автомобиль-вездеход   заместителя командира взвода с пусковой установкой ПТУР PARS 3

От автора. Это все тот же автомобиль наподобие нашего УАЗ-469 (Lkw gl le Kurz), но он приспособлен для пуска ПТУР PARS 3.

Один бронетранспортер TPz1 Fuchs.PiKo-a-13.jpg (8683 bytes)

PiKo-a-12.jpg (1576 bytes)Бронесаперное отделение 1 унтер-офицер и 6 солдат. Всего 7 чел. (во взводе четыре таких отделения).
Техника бронесаперного отделения:
Один бронетранспортер TPz1 Fuchs.
Один одноосный 1.5-тонный прицеп.

Минно-подрывной  взвод.
PiKo-a-14.jpg (1983 bytes)Во взводе 9 унтер-офицеров и 16 солдат. Всего 25 чел.

От автора.  Минно-подрывным взводом командует не офицер, а фельдвебель.

Взвод состоит из группы управления, отделения минометателей (система дистанционного минирования MiWS), четырех расчетов прицепных минных раскладчиков (заградителей) MiV 85  и автотранспортного отделения.

PiKo-a-11.jpg (1345 bytes)Группа управления минно-подрывного взвода 2 унтер-офицера и 3 солдата. Всего 5 чел.
Техника группы управления:
Один мотоцикл без коляски,
Один легкий грузовой автомобиль-вездеход командира взвода.
Один 2-тонный грузовой автомобиль-вездеход с кузовом фургон.

PiKo-a-15.jpg (1292 bytes)PiKo-a-16.jpg (14543 bytes)Отделение минометателей 2 унтер-офицера и 2 солдата. Всего 4 чел.
Техника отделения минометателей:
Два минометателя "Скорпион".

От автора.  Два минометателя   "Скорпион" (MineWerfer Skorpion) составляют систему минирования MiWS (Minewurfsystem Skorpion). У нас эту систему относят к системам дистанционного минирования, хотя по сути дела она таковой не является. Сам термин предполагает, что установщик мин во время минирования на поле не находится. Вот системы, устанавливающие мины с помощью ракет, самолетов или вертолетов это, пожалуй, системы дистанционного минирования.
Впрочем, это лишь мнение автора.

PiKo-a-17.jpg (1155 bytes)PiKo-a-18.jpg (14737 bytes)Расчет прицепного минного заградителя. 1 унтер-офицер и 1 солдат. Всего 2 чел.
Во взводе четыре расчета минных заградителей.
Техника расчета:
Один 7-тонный грузовой бортовой автомобиль-вездеход.
Один прицепной минный заградитель MiV 85

От автора.  По конструкции и возможностям немецкий прицепной минный заградитель (или раскладчик, если вам так больше нравится) весьма схож с советским заградителем ПМЗ-4. Если Скорпион предназначен для оперативного минирования в ходе боя, то прицепной заградитель, используя обычные, так сказать традиционные,  противотанковые мины  DM31, предназначен для установки противотанковых минных полей при подготовке к боевым действиям. В частности, при подготовке дивизии к оборонительным действиям.PiKo-a-20.jpg (22518 bytes)

PiKo-a-19.jpg (1177 bytes)Автотранспортное отделение 1 унтер-офицер и 7 солдат. Всего 8 чел.
Техника отделения:
Три 7-тонных грузовых бортовых автомобиля-вездехода.
PiKo-a-21.jpg (6557 bytes)Три 2-осных 7-тонных прицепа.
Один 10-тонный грузовой бортовой автомобиль-вездеход с самопогрузчиком.

Возимый боекомплект мин:
-мины DM31-1440 шт.
-мины DM21- 70 шт.
-мины DM12 -35 шт.
-мины DM1274 - 1200 шт.

PiKo-a-22.jpg (1302 bytes)Команда средств инженерного вооружения. 1 унтер-офицер и 3 солдата. Всего 4 чел.
В состав взводов не входит, а подчинена напрямую командиру роты наравне со взводами.

От автора. В прошлом подобные подразделения назывались, во всяком случае в Русской  Армии до революции, парковыми подразделениями. Такие подразделения и даже части не выполняют самостоятельных инженерных задач. Их предназначение  - перевозка,  хранение, обслуживание и эксплуатация различных средств инженерного вооружения (электроагрегаты, водяные насосы, буровые станки, легкие переправочные средства, различный инструмент и оснащение), которые могут потребоваться саперам при решении задач инженерного обеспечения боя. По мере надобности эти средства придаются саперным или минно-подрывному взводу.

Техника команды:
Один 2-тонный грузовой бортовой автомобиль-вездеход, в котором перевозится комплект инженерного оборудования (PiGerSatz 2),PiKo-a-23.jpg (13937 bytes) включающий в себя
                                  -буровой станок и отбойный молоток Кобра,
                                 - мотопила,
                                 - погружной водяной насос,
                                 -подъемный агрегат,
                                 -переносной 5-киловаттный бензиновый электроагрегат,
                                 -различный ручной и электрический инструмент (дрель, шлифовальная
                                  машина, электрорубанок и т.п.).

PiKo-a-24.jpg (7426 bytes)Один 5-тонный грузовой бортовой автомбиль-вездеход.

Один двухосный 4-тонный прицеп, на который загружены 10 штурмовых лодок и 5 подвесных лодочных моторов.

Вместимость одной лодки 8-10 солдат с вооружением.

Вместо штурмовых лодок жесткой конструкции в команде могут иметься на снабжении резиновые надувные лодки вместимостью до 20 солдат.

Сводная таблица личного состава, транспортных средств и вооружения роты:

  Управление роты 1 бронесаперный взвод 2 бронесаперный взвод Минно-подрывной взвод Команда инж. средств Всего
Офицеры 1 1 1 - - 3
Унтер-офицеры 4 5 5 9 1 24
Солдаты 8 30 30 16 3 87
Всего личного состава 13 36 36 25 4 114
 
Мотоцикл без коляски 2 1 1 1   5
Легковой автомобиль 8-местный 1         1
Легкий грузовой автомобиль 1 1 1 1   4
Легкий грузовой автомобиль с ПТУР PARS 3   1 1     2
Грузовой автомобиль 2-тонный для   системы SPIA 1         1
Грузовой автомбиль-вездеход бортовой   2-тонный         1 1
Грузовой автомбиль-вездеход фургон   2-тонный 1     1   2
Грузовой бортовой автомбиль-вездеход 5-тонный 1       1 2
Грузовой бортовой автомбиль-вездеход 7-тонный       7   7
Грузовой автомобиль-вездеход 10-тонный с самопогрузчиком       1   1
Бронетранспортер TPz1 1 4 4     9
Минометатель "Скорпион"       2   2
Прицепной минный заградитель MiV 85       4   4
Прицеп одноосный 1.5-тонный   4 4     8
Прицеп двухосный 4-тонный         1 1
Прицеп двухосный 7-тонный       3   3
Штурмовая  лодка         10 10
Подвесной лодочный мотор         5 5
Переносной бензоэлектрический 5-киловаттный агрегат         1 1

P.S.
В общем то получается, что в роте чисто инженерной техники всего ничего. Два Скорпиона, четыре прицепных минных заградителя, 10 лодок, да один электрогенератор. Без поддержки инженерными машинами из инженерно-технической роты бронесаперная рота самостоятельно только что и может, так это устанавливать мины. Впрочем, тактика использования подразделений батальона как раз и предусматривает в зависимости от  решаемых задач усиление бронесаперной роты специальной техникой из инженерно-технической роты, которая в основном является своего рода резервом техники.

Источники

1.HDv 282/100 (zE).VS-NfD. Die Kompanien des Pionierbataillons. DSK H1240220257. Koeln. 5.Februar 2001.
2.HDv 280/100 (z E).Fuehrung der Pioniere. DSK HH160220054. Koeln.24. Oktober 1999.
3.HDv 281/100 (zE).VS-NfD. Die Bataillone der Pioniertruppe. DSK HH160220045. Koeln.10. August 2000 .
4.D.Stockkfisch. Der Reibert. verlag E.S.Mittler&Sohn GmbH. Berlin. Bonn. Hamburg. 1999
5. K.H.Schnell, H.G.Zimmermann. Taschenbuch Wehrausbildung. Walhalla. Berlin. Bonn. Regensburg. Oktober 1993.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
Инженерное обеспечение боя

Заметки на полях.  В общем то эта бронесаперная рота при всем том, что она вдвое больше по численности нежели российская полковая инженерно-саперная рота, имеет куда как меньшие возможности. В ней нет ни землеройных машин,  ни минных тралов, ни мостоукладчиков, ни дорожных машин. Как то все сосредоточено на транспорте и управлении. Единственное преимущество - это больше средств механизации   минирования. Впрочем, вроде как в нашу полковую роту уже введен взвод УМЗ.

Да и дивизионный инженерно-саперный батальон у немцев по возможностям сильно уступает нашему. Хотя, рассматривая служебные Руководства  Бундесвера, складывается впечатление, что у них все заточено на защите собственной территории и Бундесвер намерен действовать в тесном контакте со своими  территориальными военными и гражданскими структурами. Все оснащение подобрано, исходя из условий местности Западной Европы и местных   ресурсов.
Проще говоря, хотя Германия член крайне агрессивного антироссийского военного блока НАТО, военная доктрина страны сугубо оборонительная.